Рабочая программа по ОБЖ 10 класс А.Т. Смирнов
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Обухов Александр Михайлович

Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных школ и авторской учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы:  УМК  по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В.Маслов, В.А. Васнев, Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова  (Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы (базовый и профильный уровни) / под редакцией А.Т. Смирнова — М.: Просвещение, 2008.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28

Василеостровского района Санкт-Петербурга

         “УТВЕРЖДАЮ”:

Директор  ГБОУ СОШ № 28    _________ (Обухова Н.В.)

                      Приказ № _____ от “_____” _____________2013 г.

Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности 

для профильного уровня изучения основ безопасности жизнедеятельности средней школы

класс – 10

срок реализации – один год

Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных школ и авторской учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы:  УМК  по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В.Маслов, В.А. Васнев, Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова  (Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы (базовый и профильный уровни) / под редакцией А.Т. Смирнова — М.: Просвещение, 2008.)

Разработчик программы: 

Обухов Александр Михайлович, преподаватель –организатор ОБЖ

Дата составления – 2013 год 

“РАССМОТРЕНА”:

на заседании МО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № _____ от “__” _____2013 г.

Председатель МО ___________________

“СОГЛАСОВАНА”:

Зам. директора по УВР __________________

Иванова Л.А.

“___” ______________2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сведения о программе

Настоящая программа составлена на основе

  • примерной государственной программы по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования (профильный уровень), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования  России от 05. 03. 2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.)

и

  • авторской учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 10 классов. под редакцией А.Т. Смирнова — М.: Просвещение, 2008
  • УМК  по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов

Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, содержание которого на ступени среднего (полного) общего образования выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов истории с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Учебник  Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый и профильный уровень) для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по ОБЖ для 10-11 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приложение 1  № 2578)

Цели изучения

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе на профильном уровне направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
  • овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • воспитание  ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Задачи изучения

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса основ безопасности жизнедеятельности на этапе среднего (общего) общего образования на профильном уровне являются формирование:

универсальных учебных действий, в том числе

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

предметных когнитивных и специальных знаний:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;  
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • основные виды воинской деятельности;
  • строи отделения и порядок управления ими;
  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
  • правила ухода за автоматом, его хранение и сбережение;
  • правила подготовки автомата к стрельбе;
  • приемы и правила стрельбы из автомата;
  • основы современного общевойскового боя;
  • общие обязанности солдата в бою;
  • основные способы передвижения солдата в бою;
  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
  • государственные и военные символы Российской Федерации;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России;
  • классы сходных воинских должностей;
  • правила безопасности при обращении с оружием и  при организации учебной стрельбы;
  • средства массового поражения и их поражающие факторы;
  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
  • порядок размещения и условия быта военнослужащих.

уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
  • выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;
  • обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
  • выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.
  • формирование психологической и физической  готовности к прохождению военной службы по призыву,  к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Информация о количестве учебных часов

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне в 10 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе - 70, согласно школьному учебному плану - 2 часа в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем

Количество  часов

В том числе

Уроки

Практические занятия

Контрольные работы

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

15 ч

13

1

1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

6

6

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

9

8

1

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11 ч

10

1

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3

3

Основы здорового образа жизни

8

8

Раздел 3. Основы обороны государства

18 ч

12

6

Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества

11

6

5

Боевые традиции Вооруженных Сил России

4

3

1

Символы воинской чести

3

3

Раздел 4. Основы военной службы

22 ч

14

7

1

Основы подготовки граждан к военной службе

22

14

7

Резерв времени

4 ч

4

Всего:

70

53

14

3

В авторской программе и рабочей программе  экскурсии не предусмотрены.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,

А ТАКЖЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

  • Реализация Рабочей программы строится  с учетом личного опыта учащихся на основе личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов.
  • Учитывая неоднородность мотивации к обучению и подготовки класса, индивидуальные особенности восприятия учебного материала, необходимо организовать дифференцированную работу учащихся, используя уровневый подход при отборе содержания учебного материала
  • Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков – устный опрос, фронтальный опрос (экспресс-опрос), диагностическая работа, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, проверка домашнего задания.
  • Время, отводимое на контрольные работы – 45 минут, на самостоятельные и проверочные работы – до 20 минут, на диагностические работы – до 15 минут.
  • Особенности отбора содержания  и оценивания контрольных и самостоятельных работ: отбор содержания производится в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия учебного материала (см. таблицу):

Тип учебной деятельности

Тип

психологической

ориентировки

Характер

учебных задач

Уровень

обученности

Отметка

Репродуктивный

Воспроизведение фактов

Случайные признаки. Узнавание,

припоминание.

