«Разработка урока ОБЖ в 5 классе»
учебно-методический материал по обж (5 класс) на тему

Кусакина Наталья Георгиевна

Разработка урока по ОБЖ 5класса по теме "Чрезвычайные ситуации природного характера" в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya_kusakina_285-337-099.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Разработка урока ОБЖ в 5 классе»

Тема : «Чрезвычайные ситуации природного характера».
Комбинированный урок на основе системно - деятельностного метода обучения.

Дидактическая цель: познакомить учащихся с общим понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», показать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, дать краткую характеристику опасных природных явлений, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации природного характера.

Планируемые результаты:
Предметные результаты: 

-знать основные опасные и чрезвычайные ситуации  природного характера;

-знать и уметь применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.

Метапредметные результаты: (представлены в формате маршрутного листа-приложение1)
Регулятивные УУД: 

- формулировать учебные  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

-наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся ;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия;

 -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя.
Познавательные УУД :

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-выделять явление из общего ряда других явлений;

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- понимать целостный смысл дополнительной информации к контексте темы урока;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-резюмировать главную идею текста;

-работать с дополнительными текстами и заданиями
Коммуникативные УУД:

-умение воспринимать информацию на слух

- умение точно и грамотно излагать свои мысли,

-строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию;

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

-контролировать свои действия в коллективной работе.
Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности.

Оборудование: учебник, маршрутные листы, презентация, таблица, карточки заданий.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальная проверка д.работы.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Формулирование темы и цели урока.
  5. Изучение нового материала.
  6. Применение полученных знаний I.
  7. Применение полученных знаний I I.
  8. Получение новых знаний (работа с учебником)I I I.
  9. Применение полученных знаний   IV.
  10. Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера.
  11. Работа с учебником (приложение 3  стр. 181-184 учебника).
  12. Домашнее задание.
  13. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент (учащиеся слушают и выполняют требования учителя).

Приветствую учащихся. Сообщаю, что сегодня  для достижения цели урока они будут действовать  в соответствии с маршрутным листом, в котором отражены все этапы  урока, их планируемые действия и критерии оценки, достигнутых ими  результатов. Раздаю маршрутные листы  учащимся (приложение 2), которые они должны подписать. Напоминаю, что после 2,3,4,6,7,8,9 этапов урока они должны выставить себе заслуженное число баллов в соответствии с критериями этапов. А на 13 этапе они должны подсчитать суммарное количество набранных  баллов и выставить себе оценку за урок.

2.Фронтальная проверка д.работы.

Учащиеся открывают учебник, зачитывают вопросы 1-4 на странице 75 и активно отвечают на вопросы, формулируя  полный ответ в соответствии с вопросами.

3.Актуализация опорных знаний ( учащиеся слушают выступление учителя, сопровождающееся соответствующим конспектом на доске).

Наша планета Земля имеет четыре оболочки: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Во всех оболочках Земли происходят  различные процессы- явления, которые мы называем природными. Если явление происходит в твердой оболочке Земли- литосфере, то говорят, что оно носит геологический характер, если в водной оболочке(гидросфере)- гидрологический, если в воздушной оболочке(атмосфере)- метеорологический, если в биосфере(в оболочке, в которой существует жизнь во всех ее проявлениях)- биологический. Прошу детей привести примеры известных вам природных явлений.

Приведенные детьми примеры явлений записываю на доске в два столбика ( условно разделяя на благоприятные и неблагоприятные). Задаю детям вопрос: «Почему я записала приведенные вами примеры в два различных столбика? По какому признаку я их разделила?» (Дети отвечают, что одни из них благоприятные для человека, а другие нет).

4.Формулирование темы и цели урока ( мотивирую детей на самостоятельное формулирование темы и цели урока).

Сообщаю учащимся, что опасные природные явления, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью человека, называют стихийными бедствиями, и ситуацию, которая складывается на  территории,  где происходит это явление - чрезвычайной ситуацией.

Задаю вопросы: Как вы думаете, какие явления мы будем рассматривать в курсе ОБЖ? ( Дети отвечают - неблагоприятные.)

А почему? ( Дети отвечают, что они несут угрозу жизни и здоровью человека.)  Если дети дают не полный ответ, то прошу их произнести название  предмета и дать полный ответ.

Исходя из всего вышесказанного нами, прошу детей сформулировать тему урока и  цели урока, используя слова: познакомиться, научиться распознавать, действовать.

5. Изучение нового материала (учащиеся самостоятельно изучают опасные природные явления по таблице - приложение 3)

6.Применение полученных знаний I . Самостоятельная работа.

Раздаю учащимся бланки  для внесения  названий опасных природных явлений. Показываю презентацию с картинами пронумерованных опасных природных явлений : извержение вулкана, смерч, наводнение, сель, ураган, оползень, землетрясение, обвал. Учащиеся должны внести в бланк ответов соответствующие названия явлений. Выдаю карточки  с правильными ответами для самопроверки.

7.Применение полученных знаний I I. Самостоятельная работа.

