Доклад "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста "
статья по обж на тему

Анисимова Наталия Георгиевна

Доклад на тему: « Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста через решения проблемных ситуаций, художественное слово и игру»

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии

Доклад

на тему: «
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  младшего школьного возраста через решения проблемных ситуаций, художественное слово и игру».

Анисимова Н.Г.

п.Саланчик 2014 г.

Современный ребенок постоянно находится в мире природных, техногенных, социальных, криминальных опасностей, часто угрожающих его здоровью и жизни. Каждый раз газеты, радио и телевидение приносят тревожные сообщения об очередных авариях, катастрофе, стихийном бедствии, несчастных случаях, повлекших за собой гибель не только взрослых, но и детей. Из-за нарушения мер пожарной безопасности участились случаи пожаров в школе.
Дети часто получают травмы в знакомой обстановке, например, дома или возле дома. Характер меняется с возрастом. Малыши часто падают, обжигаются, отравляются, пробуя на вкус доступные им предметы. Зачастую получают травмы на дороге или во время игр на улице. Часто подобные несчастные случаи предотвратимы, можно избежать травм или даже смерти. Это доказала программа организованного обеспечения безопасности детей за рубежом. До этого времени в результате несчастных случаев за год погибло много детей.
Охрана здоровья детей – главная задача, которая стоит перед обществом.
Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять сами дети, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Я считаю, что эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработал авторский коллектив (Р. Стернина, Н Авдеева, О. Князева). Эта программа разработана на основе государственных стандартов школьного образования. Ее рекомендовало Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с  младшими школьниками.
Я, как педагог, воспитывающий детей, заинтересована в сохранении жизни и здоровья ребенка. Меня не только заинтересовала тема «Основы безопасности», но и по-настоящему увлекла. Все мы стремимся обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям. Эта программа мне импонирует тем, что она ставит задачи не только научить детей стараться избегать опасностей, при необходимости правильно действовать, но и учит предвидеть опасности.
При этом важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда ребёнок лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Эта программа помогает в решении задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: «вместе ищем выход из трудного положения», « вместе обсуждаем проблему», « ведем диалог», «вместе познаем, делаем открытия, удивляемся».
Цель программы - научить ребенка правильно себя вести в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще - режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей  младшего школьного  возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.
При разработке перспективного планирования я использовала учебник А. Усачева, А. Березина «Школа безопасности», рекомендации методического пособия «Как обеспечить безопасность дошкольников» (К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина). Когда мы с детьми проходили темы: «Домашние опасности» тему «Острые, колющие и режущие предметы», на занятии по лепке дети создавали барельеф «Острых предметов». По изобразительной деятельности дети рисовали эти предметы, на ручном труде «Как обезопасить иглу» - изготавливали игольницу, в сюжетно – ролевой игре «Больница» выполняли прием оказания первой помощи у пациента с порезом, на конструировании «Строим больницу» обустраивали кабинет врача. В утренний отрезок времени – заучивали с детьми стихотворения; проводили игровые упражнения, краткие беседы по темам. На физкультминутках  разучиваем с детьми упражнения для снятия утомления, для предупреждения плоскостопия, для сохранения правильной осанки, для релаксации после мышечного напряжения.

Релаксация

Дети ложатся на спину на ковёр, закрывают глаза, расслабляя все мышцы. На фоне спокойной музыки и звуков леса звучит голос воспитателя:

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко и ровно,

Наши ручки отдыхают,

Ножки тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Родители заинтересованы в безопасности и охране здоровья своих детей. И чтобы родители были помощниками в решении этих задач, они должны обладать этими знаниями сами. И поэтому рекомендации для родителей я подбираю наиболее актуальные. В течение года организовывала выставки творческих детских работ для родителей, родительские собрания.
Очень интересно проходит практическая работа с родителями: обучение приемам закаливания, точечного массажа, техники выполнения упражнений, оказания первой помощи.

^ .Первый блок: « Здоровье и безопасность ».

Я считаю, что именно эту тему необходимо изучать с детьми в первую очередь. Ведь здоровье – главная ценность человеческой жизни. Сегодня установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в дошкольный возраст. В этой связи актуальной становится задача сформировать профилактическое мышление, правильный взгляд на здоровый образ жизни. Задачи этого блока направлены на то, чтобы научить ребенка управлять своим здоровьем, познавать особенности своего организма и выживания в современных условиях жизни, то есть уже маленький ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. В основе разработки этого блока лежат «Положение об охране и укреплении здоровья детей», «Концепция дошкольного воспитания». 