Шаблонные

Минимальный

3

Реконструктивный

Воспроизведение способов получения фактов

Локальные признаки. Анализ и синтез.

Членимые на подзадачи с одним типом связей между ними

Общий

4

Вариативный

Воспроизведение способов получения способов (мыслительных операций)

Глобальные признаки. Инсайт.

Членимые на подзадачи с двумя типами связей между ними

Продвинутый

5

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(70 ч; 2 ч в неделю)

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

(15 час)

Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 час)

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.

Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Меры безопасного поведения населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правила профилактики и самозащиты от нападения хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни. Правила защиты от мошенников.

Тема 2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона. 

Основные положения Федерального закона «О гражданской обороне».

Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура  и органы управления гражданской обороной.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.          Защитные сооружения гражданской обороны. Убежище, противорадиационные  укрытия. Предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Системы жизнеобеспечения.  Правила поведения в защитных сооружениях.

Простейшие укрытия. Открытая и перекрытая щели. Назначение, защитные свойства, порядок сооружения и особенности их использования.

Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение и принцип действия. Простейшие и подручные средства защиты.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи.

Приборы радиационной разведки и  дозиметрического контроля. Виды ионизирующих излучений. Методы обнаружения ионизирующих излучений. Классификация дозиметрических приборов. Единицы измерения уровней и доз радиации. Тактико-технические данные приборов радиационной разведки и доз контроля, принципы их работы.

Приборы химической разведки. Принципы обнаружения отравляющих веществ. Предельно допустимые концентрации химических веществ. Тактико-технические данные приборов химической разведки, принципы их работы.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

Современные средства поражения

Ядерное оружие и его боевые свойства. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва: ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения местности, электромагнитного импульса. Особенности поражающего действия нейтронного боеприпаса. Очаг ядерного поражения. Зоны разрушений, пожаров, радиоактивного заражения местности. Общее понятие о дозе облучения. Действие населения при оповещении о радиоактивном заражении. Правила поведения (проживания) на местности с повышенным радиационным фоном. Оказание самопомощи (взаимопомощи) при радиационных поражениях. Частичная санитарная обработка. Дезактивация одежды и обуви.

        Химическое оружие, способы и признаки его применения. Классификация отравляющих веществ по предназначению и воздействию на организм. Бинарные химические боеприпасы. Очаг химического поражения. Зоны химического заражения. Способы защиты от отравляющих веществ. Действия населения при оповещении о химическом заражении. Правила поведения в зоне химического заражения. Оказание самопомощи (взаимопомощи) при поражении боевыми отравляющими веществами. Частичная санитарная обработка. Дегазация одежды и обуви.

        Бактериологическое (биологическое) оружие.  Способы и признаки его применения. Краткая характеристика основных видов бактериологических средств. Очаг бактериологического поражения. Опасные и вредные вещества микробиологических производств. Источники инфекций. Инфекционные болезни. Меры по предотвращению распространения и локализации инфекций среди населения. Правила поведения и действия населения в очаге инфекционного заболевания. Понятие о карантине и обсервации.

        Современные обычные средства поражения. Осколочные, шариковые, фугасные боеприпасы и высокоточное оружие. Боеприпасы объемного взрыва. Зажигательное оружие.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)

Тема 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (11 часов)

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Тема 4. Основы здорового образа жизни (8 часов)

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

Вредные привычки  и их социальные последствия.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Раздел 3. Основы обороны государства (18 часов)

Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества (11 часов)

История создания Вооруженных Сил России

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил

           Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации,  войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.

Тема 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России (4 часа)

Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества Дни воинской славы России — дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

Тема 7. Символы воинской чести (3 часа)

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Раздел 3. Основы военной службы (22 часа)

Тема 8. Основы подготовки граждан к военной службе (22 часа)

        Основы строевой подготовки

 Строи и их элементы. Строевая стойка, повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Отдание воинской чести на месте и в движении. Выход из строя. Подход и отход от начальника. Ответ на приветствие. Построение отделения в  развернутый и походный строй. Перестроения отделения.

