рабочие программы по обж
методическая разработка по обж (6 класс) на тему

Землянуха Евгения Евгеньевна

Предлагаю рабочие программы по обж 2014 года по программе А.Т. Смирнова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 137

Утверждаю

Директор

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137

__________ Н.В.Михайлова

«____»___________  2014 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137

__________ С.А.Бундина

 «____»__________  2014 г.

Рассмотрено

на ШМО учителей

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137 (протокол № ___)

«____»___________  2014 г.

_________________________

_________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу)«Основы безопасности жизнедеятельности»

5 класс

                                                Разработчик:

                                                                                         Учитель ОБЖ

              (предмет)

                                                                                         Землянуха Евгения Евгеньевна

               (Ф.И.О.)

2014 год


Пояснительная записка к рабочей учебной программе

по ОБЖ 5 класс

Нормативно-правовая база

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена на основе:

  • Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст32) ( в редакции Федерального закона от 17.07.2009№148-ФЗ);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Федерального  Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

  • – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • – «Об охране окружающей природной среды»;
  • – «О пожарной безопасности»;
  • – «О гражданской обороне»;
  • – «О безопасности дорожного движения» и др.

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы») / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г.  и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

   Примерные программы основного общего образования. ОБЖ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020551-разработанной на  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004; 
(Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана).

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 137 на 2014-2015 учебный год.
  • Программа курса ОБЖ для 5-11  классов ОУ. Сост. Смирнов А.Т.    -  М.: Просвещение. 2011;

Программе соответствует учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. М. Просвещение. 2011г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в учебном году отводится 1 час в неделю, итого 35 учебных часа для преподавания в классе базового профиля.

 Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели:

 Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий,  доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений действовать в ЧС, соблюдать правила ТБ, оснвы здорового образа жизни.

Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения практических занятий, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;

Задачи:

  1. Формирование знаний основ науки
  2. Развитие умений наблюдать и объяснять  явления
  3. Соблюдать правила техники безопасности
  4. Развивать интерес к предмету как возможной области будущей практической деятельности
  5. Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
  6. Патриотическое воспитание.

                Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: - создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы;

- развитие индивидуальности  каждого ребенка.

          


Содержание программы курса  5 КЛАСС   

Модуль 1  Основы комплексной безопасности

1.Человек, среда его обитания, безопасность человека

Роль городов в развитии человеческого общества. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

     Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.

        Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

     Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.

     Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения опасных и чрезвычайных ситуаций.

3. Опасные ситуации техногенного характера

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.

Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Пешеход – участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Общие обязанности водителя.

    Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

    Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту.

3. Опасные ситуации природного характера

 Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

    Водоемы в черте города. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

4. Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

      Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.

Взрывное устройство на улице.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного  характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного  характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного  характера.

    Чрезвычайные ситуации техногенного  характера: аварии на радиационно-опасных объектах, аварии на пожаро-взрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного   характера.

      Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

     Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Организация эвакуации населения.

Р 3 Основы здорового образа жизни

  1. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

 Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим труда и отдыха. Режим дня. Двигательная активность и систематические занятия физической культурой. Основные понятия о рациональном питании.

7. Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.

Модуль 2 Р 4. Основы медицинских знаний  и оказание первой медицинской помощи

8 Первая медицинская помощь и правила ее оказания

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. Ситуации, при которых следует немедленно вызвать «скорую помощь», правила ее вызова. Содержание аптечки.

       Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

       Отравления. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.


 

Учебно-тематический план  ОБЖ 5 класс

Для обеспечения наиболее эффективной организации учебного процесса с учетом специфики содержания курса ОБЖ была сохранена модульная структура построения содержания программы, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5 классе с учетом перспектив его развития.

Учебные модули

Разделы

М - I. Основы безопасности личности, общества и государства

Р - I. Основы комплексной безопасности

Р - II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

М - II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

P - III. Основы здорового образа жизни

P - IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 5 класса должен знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;  
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной  защиты (ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской    аптечкой);
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
  • использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Критерии оценивания

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Оценка тестов.

