Выступление на педагогическом совете школы
статья по обж на тему

Комалов Бахтияр Мухтарович

     Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование деятельности школы по формированию гражданско-патриотического сознания учащихся

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности активной позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью поколения образовательного процесса становится патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание – это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и  направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Таким образом, патриотическое воспитание учащихся в школе  является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Но государственная политика по данному направлению расставляет всё больше и больше акцентов. Сегодня быть патриотом  мало, надо быть еще и гражданином своей Родины. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность» – многозначно:

  • психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
  • способность и готовность выступать в роли гражданина;
  • приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Поэтому возникает необходимость воздождения гражданско-патриотического воспитания, в котором гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки. Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве – главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), привить такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни. Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью и подготовленностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания – учить миру.  А это значит:

 1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;

 2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

 3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

 4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

 5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам.

 6) в том числе, подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах.

Все сказанное еще раз подтверждает необходимость возвращения в  образовательный процесс гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ.

 Эффективность гражданско-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности.

Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

А выполнить намеченное поможет реализация новой программы (теперь уже) гражданско-патриотического воспитания «Будущие защитники Отечества». (слайд 3)

Цель:

    воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему народу, малой Родине, Отечеству.

Задачи:

  • формировать осознанное отношение к малой Родине, Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Ресурсное (кадровое) обеспечение (все участники образовательного процесса: администрация школы, учителя, воспитатели, ученики, родители) ( слайд 4)

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

- Осуществление общего контроля и руководства.

- Руководство деятельностью коллектива.

- Анализ ситуации и внесение корректив.

- Проведение семинаров, консультаций.

- Подготовка и издание методических рекомендаций

Администрация школы

Педагоги школы

  •  - Реализация воспитательной работы.

- Использование современных воспитательных технологий.

- Педагоги

- Классные руководители

Социальные партнёры

Организация и участие в мероприятиях школы, поселка, района.

- Родители

- Специалисты дополнительного образования

Способы и формы организации воспитательной работы: ( слайд 5)

  • Для формирования патриотизма организовывать и проводить мероприятия, встреч и выступления, активизировать поисковую работу в музее для изучения героического прошлого малой Родины, Отечества.
  • Для формирования гражданственности  активизировать школьное ученическое самоуправление, углубить изучение государственного устройства нашей страны.
  • В целях расширения культуры общения и мира прекрасного увеличить число этических и эстетических клубы, творческие объединения; проводить различные конкурсы, смотры, культпоходы)
  • Для привития  здорового образа жизни проводить спортивные игры, состязания, конкурсы;  активизировать пропаганду здорового образа жизни.
  • Для популяризации трудового обучения  возобновить общественно-полезный труд, трудовые десанты и субботники.
  • Для гражданского воспитания и просвещения  проводить агитбригады,  наглядную  агитацию,  работу с родителями.

( слайд 6)

  1. ( слайд 7) Задачи культурно-исторического направления «Связь поколений»
  • Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность.
  • Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.

Формы работы:

  • Организация и проведение Вахты Памяти.
  • Шефство над памятниками погибшим воинам.
  • Проведение часов общения, уроков Памяти, уроков Мужества, читательских конференций, встреч с тружениками тыла и Ветеранами  труда.
  • Проведение школьных и участие в  конкурсах стихов и Патриотической песни
  • Проведение бесед, тестов на профессиональное самоопределение
  • Изучение истории родного края на уроках краеведения, через экскурсии в музеи и туристические поездки.