Основы огневой подготовки

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Последовательность неполной разборки  и сборки автомата. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Порядок чистки и смазки автомата. Его хранение.

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат.  Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.

Малокалиберная винтовка и ее устройство. Порядок ее заряжания. Меры безопасности при обращении с винтовкой.

Основы тактической подготовки

Понятие общевойскового боя. Обязанности солдата в бою. Виды огня и маневра. Основы ведения разведки.

Боевые характеристики основных танков, бронемашин, боевых самолетов и вертолетов иностранных армий.

Передвижение на поле боя. Выбор огневой позиции. Ориентирование на местности. Движение по азимутам.

Основы технической и прикладной физической подготовки

Занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование и др.), формирующие качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, укачиванию, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.).

Нормативы физической подготовленности обучающихся (аналогичны требованиям к военнослужащим первого года службы по призыву).  

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ПО ТЕМАМ)

  1. Контрольная работа № 1 по разделу «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
  2. Контрольная работа № 2 по разделу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
  3. Контрольная работа № 3 по разделу «Основы военной службы»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне в 10 классе ученик должен

знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;  
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • основные виды воинской деятельности;
  • строи отделения и порядок управления ими;
  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
  • правила ухода за автоматом, его хранение и сбережение;
  • правила подготовки автомата к стрельбе;
  • приемы и правила стрельбы из автомата;
  • основы современного общевойскового боя;
  • общие обязанности солдата в бою;
  • основные способы передвижения солдата в бою;
  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
  • государственные и военные символы Российской Федерации;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России;
  • правила безопасности при обращении с оружием и  при организации учебной стрельбы;
  • средства массового поражения и их поражающие факторы;
  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
  • порядок размещения и условия быта военнослужащих.

уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
  • выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;
  • обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
  • выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.
  • формирование психологической и физической  готовности к прохождению военной службы по призыву,  к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Учебники

Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый и профильный уровень) для общеобразовательных учреждений.10 класс

2011

Просвещение

Дополнительные (методические, дидактические и пр.) материалы

Под редакцией А.Т. Смирнова

Программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 10-11 классов

2008

Просвещение

В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский

Программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 5-11 классов  

2010

Дрофа

В.Н. Латчук, В.В. Марков

Методическое пособие Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс

2010

Дрофа

Криво В.М., Логинов В.С., Лодяев Н.Ф., Шамрай С.Д., Шейченко В.А.

Военно-спортивная подготовка молодёжи допризывного возраста  (учебно-методическое пособие)

2007

Правительство Спб

Клюев А.В.

Основы военной службы (тесты, практические задания) учебное пособие

2011

Легион

Хренников Б.О., Дурнев М.В. Маслов М.В.

Основы безопасности жизнедеятельности (сборник ситуативных задач) 10-11 класс

2010

Просвещение

Миронов С.К., Миронов В.К., Карташёва Т.А.

ОБЖ. Тесты (новый образовательный стандарт второго поколения) 10-11 класс

2011

Экзамен

Куклин П.Ф., Тетушкина Л.А., Лаврова Л.А.

Военно-спортивные игры 7-11 классы

2011

Учитель

Под редакцией А.Т. Смирнова

Экстремизм – идеология и основа терроризма. Пособие 10-11 классы (дополнение к курсу ОБЖ)

2011

Просвещение

Павлова О.В., Попова Г.П.

Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов 5-11 классы

2012

Учитель

Гусак П.А., Рогачёв А.М.

Начальная военная подготовка

1981

Просвещение

Под ред. Назимка И.Г., Штыкало Ф.Е.

Методика начального военного обучения

1987

Просвещение

Морозов М.А.

Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях

1992

Образование

Цифровые образовательные ресурсы

TeachPro

ОБЖ 10 класс

2008

Равновесие

Иващук В.В.

Первая помощь до приезда врача

2006

Равновесие

ИДДК

Войны России

2007

Бизнессофт

Видеофильмы по военной тематике


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Условные обозначения (сокращения), используемые в календарно-тематическом планировании:

Виды урока

Деятельность учащихся на уроке

Виды контроля

Цели урока

  • Б – бинарные уроки.
  • ГО – уроки группового обучения

1. уроки взаимообучения — в парах постоянного или сменного состава;

2. уроки группового обучения — в бригадах и иных группах;

3. уроки проектные — подготовки и защиты групповых проектов.

