Конспекты уроков
план-конспект урока по обж на тему

Пичугина Елена Вениаминовна

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Пожар»

5 класс

Автор: Пичугина Елена Вениаминовна

Цель урока: познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины ознакомить с поражающими факторами возникновения пожара в жилище; рассмотреть источники пожара в квартире.

Задачи:

Образовательные: изучить и закрепить материал, выявить проблемы в знаниях уч-ся.

Воспитательные: осознание проблемы опасности для человека, развитие внимания, расширение кругозора; показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.

Развивающие: развитие познавательного интереса, развитие памяти, преодоление трудностей, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище.

Оборудование:

-компьютер;

-экран;

- презентация по уроку;

- видеоролики о пожарах.

  

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Анализ

1. Организационный момент. Приветствие.

Учитель:

Прозвенел звонок весёлый,

Всех собрал нас на урок,

Чтобы каждый очень просто

В жизни сам себе помог.

Ребята, вы,  наверное, обратили внимание, что у нас сегодня на уроке гости, это мои коллеги - тоже преподаватели ОБЖ, которых я тоже рад видеть. И мне очень хочется, чтобы вы показали, как хорошо вы умеете работать на уроке.

Приветствие. Психологический настрой учащихся на работу на уроке.

2. Проверка д/з (слайд 1)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, я хочу, чтобы вы поставили себе ту оценку, которую вы хотели бы получить на уроке. Возьмите карандаш и поставьте в дневник на сегодняшний урок.

Проверь себя.

СЛАЙД

Посмотрите на слайд и оцените себя.

Самопроверка.

Использование ИКТ для сокращения времени на работу

3. Объявление темы урока и задачи урока (слайд 2).

Учитель:

Вы сейчас посмотрите видеофрагмент, после просмотра, ответьте на вопрос, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.

(просмотр видеофильма о пожаре в квартире)

Правильно, тема нашего урока – Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности.

Откройте тетради и запишите тему урока.

Зная тему урока, скажите, о чем мы будем с вами говорить на этом уроке, что узнаем. (уч-ся называют цели)

Сегодня мы познакомимся с общими сведениями о пожаре, выявим возможные причины,  ознакомимся с поражающими факторами возникновения пожара в жилище; рассмотрим источники пожара в квартире.

Активизация внимания во время просмотра видеоролика.

Постановка цели. Проблемы. Умение сосредотачиваться на уроке, включаться в деятельность

3. Изучение нового материала.

Выступления учащихся.

Фронтальная беседа.

Работа с тетрадью.

Просмотр видеоролика.

Демонстрация опыта.

Закрепление изученного материала

Ролевая игра.

Встреча с сотрудником ПЧ

Учитель:

- Существует несколько мифов, о том, как огонь попал к человеку.

Ваши одноклассники подготовили сообщения, давайте их внимательно послушаем. (выступают учащиеся с показом слайдов)

Давным-давно, когда у людей еще не было огня, один зверек, а звали его бандикут, хранил втайне огонь и никому не давал его. Однажды собрались все животные на большой совет и стали думать, как бы отнять у бандикута огонь. Раздобыть его вызвался голубь. Прилетел он к бандикуту и стал кланяться, кружиться, петь и танцевать. Заслушался бандикут, засмотрелся, забыл обо всем. Тут голубь и подлетел к огню. Но хитрый бандикут изловчился и бросил свою головешку прямо в реку. Тут бы и конец огню, но увидел это сокол, на лету подхватил головешку и полетел прочь. Да только обжег клюв и выронил ее на самом берегу. От головешки загорелась сухая трава, все звери испугались и убежали. А люди вышли из леса посмотреть, что это расцвело так ярко у самой воды, увидели огонь и узнали, что это такое. С тех пор они греются возле огня, освещают им свои жилища и готовят пищу.

