открытый урок "Дни воинской славы России"
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Одним из дней воинской славы России является победа советских войск под Москвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dni_voinskoy_slavy_rossii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

проведения урока с учащимися 10 класса

Тема: ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ.

Цели:

образовательная - проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;

развивающая - совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операции и памяти, умения анализировать события и давать им оценку;

воспитательная - формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооруженным силам.

Форма урока: интеллектуальный марафон.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Презентации
  2. Плакаты, фотографии патриотической тематики.
  3. Сообщения учащихся.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.        Проверка готовности класса к занятию.

2.        Вступительное слово учителя:

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия была неотъемлемой частью величия Российского государства.. И в ознаменование славных побед российских войск, которые сьпрали решающую роль в истории нашего государства, Государственной думой 10 февраля 1995 года принят ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», подписан Президентом России 13 марта 1995 года.

Сегодняшний урок мы посвящаем - героям отстоявшим нашу Родину в тяжелые времена, их подвигу, который вечно будет жить в душе каждого россиянина, вызывая гордость за своих предков и восхищение силой и величием русского народа.

3. Демонстрация презентации «Дни воинской Славы России».

Одним из дней Воинской Славы России является победа советских войск под Москвой. Эту победу ковали и жители Тулы. В этом году исполняется 70 лет обороны Тулы.

4. Сообщения учащихся а) Москва

                                    б) Тула

5.0бъяснение правил интеллектуального марафона.

Сегодня на уроке вы как будущие защитники нашего Отечества совершите интеллектуальный марафон в глубину нашей истории. Ваша задача - показать свои знания, кратко вспомнив все дни воинской славы России. Наш интеллектуальный марафон условно делится на три этапа.

Вопросы и ответы оцениваются по балльной системе. За каждый правильный ответ в ходе марафона вы получаете один балл. Дополнительные балы можно заработать за каждое дополнение, исправление. Ответы даем четко и полно.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Разминка

Начинаем. Внимание,        

1. вопрос:

 Какой праздник отмечает второй год подряд наша страна 4 ноября? С каким историческим событием он связан?

Ответ. День народного единства - освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 г. Период смутного для страны время. Русский народ, объединившись в патриотическом порыве, спас свое отечество от врага.

2 вопрос:

С 1923 года по приказу революционного комитета этот день стал отмечается в нашей стране как День Красной Армии. С 1946 года как День Советской Армии и ВМФ. Что это за день, и какие события с ним связаны?

Ответ: 23февраля день защитника Отечества - День победь/Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год.) В февральские дни коада илпа Первая мировая войт, войска кайзеровской германии рвались к Петрограду, создавая реальную угрозу для столииь! Российского государства в районе Нарвьш Пскова удалось остановить германские войска.

I этап. Исторический портрет

Задание: Назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдет речь, и сообщить, с каким днем воинской славы оно связано.

1. Он навсегда остался в памяти народной. Художник Л.Д. Корин написал картину,
С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов - поэму, С. М. Эйзенштейн - фильм.
В его честь в 1725 г. учрежден орден в России. О нем говорили: «Это враг опасный,
сильный, умный...»
        

Ответ.

Новгородский Князь Александр Ярославович после ледового побоища 18 апреля 1242 г. - день победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере получил имя Александр Невский. Победа русских ратников имела большое военно-политическое значение. Девонский орден вынужден был прислать к новгородцам своих послов с целью заключения мира, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли. Согласно новгородской летописи, в сражении погибло примерно 450 рыцарей В связи с этим Ледовое побоище можно считать    беспрецедентным сражением  .того   времени,    потому   что   даже   в   самых   крупных   схватках Средневековья погибало обычно не более нескольких десятков рыцарей.

 2.  Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков - Пересвета и Ослябю.

Ответ.

Князь Московский Дмитрий получил имя Донской после победы на Куликовом поле, 21 сентября 1380 г .Родина была спасена от нашествия ордынских полчищ. Русские люди убедились, что и иго монголо-татарских ханов можно свергнуть, объединив свои силы.

3. В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.

 Ответ.

А.В. Суворов, 24 декабря 1790 г. - день взятия турецкой крепости Измаил. 4.Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учрежден орден.

Ответ.

М.И. Кутузов, 8 сентября 1812 г. - Война с французской армией Наполеона вошла в историю как Отечественная война 1812 года Бородинское сражение - главное событие Отечественной войны 1812 года - произошло неподалеку от города Можайска, в 124 км от Москвы, у деревни Бородин.


II этап. Историческое событие Великовой отечественной войны.

Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нем.

1. Москва, Москва,

 Священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя - по долгу, и по праву,

 И по любви - мы бьемся за тебя! Ответ.

5 декабря 1941 г. - день начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой. В начале сентября 1941 года немецкое командование приступило к подготовке операции под кодовым названием «Тайфун». Московская битва 1941-1942 года делится на два периода: оборонительный (30 сентября по 4 декабря 1941 года и наступательный, который в свою очередь делится на контрнаступлениеей (5-6 декабря 1941г., 7-8 января 1942г.) 8 мая 1965 года Москве было присвоено почетное звание «Город-герой»

2.        Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад,

Он защищал Сталинград.

Ответ.

2 февраля 1943 года Сталинградская битва завершилась полным разгромом немецких частей. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года. Немцы неоднократно принимали попытки форсировать Дон и захватить Сталинград. Но советские войска успешно отражали все вражеские атаки. В январе 1943 года советские войска перешли в контрнаступление...