В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

Оценка “4” может быть поставлена за  - 75% - 90%правильных ответов.

Оценка “5” учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов, при условии правильного решения заданий части «С».


Учебно-методический комплекс:

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.

Литература для учителя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова. – 4-е изд.  – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.: ил.
  2. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  3. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  6. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  7. Конституция РФ.
  8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  9. Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
  10. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
  11. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
  12. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  13. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  14. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
  15. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
  16. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
  17. Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
  18. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  19. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
  20. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  21. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).

Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.

  • Компьютерные презентации.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет — ресурсов: 

http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).

http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности)

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям

http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)

http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)

vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.

www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, обж



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 137

Утверждаю

Директор

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137

__________ Н.В.Михайлова

«____»___________  2014 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137

__________ С.А.Бундина

 «____»__________  2014 г.

Рассмотрено

на ШМО учителей

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137 (протокол № ___)

«____»___________  2014 г.

_________________________

_________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу)«Основы безопасности жизнедеятельности»

6 класс

                                               Разработчик:

                                                                               Учитель ОБЖ

                                                                                                                                (предмет)

                                                                               Землянуха Евгения Евгеньевна

 (Ф.И.О.)

2014 год


Пояснительная записка к рабочей учебной программе

по ОБЖ 6 класс

Нормативно-правовая база

Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса составлена на основе:

  • Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст32) ( в редакции Федерального закона от 17.07.2009№148-ФЗ);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Федерального  Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

  • – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • – «Об охране окружающей природной среды»;
  • – «О пожарной безопасности»;
  • – «О гражданской обороне»;
  • – «О безопасности дорожного движения» и др.

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы») / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г.  и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

   Примерные программы основного общего образования. ОБЖ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020551-разработанной на  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004; 
(Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана).

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 137 на 2014-2015 учебный год.
  • Программа курса ОБЖ для 5-11  классов ОУ. Сост. Смирнов А.Т.    -  М.: Просвещение. 2011;

Программе соответствует учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. М. Просвещение. 2011г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в учебном году отводится 1 час в неделю, итого 35 учебных часа для преподавания в классе базового профиля.

 Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели:

 Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий,  доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений действовать в ЧС, соблюдать правила ТБ, осноы здорового образа жизни.

Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения практических занятий, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;

Задачи:

  1. Формирование знаний основ науки
  2. Развитие умений наблюдать и объяснять  явления
  3. Соблюдать правила техники безопасности
  4. Развивать интерес к предмету как возможной области будущей практической деятельности
  5. Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
  6. Патриотическое воспитание.

                Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: - создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы;

- развитие индивидуальности  каждого ребенка.

          


Содержание программы курса  6 КЛАСС   

Модуль 1  Основы безопасности личности,  общества и государства

р 1 Основы комплексной безопасности 1. Подготовка к активному отдыху на природе

  • Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
  • Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.
  • Определение своего места нахождения и направления движения на местности.
  • Подготовка к выходу на природу. Порядок движения помаршруту.
  • Определение места для бивака и организация биначных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление ПИЩИ на костре.
  • Определение необходимого снаряжения для похода.

Тест по теме 1.

2. Активный отдых на природе и безопасность

2.1Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий. Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Тест по теме 2.

3.        Обеспечение безопасности при автономном существовании че
ловека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Добровольная автономия. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей, подача сигналов бедствия.

Вынужденная автономия. Особенности выживания человека в чрезвычайной ситуации.

4.         Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия и способы защиты от них.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Р 3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

5.        Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской

помощи

  1. Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской   помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
  2. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потёртостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях

связок.

  1. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
  2. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

тест по теме 5.

6.        Здоровье человека и факторы, на него влияющие

  1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
  2. Компьютер и его влияние на здоровье.
  3. Влияние   неблагоприятной   окружающей   среды   на   здоровье

человека.

  • Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
  • Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.


 

Учебно-тематический план  ОБЖ 6 класс

Для обеспечения наиболее эффективной организации учебного процесса с учетом специфики содержания курса ОБЖ была сохранена модульная структура построения содержания программы, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 6 классе с учетом перспектив его развития.

М-1

Основы безопасности личности,  общества и государства 

Р-1

Основы комплексной безопасности 

Тема 1

Подготовка к активному отдыху 

на природе 

Тема 2

Активный отдых на природе  и безопасность 

Тема 3

Дальний (внутренний) и выездной  туризм. Меры безопасности 

Тема 4

Обеспечение безопасности при  автономном существовании человека 

в природной среде 

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях 

P-III

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Тема 7

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

P-V

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

P- IV

Основы здорового образа жизни 

Тема 9

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

Требования к уровню подготовки учащихся:В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6 классах ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;
  •         основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1.  обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  2.  активного отдыха в природных условиях;
  3.  оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Критерии оценивания

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Оценка тестов.

В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

Оценка “4” может быть поставлена за  - 75% - 90%правильных ответов.

Оценка “5” учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов, при условии правильного решения заданий части «С».


Учебно-методический комплекс:

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2011.

Литература для учителя:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова. – 4-е изд.  – М.: Просвещение, 2012. – 171 с.: ил.
  • Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  • Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
  • Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  • Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  • Конституция РФ.
  • Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  • Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
  • ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
  • ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
  • Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  • Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
  • Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
  • Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
  • Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
  • Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
  • Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
  • Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.

       Компьютерные презентации.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет — ресурсов: 

http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).

http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности)

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям

http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)

http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)

vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
wwrusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, обж



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 137

Утверждаю

Директор

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137

__________ Н.В.Михайлова

«____»___________  2014 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137

__________ С.А.Бундина

 «____»__________  2014 г.

Рассмотрено

на ШМО учителей

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137 (протокол № ___)

«____»___________  2014 г.

_________________________

_________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу)«Основы безопасности жизнедеятельности»

8 класс

                                                Разработчик:

                                                                                         Учитель ОБЖ

              (предмет)

                                                                                         Землянуха Евгения Евгеньевна

               (Ф.И.О.)

2014 год


Пояснительная записка к рабочей учебной программе

по ОБЖ 8 класс

Нормативно-правовая база

Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена на основе:

  • Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст32) ( в редакции Федерального закона от 17.07.2009№148-ФЗ);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Федерального  Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

  • – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • – «Об охране окружающей природной среды»;
  • – «О пожарной безопасности»;
  • – «О гражданской обороне»;
  • – «О безопасности дорожного движения» и др.

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы») / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г.  и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

   Примерные программы основного общего образования. ОБЖ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020551-разработанной на  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004; 
(Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана).

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 137 на 2014-2015 учебный год.
  • Программа курса ОБЖ для 5-11  классов ОУ. Сост. Смирнов А.Т.    -  М.: Просвещение. 2011;

Программе соответствует учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. М. Просвещение. 2012г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в учебном году отводится 1 час в неделю, итого 35 учебных часа для преподавания в классе базового профиля.

 Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели:

 Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий,  доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений действовать в ЧС, соблюдать правила ТБ, основы здорового образа жизни.

Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения практических занятий, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;

Задачи:

  1. Формирование знаний основ науки
  2. Развитие умений наблюдать и объяснять  явления
  3. Соблюдать правила техники безопасности
  4. Развивать интерес к предмету как возможной области будущей практической деятельности
  5. Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
  6. Патриотическое воспитание.

                Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: - создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы;

- развитие индивидуальности  каждого ребенка.

          


Содержание программы курса  8 КЛАСС   

Модуль 1  Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

  • Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

  • Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

  • Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

  • Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ

  • Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  • Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.

Раздел III.ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  • Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

  • Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.  

