Рабочая программа по ОБЖ 8-9 классы
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

Катайцев-Кокорин Юрий Николаевич

Рабочая программа "Основ безопасности жизнедеятельности" для 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.b._obzh_8-9_kl._fgos.docx73.33 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

        

Рассмотрена на заседании методического объединения протокол от_____________ 2015 г

№ ______

Утверждена приказом от__________ 2015 г № ______

Принята на заседании НМС

Протокол от_____________ 2015 г № ______

Рабочая программа

по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

8-9 класс

Составитель: Катайцев-Кокорин Юрий Николаевич,

учитель физической культуры I категории

2015 – 2017 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного учебного предмета, факультатива, учебного предмета дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).

Рабочая  программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
  3. Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  4. Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги на период 2015-2017 годы 8 - 9 классы;
  5. Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2014 год. Серия «Стандарты второго поколения»
  6. Программа учебного предмета « ОБЖ 8-9 классы»/ Автор-составитель А.Т. Смирнов — М.: Просвещение, 2014 ФГОС.

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для  8-9 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы (Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-11 классы под общей редакцией       А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение 2014 г.)

Программа рассчитана на 69  часов в год (1 час в неделю в каждом классе) 8кл.-35 часов; 9кл.-34 часа.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения ОБЖ на уровне основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к рабочей  программе.
        Настоящая рабочая  программа определяет объем содержания образования по предмету ОБЖ  в 8-9 классах, дает примерное распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам курса.

Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС)  и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических работ.

Цели и задачи курса:

  • Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
  • Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;
  • Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;
  • Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;
  • Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;
  • Знание основных правил дорожного движения.

В структуру Рабочей программы включены следующие разделы:

1.        Пояснительная записка.

2.        Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах.

3.        Место учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8-9 классах в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2015-2017г.г.

4.        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах на уровне основного общего образования.

5.        Учебно-тематический план учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах.

6.        Содержание учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах

7.        Тематическое планирование учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах с определением основных видов учебной деятельности.

8.        Планируемые результаты изучения учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах.

9.        Система оценки достижения планируемых результатов учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах.

10. Оснащённость учебного процесса по учебному предмету «ОБЖ» в 8-9 классах

Программа ориентирована на УМК:

«Основы безопасности жизнедеятельности». 8-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов и др.; под ред. Ю.Л. Вороб.ева. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 175 с.

2. Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах.

Структурные компоненты курса ОБЖ в рабочей  программе для 8—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 8—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.

Обеспечивает формирование у учащихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается в 8-9 классах).

Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 8 по 9 классы).

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д. 

Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (8 - 9).

Примерная программа выполняет две основные функции.


1.Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствам и данного учебного предмета.

2.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

         Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности    в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.


Цели основного общего образования:
1)    формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2)    приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3)    подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.


Общие
цели изучения ОБЖ призваны способствовать:


• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы  здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического  поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

3.Место предмета «ОБЖ» в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги

на 2015 – 2017 г. г.

В Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2015 – 2017 г. г. для обязательного изучения учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования в 8-9 классах предусмотрено 69  часов в год (1 час в неделю в каждом классе)  8кл.-35 часов; 9кл.-34 час.

4. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах на уровне основного общего образования.

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
         Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
2) владение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
7) формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5)  понимание необходимости подготовки граждан

 к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни,    исключающий употребление алкоголя, наркотиков,  курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской

     и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы

    и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

5. Учебно-тематический план учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах.

Тема

Раздел программы

Кол-во часов

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

2

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

3

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

4

Экология и безопасность Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

5

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

6

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

Факторы, разрушающие здоровье

9

Правовые аспекты взаимоотношения полов

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

10

Основы медицинских знаний

11

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

12

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

ИТОГО:

69

  1. Содержание учебной программы для 8—9 классов

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной без- опасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах Водоемы.

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. 

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

3.1. Наиболее опасные террористические акты

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций
    Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
    5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.
    Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.
    Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.
    5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
    Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

    

                                                    
   Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
    6.1. Система борьбы с терроризмом
    Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
    6.2. Государственная политика противодействия наркотизму

   Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная
сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.
7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие.    Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека,
обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
    Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье
8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.
8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.    Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.        

Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов
 9.1. Семья в современном обществе.    Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.  Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.



Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 10. Основы медицинских знаний
    10.1. Основы медицинских знаний     Общая характеристика различных повреждений и их последствиядля здоровья человека.   Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
    Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.     Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.    Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.     Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их
возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
   11.1. Правила оказания первой медицинской помощи    Первая медицинская помощь при отравлении.    Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и
способы транспортировки пострадавшего.   Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.    Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.    Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях
    12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях    Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.
    Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение
обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).

  1. Тематическое планирование учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах с определением основных видов учебной деятельности.

8 класс  (1 ч в неделю, всего 35 ч)  

№ темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)

1

Пожарная безопасность (3 ч)

1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1.2. Профилактика   пожаров   в   повседневной жизни и организация защиты населения.

1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре,  в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия,  проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности

2

Безопасность на дорогах (3 ч)

2.1.Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

2.2.Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

2.3.Велосипедист  —   водитель транспортного
средства

Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасно-

-о поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда

3

Безопасность на водоёмах (3 ч)

3.1.Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

3.2.Безопасный отдых на водоёмах.

3.3.Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Характеризуют состояние водоёмов в различное

время года.

Объясняют правила безопасного поведения  на

водоёмах.

Сравнивают способы обеззараживания воды.

Объясняют правила безопасного поведения на

воде.

.Отрабатывают в паре правила само- и взаимо
помощи терпящим бедствие на воде

4.

Экология и безопасность (2 ч)

4.1.Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

4.2.Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой

5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч)

5.1.Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

5.2.Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

5.3.Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

5.4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

5.5.Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.

Различают чрезвычайные ситуации техногенного
характера в соответствии с их классификацией.
Составляют алгоритм своего поведения во вре
мя характерной чрезвычайной ситуации техно
генного характера, возможной в регионе своего
проживания.                

Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

6

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций

(4 ч)

6.1.Обеспечение  радиационной  безопасности населения.

6.2.Обеспечение химической защиты населения.

6.3.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

6.4.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера

7.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)

7.1.Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

7.2.Эвакуация населения.

7.3. Мероприятия по нженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Раздел 4.  Основы здорового образа жизни (8 ч)

8.

Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)

8.1.Здоровье как основная ценность человека.

8.2.Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

8.3.Репродуктивное здоровье — составляющая
здоровья человека и общества.

8.4.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

8.5.Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

8.6.Вредные привычки и их влияние  на здоровье.

8.7.Профилактика вредных привычек.

8.8.Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие.

Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.

Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

9.

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

9.1.Первая помощь пострадавшим и её значение.

9.2.Первая помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами (практическое занятие).

9.3.Первая помощь при травмах (практическое занятие).

9.4.Первая помощь при утоплении (практическое занятие)

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении.

По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике

9 класс        (1 ч в неделю, всего 34 ч)   Поурочное планирование

№ темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1 . Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Раздел 1.  Основы комплексной безопасности (8 ч)

1.

Национальная безопасность в России в современном мире

 (4 ч)

1.1.Современный мир и Россия.

1.2.Национальные интересы  России  в современном мире.

1.3.Основные угрозы национальным интересами безопасности России.

1.4.Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России

Обосновывают  значение  молодого  поколения граждан  Российской Федерации для развития нашей страны.

Характеризуют основные  виды  национальных интересов России в современном мире. Анализируют   степень   влияния   личности   на обеспечение национальной безопасности  Рос-

сии.

Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России

2

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч)

2.1.Чрезвычайные ситуации и их классификация.

2.2.Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

2.3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.

2.4.Угроза военной безопасности России

Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России.

Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

3.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)

3.1.Единая государственная система предупреж
дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).

3.2.Гражданская оборона как составная часть
национальной безопасности и обороноспособности страны.

3.3.МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях

4.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)

4.1.Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

4.2.Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций.

4.3.Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

4.4.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия.

Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)

5.

Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч)

5.1.Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

5.2.Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления

Характеризуют международный терроризм как

серьёзную угрозу национальной безопасности

России.

Анализируют виды террористических актов, их

цели и способы осуществления.

Формулируют собственную позицию неприятия

терроризма в любых его проявлениях

6.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)

6.1.Основные  нормативно-правовые  акты по
противодействию терроризму и экстремизму.

6.2.Общегосударственное противодействие терроризму.

6.3.Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.

Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма».

7.

Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч)

7.1.Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

7.2.Организационные основы противодействия
наркотизму в Российской Федерации.

Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» России (ФСКН России)» и её положительные результаты»

8.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости  (2часа)

8.1. Правила поведения при угрозе террористического акта.