СЛАЙД

В древней Индии бога огня называли — Огонь. По- индийски – Агни. Люди верили, что он открывает двери тьмы, знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны. И в любом несчастье обращались за помощью к Агни.

СЛАЙД

- Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям.

 СЛАЙД

В старину на Руси пожар называли «красным петухом». Часто залетал он в сплошь деревянные города и сёла, выгорали они десятки раз дотла и вновь отстраивались. Каждый боролся с «красным петухом», как мог. Началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные противопожарные Указы, которые появились в 15 веке в царствование Василия Тёмного. В них указывалось, как пользоваться огнём в повседневной жизни: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня. Нарушение Указов жестоко каралось, вплоть до смертной казни. Каждый новый царь вносил в Указы свои дополнения. Царь Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой. Петр 1 запретил строительство в Санкт-Петербурге деревянных домов, а по всей стране рассылались рисунки огнестойких изб и дворов. Царь лично написал Указ об устройстве безопасных печей. Первые постоянные команды для борьбы с огнём появились в Москве и Санкт-Петербурге в 1804 году при императоре Александре 1. Современная служба пожарной охраны начинает свою историю с 1918 года.

СЛАЙД

Учитель:

- Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь?

- В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение  автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать  электроэнергию.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая  необходимые меры безопасности.

К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).

Давайте прочитаем и запишем определение пожара.

СЛАЙД

Пожар - это стихийное распространение огня, вышедшего из под контроля человека.

Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.

- Как вы думаете, почему?

 - В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару.

 СЛАЙД

Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

Давайте посмотрим видео и назовем причины пожара. ( видео)

- Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать более подробно и записать в тетрадь.

СЛАЙД

Неосторожное обращение с огнем.

Не затушенный окурок или горящая спичка, брошенная на балконах, на чердаке и в чуланах: малейшая неосторожность может привести к пожару.

СЛАЙД

Нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электронагревательными приборами.

Часто люди включают в одну электроразетку телевизор, торшер, утюг. Пожар в этом случае неминуем из-за перегрузки электросети.

СЛАЙД

Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихжидкостей.

Их можно встретить сейчас в каждом доме. Это лаки, краски, аэрозоли, бензин. Но, надо знать, что они воспламеняются очень легко и быстро. Выливаясь на пол. Горючие жидкости растекаются по поверхности. А скорость распространения огня по поверхности очень велика. К тому же не все воспламеняющие горючие жидкости можно тушить водой.

СЛАЙД

Утечка газа.

Не выключенная из-за забывчивости хозяев конфорка газовой плиты представляет большую опасность. Оставленный без присмотра на плите суп или компот может при закипании выплеснуться и потушить пламя комфорки. Газ начнет заполнять помещение и потом может воспламениться даже при включении электрического света от искр выключателя. При этом очень часто происходит взрыв.

Беспечность, небрежность и недисциплинированность при обращении с огнем.

Особенно часто это происходит на радостный и любимый всеми праздник- Новый год. Бенгальские огни, самодельные электрогирлянды, мало кто задумывается о возможных последствиях возникновении пожара.

СЛАЙД

Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

В последнее время спросом пользуются хлопушки, петарты, бенгальские огни, фейерверки. Они не просто горят, но и разбрасывают искры в разные стороны. Когда искры попадают на легковозгораемые предметы, начинается пожар. Последствия могут быть ужасными.

СЛАЙД

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей.

Чтобы убедиться в том, что огонь подвластен воле человека, предлагаю проделать простейший опыт. Учитель проделывает следующий опыт: зажигает кусочек сухого горючего, а потом накрывает его простым стаканом.

Что произошло с огнём?

- Он погас.

Человек сильнее огня, он может им управлять, но приходит беда, когда человек утрачивает эту власть. Страшным и свирепым становится огонь.

Ребята, мы выяснили, что может послужить причиной пожара, а сейчас предлагаю выяснить, чем страшен пожар для людей.

-Рассмотрим поражающие факторы огня и их влияние на организм человека.