В блоке «Здоровье и безопасность» знакомлю детей с тем, как устроено тело человека, его организм. Дети проверяли на себе, как работает сердце после бега, дыхание в состоянии покоя. Формирую у детей младшего возраста умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы: «Хочу спать»…

Во время проведения экскурсий  дети определяли свое самочувствие (голоден, устал, мучает жажда) и устраняли дискомфорт (пообедали, сели отдохнуть, попили воды).
Ценности здорового образа жизни воспитывала через различные формы организации физической активности (физкультминутки, подвижные игры, спортивные игры
Важно нацелить  детей  на необходимость профилактики заболеваний: разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, витаминно- , фито- и физиотерапия, массаж, корректирующая гимнастика.
.Стараюсь, чтобы все упражнения дети выполняли осознанно, как необходимые, помогающие сохранить и укрепить их здоровье. Для этого использую рассказы о микроорганизмах, микробах, которые являются возбудителями болезней.  Проводили опыт грязных и чистых рук, таяние снега. Показывали драматизацию «Мойдодыра» К. Чуковского малышам. Хочется отметить, что дети с удовольствием усваивают материал с помощью художественного слова (песен, загадок, стихотворений, словесных игр). С помощью песни « Микробы и мыло» дети усвоили, что от простой воды и мыла у микробов тают силы». Стихотворение «Про зубную щетку» учит детей правилу личной гигиены «твоя расческа и зубная щетка только для тебя», учит заботиться о здоровье окружающих,

«Чтобы, чтобы, чтобы

Все свои микробы

Ты не передал другим». 
Регулярно провожу с детьми хозяйственно-бытовой труд «Стирка и мытье» спортивного инвентаря, «Сделаем наших кукол красивыми», «Влажная уборка групповой комнаты». В хозяйственно – бытовом труде дети участвуют с удовольствием. В сюжетно – ролевой игре «Больница» дети имитируют проветривание, понимая его значимость.
Читая сказку Чуковского «Айболит», детям даю знания о признаках болезней. Разыгранные сценки знакомят с правилами поведения во время болезни, с мерами, которые нужно предпринимать. В игровых ситуациях учимся набирать номер службы скорой помощи «03» и правилам разговора с диспетчером: «Здравствуйте, это…»
Дети испытывают сложность при применении правил на практике, поэтому мы на занятиях по аппликации сделали «Записные книжечки», куда записали номера экстренной помощи, а дома я предложила детям записать рабочие номера телефонов родителей и телефоны близких знакомых. «Записная книжка» должна лежать на видном месте», это уже дети объясняли своим родителям и родственникам.
Сюжетно-ролевые игры помогают научить детей объяснять причину своего недомогания и понимать, как важно своевременно обращаться к врачу, чтобы быстрее побороть болезнь.
Сказочные персонажи, которые приходят на праздник здоровья, герои художественного произведения учат детей не бояться посещений врача и понять важность прививок для профилактики инфекционных заболеваний.
Проблемные ситуации, художественное слово помогают дать элементарные сведения о лекарствах, витаминах и о том, как они помогают бороться с вредными микробами, усиливают его защиту; помогают усваивать меры предосторожности с лекарствами. В уголке экспериментирования дети изготавливают лекарства, разливают в пузырьки и применяют в сюжетно - ролевых играх: «Больница», «Аптека». В дидактической игре «Витаминки» дети узнают о пользе витаминов, их значение для организма; какие витамины содержат сырые овощи, фрукты. Во время второго завтрака изготовляем фруктовые шашлычки. Регулярно провожу с детьми посадку лука, чеснока, посев укропа и петрушки в «огороде на окне». Дети знают, что витамин А (витамин роста) живет в моркови, витамин С в смородине, лимоне, киви, в сладком перце, витамин Д в морепродуктах. На занятии ручного труда делаем бусы из зубчиков чеснока. В течение дня провожу упражнения «Теплоход», «Пружинки», «Солнечный зайчик», «Дерево», «Я позвоночник берегу» для эмоционального благополучия ребенка, для снятия мышечного напряжения, утомления, предупреждения плоскостопия и укрепления осанки.