  1. ( слайд 8) Задачи духовно-нравственного направления «Истоки»

  • Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы и идеалы
  • Формировать понимание значимости культуры и искусства страны в жизни каждого человека

  1. Формы работы
  2. Проведение праздников, связанных с народными традициями: Новый Год, Рождественские посиделки, Масленица,  Осенний Бал, совместно с работниками ДК, сельской библиотеки.
  3. Участие в подготовке и проведении Дня села, Дня Молодежи, Дня Матери, Дня Пожилых людей и т.п.
  4. Общение с предметами искусства через изучение произведений русских писателей, поэтов, художников, совместный просмотр и обсуждение кинофильмов
  5. Изучение семейных традиций
  6. Участие в  выставках декоративно-прикладного творчества
  7. Проведение классных и школьных мероприятий с участием родителей: День Матери, « Папа, мама, я – спортивная семья», « Мои родные – Защитники Родины»
  8. Организация выставки «Откроем семейный альбом».

3. (слайд 9) Задачи военно-патриотического направления «Мы – защитники Родины»

  • Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости
  • Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну

Формы работы

  • Проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы.
  • Военно-спортивные игры, соревнования по различным видам спорта, Дни Здоровья, школьные, поселковые  и районные спортивные мероприятия.
  • Тактические учения по ГО и пожарной безопасности.
  • Работа по профилактике ДТП.
  • Совместная работа с Администрацией села, инспекторами ПДН, Отделом опеки
    по профилактике правонарушений.
  • Встречи с участниками боевых действий.
  • Проведение акций «Посылка солдату!», «Подарок ветерану!» и т.д.

4. ( слайд 10) Задачи гражданско-правового направления «Природное наследие»

  • Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой
  • Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей

Формы работы

  • Изучение на уроках биологии, географии, краеведения, природоведения природы родного края.
  • Организация посадки зелёных насаждений, благоустройство территории школы и села.
  • Работа на экологической тропе.
  • Проведение конкурсов рисунков, стихов, сочинений.
  • Ведение пропагандистской работы по сохранению и защите природы
  • Дни Здоровья.
  • Акция «Покормите птиц зимой!», «Чистая гора!» и т. д.

(слайд 11) Воспитательные модули программы:

1 четверть –  «Связь поколений»

2 четверть –  «Истоки»

3 четверть – «Мы – защитники Родины»

4 четверть -  «Природное наследие»  

В большей степени работа  по направлениям предполагает коллективно-творческие дела класса.

        Принципы воспитания (слайд 12)

  • Принцип преемственности как форма сохранения и преумножения лучшего опыта работы школы.
  • Принцип вариативности предполагает поиск новых форм и методов работы.
  • Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
  • Деятельностный подход. Ребёнок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
  • Целостный подход. Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Функции воспитания (слайд 13)

  • Образовательная формирование целостной научно-обоснованной картины мира.
  • Воспитательная – гражданско-патриотическое становление личности.
  • Защитная – психологическая защита от негативных влияний среды.
  • Компенсирующая – создание оптимальных условий для развития личности.
  • Интегрирующая – восполнение утраченных нравственных качеств личности.
  • Корректирующая – исправление и дополнение

При условии успешной реализации программы

мы должны получить гражданина-патриота (слайд 14)

  • Знающего историю и культуру своей страны
  • Духовно и физически здорового
  • Любящего свою Родину и народ
  • Творчески мыслящего
  • Способного саморазвиваться
  • Имеющего твердую социально-активную позицию гражданина
  • Соблюдающего духовные, правовые и общечеловеческие нормы
  • Обладающего культурой мысли и речи

 (слайд 15) А чтобы выявить степень сформированности качеств выпускника необходимо проводить мониторинг и  изучить

  • личность воспитанника и уровень сформированности его гражданско-патриотического потенциала;
  • личность воспитанника и уровень сформированности его коммуникативного потенциала;
  • личность воспитанника и уровень сформированности его отношения к природе;
  • личность воспитанника и уровень его удовлетворённости жизнедеятельностью в школе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Педагогическом совете школы

Некоторые вопросы формирования ученических компетенций...

Выступления на педагогических советах школы

"Проблемное обучение на уроках истории и обществоведения"...

Выступление на педагогическом совете школы "Школа... Эмоции... Здоровье..."

"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте - родители и педагоги." А.С.Макаренко.В выступлении даны несколько секретов здоровьесберегающей педа...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...