СЛАЙД (работаем непосредственно с презентацией)

Температура среды.

Наибольшую опасность представляет вдыхание горячего воздуха, приводящее к поражения верхних дыхательных путей, удушью и смерти, Так воздействие воздуха, температуры которого выше 100%, приводить к потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи.

СЛАЙД

Токсичные продукты горения.

При пожарах в современных зданиях, где много полимерных и синтетических материалов, на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Основной причиной гибели людей при пожарах является отравление оксидом углерода. При этом наступает кислородное голодание, теряется способность рассуждать, человек становится равнодушным и безучастным, не стремиться избежать опасности, наступает оцепенение, головокружение, нарушение координации движений, а при остановке дыхания- смерть.

СЛАЙД

Потеря видимости вследствие задымления.

Во время эвакуации люди обязательно должны видеть или путь эвакуации или указатели выходов. При потери видимости движение людей нарушается и становиться хаотичным. В результате процесс эвакуация затрудняется или становиться невозможным.

СЛАЙД

Понижение концентрации кислорода.

В условиях пожара при сгорании различных веществ и материалов концентрация кислорода в воздухе уменьшается.

СЛАЙД

Открытый огонь.

Открытый огонь опасен. Чаще опасность представляют лучистые потоки, испускаемые пламенем уже через полминуты после начала пожара.

Всё это поражающие факторы огня, которые отрицательно воздействуют на организм человека.

СЛАЙД

Каждый из нас, заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом в пожарную часть.

Если вдруг пожар возник, 

То звонить обязан вмиг, 

Как и всякий гражданин

В часть к пожарным “01”.

СЛАЙД

Вызов по телефону пожарной команды.

Сейчас мы поиграем в игру « Разговор по телефону» и повторим правила вызова пожарной части.

Задача суметь грамотно сообщить о пожаре.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

(2 пары: 1 ситуация-на кухне пожар, горят занавески

2ситуация - в комнате пожар, замыкание проводки.)

Назвать причину

Свои имя и фамилию

Номер телефона и адрес

СЛАЙД

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарники).

Сегодня у нас в гостях…(сотрудник ПЧ: рассказ о статистике пожаров, ущерб от пожаров, о жертвах в Челябинской области.)

Дополнительный материал.

Выступают подготовленные учащиеся с небольшими выступлениями.

Развиваем навык публичных выступлений

Учимся слушать и понимать речь других.

Подведение  к определению.

Акцентируем внимание.

Учимся отвечать полными, обоснованными ответами.

Работа с ИКТ, позволяет поддерживать внимание учеников.

Смена вида деятельности для активизации внимания и повышения эффективности урока.

 

Демонстрация опыта позволяет поддерживать внимание учеников. Активизирует их деятельность.

Использование ИКТ для увеличения плотности урока.

Творческий подход, используем стихи.

Позволяет поддерживать внимание и интерес к изучаемой теме  

Работа в  парах.  Смена вида деятельности для активизации внимания и повышения эффективности урока.

Уметь с достаточной полнотой и точностью разговаривать по телефону в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Творческий подход.

Использование загадок для активизации внимания.

 

Повышение эффективности урока.

4. Закрепление изученного

Учитель:

Назовите причины возникновения пожаров? Какие поражающие факторы огня вам известны?

Подводя итог сегодняшнему занятию, хотелось бы услышать от вас, что нового вы сегодня узнали?  

1.Теперь я знаю ….

Чему научились?

1.На уроке для меня было важно…

Что было не понятно?

3.На уроке мне было сложно…

Работа над развитием речи. Умение говорить полными выражениями.

V. Домашнее задание.

Д/з. уч. Стр.16-20. П.2.2 Выполнить проект памятки для человека, оказавшего в квартире, в которой начался пожар.

Активизация познавательной деятельности. Творческая работа.