^Второй блок: « Домашние опасности».

Изучение этого блока я начала с обучения родителей на консультации «Не оставляйте детей без присмотра» и с тестирования по темам: «Опасность пожара», «Чистота – залог здоровья», «Экстремальные ситуации в быту». На начальном этапе результаты тестирования показали, что многие родители затрудняются во многих вопросах, не умеют объяснить своим детям доступно возрасту, как обезопасить ребенка в различных ситуациях, помочь избежать беды.
Я считаю, что при помощи тестирования обучение родителей проходит без нравоучений и назиданий.
С детьми на занятиях изучаем предметы, с которыми, в зависимости от возраста, нужно уметь правильно обращаться (иглы, ножницы, нож). На примере «Опасно - безопасной поэмы», «К нам пришел сегодня гость и случайно сел на гвоздь…» изучаем с детьми, последствия неправильного обращения с острыми, режущими и колющими предметами. Для родителей сделали выставку «Пластилиновые острые предметы», а со старшими детьми изготовили футляр для ножниц и подарили малышам. Запрещающие знаки «не тронь острые предметы» познакомили их с правилами чистоты:

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи!

Считаю, что с помощью проблемных ситуаций дети лучше усваивают прямые запреты пользования спичками, электрическими приборами, розетками, бытовой химией, лекарствами, выходить без взрослого на балкон и выглядывать в открытое окно. Драматизировали сказку «Путаница» К. Чуковского (лисички взяли спички), декламировали стихотворения С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»- старшие дошкольники перед малышами. После выступления все вместе рисовали, лепили, делали аппликации, коллаж, барельеф на темы: «Пожар», «Электроприборы», «Хочу быть пожарным». «Орудия труда пожарного». Проводили конкурсы детских работ и выставки для родителей. На экскурсии по детскому саду я знакомила детей с противопожарным инвентарем, с маршрутом эвакуации, сигналом тревоги, со знаками пожарной безопасности, запрещающими, предупреждающими, эвакуационными.
Проведенные беседы с детьми (на тему «Огонь-друг и огонь-враг») обучали мерам предосторожности с огнем: «Если возник пожар» (причины пожара, правила поведения при обнаружении пожара, ложные вызовы), «Эта спичка – невеличка», «Будь осторожен с электроприборами», «Профессия пожарного», «А у нас в квартире газ». Проводила эксперимент, что произойдет, если накрыть горящую свечку стаканом и трехлитровой банкой. Беседы помогли обучиться правилам вызова пожарной помощи, запомнить номера телефонов экстренной помощи.
С помощью дидактических игр: «Вызова службы спасения 01, 02, 03», «Это я, это я, это все мои друзья», «Составь номер», «Орудия труда пожарного», в эстафетах «Спаси куклу», «Окажи помощь», «Что нужно при ожоге», «Помоги – ушиб!» дети быстро и легко усваивают оказания первой медицинской помощи. Именно в играх, эстафетах «Тренировка пожарных», «Позови на помощь», «Умей потушить начинающийся пожар», «Осторожно, дети!» дети учатся правильно себя вести, приобретают навыки поведения в экстренных ситуациях.

^ Третий блок: «Личная безопасность».

В наше неспокойное время ребенок должен уметь выделять опасность, вступая в общение с другими людьми. Задачи этого раздела я решала с помощью чтения художественных произведений и их драматизации. Сказка «Колобок» - чрезмерное доверие к чужим, «Волк и семеро козлят» - правила поведения, если чужой стучится в дом. «Бармалей», «Красная шапочка» - опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, «Три поросенка» - меры предосторожности. «Кот, петух и лиса» - слушайте старших, правила поведения, если ты в опасности. «Самый большой друг» (С. Прокофьев) – «Аленький цветочек» - о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. «Спящая красавица» - к чему может привести угощение незнакомцев.
Я использовала познавательные стихи из программы А. Усачева, А. Березина «Школа безопасности», дети их запоминали очень быстро:

«Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком,

И не открывайте тете,

Если мама на работе…»

В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения:

«Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!»

«Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва –

Поскорей звони 02!»

«Опасные угощения» -

Надо помнить: такая еда

Принесет вам немало вреда!

