ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ МОЛОДЕЖЬЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
статья по обж (10, 11 класс) на тему

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы и факторы, которые препятствуют формированию молодежью здорового образа жизни. Проанализированы пути решения данных проблем, выявлен алгоритм успешного формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, проблемы, факторы, здоровое питание, физическая культура, спорт, молодежь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_prinyatiya_molodezhyu_zozh.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Смычков

Преподаватель

Белгородский строительный колледж

г. Белгород, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ МОЛОДЕЖЬЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы и факторы, которые препятствуют формированию молодежью здорового образа жизни. Проанализированы пути решения данных проблем, выявлен алгоритм успешного формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, проблемы, факторы, здоровое питание, физическая культура, спорт, молодежь.

Сегодня вопросу физического воспитания подрастающего поколения уделяется повышенное внимание. Более того, восстанавливается и создается инфраструктура, необходимая для того, чтобы занятия физической культурой были доступными. При этом проблемы формирования культуры здорового образа жизни так и не решены. На наш взгляд, одной из наиболее важных проблем российского общества является проблема формирования сознания подрастающего поколения в необходимости ведения здорового образа жизни как основы долголетия и физического здоровья.

Ученые полагают, что важнейшей задачей в плане повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа каждого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью [5, с. 153].

Культурологи убеждены, что в здоровом образе жизни человека можно выделить два уровня. Первый уровень есть собственно культурный, на котором разрабатываются модели и нормы поведения, а затем усваиваются в готовом виде из конкретной культуры. Он имеет двустороннюю проявленность в содержательном и выразительном планах, что позволяет ему быть репрезентированным в некоторых стандартах красоты, пропорциональности и эстетики, а также обладать культурным смыслом современности: отвечать здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, укреплять адаптационные возможности организма, выполнять функции биологического воспроизводства. Второй уровень включает восприятие человеком собственного тела, чувственную окраску этого восприятия и то, как, по его мнению, оценивают его окружающие [2, с. 14].

Деятельность по формированию культуры здоровья личности приобретает большую общественно полезную значимость, поскольку ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. Физкультурная деятельность не ограничивается лишь развитием и формированием физического состояния человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью [1, с. 100].

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни человека состоит из следующих компонент:

  • отказа от вредных привычек: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ;
  • оптимального двигательного режима;
  • рационального питания;
  • закаливания;
  • личной гигиены;
  • положительныхэмоций.

Здоровый образ жизни рассматривается «как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт коллективного творчества» [6, с. 7].

И.С. Краснов считает, что понятие «здоровый образ жизни» определяется словом «здоровый», что, по его словам, «является производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего — это физическое, душевное и социальное благополучие» [3, с. 62].

Главное в здоровом образе жизни — активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него входит и система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т. д. Для творения здоровья необходимы как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими и другими методами и технологиями в формировании установки на здоровый образ жизни [4, с. 150].

Как отмечают в своей работе Н.Р. Терехина и П. Теодорос, чрезвычайно важна роль семьи и личного примера родителей в воспитании детей, и ничто не может более сильно повлиять на формирование сознания ребенка необходимости и целесообразности ведения здорового образа жизни. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности [5, с. 80].

Выделим следующие проблемы, которые препятствуют формированию здорового образа жизни молодежи:

  • недостаточная роль личного примера родителей в процессе воспитания основ здорового образа жизни либо его полное отсутствие;
  • недостаточно эффективные методы педагогического воздействия на детей и недостаточная квалификация педагогического состава, работающего с детьми;
  • повсеместное использование гаджетов и компьютерных игр, грозящее подменой ценностных ориентиров;
  • отсутствие основ физического воспитания в семье;
  • наличие у подрастающего поколения вредных привычек;
  • отсутствие стремления к физическому самосовершенствованию;
  • нарушены нормы здорового питания либо здоровое питание полностью замещено «вредными» продуктами.

        В завершение укажем, что здоровый образ жизни – это хорошая привычка. Но повлиять на формирование этой привычки у молодежи должны взрослые, более опытные люди: родители, педагоги, старшие друзья и товарищи. При этом очень важно окружение ребенка и его увлечения, поскольку отношение молодежи к физической культуре, здоровому питанию, отказу от вредных привычек, то есть к здоровому образу жизни – является следствием процесса социализации наших детей. Здоровый образ жизни для молодежи должен основываться на принципах социальной важности, нравственности и рациональности, а также осознания важности сохранения физического нравственного и психического здоровья.

Список использованной литературы:

  1. Галимов Г.Я., Кудрявцев М.Д., Стрельников В.А. Организация физкультурно-образовательной деятельности в развивающем обучении // Вестник Бурятского госуниверситет. - 2012. - Спецвып. В. - С. 97-105.
  2. Калиновская В.В., Скугаревский О.А. «Обратная сторона» внешней привлекательности: исследование компонентов образа собственного тела у студентов БГМУ // Режим доступа: http://www.bsmu.by/bmm/03.2004/13.html.
  3. Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. -№2. - С.61 - 63.
  4. Петрова Т.Э., Караеашкин А.А. Проблемы формирования здорового образа жизни молодежи // Интеграция образования.- 2005.- №4.- С. 150-154.
  5. Терехина Р.Н., Теодорос П. Компоненты основ культуры здорового образа жизни // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2008.- № 12.- С. 78-82.
  6. Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. М.: Изд-во «МПА - ПРЕСС», 2007. 319 с.

© О.А. Смычков, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

Исследовательский проект "Формирование здорового образа жизни молодежи"

Модель социальной работы по здоровому образу жизни молодежи включает: анализ благоприятных и неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на социальную работу с молодежью; деятельность по созданию ус...

Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».

Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ПРЕСТИЖНОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ.

Статья посвящена проблеме снижения физической активности детей, и возможным путям ее решения преподавателями физической культуры на базе среднего учебного заведения....

Программа по формированию здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ "Здоровая молодежь"

Программа по формированию ценностей здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ «Здоровая молодежь», реализуемая в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и с...