VI. Итог урока.

 Ребята, вы сегодня прекрасно потрудились на уроке. Я хочу отметить хорошими оценками ребят, которые подготовили сообщения. Активно сегодня работали…

Ребята, не огорчайтесь, те, кто не получил на сегодняшнем уроке оценку, у вас все впереди. Спасибо за урок, до свидания.

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Проект урока ОБЖ в 4 классе: «Умение вязать узлы»

Форма занятия -  объяснение нового материала.

Цель: ознакомить учащихся с навыками работы с веревкой, способами и методами её использования, объяснить значение туристических узлов.  

Задачи:

-  расширить знания, умения и навыки учащихся в области использования верёвок в туристическом походе, путешествии;

-  сформировать более полное понятие об использовании узлов не только в походе, но и в быту;

- развить познавательную активность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, умение работать в коллективе.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: ТСО, репшнуры (вспомогательная веревка), основная веревка, рукавицы.

Учебно-наглядный комплекс:

1. презентация;

2. инструктивный материал по технике вязания узлов;

3. набор связанных туристических узлов.

Учебные вопросы:

1. Способы и методы работы с верёвкой.

2. Назначение и свойства туристических узлов.

3. Порядок вязания туристических узлов.

При обучении вязанию узлов применяется следующий порядок:

-  назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;

-  сделать запись в тетрадях о его применении и особенностях;

-  предоставить время на разучивание приемов вязания узла и их запоминание;

-  проверить вязание узла у каждого воспитанника.

Преподаватель называет узел и его применение. У учащихся должна быть возможность записывать это или делать пометки. После этого преподаватель красиво, медленно, поэтапно, (по разделениям) завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учащихся на его рисунок и особенности. Затем каждый учащийся должен завязать узел хотя бы один раз и показать его преподавателю, после чего показывается следующий узел. На уроке рассматривается пять групп узлов, но техника вязания показывается на одном узле из группы.

Планируемые результаты:

Личностные: 

1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

  Регулятивные: 

 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  Познавательные: 

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2. Устанавливать причинно следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

  Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

       3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективной работе, аргументировать свою позицию.

Список использованной литературы

Автономное существование в природных условиях. Библиотечка "ВЗ", ж. Военные знания, №1, 1992.

Голдобин В. Новые узлы.// "Мир путешествий" - 1993 - № 7 - 8.

Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Южно - Уральское книжное издательство, 1996.

Кропф Ф. А. Спасательные работы в горах. Учебное пособие для альпинистов и туристов. Изд. 2-е, перераб. - М.: "Профиздат", 1975.

Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., Фролов М. П., Петров С. Б., Вихорева Т. С. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Издательство АСТ, 19965. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Послушные узелки. - М.: ЭКСМО, 1997.

Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н, Кузнецов М. И. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., "Дрофа". "Издательство ДИК", 2000.

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., "Просвещение", 2005.

Скрягин Л.Н. Морские узлы. 3-е изд., доп. - М.: Транспорт, 1994.

"Спутник альпиниста", М., ФиС, 1970.

Узлы. Техника вязания и применение. Сост. Кальман Г.В. - М.: ООО "ВСВ-Сфинкс", 1997.

Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. издание. Сост. Захаров П.П., Степанко Т.В. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Анализ

1.Организационно-психологический момент. Сообщение цели урока.

(презентация)

Учитель: Веревка, каждый день мы сталкиваемся с этим предметом. Фундаментальными качествами веревки являются легкость, хорошее скольжение, удобство при завязывании узлов. Основные навыки работы с веревкой необходимы всем.

Каждый раз завязываем ли мы шнурки, банты, вешаем бельё, связываем концы верёвок, изготавливаем верёвочную лестницу, привязываем лодку или собаку, наводим переправы, для спуска и подъема в пещерах или горах, для страховки в турпоходе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника - высотника и некоторых других это умение просто необходимо. Для альпиниста скалолаза или горного туриста правильно вязать нужные узлы - вопрос личной безопасности.

