Рабочая программа по ОБЖ
календарно-тематическое планирование по обж (8 класс) на тему

Авдеенкова Наталья Васильевна

Рабочая программа по ОБЖ 5 , 8 классы. Учебник: Смирнов, Хреннииков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_obzh_5_klass.doc392 КБ
Microsoft Office document icon rp_obzh_8_kl_.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показал, что более чем в 80 % случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настолько требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, в соответствии с положениями Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности, на основании письма Министерства образования и науки РФ «О материалах по противодействию идеологии терроризма и экстремизма» от 25.05.2011 года № СМ-477/08, на основании Устава школы.

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;
  • интегративность;
  • направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • обучение в 5 классе с использование возможностей федерального базисного учебного плана;
  • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
  • выработку умений предвидеть опаснее и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формировать у обучающихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также реализовать способности оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на выполнение  следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства, о государственной системе обеспечения защиты населения о ЧС, о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, о здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях, о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из источников;
  • развивать умения принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа по ОБЖ рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.

Учебная программа курса ОБЖ для 5 и 8 классов представлена в двух модулях. Каждый модуль включает разделы, поделенные на главы. Все главы разделены на темы.

На основании письма Министерства образования и науки РФ «О материалах по противодействию идеологии терроризма и экстремизма» от 25.05.2011 года № СМ-477/08  в программу курса ОБЖ внесены изменения:

в 5 классе: в модуль I включен раздел III «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации», на изучение которого отводится 7 ч.

В связи с этим:

  • главу 5 «ЧС природного и техногенного характера» следует считать как глава 4, на изучение которой отводится 2 ч вместо 6 ч.
  • главу 4 «Опасные ситуации социального характера» следует считать как глава 5 «Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение»;
  • после изучения главы 5 «Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение» в разделе III следует изучать главу 6 «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства»;
  • раздел III «Основы здорового образа жизни» следует считать разделом IV;
  • главу 6 «Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни» следует считать главой 7;
  • главу 7 «Факторы, разрушающие здоровье» следует считать главой 8;
  • раздел IV «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» следует считать разделом V;
  • главу 8 «Первая медицинская помощь и правила ее оказания» следует считать главой 9.

Следовательно, данная рабочая программа предусматривает следующую модульную систему:

  • Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства.
  • Раздел I. Основы комплексной безопасности.
  • Раздел II. (изучается в 8 классе).
  • Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (5 класс).
  • Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
  • Раздел III. (изучается в 8 классе).
  • Раздел IV. Основы здорового образа жизни.
  • Раздел IV. (изучается в 8 классе).
  • Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание: доклад, реферат, проектное задание и т.д., раздела или главы -- тест, контрольная работа и т.д.

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование соответствует учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 и 8 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения ОБЖ в 5 классе обучающиеся должны знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные правила личной безопасности во время отдыха на природе;
  • систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • наиболее часто встречающиеся чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • основные меры по профилактике наркомании.

Обучающиеся должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • оказывать первую медицинскую помощь;

Кроме того, обучающийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечение личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • выработки убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ОБЖ В 5 КЛАССЕ

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни.

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход и пассажир. Безопасность пешехода и пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Природные явления и безопасность человека. Безопасность на водоемах.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома и на улице.

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Раздел IV. Основы здорового образа жизни.

О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Первая помощь и правила ее оказания. Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. Первая помощь при отравлениях.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела

Название раздела

Количество часов

Причины изменений

авторская программа

рабочая программа

1

Основы комплексной безопасности

22

15

Письмо Министерства образования и науки РФ «О материалах по противодействию идеологии терроризма и экстремизма» от 25.05.2011 года

№ СМ-477/08

3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

0

7

4

Основы здорового образа жизни

5

5

5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

8

Всего:

35

35


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

№ раздела, главы, темы, урока

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

Вид контроля

по плану

фактически

Р-I

Основы комплексной безопасности

15

Глава 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

1

Город как среда обитания

1

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

3

Особенности природных условий в городе

1

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

1

5

Основы безопасности жизнедеятельности человека

1

Контрольная работа

Глава 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

7

Пешеход. Безопасность пешехода

1

8

Пассажир. Безопасность пассажира

1

9

Водитель

1

10

Пожарная безопасность

1

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

Тест

Глава 3

Опасные ситуации природного характера

2

12

Погодные условия и безопасность человека

1

13

Безопасность на водоемах

1

Контрольная работа

Глава 4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2

14

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

15

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

Тест

Р-III

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

7

Глава 5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

3

16

Антиобщественное поведение и его опасность

1

17

Обеспечение личной безопасности дома

1

18

Обеспечение личной безопасности на улице

1

Контрольная работа

Глава 6

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

4

19

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения

1

20

Виды экстремистской и террористической деятельности

1

21

Виды террористических актов и их последствия

1

22

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

1

Тест, доклад

Р-IV

Основы здорового образа жизни

5

Глава 7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

23

О здоровом образе жизни

1

24

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья

1

25

Рациональное питание. Гигиена питания

1

Тест

Тема 8

Факторы, разрушающие здоровье

2

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

1

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1

Контрольная работа

Р-V

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

Тема 9

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8

28

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

29

Первая медицинская помощь при травмах

1

30

Первая медицинская помощь при ранах и кровотечениях

1

31

Первая медицинская помощь при ожогах

1

32

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах

1

33

Первая медицинская помощь при отравлениях

1

34

Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении никотином и угарным газом

1

35

Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами

1

Тест

Итоговая контрольная работа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

№ раздела, темы, урока

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Вид контроля

по плану

фактически

Р-I

Основы комплексной безопасности

25

Глава 1

Подготовка к активному отдыху

6

1

Природа и человек

1

2

Ориентирование на местности

1

3

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

1

4

Подготовка к выходу на природу

1

5

Определение места для бивака и организация бивачных работ

1

6

Определение необходимого снаряжения для похода

1

Контрольная работа

Глава 2

Активный отдых на природе и безопасность

5

7

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

1

8

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности

1

9

Подготовка и проведение лыжных походов

1

10

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

1

11

Велосипедные походы и безопасность туристов

1

Контрольная работа

Глава 3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

12

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

1

13

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

1

14

Акклиматизация в горной местности

1

15

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

1

16

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте

1

17

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте

1

Контрольная работа

Глава 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

18

Автономное существование человека в природе

1

19

Добровольная автономия человека в природной среде

1

20

Вынужденная автономия человека в природной среде

1

21

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

1

Тест

Глава 5

Опасные ситуации в природных условиях

4

22

Опасные погодные явления

1

23

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

1

24

Укусы насекомых и защита от них

1

25

Клещевой энцефалит и его профилактика

1

Контрольная работа Доклад

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Глава 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

26

Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

1

27

Оказание первой медицинской помощи при травмах

1

28

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге

1

29

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

1

Тест

Р-III

Основы здорового образа жизни

6

Глава 7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6

30

Здоровый образ жизни и профилактика утомления

1

31

Компьютер и его влияние на здоровье

1

32

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

1

33

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

1

34

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека

1

35

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

1

Контрольная работа

Итоговый тест


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

№ раздела, темы, урока

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Вид контроля

по плану

фактически

Р-I

Основы комплексной безопасности

16

Глава 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

1

Различные природные явления

1

2

Общая характеристика природных явлений

1

3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

Тест

Глава 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

4

4

Землетрясения. Причины возникновения и его последствия

1

п.2.1

5

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

1

п.2.3

6

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле

1

п.2.4

7

Обвалы и снежные лавины

1

п.2.7,

контрольная работа

Глава 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

2

8

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

1

п.3.1

9

Смерчи

1

п.3.3,

тест

Глава 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

4

10

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

п.4.1

11

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения

1

п.4.3

12

Сели и их характеристика

1

п.4.4

13

Цунами и их характеристика

1

п.4.6,

контрольная работа

Глава 5

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

3

14

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

п.5.1

15

Инфекционные заболевания людей и защита населения

1

п.5.3

16

Эпизоотии и эпифитотии

1

п.5.4,

контрольная работа

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

Глава 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

3

17

Защита населения от последствий землетрясений

1

п.2.2

18

Последствия извержения вулканов. Защита населения

1

п.2.5

19

Оползни, их последствия, защита населения

1

п.2.6,

тест

Глава 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

1

20

Защита населения от последствий ураганов и бурь

1

п.3.2,

составление памятки

Глава 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

3

21

Защита населения от последствий наводнений

1

п.4.2

22

Защита населения от последствий селевых потоков

1

п.4.5

23

Защита населения от цунами

1

п. 4.7,

тест

Глава 5

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

1

24

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1

п.5.2,

составление памятки

Р-III

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

2

Глава 6

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

2

25

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

1

26

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

1

тест

Р-IV

Основы здорового образа жизни

5

Глава 7

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

5

27

Психологическая уравновешенность

1

28

Стресс и его влияние на человека

1

29

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1

30

Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

1

31

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних

1

контрольная работа

Р-V

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Глава 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