Часто дети думают, что опасности подстерегают только героев сказки, и вместе с детьми разыгрываем опасные ситуации: «Взрослый предлагает ребенку пойти с ним куда-нибудь, обещая что-то…», «Взрослый предлагает сесть в машину и покататься», «Взрослый угощает ребенка чем-то вкусным». А также разыгрываем ситуации проблемно–поискового характера: «Похитители и находчивые дети», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Если постучался чужой», «Если позвонил незнакомец, когда ты дома один», «Умей вызвать помощь». Помогают усвоить цели и задачи блока «Личная безопасность» и приобрести навыки поведения личной безопасности. 
За личную безопасность своего ребенка ответственны родители. И чтобы помочь родителям в решении этих задач, я предлагаю для домашнего задания карточки-тесты «Выберите вместе с ребенком правильный ответ, придумайте свой». А уже в группе дети рассказывают домашнее задание, которое подготовили вместе с родителями.

^ .Блок четвертый: «Опасности на улице»

.Темы проведенных занятий: «Не стой у двери», «Одевайся по погоде», «Я качаюсь на качелях», «Не промочи ноги», «Я качусь, качусь, качусь», «Не облизывай железные предметы на морозе». «Не ешь снега», «Осторожно – сосулька». Проводила опыты со снегом – заносили снег, сосульку в групповую комнату и наблюдали, рассматривали его после таяния. Подводила детей к выводу, почему нельзя есть снег и сосать сосульку. В младшем возрасте дети лучше усваивают правила, когда ситуации проигрываем. 

 Блок «Опасности в природе». Прежде всего, рассказываю детям о том, что все взаимосвязано в природе: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Для решения этой цели мне помогают книжки – пособия «Окошки в твой мир», детская художественная литература, ряд же дидактических пособий изготавливаю своими руками. Знакомлю детей с проблемами загрязнения окружающей среды, как экология влияет на здоровье людей. Человек – хозяин Земли, для своего блага он использует леса, моря, горы, недра, животных и птиц. Он оказался плохим хозяином: уничтожая леса, истребил много птиц, зверей, рыб, построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду. Мы с детьми ходили на экскурсию к фабрике, которая перерабатывает руду, а отходы выпускает в тайгу. На этом месте ничего не растет; нет ни травы, ни цветов, ни деревьев, а сплошная серая трясина. На наглядном примере делаем выводы: опасно пить воду из открытых источников. В групповой комнате проводили опыт -- пропускали грязную воду через фильтр. На экскурсии «У дороги» показала детям, как загрязняют машины растения вдоль дороги. Поэтому нельзя собирать ни грибы, ни ягоды вдоль дороги. Учу детей и бережному отношению к природе: не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки, не оставлять мусора в тайге. С этой целью проигрываем вместе с детьми ситуации «Плохо – хорошо», учим стихи о цветах, деревьях, грибах, насекомых; праздники, развлечения  «Осенние подарки», «Осенние встречи», «Осенний бал» (экология), «Ребятам о зверятах».
Учимся различать лекарственные растения и ядовитые; знакомимся с простейшими способами использования некоторых лекарственных растений для лечения.

Нам он – как хороший друг –

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Ромашка)

Применяю игры «Распутай путаницу», «Узнай меня», «Что, где растет?», «Что лечит?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Кто, где живет?» (насекомые), «Отгадай, какое это насекомое». С помощью разных ситуаций изучаем правила поведения при встрече с насекомыми, при общении с собаками и кошками. Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу.

В этом блоке знакомлю детей с природным явлением – гроза, ураган, наводнение, землетрясение:

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно.

С этой целью отгадываем загадки, разучиваем стихи, поговорки. С помощью игр «Как защитить себя», «Помоги другому» - закрепляем знания об экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении. Проводим с детьми музыкальные конкурсы, КВН, викторины.

Правила поведения на льду, на воде учим с помощью художественных произведений «На льдине», «Серая Шейка», «Чудаки», «Рассказ водолаза». Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби? Почему ведьма смогла утопить Аленушку? (Какое правило безопасности нарушила Аленушка?)- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .

Не ходи зимой по льду:

Можешь ты попасть в беду –

В лужу или в полынью –

И загубишь жизнь свою».


«Если в речке тонет друг, 

Если он идет на дно,

Кинь ему веревку, круг

Палку, мяч или бревно.