  • И – исследовательский.
  • ИА – интерактивные уроки 
  • ИФ – уроки игровых форм

(1. Уроки в форме деловых игр: заседание ученого совета, конференция, научный семинар, регламентированная дискуссия,  круглый стол, аукцион, презентация, дебаты и т.п.

2. Уроки в форме ролевых игр: редакция, суд, патентное бюро, на приеме у врача, в мастерской и т.п.

3. Уроки в форме телепередач: устный журнал, виртуальное путешествие, экскурсия в прошлое, исторический обзор, бенефис,   «живая» газета, телемост и т.п.

4. Уроки конкурсные: «Счастливый случай», эстафета, «Что? Где? Когда?», брейн-ринг, викторина, КВН и т.п.

5. Уроки театрализованные (инсценировки, сказки, концерты)

  • К – комбинированный урок
  • ОНМ – ознакомление с новым материалом (объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный).
  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
  • ПЗУ – применение знаний и умений
  • ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
  • ПИ – проблемное изложение.
  • СФ – уроки свободной формы (урок-практикум, урок-семинар, урок-защита проекта, урок-творческий отчет, урок-выставка, урок –общественный смотр знаний.
  • ФЗУ – формирования, закрепления (упрочения) и совершенствования умений и навыков  (репродуктивный)
  • ЧП – частично-поисковый, или эвристический.
  • ЭКС – уроки реальной экскурсии.
  • б - Беседа
  • в – (Подготовка) выступления
  • вд – Озвучивание, комментирование и т.п.  видеофрагмента
  • диф - Выполнение дифференцированных заданий
  • и - Исследование
  • иг - Игра
  • к – Консультации
  • кр - Контрольная, проверочная и т.п.
  • п - Поисковая работа
  • пи - Перевод информации из одного вида в другой
  • пр - Практическая работа
  • раз - Составление (разгадывание) кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса
  • рдл - Работа с дополнительной литературой.
  • рт - Работа с текстом учебника (конспектирование, составление плана, составление рассказа, составление тезисов, составление вопросов)
  • рц - Работа с цифровыми источниками информации
  • сд - Самостоятельная учебная деятельность
  • т - Составление таблиц
  • у - Выполнение упражнений по повторению
  • э - Выполнение эксперимента

Практическая работа с…

Поисковая деятельность.

Индивидуальная работа с …

Работа в парах с …

Работа в группах с …

Фронтальная работа с…

  • ПР – проверочная работа
  • ДР – диагностическая работа
  • СР – самостоятельная работа
  • КР – контрольная работа
  • ПДЗ – проверка домашнего задания
  • УО – устный опрос
  • ФО – фронтальный опрос (экспресс-опрос)
  • З – зачет

Формы работы  -  самопроверка,  взаимопроверка, тест, работа с дидактическими материалами, с материалами ГИА, по карточкам, с материалом учебника и т.п.

Цель обучения:

  • обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей;
  • обобщить и систематизировать знания;
  • отработать навыки (какие);
  • устранить пробелы в знаниях;
  • добиться усвоения у учащихся понятий (каких).

Цели воспитания на уроке:

  • патриотизма;
  • гуманности;
  • эстетического вкуса;
  • добросовестного  отношение к труду;
  • толерантности.

Цель развития психических качеств учащегося: мышления, внимания и памяти, познавательных умений.

В курсе/в теме

Дата

Тема урока

Цели

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся. (Знания, умения)

Деятельность учащихся на уроке/виды контроля.

Демонстрации, элементы дополнительного содержания, ЦОР

ДЗ

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (15 часов)

Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 часов)

1/1

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Обеспечить усвоение учащимися причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие.

Овладеть навыками безопасного поведения в случае аварии транспортных средств.

Овладеть навыками в подготовке и проведении турпохода

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Правила ориентирования на местности, движения по азимуту. Правила обеспечения водой, питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня

Знать: правила ориентирования на местности, движения по азимуту и др. приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях.

Уметь: ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

2/2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Обеспечить усвоение учащимися основные правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера

Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах

с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т. д.

Знать: правила поведения в криминогенных ситуациях и при угрозе террористического акта.

Уметь: использовать приобретенные навыки безопасного поведения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

3/3

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Иметь представление о видах преступлений УК РФ.