3.        С рассветом «тигры»

шли на нас опять

И вспыхивали дымными столбами, И приникли мы , устав стрелять,

 К земле под прохоровкой

        Пыльными губами.

И все же удержали рубежи,

 В той битве, оправдав надежды...

Ответ.

23 августа 1943 года разгром советскими войсками немцев. Пытаясь взять реванш после поражения под Москвой и Сталинградом немцы летом 1943 года разработали план новой наступательной операции «Цитадель». Решающий бой в сражении на Курской дуге произошел 12 июля 1943 года на Прохоровском поле. В ходе Курской битвы произошло освобождение городов Орел, Белгород, и 5 августа в честь Брянского и Степного фронтов, освободивших эти города прозвучал первый в истории ВОВ салют. С тех пор города Орел и Белгород носят звание городов Первого салюта, а ныне к этому добавились звания городов воинской славы. Прохоровское поле считается третьим после Куликова и Бородинского..

4.        За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут. Их радость велика, но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол-Ленинграда не поднялось.


Ответ.        «,'

27 января 1944 г. - день снятия блокады города Ленинграда. В этот день в городе прогремел салют 24 залпами из 324 орудий. На начало осады ( 8 сентября 1941 года) в городе проживало 2,5 миллиона человек, 617 тысяч человек умерли и погибли при бомбежках и артобстрелах. 1 мая 1945 году Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой»

5. На рубежах весны четвертой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростертый Берлин лежит у наших ног...

Ответ.

9 мая 1945 г. - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В ночь с 8 на 9 мая. В Карлсхорсте, пригороде Берлина был подписан акт о безоговорочной капитуляции (поражении) фашистской германии. Этот исторический документ подписал Г.К.Жуков (начальник генерального штаба, заместитель Верховного главнокомандующего), от немецкой стороны документ подписал начальник штаба верховного главнокомандования вооруженными силами Германии В. Кейтель. В этом году мы празднуем 66-ю годовщину Великой победы

Ш этап. Историческая мозаика

Что объединяет эти три даты?

9 августа 1714 г.,        11 сентября 1790 г.,        1 декабря 1853 г.?

1. Назовите произошедшие в эти дни события. Ответ. Морские сражения

  • при Гангуте: Первая в истории победа русского флота под командованием Петра I над шведами. По числу кораблей шведы превосходили русских. В результате хитроумного плана Петра I трехчасовой бой привел к полной победе русских. Были захвачены 10 вражеских судов. Русские не потеряли ни одного корабля.
  • При Синопе: 11 сентября 1790г. Событие Крымской войны. За время 4-часового боя русская эскадра в составе 8 кораблей под командованием Павла Степановича Нахимова полностью разгромила турецкий флот, 16 парусников, турки потеряли 3000 человек, около 200 солдат сдались в плен. Потери Русских составили 38 чел. Это последнее крупное сражение в мировой истории парусного флот.
  • у Тендры. 1 декабря 1853г. Победа русской эскадры под командованием Федора Федоровича Ушакова над турецкой эскадрой. Двухдневное сражении.е Потери в живой силе турки — 2000 чел, русские - 21 чел.

2. Какая битва на суше определила исход Северной войны и под чьим командованием? Ответ.

Полтавская битва определила исход Северной войны за выход к Балтийскому морю. 10 июля 1709 году под командованием Петра I Военное могущество шведов было подорвано.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов

Учитель. Итак, наш интеллектуальный марафон подошел к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Выскажите свое мнение. В чем заключается главная задача ВС РФ

Вывод: Главная задача ВС РФ, была и остается - надежно защищать Отечество от внешней угрозы.

Подсчитаем баллы, набранные в ходе интеллектуального марафона:

Оценку «5» (перечисляются учащиеся, которые показали самые глубокие знания, наиболее активно участвовали в интеллектуальном марафоне и набрали наибольшее количество баллов).

Оценка «4» (перечисляются учащиеся, которые проявили активность и твердые знания, но на некоторые вопросы дали неполные ответы и набрали меньше баллов).

Оценка «3» (перечисляются учащиеся, которые проявляли заинтересованность, активность, но набрали меньше).

Учитель.  У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.

Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции.

Домашнее задание: Подготовить сообщение о великих полководцах и флотоводцах России:Саворов А.В., Кутузов М.И., Ушаков Ф.Ф., Нахимов П.С., Брусилов А.А., Макаров СО., Жуков Т.К., Рокоссовский., Василевский А.М., Конев И.С, Шапопшиков Б.М., Ворошилов К.Е.,Буденный СМ., Говоров Л.А., Малиновский Р.Я.,Мерецков К.А., Тимошенко С.К., Толбухин Ф.И., КузнецовН.Г.

Урок окончен. Спасибо всем за активное участие в нем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"  для учителей ве дл      дл Предназначена для ведения предпрофиля в 9 классе. ...

Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.

А.Невский Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...

Воинская слава России

Методическая разработка классного часа для основной школы  «Воинская слава России», посвященный 200-летию Бородинского сражения в Отечественной  войне 1812  года с презентаци...

Урок-конференция "Дни воинской славы России"

Ознакомление учащихся с установленными Федеральным законом № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года “О днях воинской славы (победных днях) России” днями славы русского оружия – днями воинской славы, проиллюстр...

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Открытый урок Дни воинской славы России! 10 класс

Интегрированный открытый урок по ОБЖ 10 класс...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....