Обсудили с детьми темы: «Предметы, которые необходимо взять с собой при переходе замерзшей реки», «Что нужно взять с собой на пляж?». Весной проводила опыт со льдом - свойства хрупкости льда. Провожу игры, эстафеты: «Найди, кто правильно переходит речку, а кто может угодить в беду», «Найди ребят, которые нарушают правила поведения на воде», «Что нужно спасателю?», «Узнай сигнал тревоги», «Хорошо – плохо».

В играх «Спасатель», «Спаси утопающего» дети закрепляют знания о работе спасателя.

Разучиваем с детьми песни о бережном отношении к природе. «Не обижай муравья», «Про лягушку» (сл. Викторова, муз. И. Якушенко), «Про лягушек и комара» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко), «Кисонька» (сл. И. Черницкой, муз. Л. Емельяновой), «Вот такие чудеса» (сл. Н. Беренгора, муз. А. Филиппенко), «Тяв – тяв» (сл. Ю Разумовского), «Осенние частушки» сл. Кукушкиной, «Красная книга» (муз. Д. Тухманова).

Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,

Все живое береги

Ты на этом свете!

С детьми придумали и нарисовали знаки безопасности в природе, где дети проявили свои знания и творчество.

^Блок пятый: «Дорожная азбука».

Знакомлю детей с правилами поведения на улицах города, рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Использую рассказы из жизни, предлагаю разыграть правильное и неправильное поведение на улице; «ситуации – загадки», стихотворения, рассказы А. Дорохова «Перекресток», М. Ильина и Е. Сегал «Машина на нашей улице»; игры «Кто быстрее сложит машину», «Улица», «Что недостает?». Устраивали выставки из детских работ на темы: «Мой город», «Улица, на которой я живу», «Транспорт», «Не играй с мячом на дороге». Разучивали наизусть стихотворения С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», «Азбука города» Я. Пинумова, «Запрещается – разрешается» В. Семернина. 
Знакомлю детей с тем, как можно переходить дорогу, с дорожными знаками для пешеходов (пешеходный переход, пешеходное движение запрещено); дети усваивают назначение светофора и его сигналов. Использовала стихотворения «Азбука безопасности» О. Бедарева, «Чудесный островок» А. Дмоховского, «Светофор» М. Пляцковского, «Пешеходный светофор» Я. Пишумова, «Светофор» В. Кожевникова. Последствия несоблюдения правил дорожного движения – «Кто храбрый» С. Яковлев, «Если бы …» О. Бедарева, «Северная история» С. Михалков, Я. Пишумова «Юрий живет на другой стороне…»

Для усвоения правил дорожного движения применяю наглядный материал «Играть на дороге очень опасно», «Сигнал светофора», «Перекресток», «Пешеходный переход». На занятии по конструированию из бумаги, ручному труду из картона, бумаги, бросового материала с детьми делаем машины, светофоры, дорожные знаки, пешеходную дорожку. С  детьми учимся различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Знакомлю с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»), запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»), информационно – указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания»).
Разыгрываю дорожные ситуации с помощью наглядного материала, импровизируем с детьми различные действия в момент чтения стихотворных строк «Вдоль по улице гонялся с клюшкою мальчишка», «А это что еще за мода перебегать наискосок?», «Друзья несутся во всю прыть…», «Заболтались две мамаши…», «По дороге катается мальчик на велосипеде». Провожу подвижные игры с малышами: «Бегите ко мне», «Птицы и автомобиль», «Поезд», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Воробушки и автомобиль»; со средней группой: «Цветные автомобили», «Лошадки», со старшей: «Горелки», «Стоп». С детьми решаем логические задачи: «Мама и сын вошли в автобус. Мужчина встал и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Мальчик ответил: «Спасибо», - и сел. Что бы вы сказали об этом мальчике?».
С помощью логических задач воспитываем культуру поведения в транспорте и с помощью сюжетно–ролевых игр «Автобус», «Путешествие», «В гостях у Светофорчика» закрепляем правила дорожного движения. Детям трудно давались загадки о транспорте, так как троллейбуса, трамвая, поезда в нашем городе нет. Поэтому я старалась подбирать загадки, где признаки отгадки ярко выражены и проводила д/и «Что не достает?» (картинки–задания, на которых изображен транспорт с недостающими элементами- дети исправляют ошибки). Это помогло детям усвоить знания по блоку «дорожная азбука».
С работой милиционера–регулировщика знакомила детей с помощью стихотворения С. Я. Маршака «Милиционер». Активные дети Софья И., Севиль Т., Юля Б., Лена Ч., Демьян М., Валера К., Сергей У., Кристина М. инсценировали это стихотворение. В процессе подготовки малоактивные дети Дима К., Витя С., Настя Я., Ваня Б. включались в инсценировку и после нескольких выступлений перед малышами они могли заменить активных детей. Стараюсь показать детям важность работы полиции, службы ГИБДД.