Знать об уголовной ответственности подростков.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм

Знать: об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Уметь: использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

4/4

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Закрепить навыки практических действий в ЧС природного и техногенного характера.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Краткая характеристика

наиболее вероятных для

данной местности и района

проживания чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника

Знать: потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях ЧС.

Уметь: использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера.

ПР

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

5/5

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Иметь представление об организации и функционировании РСЧС.

РСЧС, история ее создания,

предназначение, структура,

задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Знать: предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Уметь: использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

6/6

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Знать основные законодательные акты РФ в области безопасности личности, общества и государства

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан

Знать: основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Уметь: использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

Тема 2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны (9 часов)

7/1

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Иметь представление о гражданской обороне

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной

Знать: о предназначении ГО, её структуре и задачах.

Уметь: использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

8/2

Современные средства поражения (ОМП), их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Мероприятия, проводимые по защите населения от оружия массового поражения

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

презентация

Конспект урока, реферат

9/3

Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах, а также защите населения

Современные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

презентация

Конспект урока

10/4

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Обеспечить усвоение учащимися способов и порядка оповещения населения в ЧС.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Знать: способы оповещения населения в ЧС.

Уметь: действовать в ЧС.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

11/5

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Иметь представление о защитных сооружениях ГО и правилах их использования

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

Знать: правила поведения в защитных сооружениях

Уметь: действовать в ЧС: использовать средства коллективной защиты Называть виды защитных сооружений.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Презентация, видеофильм

Конспект урока

12/6

Средства индивидуальной защиты

Обеспечить усвоение учащимися навыков пользования СИЗ

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики

Называть: основные СИЗ органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики.

Владеть навыками:  пользования СИЗ (противогазом, респиратором, марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой).

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Презентация, видеофильм

Конспект урока

13/7

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Иметь представление о содержании АСиДНР в ЧС

Предназначение аварийно- спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения

Знать: об организации проведения АСиДНР в зонах ЧС.

Уметь: использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

презентация

Конспект урока

14/8

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Обеспечить усвоение учащимися организацию ГО в ОУ

Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых

Знать: об организации ГО в ОУ; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС.

Уметь: действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!».

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

презентация

Конспект урока

15/9

Контрольная работа

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)

Тема 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 часа)

16/1

Сохранение  и  укрепление  здоровья — важная  часть подготовки юноши допризывного возраста

к военной службе и трудовой деятельности

Обеспечить усвоение учащимися знаний о здоровье и факторах на него влияющих

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества

Знать: основные определения понятия «здоровье»  и факторы, влияющие на него.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

17/2

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Обеспечить усвоение учащимися знаний об основных инфекционных заболеваниях и способах профилактики

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике

Называть основные принципы классификации инфекционных заболеваний.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Презентация, видеофильм

Конспект урока, реферат

18/3

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика (продолжение)

Обеспечить усвоение учащимися знаний об основных инфекционных заболеваниях и способах профилактики

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний

Называть основные принципы классификации инфекционных заболеваний.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний.

ПР

ЦОР ОБЖ 10 класс

презентация

Конспект урока

Тема 4. Основы здорового образа жизни (8 часов)

19/1

Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье

Обеспечить усвоение учащимися знаний о здоровом образе жизни и его составляющих

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья

Знать: основное определение понятий «ЗОЖ», основные составляющие ЗОЖ о факторах, влияющих на здоровье.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

20/2

Основные составляющие здорового образа жизни и его составляющие

Обеспечить усвоение учащимися знаний о здоровом образе жизни и его составляющих

Общие понятия о режиме жизнедеятельности, его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание

элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств

Знать: основные составляющие ЗОЖ и их влияние на здоровье.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Конспект урока

21/3

Биологические ритмы

Обеспечить усвоение учащимися знаний о биоритмах и их влияниях на жизнь человека

Основные понятия о биологических ритмах организма

Знать: основные составляющие ЗОЖ. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ.

УО

Конспект урока

22/4

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Обеспечить усвоение учащимися знаний о биоритмах и их влияниях на здоровье человека

Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности

Знать: основные составляющие ЗОЖ и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

 Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ.

УО

Конспект урока

23/5

Значение двигательной активности и физической  культуры для здоровья человека

Обеспечить усвоение учащимися знаний о значении двигательной активности для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности, необходимость выработки привычки к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности, долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания, необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур

Знать: о факторах, способствующих укреплению здоровья.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ.