"Не умение вязать узлы - не предохраняет Вас от травм!" 

Сейчас мы поговорим об узлах.

 Психологический настрой учащихся на работу на уроке. Умение сосредотачиваться на уроке, включаться в деятельность

Постановка цели

2. Работа по теме (презентация)

 

 

 

Работа с презентацией

Работа с тетрадью

Знакомство с узлами

 

Практическая работа

 

 

 

 

Сообщение подготовленного ученика:

 Легенда говорит, что измученный смутой народ Фригии обратился за помощью к оракулу. Он сказал: "Идите за городскую стену, и тот, кто первый встретится вам едущим на повозке, пусть будет вашим царем и прекратит междоусобицу". Выйдя из города, граждане увидели человека, который ехал на обычной крестьянской повозке, запряженной двумя волами. Звали его Гордий. Гордий оказался энергичным, деятельным правителем. Царство его разбогатело, и Гордий построил для Фригии новую столицу, которая получила его имя - Гордион. В главном храме - храме Зевса - Гордий велел поставить ту самую повозку, которая привезла его к власти. Для этого было веское основание. Однажды, когда Гордий пахал в поле, орел сел на ярмо его упряжи и сидел на нем до захода солнца. Оракул истолковал это как предсказание богов о будущей власти Гордия. Поэтому, как повествует легенда, в храм было помещено и ярмо, которое когда-то понравилось царю птиц. Ярмо было привязано к дышлу повозки очень сложным узлом, и оракул, явно благоволивший к Гордию, не замедлил возвестить, что тот, кто сумеет развязать узел царя Гордия, станет властелином мира. Шло время. Минуло около четырехсот лет с тех пор, как Гордий завязал свой узел. Все так же стояла в храме повозка, и нетронут, оставался узел. Неизвестно, пытался ли кто-нибудь его развязать.

 В 334 году до нашей эры в город вошла фаланга Александра Македонского. Александр, ему исполнилось 22 года, впервые был в Азии. До шестнадцати лет воспитывавшийся самим Аристотелем, Александр знал о знаменитой колеснице и захотел увидеть ее. Вот как описывает дальнейшие события римский историк Курций Руф:

"Когда жители города сказали Александру, что по предсказанию оракула, Азию покорит тот, кто развяжет запутанный узел, им овладело страстное желание выполнить то, что предсказано. Вокруг царя собралась толпа фригийцев и македонцев; первые напряжено ждали, а вторые испытывали страх из-за безрассудной самоуверенности царя. И действительно, ремень был так плотно связан узлами, что было невозможно ни рассчитать, ни видеть, где начинается и где кончается сплетение. Попытки царя развязать узел внушали толпе опасение, как бы неудача не оказалась плохим предзнаменованием. Долго и напрасно провозившись с этими запутанными узлами, царь сказал: "Безразлично, каким способом будут они развязаны", и, разрубив все узлы мечом, он не то посмеялся над предсказанием оракула, не то выполнил его". Люди сохранили в памяти находчивость Александра. Древним писателям казалось важнее запомнить пример поведения человека в трудной ситуации, а выражение "разрубить гордиев узел" вошло во все языки мира, означая решительные, не терпящие промедления действия.

Учитель: Но был ли забыт сам узел? В это можно было поверить, если бы в то время узлы были ненужной или необязательной для жизни редкостью. Но дело обстояло как раз наоборот. В повседневной жизни без узлов никто не мог обойтись. То была эпоха стремительного развития торговли и мореходства, а в мореходном деле - переход от весла к парусу.

С тех времен до нас дошло немало узлов. Доказательством того, что ни один узел не забыт, служат факты. При археологических раскопках неоднократно находили остатки древней упряжи, оснастки кораблей, элементов одежды, утвари, оружия, а вместе с ними - всего несколько десятков разных узлов.

Люди придумали много хороших узлов, но чаще мы знаем не больше двух, да и то не самые надежные. Восполним этот пробел в ваших знаниях.