Учебно-тематический план  ОБЖ 8 класс

Для обеспечения наиболее эффективной организации учебного процесса с учетом специфики содержания курса ОБЖ была сохранена модульная структура построения содержания программы, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 7 классе с учетом перспектив его развития.

№ раздела и темы

Наименование темы.

I.

Модуль 1 Основы комплексной безопасности личности, общества, государства

Обеспечение личной безопасности в повседневной  жизни

1

Пожарная безопасность

2

Безопасность на дорогах

3

Безопасность на водоемах

4

Экология и безопасность

II

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.

6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

III

Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа  жизни

7

Основы здорового образа жизни.

8

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Требования к уровню подготовки учащихся:В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;
  •         основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1.  обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  2.  активного отдыха в природных условиях;
  3.  оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Критерии оценивания

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.


Учебно-методический комплекс:

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2011.

Литература для учителя:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова. – 4-е изд.  – М.: Просвещение, 2012. – 171 с.: ил.
  • Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  • Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
  • Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  • Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  • Конституция РФ.
  • Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  • Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
  • ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
  • ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
  • Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  • Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
  • Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
  • Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
  • Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
  • Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
  • Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
  • Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.

       Компьютерные презентации.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет — ресурсов: 

http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).

http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности)

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям

http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)

http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)

vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
wwrusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, обж



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 137

Утверждаю

Директор

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137

__________ Н.В.Михайлова

«____»___________  2014 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137

__________ С.А.Бундина

 «____»__________  2014 г.

Рассмотрено

на ШМО учителей

МБОУ средней

общеобразовательной

школы № 137 (протокол № ___)

«____»___________  2014 г.

_________________________

_________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу)«Основы безопасности жизнедеятельности»

9 класс

                                                Разработчик:

                                                                                         Учитель ОБЖ

              (предмет)

                                                                                         Землянуха Евгения Евгеньевна

               (Ф.И.О.)

2014 год


Пояснительная записка к рабочей учебной программе

по ОБЖ 9 класс

Нормативно-правовая база

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена на основе:

  • Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст32) ( в редакции Федерального закона от 17.07.2009№148-ФЗ);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Федерального  Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

  • – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • – «Об охране окружающей природной среды»;
  • – «О пожарной безопасности»;
  • – «О гражданской обороне»;
  • – «О безопасности дорожного движения» и др.

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы») / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г.  и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

   Примерные программы основного общего образования. ОБЖ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020551-разработанной на  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004; 
(Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана).

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 137 на 2014-2015 учебный год.
  • Программа курса ОБЖ для 5-11  классов ОУ. Сост. Смирнов А.Т.    -  М.: Просвещение. 2011;

Программе соответствует учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. М. Просвещение. 2012г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в учебном году отводится 1 час в неделю, итого 35 учебных часа для преподавания в классе базового профиля.

 Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели:

 Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий,  доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений действовать в ЧС, соблюдать правила ТБ, осноы здорового образа жизни.

Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения практических занятий, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;

Задачи:

  1. Формирование знаний основ науки
  2. Развитие умений наблюдать и объяснять  явления
  3. Соблюдать правила техники безопасности
  4. Развивать интерес к предмету как возможной области будущей практической деятельности
  5. Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
  6. Патриотическое воспитание, подготовка к службе в армии.

                Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

          


Содержание программы курса  9 КЛАСС   

   Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 9 классов

представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум

содержания, определенный для курса в 9 классах с учетом перспектив его развития.

Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем

может варьироваться.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

• Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности

жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.

• Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности

жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях.

Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности .

Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных

ситуаций .

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

• Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у

них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления

здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской

помощи.

Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 ч учебного времени

в неделю в 9 классах .