УО

Конспект урока

24/6

Вредные привычки, их влияние на здоровье

Обеспечить усвоение учащимися знаний о факторах разрушающих здоровье человека

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения

Приводить примеры: вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Презентация, видеофильм

Конспект урока

25/7

Профилактика вредных привычек

Обеспечить усвоение учащимися знаний о факторах разрушающих здоровье человека и мерах профилактики

Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Знать о профилактике вредных привычек.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Презентация, видеофильм

Конспект урока

26/8

Контрольная работа

Основы обороны государства (18 часов)

Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества (11 часов)

27/1

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Иметь представление об истории создания Вооруженных сил России и их предназначении

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии. ее особенности. Военные реформы в России во второй половине ХГХ века, создание массовой армии

Иметь представление об истории создания Вооруженных сил России.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Презентация, видеофильм

Конспект урока

28/2

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации (продолжение)

Иметь представление об истории создания Вооруженных сил России и их предназначении

Создание советских Вооруженных сил, их структура и предназначение. Вооруженные силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы

Иметь представление об истории создания Вооруженных сил России.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Презентация, видеофильм

Конспект урока

29/3

Строевая подготовка

Уметь выполнять строевые приемы и движение без оружия

Строевой устав ВС РФ.

Основные положения и понятия строевого устав

Знать: общие положения строевого устава.

Уметь: выполнять строевые приемы и движение без оружия.

УО

Конспект урока

30/4

Организационная структура Вооруженных Сил России

Иметь представление об организационной  структуре ВС РФ

Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода войск Вооруженных сил Российской Федерации. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение. Рода войск, входящие в сухопутные войска

Иметь представление об орг. структуре Вооруженных сил России.

Знать состав и предназначение ВС РФ

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

УО

Презентация, видеофильм

Конспект урока

31/5

Строевая подготовка

Уметь выполнять строевые приемы и движение без оружия

Практические навыки в выполнении строевых приемов и движения без оружия.

Знать: общие положения строевого устава.

Уметь: выполнять строевые приемы и движение без оружия.

УО

Конспект урока

32/6

Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

Иметь представление о видах ВС и их предназначениях

Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской флот, история создания, предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ.

Владеть навыками оценки уровня подготовленности к военной службе

УО

Презентация, видеофильм

Конспект урока

33/7

Строевая подготовка

Уметь выполнять строевые приемы и движение без оружия

Практические навыки в выполнении строевых приемов и движения без оружия.

Знать: общие положения строевого устава.

Уметь: выполнять строевые приемы и движение без оружия.

УО

Конспект урока

34/8

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе   обеспечения   национальной   безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил

Обеспечить усвоение учащимися знаний о функциях и основных задачах современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе   обеспечения   национальной   безопасности страны

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.

Роль и место ВС РФ в системе   обеспечения   национальной   безопасности страны.

 Реформа Вооруженных Сил

Характеризовать функции и основные задачи современных ВС.

Иметь представление об управлении ВС; о реформе ВС.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

УО

Презентация, видеофильм

Конспект урока

35/9

Строевая подготовка

Уметь выполнять строевые приемы и движение без оружия

Практические навыки в выполнении строевых приемов и движения без оружия.

Знать: общие положения строевого устава.

Уметь: выполнять строевые приемы и движение без оружия

УО

Конспект урока

36/10

Другие войска, их состав и предназначение

Иметь представление о  пограничных войсках Федеральной службы безопасности РФ, внутренних войсках МО, войсках гражданской обороны

Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение

Знать: состав и предназначение ВС РФ.

Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной службе.

УО

Презентация, видеофильм

Конспект урока

37/11

Строевая подготовка

Уметь выполнять строевые приемы и движение без оружия

Практические навыки в выполнении строевых приемов и движения без оружия.

Знать: общие положения строевого устава.

Уметь: выполнять строевые приемы и движение без оружия.

УО

Конспект урока

Тема 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России (4 часа)

38/1

Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

Иметь представление о  воинском долге, патриотизме, источниках духовных сил воина.

Патриотизм - духовно- нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отчества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг

Знать: о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным,

индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина,                                        

Использовать приобретенные знания для развития  в себе качеств, необходимых для военной службы.