32

Общие правила оказания первой медицинской помощи

1

33

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

1

34

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

1

35

Общие правила транспортировки пострадавшего

1

тест, итоговый тест


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

№ раздела, темы, урока

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Вид контроля

по плану

фактически

Р-I

Основы комплексной безопасности

16

Глава 1

Пожарная безопасность

3

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

1

контрольная работа

Глава 2

Безопасность на дорогах

3

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

6

Велосипедист – водитель транспортного средства

1

Глава 3

Безопасность на водоемах

3

7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

8

Безопасный отдых на водоемах

1

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Глава 4

Экология и безопасность

2

10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

1

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

Глава 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

5

12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

п.5.1

13

Аварии на радиационно-опасных объектах и возможные последствия

п.5.2

14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

п.5.4

15

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

п.5.6

16

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

п.5.8, контрольная работа

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

Глава 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

4

17

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

п.5.3

18

Обеспечение химической защиты населения

1

п.5.5

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

п.5.7

20

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

п.5.9,

контрольная работа

Глава 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1

22

Эвакуация населения

1

23

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

контрольная работа

Р-III

Основы здорового образа жизни

8

Глава 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

24

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

1

25

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1

26

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества

1

27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

30

Профилактика вредных привычек

1

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

реферат, контрольная работа

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Глава 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

1

33

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

1

34

Первая медицинская помощь при травмах

1

35

Первая медицинская помощь при утоплении

тест, итоговый тест


ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ.
  2. Концепция противодействия терроризму в РФ.
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О материалах по противодействию идеологии терроризма и экстремизма» от 25.05.2011 года № СМ-477/08.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. комплексная программа. 5-11 классы. Под общ. ред. А.Т. Смирнова. -- М.: «Просвещение», 2010.
  5. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл./А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
  6. Сайты с информационными материалами: www.scienceport.ru, www.antiterror.ru, www.smi-antiterror.ru, «Безопасность наших школ» (http:/www.schoolsave.ru).
  7. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2010.
  8. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.
  9. Уголовный кодекс РФ.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показал, что более чем в 80 % случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настолько требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, учебного базисного плана основного общеобразовательного учреждения, в соответствии с положениями Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности, на основании локального акта общеобразовательного учреждения.

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;
  • интегративность;
  • направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • обучение в 8 классе с использование возможностей федерального базисного учебного плана;
  • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
  • выработку умений предвидеть опаснее и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формировать у обучающихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также реализовать способности оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на выполнение  следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства, о государственной системе обеспечения защиты населения о ЧС, о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, о здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях, о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из источников;
  • развивать умения принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа по ОБЖ рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.

Учебная программа курса ОБЖ для 8 класса представлена в двух модулях. Каждый модуль включает разделы, поделенные на темы. Все темы представляют часть содержания учебной программы:

  • темы 1-4 в разделе I представляет часть содержания темы 1 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»;
  • тема 5 из раздела I представляет часть содержания темы 4 «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера»;
  • темы 5-6 из раздела II представляют часть содержания темы 5 «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций»;
  • тема 7 представляет часть содержания темы 7 «Здоровый образ жизни и его составляющие» и темы 8 «Факторы, разрушающие здоровье»;
  • тема 8 представляет содержание темы 10 «Основы медицинских знаний» и темы 11 «Первая медицинская помощь при неотложных состояниях».

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание: доклад, реферат, проектное задание и т.д., раздела -- тест, контрольная работа и т.д.

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование соответствует учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения ОБЖ в 8 классе обучающиеся должны знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
  • систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • наиболее часто встречающиеся чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • основные меры по профилактике наркомании;

Обучающиеся должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • оказывать первую медицинскую помощь;

Кроме того, обучающийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечение личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • выработки убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ОБЖ В 8 КЛАССE

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Причины ДТП и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист – водитель транспортного средства.

Безопасность на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное  здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье -- составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химическими опасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела

Название раздела

Количество часов

1

Основы комплексной безопасности

16

2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

3

Основы здорового образа жизни

8

4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Всего:

35 часов

КТП смотреть в РП 2011-2012. В 8 классе нет изменений.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ.
  2. Концепция противодействия терроризму в РФ.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. комплексная программа. 5-11 классы. Под общ. ред. А.Т. Смирнова. -- М.: «Просвещение», 2010.
  4. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл./А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Сайты с информационными материалами: www.scienceport.ru, www.antiterror.ru, www.smi-antiterror.ru, «Безопасность наших школ» (http:/www.schoolsave.ru).
  6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2010.
  7. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.
  8. Уголовный кодекс РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...