Профилактика и преодоление дезадаптации учащихся на примере работы объединения «Юный защитник Отечества»
методическая разработка по обж (5, 6, 7 класс)

Хадаев Сергей Александрович

2015-2016 учебный год

Выступления на конференциях

1. Теория и практика военно-патриотического воспитания, учащихся в современной России

Доклад на межрегиональной конференции «Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: сущность, содержание, технологии». 25 февраля 2015 года.

Кафедра социально-педагогического образования Академии постдипломного педобразования (СПб АППО)

https://konferencii.ru/info/109275

2. Профилактика и преодоление дезадаптации учащихся на примере работы объединения «Юный защитник Отечества»

Доклад на районом  семинаре "Современныеподходы к организации обучения учащихся в контексте реализации ФГОС" 22 апреля 2015 года  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1._doklad_25.02.2015_mezhregkonferentsiya.docx16.05 КБ
Файл 1.2._statya_2015_rayon.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и практика военно-патриотического воспитания, учащихся в современной России

Хадаев Сергей Александрович,

преподаватель – организатор ОБЖ,

ГБОУ СОШ №164

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

(Межрегиональная конференция «Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: сущность, содержание, технологии». 25 февраля 2015 года.

Кафедра социально-педагогического образования Академии постдипломного педобразования (СПб АППО)

https://konferencii.ru/info/109275

В настоящее время назрела необходимость в коренной перестройке всей системы военно-патриотического воспитания российских учащихся. При этом проведение перестройки системы военно-патриотического воспитания учащихся может быть успешным, если она опирается на достаточно разработанную теоретическую и научно-методическую базу и осуществляется на основе реалистичной концепции, отражающих существующие реалии жизни страны.

Анализ литературы по военно-патриотическому воспитанию детей, подростков, молодёжи в современной России выявил отсутствие в них комплексного системного подхода к вопросу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Вместо типологии военно-патриотического воспитания в ряде случаев анализировались формы и способы военно-патриотической работы. Методологические средства военно-патриотического воспитания были ориентированы на решение прикладных узконаправленных задач по реализации той или иной формы военно-патриотической работы.

Военно-патриотическая работа с учащимися представляет собой совокупность мер и действий, направленных на реализацию социально-педагогических возможностей и наиболее полное использование имеющихся ресурсов образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, религиозных объединений в воспитании защитников Отечества. Она представляет собой составную часть системы патриотического воспитания населения страны, является неотъемлемым показателем профессионального качества учителей и преподавателей.

В ГБОУ СОШ №164 действует объединение военно-патриотической направленности «Юный защитник Отечества». Объединение, ориентированное на обучающихся 7-11 классов, имеет программу, новизна которой определяет интеграция образовательных модулей:

1) Основы военного законодательства; 

2) Назначение и состав Вооруженных Сил Российской Федерации;

3) Тактическая подготовка;

4) Огневая подготовка;

5) Военная топография;

6) Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны;

7)  Спортивный туризм и ориентирование;

8) Военно-медицинская подготовка;

9) Общефизическая и специальная физическая подготовка.

Другая особенность программы и ее новизна заключается в отсутствии ориентации на отдельный вид Вооруженных сил, что традиционно существует в клубах «Юных моряков», «Юных десантников» и т.п. Программа основана на новой концепции патриотического воспитания, основу которой составляет патриотическая идея: дух искания, ответственности и служения, дух создания и строительства новой России. Ведущей идеей концепции является идея о том, что на основе личностно-ориентированного, программно-целевого подхода к процессу профессиональной военно-прикладной подготовки можно заблаговременно воздействовать на формирование и развитие у обучающего ряда важных физических и специальных качеств и обеспечить высокий уровень пригодности юношей к военной службе.

Программа предусматривает формирования у обучающихся готовности к освоению программ военно-профессионального образования более высокого уровня, развитие и усовершенствование навыков участия в военно-прикладных видах спорта, формирование интереса к регулярным занятиям военно-прикладными видами спорта, овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня. 

На базе объединения в школе проводятся конкурсы рисунков, викторины, военно-спортивные игры, культурно-массовые мероприятия, посвященные вооруженным силам Российской Федерации. Все мероприятия, проводимые в школе, нравятся обучающимся, год от года количество участников увеличивается. Как результат, растет количество юношей, которые не боятся служить в армии и готовы связать свою жизнь с вооруженными войсками Российской Федерации.

Традицией в школе стало проведение в школе месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества, месячник «Пожарная безопасность», проведение Дня призывника, Вахты памяти, Дня Победы, военно-спортивной игры «Зарница».

В заключении хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.



Предварительный просмотр:

Профилактика и преодоление дезадаптации учащихся на примере работы объединения «Юный защитник Отечества»

Хадаев С.А., преподаватель-организатор ОБЖ,

ГБОУ СОШ № 164

Дезадаптация - это социально-психологическое и социально педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Различные негативные процессы в обществе приводят к увеличению количества дезадаптированных детей и воспитательная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении, приобретает особую остроту и актуальность. В настоящее  время диагностика, профилактика дезадаптации, реадаптация осуществляются в общеобразовательных заведениях социальными педагогами, психологами, учителями, классными руководителями, но их усилия, как правило, не всегда взаимосвязаны, что снижает эффективность их работы. Это заставляет по-новому посмотреть на формы педагогической поддержки учащихся в дезадаптационно опасных ситуациях через создание целостной системы работы педагогического коллектива по профилактике школьной дезадаптации и организации процесса реадаптации подростков.

Внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для успешной работы учителя с дезадаптированными детьми. Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

На основе опыта реализации образовательной программы  внеурочной деятельности «Юный защитник Отечества» для 6-8 классов, можно создать инновационную модель воспитательной работы по профилактике дезадаптации обучающихся. Данная педагогическая модель будет включать в себя следующие составные части:

- взаимодействие и совместная работа со службой комплексного сопровождения: своевременное выявление дезадаптированных, педагогически запущенных подростков, коррекционно-реабилитационная и индивидуальная помощь, социально-правовая защита и педагогическая поддержка несовершеннолетних, в разрешении конфликтов в семье, школе, вне дома;

- реализация индивидуально-дифференцированного похода в обучении и воспитании дезадаптированных подростков: применение доступных педагогических средств, форм и методов воспитательной и образовательной работы;

- создание личностно-развивающих ситуаций и ситуаций успеха, имеющих  личностный  смыл  для   подростков,   позволяющих   повысить  их самостоятельность, активность и заинтересованность в достижении поставленной цели;

- создание здорового психологического климата в коллективе объединения, атмосферы доверия, доброжелательности и непринужденности на основевзаимопонимания,        добрых доверительных, гуманных взаимоотношений между подростками;

- осуществление взаимодействия с семьей, школой, общественностью и правоохранительными органами.

          Внеурочная деятельность – как средство формирования социально развитой личности. Но главное, надо помнить, что участие обучающихся во внеурочной деятельности строится только на добровольной основе. Нельзя заставить, но можно заинтересовать.

Вступая в ряды «Юнармии», обучающийся посещает занятия внеурочной деятельности «Юный защитник Отечества», где образовательная программа имеет универсальную особенность – модульное построение. Модульная программа - повышает эффективность и качество подготовки обучающихся, способствует формированию универсально-профессиональных компетенций.

 Образовательное пространство создается из 7 модулей, которые предполагают участие обучающихся в мероприятиях, проводимых за приделами общеобразовательного учреждения. Все модули соответствуют одному из направлений работы по внеурочной деятельности: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, общекультурному и социальному. В модулях предусмотрена проектная деятельность.

            Обучающиеся имеют возможность посещать музеи и тренажерные классы  Военного института ДПО ВУНЦ ВМФ Военно-морской академии. Программой предусматривается подготовка и участие в различных военно-патриотических слетах и акциях, исследовательских конкурсах. Данные мероприятия отражаются в календарно-тематическом планировании.

            Благодаря расширению образовательного пространства, активному взаимодействию с различными общественными и военно-шефскими организациями программа позволяет создать условия: для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами; для всестороннего развития личности обучающихся 6-8 классов, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышения престижа военной службы, сохранения и приумножение патриотических традиций.

            Реализация программы измеряется в удовлетворении стремлений юношей и девушек к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

Личность развивается в процессе деятельности и социализации. Образовательная программа внеурочной деятельности «Юнармеец защитник Отечества» позволяет создать условия:

- для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами;

- для всестороннего развития личности обучающихся 6-8 классов, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.

Благодаря реализации образовательно программы внеурочной деятельности «Юный защитник Отечества» у обучающихся:    

- развиваются положительные коммуникативные черты характера (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявления дружбы и товарищества, честность и искренность в отношении к людям и к своим обязанностям и др.);

- значительно повышается уровень культуры поведения;

- повысились дисциплинированность и организованность, появляются навыки работы в команде, формируется адекватная самооценка;

- исчезают        такие        отрицательные        качества,        как        замкнутость, отчужденность, грубость, агрессивность и конфликтность;

- 95% обучающихся, ранее состоявшие на внутришкольном учете из-за плохого поведения, были сняты с данного учета.

           Это свидетельствует об улучшении поведения у дезаптированных и педагогически запущенных обучающихся, повышении их адаптации в социуме.

Данные положительные результаты, полученные нами в процессе проведения педагогической работы, свидетельствуют о перспективности применения созданной модели профилактики подростковой дезадаптации и в других образовательных упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учеников 4-6 классов "ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА. Витя Коробков".

Материал поможет учителю подготовить и провести в 4-6 классах внеклассное мероприятие ко Дню Победы. Ученики узнают о юном герое Вите Коробкове, о его подвигах. Представлен сценарий и презентация с фо...

Методическая разработка классного часа в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида на тему "Юные защитники отечества"

Методическая разработка содержит презентацию и план-конспект классного часа. Классный час проводится в конкурсно - игровой форме с учащимися 9 класса....

Игровая программа "Юные защитники Отечества"

Игровая программа посвящена празднованию 23 февраля и нацелена на укрепление здоровья подрастающего поколения, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирован...

«Юные защитники Отечества»

Военно-патриотическая игра...

Юные Защитники Отечества

Ежегодно к 23 февраля проходят в школе ряд мероприятий посвященных оборонно-массовой работе. Данное мероприятие проводилось для мальчиков и юношей 5-11классов, где они демонстрировали своюсилу, снаров...

Классный час: "Мы - юные защитники Отечества"

Классный час имеет форму игры - конкурса. Ребята в игровой форме узнают много интересной и новой для себя информации ( в процессе подготовки к мероприятию). Для данной возрастной категории (11 - 12 ле...