8.2 Профилактика наркозависимости.

Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают   отрицательное   отношение   к приёму наркотиков.

По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел 4.  Основы здорового образа жизни (8 ч)

9.

Здоровье — условие благополучия человека (2 ч)

9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

 9.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России

10.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч)

10.1. Ранние половые связи и их последствия.

10.2.   Инфекции,   передаваемые   половым   путём.

10.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция),   анализируют   профилактику заражения ИППП

11.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (Зч)

11.1. Брак и семья.

11.2. Семья и здоровый образ жизни человека.

11.3. Основы семейного права в Российской Федерации

Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи  и  здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности  семейно-брачных отношений в Российской Федерации

Раздел 5.  Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)

12.

Оказание первой помощи (2 ч)

12.1. Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя).

 12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ

Отрабатывают в паре приемы в оказании первой помощи при массовых паражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

      В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся должны

Знать/понимать:

     * основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

     * потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;

     *   меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

     * основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

     * наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

     * организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации;

     * права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

     * рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;

     * приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

  • доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей:
  • перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС:
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.


9. Система оценки достижения планируемых результатов учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

 4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа,   практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов

Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по «Оснавом безопасности жизнедеятельности»  необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

При итоговом оценивании результатов освоения учащимися  основной образовательной программы основного общего образования по «Основом безопасности жизнедеятельности» должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности» включает результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Особенности содержания примерной программы

Понятийная база и содержание  курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей  программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы  при изучении предмета в 8 — 9 классах.

  1. Оснащенность учебного процесса по учебному предмету «ОБЖ»

 в 8-9 классах

п/п

Наименование

1

Учебник–«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2014 год.

2

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (под ред. Ю.Л.Воробьева), 8-9 класс, М.,2011 г.

3

Правила дорожного движения Российской Федерации

4

Электронно-демонстрационные пособия

5

Правила поведения на водоемах

6

Плакат «Средства индивидуальной защиты»

7

Плакат «Средства коллективной защиты»

8

Плакат «Современные обычные средства поражения»

9

Плакат «Химическое оружие»

10

Плакат «Ядерное оружие»

11

Плакаты «Здоровый образ жизни»

12

Тренировочный манекен «Максим»

13

Ватно-марливые повязки

16

Противогаз ГП-5

14

Аптечка индивидуальная АИ-2

15

Газодымозащитный комплект ГЗДК-У

16

Капюшон защитный «Феникс» (портативный фильтрующий самоспасатель для взрослых и детей от 7 лет)

17

Защитный костюм резиновый (ОЗК, Л-1 ...))

18

Форма военная камуфлированная (куртка, брюки)

19

Нормативно-правовые документы о гражданской обороне

20

Пневматическая винтовка

21

Пневматический пистолет

22

Набор знаков дорожного движения

23

Телевизор

24

DVD, видеомагнитофон

  1. Литература для ученика:

  1. Учебник–«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс, новый ФГОС стандарт, под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2014 год.
  2. Курение и профилактика в школе.  А.А Александров, В.Ю.Александрова Москва 2009г. «Медиа Сфера»
  3. Не допускать беды. А Г.Макеева  Москва. Просвещение 2011г.
  4. Школа без наркотиков. Под ред. Л.М. Шапицывой и Е.И. Казаковой.

Санкт-Петербург. Образование-культура. 2013г.

  1. Литература для учителя:

  1. Учебник–«Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9  классы, новый ФГОС стандарт, под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2014 год.
  2. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Москва «Просвещение» 2009г.
  3. И.К.Топоров «Основы безопасности жизнедеятельности» 7-8 класс. Москва «Просвещение» 2011г.
  4. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2002г.
  5. Хрипкова А.Г. «Гигиена и здоровье». Медицинская литература.
  6. Дидактический материал «ОБЖ» 5-9 классы. Издательство «Дрофа».
  7. Правила дорожного движения.
  8. Журнал  «ОБЖ».
  9. Тематический контроль по ОБЖ «Интеллект-Центр». Москва. 2005г.
  10. Т.Ф.Олейник. Великие природные катастрофы. Ростов-на Дону «Феникс». 2006г.
  11. Я.Я.Мейнгот, Н.М.Потылицина. Теоретические и практические основы медицинских знаний. Красноярск. 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...