Раздаю учащимся карточки (приложение 4) с заданиями для установления соответствия между явлениями и их характеристиками и бланки для ответов. Выдаю карточки  с правильными ответами для взаимопроверки ответов учащимися.

8.Получение новых знаний (работа с учебником)I I I.

Учащиеся объединяются в две группы по желанию. На страницах 77,79, 80,82 находят информацию о территориях, на которых часто происходят изучаемые природные  явления. Раздаю учащимся карточки для установления соответствия между названиями опасных природных явлений и территориями, где они чаще всего происходят (приложение 5). Выдаю бланки  для внесения ответов. Выдаю карточки  с правильными ответами для самопроверки в группе.

9.Применение полученных знаний   IV. Самостоятельная работа.

Раздаю учащимся карточки (приложение 6).  Учащиеся вставляют пропущенные в предложениях слова. Выдаю карточки с правильными ответами для самопроверки .

10.Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера.

Говорю учащимся, что целью урока было: познакомить вас с общим понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», показать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, дать краткую характеристику опасных природных явлений, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации природного характера. Но еще одной неотъемлемой задачей курса является необходимость  знать и уметь применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, которые нам дают специалисты. Прошу перейти к следующему этапу урока.

11.Работа с учебником (приложение 3  стр. 181-184 учебника).Учащиеся рассматривают формат приложения и самостоятельно рспределяют подпункты приложения между собой для домашнего задания.

12.Домашнее задание( учащиеся самостоятельно записывают домашнее задание в дневники).

13.Подведение итогов. Рефлексия. Учащиеся считают количество набранных  баллов за  урок. Выставляют себе оценку за урок. Думают: достиг ли ты цели на уроке, что получилось, а что не получилось. Прошу сначала встать тем, кто поставил себе за урок «5»,затем «4» и «3».

Приложения

Приложение 1

Этап урока

УУД,  формируемые  у учащихся на этапе урока

1

Организационный момент

Регулятивные УУД: -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

Личностные УУД: 

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

2

Фронтальная проверка д.работы

Регулятивные УУД:

 -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя
Коммуникативные УУД

- умение точно и грамотно излагать свои мысли

-строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД: 

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

3

Актуализация опорных знаний

 Регулятивные УУД: 

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

Познавательные УУД :

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, классифицировать

Коммуникативные УУД

- умение воспринимать информацию на слух

-строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД: 

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

4

Формулирование темы и цели урока

Регулятивные УУД: 

-  формулирование  учебной  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

Коммуникативные УУД

- умение точно и грамотно излагать свои мысли

-строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД: 

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

5

Изучение нового материала

Регулятивные УУД: 

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя
Познавательные УУД :

-работать с дополнительными текстами и заданиями

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
Личностные УУД: 

-понимать смысл поставленной задачи

6

Применение полученных знаний

I

Регулятивные УУД: 

- волевое преодоление препятствий (саморегуляция)

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя
-принимать решение в учебной ситуации

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия

Познавательные УУД :

 - сравнивать, обобщать факты и явления

-выделять явление из общего ряда других явлений

Личностные УУД: 

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

7

Применение полученных знаний

I I

Регулятивные УУД: 

-волевое преодоление препятствий (саморегуляция)

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

-наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся

Познавательные УУД :

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

- сравнивать, сопоставлять характеристики и явления

-выделять явление из общего ряда других явлений

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Личностные УУД: 

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

8

Получение новых знаний (работа с учебником)

I I I

Регулятивные УУД: 

- волевое  преодоление препятствий (саморегуляция)

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя

-наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Познавательные УУД :

- сравнивать, и обобщать факты

-ориентироваться в содержании текст

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте явлений и территорий

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Коммуникативные УУД

-контролировать свои действия в коллективной работе

--умение договариваться

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД: 

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

9

Применение полученных знаний          IV

Познавательные УУД :

-работать с дополнительными текстами и заданиями
Регулятивные УУД: 

- волевое преодоление препятствий (саморегуляция)

-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя
-принимать решение в учебной ситуации

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия

Личностные УУД: 

-понимать смысл поставленной задачи

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

10

Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера

Коммуникативные УУД

- умение воспринимать информацию на слух

Личностные УУД: 

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

11

Работа с учебником Приложение 3

 стр 181-184

Личностные УУД: 

-умение соблюдать дисциплину

-понимать смысл поставленной задачи

Коммуникативные УУД

-умение договариваться.

Познавательные УУД :

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

12

Домашнее задание

Личностные УУД: 

-понимать смысл поставленной задачи

13

Подведение итогов, рефлексия

Личностные УУД: 

-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности

Регулятивные УУД: 

- анализировать свою учебную и познавательную деятельность

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха

Характеристика опасных природных явлений

Приложение 3

Опасные природные явления

Класс чрезвычайной ситуации (характер происхождения явления)

Характеристика

землетрясение

Геологического

Подземные толчки и колебания земной поверхности, вызываемые процессами, происходящими в земной коре.