 Эпиграф: Хороший узел - это: когда его легко развязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать.

Заполняем таблицу: «Классификация узлов по назначению» (см. Приложение 1)

"Прямой" Прямой узел имеет богатую историю, к примеру, археологические находки говорят о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва.

Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный, самый простой способ его вязки 

Моряки, которые этим прямым узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки . Ткачи, которые применяют прямой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его особым, удобным им способом.

Узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля ,а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы. Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны. Если узлы завязаны в одну сторону, то получается "бабий узел".  Далее на концах завязываются контрольные узлы.

 (вяжем узел)

Узлы для связывания веревок разного диаметра.

  "Академический" узел. Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы.

(вяжем узел)

Узлы для крепления веревки за опоры

 Узел "стремя". Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом. Если узел "стремя" используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре. Узел "стремя" может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее "проводника" и "восьмерки", потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой.

(вяжем узел)

Узлы для страховки и самостраховки

  Узлы для страховки. Узел "простой проводник". Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел, чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел.

(вяжем узел)

Вспомогательные узлы

 Схватывающий" узел. Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка. Затем операция повторяется. После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный. Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом "проводник". Иногда "схватывающий" узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую. Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом.

 Дополнительный материал.

Для общего развития.

Уметь слушать и понимать речь других.

Презентация позволяет поддерживать внимание и интерес к изучаемой теме  

Презентация позволяет поддерживать внимание и интерес к изучаемой теме  

Смена  вида деятельности для активизации внимания и повышения эффективности урока.

 

 

3. Закрепление изученного.

Решаем кроссворд по изученным узлам (см. Приложение 3)

На следующем этапе обучения вязания узлов  предлагаю детям игру: "Назови узел"

Завязанные разные узлы сложены в коробку, преподаватель раздает .учащимся. Нужно определить его название. Преподаватель еще раз проходит, получая ответы и собирая узлы. Затем все игроки по очереди выступают в роли преподавателя, а он лишь дублирует контроль.

Обобщение услышанного на уроке.  

 

4. Этап обобщения.   

Мы на сегодняшнем уроке познакомились с туристическими узлами, их значением и применением. Научились технике вязания некоторых узлов. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Даже когда ты научился этому, время от времени бери веревку и вспоминай, как это делается. Завязывая узлы, которые ты знаешь, практикуясь, научишься завязывать любой узел закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации.

Подведение итогов.  

 

Делаем вывод урока

 

V. Выставление оценок за урока.

Учитель ставит свою оценку за работу на уроке и объявляет учащимся.

Подведение итогов работы всех учащихся

V. Домашнее задание.

Повторить технику вязания изученных узлов. Самостоятельно выучить три новых узла. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь узлы. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми узлами, которые узнаете у своих родителей.

 



Предварительный просмотр:

 «Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Профилактика вредных привычек», 10 класс

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек». Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала. В рамках компетентностного подхода в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности учащихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке. Деятельность учителя и учащихся реализуется через принципы обучения: научность  и доступность подачи материала, системность и последовательность его рассмотрения, принцип наглядности (использование  слайдовой мультимедийной презентации «Вредные привычки, их влияние на здоровье», фильм «Движение – это жизнь»), принцип интеграции - межпредметные связи (биология, физическая культура).

Цели урока:

  • Первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей.
  • Содействие формированию здорового образа жизни.
  • Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Достигнуть цели можно через решение основных задач:

  • Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).
  • Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).
  • Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.
  • Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям.
  • Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.

Форма урока: комбинированный урок с использованием современных компьютерных технологий.

Педагогические и воспитательные технологии:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2.Личностно – ориентированная технология.

3.Игровые технологии.

4.Проблемное обучение.

5.Технология саморазвития.

6.Здоровьесберегающая технология.

