конспект урока по ОБЖ 6 класс "Ориентирование"
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме

Щелкунова Алевтина Васильевна

Открытый урок в 6 классе по теме "Ориентирование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6-konspekt_uroka.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

«Целью обучения должно быть не столько приобретение детьми знаний, сколько , развитие способностей мышления и памяти» .    К.Д.Ушинский

                                                         ПЛАН УРОКА

Тема : «Ориентирование на местности»

Класс: 6 «а»

Тип урока: Изучение нового материала.        

Цель: познакомить с историей создания компаса;

1.рассмотреть способы ориентирования на местности при помощи компаса и без него;

2.научить определять стороны горизонта используя различные способы;

3.закрепить полученные знания на практике.

Оборудование и оснащение урока:

Компьютер , карты-схемы звёздного неба, мультимедийный проектор, набор компасов.

                                                               Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы и целей урока, контроль посещаемости. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Какая сегодня тема нашего урока: «Ориентирование на местности» Сегодня на уроке мы вспомним как определять стороны горизонта познакомимся с историей создания компаса, рассмотрим  способы ориентирования на местности при помощи компаса и без него; будем рассматривать проблемные ситуации (такие как если ты заблудился в лесу )и находить пути их решения. И так мы начинаем. Давайте дадим определение нашему ключевому понятию»

2. Изучение новой темы. Актуализация.

Презентация «Ориентирование 6кл-обж»

2 слайд

Ориентирование  - умение определять на местности стороны горизонта по компасу Солнцу, звёздам и местным признакам. Давайте зафиксируем определение этого понятия в тетради воспитанники записывают определение что такое ориентирование в тетради

3слайд

Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

Одним из элементов вашего домашнего задания было ,найти  информацию об истории создания компаса.

слайд 4    

Вот такие были компасы раньше.

Слайд 5

Правила работы с компасом

Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)

Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Задание.
Определите, в какую сторону  горизонта от вас обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь? Спальный корпус?

Слайд 6

А сейчас мы будем определять азимут.

ПАМЯТКА
«Последовательность определения    азимута»

Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки.    

На стекло компаса положи гранёный карандаш по  направлению от центра к предмету.

По шкале компаса отсчитай величину дуги от   0º до линии направления на предмет.

Задание. Определить азимут - автостанции, больницы.

Слайд  7

Работа по определению азимута

Определить азимут на: завод, высоковольтные столбы, дорогу, дерево.

Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.

Учитель. Но Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.

Слайд  8

по ветвям, стволам, коре деревьев ;

по муравейнику, по мхам и лишайникам ;

по Солнцу, по Полярной звезде ;

по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах.

Слайд  9

Ориентирование по солнцу. Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север

Слайд   10

Поиск Полярной звезды (на столах карта-схема-призвать внимание к ней)

Полярная звезда расположена в пределах одного градуса от Северного полюса мира и является точным и надежным ориентиром для определения направления на географический север. Сначала надо найти Большую Медведицу, затем мысленно отложить в одну линию с двумя крайними звездами передней стенки ковша Большой Медведицы пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда. Она расположена на самом конце ковша Малой Медведицы.

 Слайд 11

муравейник

Муравьи устраивают свои жилища обычно к Югу от ближайшего дерева, пней и кустов. Южная сторона муравейника более отлогая, а Северная – круче.

Слайд 12

Объяснение по этому слайду –это еще один элемент по вашему домашнему заданию. На отдельно стоящих деревьях самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей; годичные кольца на пне спиленного дерева шире с южной стороны и уже с северной. Приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви указывает на Север, а опущенный на Юг.

Слайд  13-1

Грибы растут в основном с северной стороны   деревьев,  пней, кустарников

Слайд  15

Определить стороны света можно по направлению полёта птиц. Осенью они летят на юг, а весной на север.

Слайд  16

На открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.

Слайд  17

В лесу у пней с южной стороны ягоды брусники, черники, морошки поспевают раньше,

чем на северной.

Слайд  18

1.ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА УКАЗЫВАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ

А) НА СЕВЕР

Б) НА ЮГ;

В) НА ВОСТОК;

Г) НА ЗАПАД.

ПОЛНАЯ ЛУНА В 24 ЧАСА УКАЗЫВАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ:

А) НА СЕВЕР;

Б) НА ЮГ

В) НА ВОСТОК;

Г) НА ЗАПАД.

В ПОЛДЕНЬ ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ СОЛНЦЕ НАХОДИТСЯ:

А) НА СЕВЕРЕ;

Б) НА ЮГЕ

В) НА ВОСТОКЕ;

Г) НА ЗАПАДЕ.

4.ЕСЛИ В ПОЛДЕНЬ ВСТАТЬ СПИНОЙ К СОЛНЦУ, ТО ЛЕВАЯ РУКА БУДЕТ УКАЗЫВАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ НА

 А) НА СЕВЕР;

Б) НА ЮГ;

В) НА ВОСТОК;

Г) НА ЗАПАД

5. СОЗВЕЗДИЕ ЮЖНЫЙ КРЕСТ УКАЗЫВАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ НА : А) НА СЕВЕР;

Б) НА ЮГ

В) НА ВОСТОК;

Г) На запад

Учитель. Cпособы ориентирования:

-кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;

-на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;

-весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;

-ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

-снег быстрее подтаивает на южных склонах;

-в горах дуб чаще произрастает на южных склонах.

- цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север;

-Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге.

-Растущая Луна находится на западе.

-Убывающая Луна – на востоке.

СОЗВЕЗДИЕ ЮЖНЫЙ КРЕСТ УКАЗЫВАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ НА ЮГ :  Это самое известное созвездие южного неба

Я ОПЯТЬ ВОЗВРАЩАЮСЬ К ЗАДАЧАМ КОТОРЫЕ МЫ СТАВИЛИ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОТ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ СИТУАЦИИ- такие как если ты заблудился в лесу. Ориентироваться можно еще и по звукам. Запишите это в тетрадь. Полезно знать, что днем в равнинной местности выстрелы из охотничьего ружья слышны на расстоянии 3-5 км, шум движущегося поезда - до 10 км, грузового автомобиля - 1 км, громкий крик - до 1,5 км, лай собаки - до 3 км. Ночью, когда исчезают многочисленные шумы, слух обостряется и дальность слышимости различных звуков увеличивается в 1,5 - 2 раза

3. Закрепление полученных знаний

Учитель

1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
б. В какой стороне восходит Солнце?

Учитель -А сейчас ребята самостоятельная работа -тестирование. Время для выполнение работы 5мин.Время пошло.

Тесты на листках-2 варианта

Вариант 1

1. По каким местным приметам можно определить стороны света:

а) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам, таянию снега;

б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;

в) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению камней валяющихся на дорог

2. На каких склонах холмов, бугров в зимнее и весеннее время года снег подтаивает больше?

а) на северных, б) на восточных, в) на западных, г) на южных.

3.Годичные кольца на пнях шире с:

а) востока,

б) запада,

в) юга.

г) севера,

4.Если вы стоите лицом на север, то слева от вас направление на:

а) юг,

б) восток,

в) запад

5. Стороны света можно определить по:

а) компасу,

б) манометру,

в) термометру.

6. В солнечный полдень тень указывает направление на:

а) восток; б) юг; в) запад; г) север.

7. С какой стороны ствола кора деревьев темнее и грубее:

а) с севера,

б) с востока,

в) с запада,

г) с юга.

8.В полдень тень, указывающая на север будет:

а) самая длинная,

б) самая короткая,

в) длина тени не изменяется.

9. Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь?

а) по часам;

б) по луне;

в) по Полярной звезде.

10. При поднятый край нижней перекладины креста на куполе церкви направлен на:

а) север,

б) восток,

в) запад,

г) юг.

В жаркую погоду трава раньше начинает желтеть с:

а) севера,

б) востока,

в) запада,

г) юга.

11. Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной:

а) обеспечение безопасности;

б) выполнение целей и задач похода;

в) полное прохождение маршрута.

12. Тень в полдень укажет направление на север, слева будет:

а) восток,

б) запад,

в) юг.

13. Пологая сторона муравейника направлена к:

а) северу,

б) востоку,

в) западу,

г) югу.

Вариант 2

1.Если вы стоите лицом на север, то направо от вас направление на:

а) юг, б) восток, в) запад.

2. С какой стороны горизонта муравейники защищены камнем, пнем, деревом?

а) с севера,

б) с востока,

в) с запада,

г) с юга.

3. Стороны света можно определить по:

а) барометру и луне,

б) часам и солнцу,

в) термометру и звездам.

4. На каких склонах ямок или следов человека и животных в зимнее и весеннее время года снег подтаивает больше?

а) на северных,

б) на восточных,

в) на западных

5. В жаркую погоду трава раньше начинает желтеть с:

а) севера,

б) востока,

в) запада,

г) юга

6. На каких окраинах поляны трава бывает гуще:

а) на северных, б) на восточных, в) на западных, г) на южных.

7. Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы, то следует:

а) найти возвышенное место и оглядеться, затем двигаться в направлении захода Солнца;

б) прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от дорог или рек;

в) остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу, ручей или реку.

8. Стороны света можно определить по (выберете неправильный ответ):

а) компасу;

б) звездам;

в) направлению течения реки;

г) местным признакам.

9. Трава гуще у отдельно стоящих пней, камней, стволов деревьев к:

а) северу,

б) востоку,

в) западу,

г) югу.

10. В жаркую погоду трава раньше начинает желтеть с:

а) севера,

б) востока,

в) запада,

г) юга.

11. Стороны света можно определить по:

а) направлению ветра,

б) по направлению дорог,

в) по местным признакам.

12.С какой стороны деревьев, камней, пней летом земля более влажная?

а) с севера,

б) с востока,

в) с запада,

г) с юга.

13. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе церкви направлен на:

а) север,

б) восток,

в) запад,

г) юг.

Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Оценки и комментарий к ним.

4.Домашнее задание : § 6;
с.46-49, отв. на вопрос 5. стр.53 устно –ОБЖ

5.Окончание урока.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...