 

Учебно-тематический план  ОБЖ 9 класс

№ модуля, раздела, темы[1]

наименование модулей, разделов, тем

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

Р-I

Основы комплексной безопасности

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

Тема 3

Современный комплекс  проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Р-III

Основы здорового образа жизни

Тема 8

Основы здорового образа жизни

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Тема 10

Правовые  основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

Тема 11

Оказание  первой медицинской помощи

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах ученик должен знать:
  • потенциальные опасности природного, техногенного  и социального характера,  наиболее  часто возникающие в повседневной жизни, их возможные  последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном  отдыхе в природных условиях;
  • систему взглядов,  принятых  в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности,  общества и государства от внешних
  • и внутренних угроз;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного  и социального характера, их последствия и классификацию;
  • основные  виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;
  • основные  меры по профилактике наркомании.
  • Ученик должен уметь:
  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную
  • безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при  неотложных состояниях.
  • Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности  и в повседневной жизни для:
  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного  и социального характера;
  • подготовки  и участия  в различных  видах   активного  отдыха в природных;
  • оказания первой медицинской помощи  пострадавшим;
  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ

знание основных понятий курса «Основы безопасности жизнедеятельности», понимание причинно-следственных связей опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; содержания и социальных норм, регулирующих поведение обучающихся в общественных местах; наиболее опасных для жизни и здоровья факторов окружающей среды, характерных для места проживания экзаменуемого;

  •  умение раскрыть на примерах теоретические положения курса; логически стройно в соответствии с вопросом описать последовательность действий в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Критерии оценивания

При оценивании ответа на теоретические вопросы  предлагается учитывать следующие критерии:

отметка «5» (отлично): учащийся полно и правильно изложил вопрос, привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод;

отметка «4» (хорошо): учащийся правильно изложил вопрос, но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности. На заданные дополнительные вопросы ответил правильно;

отметка «3» (удовлетворительно): учащийся смог частично раскрыть  вопрос, привести некоторые примеры, иллюстрирующие те или иные положения. На заданные дополнительные вопросы ответить не смог;

отметка «2» (неудовлетворительно): не раскрыл вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

При ответе практический вопрос  должен показать не только овладение содержанием курса, но и свою предметную компетентность, т.е. способность, приобретенную в ходе изучения курса основ безопасности жизнедеятельности, к действиям в конкретной чрезвычайной ситуации.

При оценивании ответа важно учитывать также личный опыт , его находчивость к действиям в чрезвычайной ситуации, знание и соблюдение правовых и моральных норм поведения, его ценностные ориентации и установки.

При определении качества ответа на задачи предлагается учитывать следующие критерии:

отметка «5»: обучающийся выполнил задание и обосновал свои действия, грамотно применив соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации;

отметка «4»: обучающийся выполнил задание, но допустил незначительные ошибки или некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий;

отметка «3»: обучающийся в основном справился с заданием, но не смог

объяснить или обосновать свои действия;

отметка «2»: обучающийся не смог выполнить задание даже при помощи экзаменатора.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Оценка тестов.

В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

Оценка “4” может быть поставлена за  - 75% - 90%правильных ответов.

Оценка “5” учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов, при условии правильного решения заданий части «С».


Учебно-методический комплекс:

 - Учебник:

  •         Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. М. Просвещение. 2012

    -  Дополнительная литература:

  • Обязательный минимум содержания образования по ОБЖ для среднего (полного) общего образования. (Сборник  нормативных документов. Москва, «Дрофа», 2007 год).
  • Требований к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ. (Программы среднего (полного) общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение», 2008 год. А.Т.Смирнов, В.В.Сапронов, Б.И.Мишин.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Москва, 2010 год.
  • Военная доктрина Российской Федерации  Вестник военной информации. - 2000.- № 5.
  • Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. — № 2.
  • Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2010г.
  • Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.
  • ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.
  • Основы подготовки к военной службе: Метод, материалы и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2010г.
  • Компьютерные презентации.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет — ресурсов: 

http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).

http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности)

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям

http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)

http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)

vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.

www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, обж



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...