Методы и приемы:

1. словесные  методы: беседа, слово учителя;

2. метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;

3. наблюдение;

4. самостоятельная познавательная деятельность учащихся;

5. практический метод;

6. создание ситуации успеха.

Список литературы. 

1. Смирнов А.Т., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. 2001 г.

2. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007

3. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. Волгоград. Панорама; Москва. Глобус. 2007

4. Латчук В.Н., Смирнов С.К., Рабочая тетрадь для учителя: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс.

Способы контроля 

  • тип: промежуточный;
  • вид: самоконтроль, взаимоконтроль, интерконтроль;
  • методика: письменный экспресс-опрос, тест;
  • форма: фронтально.

Оборудование и материалы:

  • раздаточный материал;
  • цветные карточки 6 цветов 3 типоразмеров (по количеству участников);
  • компьютерный класс: проектор, интерактивная доска.

Опережающее задание – цитаты, рисунки (проекция на интерактивной доске).

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Анализ

1.Организационно-психологический момент. Сообщение цели урока.

- Здравствуйте! Дорогие ребята!

- Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл?

- Желают здоровья всем и каждому!

- А что такое здоровье?»

- Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только

отсутствие болезней и физических недостатков.

- Правильно. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела.

А сможете ли вы перечислить основные факторы, влияющие на здоровье?

- биологические (наследственность), окружающая среда (природная, техногенная и социальная), служба здоровья, индивидуальный образ жизни

 Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни. Объясните значение понятия «здорового образа жизни».

- система привычек и поведения человека,

направленная на обеспечение

 определенного уровня здоровья

 В здоровый образ жизни   входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня и будем говорить.

Беседа (словесный метод обучения) Психологический настрой учащихся на работу на уроке. Умение сосредотачиваться на уроке, включаться в деятельность

Постановка цели

2. Работа по теме (презентация)

Доклад, подготовленный учащимся 10 класса

Доклад из истории алкоголя

Постановка проблемы

Работа с ИКТ

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах и в туалетах развлекательных учреждений, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По всемирным данным   - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Из истории табака нам поведает Павел Мосунов.

До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

  В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось.

- Спасибо! Итак, Петр Первый много сделавший прогрессивного в истории России, в данном случае   оказал жителям России плохую услугу.

- Из истории алкоголя нам расскажет Кирилл Казаков.

 Послушайте сначала притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

- Спасибо! Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах.

Работа в группах:

  • причины курения;
  • последствия курения;
  • меры для предупреждения курения;
  • причины употребления алкоголя, пива;
  • последствия употребления алкоголя, пива;
  • меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.

(Результаты фиксируются на ПК.

Педагог уточняет или комментирует ответы учащихся)

Промежуточное объяснение о причинах, наличии вредных веществ в составе табачного дыма, о вреде курения, алкоголя и их влиянии на организм подростка, особенно девушек.

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.

Наиболее характерные для табакокурения заболевания:

  • Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
  • Раковые заболевания легких, гортани.
  • Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
  • Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.
  • Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
  • Расстроена работа потовых и сальных желез.
  • Волосы истончены, секутся и выпадают.
  • Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).
  • Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
  • Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние. 
  • Понижается острота слуха.
  • Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
  • “Синдром хронической усталости”.

Последствия употребления алкоголя:

  • Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
  • Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
  • Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
  • Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).
  • “Синдром хронической усталости”.
  • Снижение иммунитета.
  • Раннее старение (особенно девушек).
  • Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Меры для предупреждения:

  • Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
  • Запретить рекламу сигарет.
  • Запрет со стороны родителей.
  • Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
  • Получать достоверную информацию о вреде.
  • Принятие самостоятельного решения: да или нет! 

 Вступительный рассказ учителя. Приведение статистики. Для представления детьми общей картины в стране по употреблению табака.

Знакомство с историей. Для общего развития. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Уметь слушать и понимать речь других.

 

Дополнительный материал.