наводнение

Гидрологического

Временное затопление  значительной части суши в результате подъема уровня воды в водоемах, реках, озерах.

оползень

Геологического

Смещение массы земли под действием собственного веса по берегам водоемов, рек и по горным склонам.

обвал

Геологического

Быстрое отделение и падение массы горных пород на крутом склоне.

сель

Гидрологического

Стихийно формирующийся в руслах горных рек поток, состоящий из воды, обломков горных пород и песка

ураган

Метеорологического

Шквалистый ветер со скоростью 120 км в час ( в любое время года)

буря

Метеорологического

Сильный ветер, скорость достигает 60 - 100км в час.

смерч

Метеорологического

Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверхности земли.

Маршрутный лист                                                                                                                                                                                                   Приложение 2

                                                                                         

Этап урока

Что делаем

Критерии оценки

баллы

1

Организационный момент

Выполняем требования учителя.

нет

2

Фронтальная проверка д.работы

Отвечаем на вопросы 1-3 стр 75

1б за каждый верный ответ

3

 Актуализация опорных знаний

Внимательно слушаем учителя

Формулируем понятия, приводим примеры

1б –за каждый верный ответ

4

Формулирование темы и цели урока

Формулируем тему и цели урока

1б- за каждый верный ответ

5

Изучение нового материала

Изучаем таблицу природных явлений

нет

нет

6

Применение полученных знаний

I

Угадать ,какие явления изображены на фотографиях презентации

1)записываем на листочках напротив каждой буквы явление, показанные на картинках.

2) самопроверка

3балла- если все правильно

2 балла- если одна или две ошибки

1 балл- если  более  двух ошибок

7

Применение полученных знаний

I I

Самостоятельно  устанавливаем соответствие между характеристиками и явлениями на карточке

1)заполняем таблицу

2) взаимопроверка (по кругу передаем листки)

3балла- если все правильно

2 балла- если одна или две ошибки

1 балл- если  более  двух ошибок

8

Получение новых знаний (стр    77,79, 80,82 учебника)

I I I

1)Объединяемся в две группы по желанию

- на страницах 77,79, 80,82 находим информацию о территориях, на которых часто происходят изучаемые явления

2) на карточке устанавливаем соответствие между  явлениями и территориями.3) самопроверка

3балла- если все правильно

2 балла- если одна или две ошибки

1 балл- если  более  двух ошибок

9

Применение полученных знаний          IV

Допиши предложения (вставь пропущенные  слова)

3балла- если все правильно

2 балла- если одна или две ошибки

1 балл- если  более  двух ошибок

10

Сообщение учителя

Слушаем учителя

нет

нет

11

Работа с учебником (Приложение 3

 страницы 181-184)

Рассматриваем формат приложения 3 на страницах 181-184, распределяем материал между собой  для домашнего задания.

нет

нет

12

Домашнее задание

Записываем в дневник п.4.1, сообщения  стр 181-184

нет

нет

13

Подведение итогов ,рефлексия

Считаем количество баллов .Выставляем себе оценку за урок .Подумать, достиг ли ты цели на уроке, что получилось, а что не получилось.

За 17-13 баллов  «5»

За 12-7 баллов  «4»

За  менее 7 баллов  «3»

Приложение 4

II Установи соответствия

1

Подземные толчки и колебания земной поверхности

а

смерчь

2

Скользящее смещение масс грунта под действием собственного веса

б

землетрясение

3

Шквалистый ветер, скоростью 120 км в час

в

наводнение

4

Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке

г

ураган

5

Падение масс горных пород на крутом склоне

д

сель

6

Временный поток, возникающий в горах

е

обвал

7

Временный подъем уровня воды в водоеме

ж

оползень

Приложение 5

III  Установите соответствие

1

Бури, ураганы, смерчи

А

 Сахалин

2

Наводнения

Б

Сочи

3

Оползни

В

Сибирь

4

Землетрясения

Г

Ярославская область

Приложение 6

IV Вставьте пропущенные слова

1ВАРИАНТ

  1. Явления, происходящие в твердой оболочке Земли,  являются природными явлениями                                                                       характера.
  2. Причиной чрезвычайной ситуации природного происхождения являются                                        бедствия и опасные природные явления.
  3. Из всех природных бедствий                                                                                                стоят на первом месте по числу человеческих жертв.
  4. В результате действия                                 предметы, автомобили, дома могут отрываться от земли и переноситься на дальние расстояния.
  5. Сель- стихийно формирующийся в руслах                                                     рек поток, состоящий из воды, обломков горных пород и песка.                           .

IV Допиши предложения

  1. ВАРИАНТ

1)Интенсивность                                                                                                                       измеряется в баллах(от 1 до 12).

2)По количеству человеческих жертв                                                                                     занимают второе место после землетрясений.

3)Смерч - атмосферный вихрь, возникающий в                                             облаке и часто распространяющийся до поверхности земли.

4)Селевой поток состоит из                                                                                                                 , обломков горных пород и песка.

5)Бури и ураганы- это опасные                                                                                                    явления метеорологического характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...