Патриотическое воспитание на уроках основ безопасности жизнедеятельности
статья по обж на тему

Бухов Михаил Михайлович

В статье рассматривается роль изучения страниц Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_stalin_vernul_pogony_v_1943_godu.doc897.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почему Сталин вернул погоны в 1943 году

В январе 1943 года, в самый разгар войны, в Красной армии прошла реформа. Советские солдаты и офицеры надели погоны и сменили звания. В армии снова появились офицеры. Как в царской армии.

  1. Странный указ

На фото: Александр Солженицын с другом. У друга - погоны, у Солженицына - ещё петлички.

10 января 1943 года, приказом НКО № 24 было объявлено о принятии Указа Президиума Верховного Совета СССР от 06.01.1943 г. "О введении погон для личного состава Красной Армии".

Этот документ, и само это решение - затеять в разгар войны серьезную военную реформу имеют, конечно, свою историю. Её мы и хотим рассказать. Почему Сталин вернул Красной армии погоны, служившие символом армии Белой? Как встретили этот указ? С какой целью была проведена военная реформа?

2. Реакция пропаганды

 

Интересно, как встретила возвращение погон фашистская пропаганда.  Немецкие борзописцы сразу стали видеть в этом шаге слабость Сталина, который пошел на уступки из-за страха. Немцы писали, что есть слухи  о том, что Сталин будет менять и название армии - на Русскую.
Они, таким образом, отнеслись к этому как к решению вынужденному и скороспешному, хотя реальность была совсем другой. Введение погон входило в плановую программу реформ Советского Союза.

3. Как происходило

Сражу скажем: идея зрела давно. Ещё в 1935 году в Красной армии ввели звание "Маршал Советского Союза", в 1940 году были введены генеральские и адмиральские звания. Это можно считать важной вехой на пути к погонам.

К 1941 году были готовы и образцы новой формы и погон. В мае 1942 года указ одобрило Главное политическое управление РККА. Временные технические условия (ВТУ) ТК ГИУ КА № 0725, в которых было описание эмблем и знаков различия (звездочек) на погонах, были изданы 10 декабря 1942.

Красной армии нужна была яркая переломная победа. Такой победой стал Сталинград. Когда стало ясно, что 6-ой армии Паулюса осталось недолго, проект был утвержден Политбюро ЦК ВКП (б) - 23 октября 1942 года.

Перейти на погоны, согласно приказу, нужно было за полмесяца -  с 1 по 15 февраля 1943 года, однако ещё  на Курской дуге в июле этого года некоторые летчики и танкисты, как видно на фотографиях, носили не погоны, а старые петлицы.

4. Как меняли погоны

Введение погон было встречено неоднозначно. Известно, что, например, Георгий Жуков погоны недолюбливал. Многие советские военачальники прошли Гражданскую - и память их помнила "золотопогонников".

Нужно сказать, что, конечно, сталинские погоны не были копией царских. Здесь была другая система обозначения званий, как и сами звания. Вместо подпоручика теперь был лейтенант, штабс-капитан стал капитаном, вместо капитана - майор. На погонах армии Российской империи звания обозначались только маленькими звездочками. Большие звезды для старшего офицерского состава ввел первым Сталин. Фельдмаршалы в царской армии ходили с погонами с двумя скрещенными жезлами на галунном зигзаге. Звания маршала Советского Союза после введения погон в 1943 году стали символизировать большая звезда и герб СССР.

4. Офицеры

Приказ N 1 от 1 марта 1917 года "О демократизации бывших армии и флота" уравнял в правах солдат и офицеров. Вскоре и само слово "офицер" стало восприниматься как контрреволюционное.

Только в  первомайском приказе Наркома обороны в 1942 году оно появилось вновь. В начале 1943 года, с введением в Красной армии погон, слово офицер официально вышло из опалы. Командиры от комвзвода до комбрига стали называться по-другому.

5. Почему?

Считать введение погон личной инициативой верховного главнокомандующего не совсем верно. Погоны были введены решением Президиума Верховного Совета СССР. Председателем Президиума был Михаил Иванович Калинин. Это была запланированная реформа, подготовка к ней заняла почти десять лет.

Существует версия, что Сталин ввел погоны чуть ли не от ностальгии. В марте 1918 года Сталин исполнял обязанности чрезвычайного комиссара по отгрузке хлеба в Царицыне и там познакомился со странным "красным генералом" Андреем Евгеньевичем Снесаревым, который принципиально отказывался снимать генеральские погоны и аксельбанты Генерального штаба. Сталин запомнил гордого офицера.

Но это сложно назвать исторически обоснованной версией. Вероятнее всего, введение погон было вызвано объективными причинами:

1) Идеологическая (погоны были элементом формы русской армии с петровских времен, а апеллирование к именам великих русских полководцев было одним из методов воспитания патриотизма)

2) Номинативная. Война рано или поздно закончится. Приходить в Берлин "командирами" и "комбригами" было недальновидно - нужна была приблизительная унификация со званиями стран-союзниц.

3)  Победа в Сталинградской битве переломила ход войны. Изменения в форме позволили воодушевить армию.

Когда указ был принят, в газетах сразу появились статьи об этом. И в них подчеркивается символизм введения погон именно с позиции неразрывной связи русских побед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

 Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельс...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА)

Выступление на III Московской областной научно-методической конференции "Педагог - исследователь", ноябрь 2011 г....

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Методическая разработка цикла уроков основ безопасности жизнедеятельности по теме «Раны» для 9 класса

Данная разработка состоит из 3 уроков по 40 мин, а также:Пояснительная записка к разработке.Ход урока.План - карта обучающего.Презентация к разработке - "Раны".По окончанию изучения темы учащиеся долж...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

Развитие творческой и поисково- исследовательской деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности

«Основы безопасности жизнедеятельности» представляют собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания в...

Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....