Для общего развития.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Уметь слушать и понимать речь других.

Проблемное обучение.  Работа в группах. Смена вида деятельности для активизации внимания и повышения эффективности урока.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

С целью уплотнения урока

Самостоятельная работа по учебнику. Учимся видеть главное в тексте. Стимуляция на поисковую деятельность. Применяем  ранее сформированные навыки самостоятельной работы.

 

3. Закрепление изученного.

Проведение индивидуального тестирования (тестовое задание на ПК).

В мире мудрых мыслей...

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

2. Начинается пьянство с легкомыслия.

3. Без ума пьет - без угла живет.

4. Водка и труд рядом не идут.

5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

6. Веселая голова живет спустя рукава.

7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

8. Пей за столом, а не пей за столбом.

9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.

10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.

11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

12. Когда вино входит – тайна выходит.

13. Вино веселит, да от вина голова болит.

14. Водку пить – ум топить.

15. Счастлив тот, кто вина не пьет.

16. Вино веселит сердце, да человека губит.

17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.

18. Как хватил через край, так все пропадай.

19. Дали вина – так и стал без ума.

20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.

21. Пей, да дело разумей.

22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.

23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

24. Вечером пьяница, утром лентяй.

Все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:

О причинах пьянства. (2, 5, 13).

Пьянство – угроза жизни и здоровью человека (1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23).

Алкоголь и труд (4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24).

Пьянство и семья. (3, 10, 15).

Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь (7, 8, 17, 21).

Проверка – в паре. Шкала перевода баллов в оценку: 24-20 баллов – “5”; 19-15 баллов – “4”; 14-10 баллов – “3”

Работа с ИКТ, самопроверка. Задания на большом экране –  это способствует сбережению здоровья обучающихся. Позволяет поддерживать внимание учеников.

Работа с устным народным творчеством. Развитие кругозора детей.

Позволяет поддерживать внимание и интерес к изучаемой теме  

 

4. Этап обобщения. Итоги урока. 

Экспресс – опрос.

Просмотр видеоролика

Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...  

Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?

Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Впереди ожидает Вас

Дружба и свет любимых глаз,

Шум и радость жизни,

И служение Отчизне.

Новых звезд и открытий блеск,

А не вредных соблазнов треск.

Их не выбираешь,

А то жизнь ты проиграешь!

Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Я думаю,  что  знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.

Экспресс-опрос.

1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:

  1. Френсис Дрейк – 16 век.
  2. Христофор Колумб – 15 век.
  3. Васко да Гама – 15 век.

2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:

  1. Царь Михаил Федорович.
  2. Иван Грозный.
  3. Петр I.

3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:

  1. Экономика.
  2. Из-за частых пожаров.
  3. Для сохранения здоровья.

4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:

  1. Петр I.
  2. Екатерина II.
  3. Александр III.

5. Считаешь ли ты необходимой борьбу за здоровый образ жизни уже со школьных лет, или это – только для взрослых?

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни.

На одной чаше весов здоровье:

Здоровое правильное питание, активный образ жизни, здоровые дети, красота внешнего образа.

На другой чаше весов:

Вредные привычки с их последствиями….

Человек имеет право выбора  –  какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой.

(просмотр видеоролика «Движение – это жизнь»)

Подведение итогов. Пропаганда здорового образа жизни.

Обобщение услышанного на уроке. Выводы по уроку. Развитие речи.

Использование стихов для психологического настроя. Призыв к отказу от вредных привычек.

Работа с ИКТ. Уплотнение урока и материала. Проверка усвоенного материала. Развитие внимания.

Активизация внимания учащихся в конце урока.

V. Выставление оценок за урока.

Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. В соответствии с оценкой ребят учитель ставит свою оценку за работу на уроке и объявляет учащимся.

Подведение итогов работы всех учащихся.

V. Домашнее задание.

Разработать индивидуальную памятку  «Как не стать жертвой вредных привычек».

Развитие творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...