УО

Видеофильм

Конспект урока

39/2

Строевая подготовка

Уметь выполнять строевые приемы и движение без оружия

Практические навыки в выполнении строевых приемов и движения без оружия.

Знать: общие положения строевого устава.

Уметь: выполнять строевые приемы и движение без оружия.

УО

Конспект урока

40/3

Памяти поколений — дни воинской славы России

Знать о днях воинской  славы и о формах увековечивания памяти

Дни воинской славы - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России

Знать: о днях воинской  славы и о формах увековечивания памяти.

Уметь: отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

УО

Видеофильм

Конспект урока

41/4

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений.

Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

УО

Конспект урока

Тема 7. Символы воинской чести (3 часа)

42/1

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы

Иметь представление о символах воинской чести.

Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения боевого знамени воинской части, порядок его хранения и содержания

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Иметь представление о символах воинской чести.

УО

Видеофильм

Конспект урока

43/2

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

Иметь представление об основных государственных наградах

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации

Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

Иметь представление об основных государственных наградах.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Презентация, видеофильм

Конспект урока

44/3

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Иметь представление о ритуалах ВС РФ

Ритуал приведения к воен

ной присяге. Ритуал вруче

ния боевого знамени воин

ской части. Порядок вру

чение личному составу

вооружения и военной тех

ники. Порядок проводов

военнослужащих, уволен

ных в запас или отставку

Иметь представление о ритуалах ВС РФ.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

ЦОР ОБЖ 10 класс

Презентация, видеофильм

Конспект урока

Основы военной службы (22 часа)

Тема 8. Основы подготовки граждан к военной службе (22 часа)

45/1

Начальная военная подготовка в войсках

Обеспечить усвоение учащимися знаний о предназначении начальной военной подготовке, её этапах

Начальная военная подготовка в войсках. Предназначение начальной военной подготовки. Этапы

Иметь представление о проведении начальной военной подготовки в ВС РФ.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Конспект урока

46/2

Размещение и быт военнослужащих

Иметь представление об организации размещения и быта военнослужащих.

Организация  размещения и быта военнослужащих

Иметь представление об организации размещения и быта военнослужащих.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Видеофильм

Конспект урока

47/3

Размещение и быт военнослужащих (продолжение)

Иметь представление об организации размещения и быта военнослужащих.

Организация  размещения и быта военнослужащих

Иметь представление об организации размещения и быта военнослужащих.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Видеофильм

Конспект урока

48/4

Суточный наряд, общие положения, подготовка и развод.

Иметь представление об организации суточного наряда.

Суточный наряд, общие положения, подготовка и развод.

Иметь представление об организации суточного наряда.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Конспект урока

49/5

Огневая подготовка

Получить теоретические знания и практические навыки в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета

Общие понятия внутренней и внешней баллистике. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете.

Знать: об общих понятиях внутренней и внешней баллистике. Об элементах траектории полета пули, силах, действующих на пулю при полете.

УО

Конспект урока

50/6

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

Иметь представление об организации суточного наряда

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Дежурный по роте. Дневальный

Иметь представление об организации суточного наряда.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Видеофильм

Конспект урока

51/7

Огневая подготовка

Получить теоретические знания и практические навыки в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета

Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки и пистолета. Материальная часть оружия. Наименование, назначение, основные технические характеристики

Знать: устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки и пистолета. Материальную часть оружия. Наименование, назначение, основные технические характеристики

Уметь: ухаживать за оружием

УО

52/8

Организация караульной службы, общие положения

Иметь представление об организации караульной службы

Организация караульной службы, общие положения

Иметь представление об организации караульной службы.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Видеофильм

Конспект урока

53/9

Организация караульной службы, обязанности  часового

Иметь представление об организации караульной службы

Организация караульной службы, обязанности  часового

Иметь представление об организации караульной службы.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Видеофильм

Конспект урока

54/10

Огневая подготовка

Получить теоретические знания и практические навыки в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета

Меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения в тире. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с оружием на линии огня до и во время стрельбы, во время чистки оружия. Меры безопасности при проведении соревнований.

Знать: меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения в тире. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с оружием на линии огня до и во время стрельбы, во время чистки оружия. Меры безопасности при проведении соревнований.