Я скажу вам по секрету,

Что в полиции служу.

Потому что службу эту

Очень важной нахожу!

Для приобретения умения вызвать службу «02», «03» проводила сюжетно - ролевые игры «Служба 02», «Скорая помощь». Конструировали из строительного материала патрульную машину, скорую помощь. Планирую пригласить для встречи с детьми работника ГИБДД. Но только единые требования воспитателя и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. Планирую родительские собрания на темы: «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения». . На консультациях и в индивидуальных беседах с родителями предлагаю примерные рассказы, которые могут использовать родители при ознакомлении ребенка с правилами дорожной безопасности. Родителям очень многое дают показы открытых занятий, видеосъемки игр детей по изучению правил дорожного движения. Родители зачастую становятся активными участниками: готовят атрибуты для сюжетно-ролевых игр и инсценировок, помогают детям выполнять задания на дом для закрепления программного материала, играют с детьми в настольные игры.
Считаю, что весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей  младшего школьного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.
Содержание всех блоков старалась выстраивать последовательно с учетом возраста детей. Применяла для реализации своей программы принцип интеграции. Это, прежде всего в занятиях по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также в свободной деятельности и отдельных режимных моментах. Знакомила родителей с задачами своего материала, вовлекала их в решение этих задач, так как усвоение материала должно продолжаться ребенком в семье.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности и ответственности, применяла увлекательные игры, задания и проблемно – игровые ситуации. Работая по этой теме, стараюсь не сдерживать мыслительную активность детей, терпеливо выслушиваю все их догадки, суждения, стараюсь находить подходящие примеры из жизни и сообщать дополнительную информацию. Главное, чтобы дети думали и сами или с помощью взрослого делали правильные выводы.  Ведь сохранить жизнь и здоровье детей – это одна из главных задач педагога.


Литература.

1.Анастасова Л.П., ИжевскийП.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности, 2002.

2.Авдеева М., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста,1997.

3.Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников,2001.

4.Баль Л.В. Букварь здоровья,2000.

5. Горькова Л.Г., Кочергина А. В., Обухова А.А. Экологическое воспитание дошкольников,2005.

6. Глазырина Л.Д. Очарование,1996.

7.Алиева Т., Артаутова Е., Протасова Е. Безопасность и компетентность ребёнка на ули-

цах города, 1997.

8.Загвоздкина Т.В. Обучение дошкольников противопожарной безопасности. ,1997.

9.Зайцев Г. Уроки Айболита. Расти здоровы, 1994.

10.Зайцев Г. Уроки Мойдодыра,1994.

11.Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам

дорожного движения,1994.

12. Журналы «Начальная школа»,,№25,26.33,35,39,43.2004.

13. Журнал «Обруч» и его приложения.

14.Журналы «Дошкольное воспитания»,1997, 1998. №3 – 4.

15. Авдеева М., Князева О., Стеркина Р. Учебное пособие по основам безопасности

Жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста,1998.

16. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребёнка к социальному миру.

Дошкольное воспитание,1996. № 1.

17.МеньшовС.Я. Детка: Природное оздоровление: теория и практика,1996.

18.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду,1988.

19Панько А. Оберегать детей от травм,1996

20. Сапронов В. Современный комплекс проблем безопасности: Авторская программа

и методические рекомендации по курсу ОБЖ.,1998.

21. Статмен П. Безопасность вашего ребёнка. 1996.

22. Чупаха И.В.,Пужаева Е. З, Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в

образовательно - воспитательном процессе,2001





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

 Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельс...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА)

Выступление на III Московской областной научно-методической конференции "Педагог - исследователь", ноябрь 2011 г....

Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...