Уметь: обращаться с оружием

УО

Конспект урока

55/11

Организация караульной службы, обязанности  лиц караула (Начальник, разводящий, выводной, часовой)

Иметь представление об организации караульной службы

Организация караульной службы, обязанности  лиц караула (Начальник, разводящий, выводной, часовой)

Иметь представление об организации караульной службы.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Конспект урока

56/12

Огневая подготовка

Получить теоретические знания и практические навыки в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета

Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела.

Практические упражнения

Знать: технику выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела.

Уметь: изготавливаться, прицеливаться. Стрелять с упора и с руки, с опорой на стол или стойку.

УО

Конспект урока

57/13

Тактическая подготовка

Иметь представление об организации  мотострелковых подразделений

Организация  мотострелковых подразделений

Иметь представление об организации  мотострелковых подразделений

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Презентация

Конспект урока

58/14

Огневая подготовка

Получить теоретические знания и практические навыки в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета

Практические упражнения: стрельба на кучность по спортивным мишеням “П” на 5 м с опорой на стол или стойку.

Уметь: стрелять на кучность по спортивным мишеням “П” на 5 м с опорой на стол или стойку.

УО

Конспект урока

59/15

Тактическая подготовка

Иметь представление о тактических приемах на основе тактики мотострелковых войск

Боевые действия мотострелковых подразделений и действия солдата в бою.

Иметь представление о боевых действиях мотострелковых подразделений и о действиях солдата в бою.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Презентация

Конспект урока

60/16

Огневая подготовка

Получить теоретические знания и практические навыки в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета

Практические упражнения: стрельба на кучность и результат из ПВ на 5 м с руки, с опорой на стол по спортивной мишени “П”.

Уметь: стрелять на кучность и результат из ПВ на 5 м с руки, с опорой на стол по спортивной мишени “П”.

УО

Конспект урока

61/17

Тактическая подготовка

Иметь представление о тактических приемах на основе тактики мотострелковых войск

Тактическая подготовка. боевые действия отделения в наступлении и обороне.

Иметь представление о боевых действиях отделения в наступлении и обороне.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

УО

Конспект урока

62/18

Огневая подготовка

Получить теоретические знания и практические навыки в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета

Практические упражнения: стрельба на кучность из пневматического пистолета на кучность по спортивным мишеням “П” на 5

Уметь: стрелять из пневматического пистолета на кучность по спортивным мишеням “П” на 5 м

УО

Конспект урока

63/19

Тактическая подготовка

Иметь представление о тактических приемах на основе тактики мотострелковых войск

Тактическая подготовка. Марш, разведка, расположение, походное и сторожевое охранение.

Иметь представление о марше, разведке, расположении, походном и сторожевом охранении.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Презентация,

Конспект урока

64/20

Огневая подготовка

Получить теоретические знания о стрелковом оружии ВС. Практические навыки в разборке и сборке АК

Стрелковое оружии ВС. Назначение и устройство АК.

Практические упражнения: неполная сборка и разборка АК

Знать: назначение и устройство АК.

Уметь: осуществлять неполную сборку и разборку АК

УО

Конспект урока

65/21

Контрольная работа

66/22

Огневая подготовка

Получить теоретические знания о стрелковом оружии

Стрелковое вооружение ВС РФ и иностранных армий

Иметь представление о стрелковом вооружении ВС РФ и иностранных армий

УО

Конспект урока

Резерв времени ( 4 часа)

67/1

68/2

69/3

70/4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ 10 класс Количество часов__34__ Учитель Шаповалов В.Н. Программа разработана на основе программы Т.А. Смирнов, Б.О. Хренников Москва «Просвещение» 2012 г

Программа для 10-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении  уровня культуры в области безопасности жиз...

Рабочая программа по ОБЖ 6 Смирнов Хренников

Рабочая программа по ОБЖ 6 Смирнов Хренников...

Рабочая программа по ОБЖ 7 Смирнов, Хренников

Рабочая программа по ОБЖ 7 Смирнов, Хренников...

Рабочая программа по ОБЖ 8 Смирнов, Хренников

Рабочая программа по ОБЖ 8 Смирнов, Хренников...

Рабочая программа по ОБЖ 9 Смирнов, Хренников

Рабочая программа по ОБЖ 9 Смирнов, Хренников...

Рабочая программа по ОБЖ 10 Смирнов, Хренников

Рабочая программа по ОБЖ 10 Смирнов, Хренников...