Разработка урока по ОБЖ "История создания ВС РФ" (с 9 века по к.19в)
методическая разработка по обж (10 класс) на тему

Решетникова Ольга  Евгеньевна

Данный материал представляет собой конспект урока и раздаточный материал к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по ОБЖ

Тема: История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

ФИО учителя: Решетникова О.Е.

Класс: 10

Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний.

Цель учебного занятия:

1. Ознакомление учащихся с основными этапами истории создания ВС России

2. Совершенствование навыков самостоятельной работы с информационными материалами, а также умений обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы.

3. Воспитание у учащихся патриотизма и уважения к Вооружённым Силам России

Задачи учебного занятия:

Обучающая: Познакомить учащихся с ходом становления вооруженных сил на Руси. Сформировать   представление о содержании военных реформ России  с 1550 по 1912 года.

  • Развивающая: Развивать аналитические навыки.
  • Воспитывающая: Формировать чувство патриотизма.

Планируемые результаты обучения:

1. Знание основных этапов истории создания  ВС  РФ

2. Умение объяснять целесообразность принципов комплектования  ВС  на том или ином историческом этапе (умение анализировать изученный материал)

Организация познавательной деятельности:

1.Работа учащихся в группах с информацией по теме урока

2. Практическая работа по заполнению таблицы «Этапы развития  ВС  РФ»

3. Обсуждение вопросов, предлагаемых учителем.

Оборудование: лекционная аудитория, мультимедийный проектор, ноутбук  

Учебно-методическое сопровождение урока:

1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнова 10 класс

 2. Тематическое и поурочное  планирование  к учебнику  А.Т. Смирнова «Основы  безопасности жизнедеятельности»10 класс

3. Мультимедийная презентация «История создания Вооруженных Сил Российской Федерации»

4. Раздаточный материал:

  • Опорная схема этапов развития ВС РФ
  • Таблица «Этапы развития ВС России»  для работы на уроке
  • Информационные листы по разным историческим периодам

 

План урока

I. Вводная часть (организационный)

II.Основная часть

Изучаемые вопросы:

1. Появление военных организаций у восточных славян. Войско Киевской Руси

2. Войско Московского государства. Военная реформа     Ивана Грозного

3. Создание в России регулярной армии.   Реформы Петра I

4. Переход России к массовой армии.  Военные реформы  1860-1870гг.  

 III.Заключительная часть

Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: организационный (постановка цели урока)

 

Слова учителя: Добрый день, ребята!  Меня зовут Решетникова Ольга Евгеньевна, я работаю преподавателем-организатором ОБЖ в МБОУ «Сухобезводненская  средняя школа». Я рада вас видеть сегодня  на  нашем открытом уроке.  Я уверена, что урок  пройдет интересно, вы будете  активны, покажете  свои  знания и умения, а  я постараюсь  вас  заинтересовать  новой информацией.  

А пока давайте обратимся к слайду и попробуем сформулировать тему нашего урока. Итак,  Что вы  видите? (Солдат разных временных периодов). Почему вы так решили? (они в разной форме, старинной, со старинным оружием).  Чем можно объяснить изменения, произошедшие в облике военнослужащих? (развитием, временем).  (на слайде представлен коллаж из воинов разных эпох, а также лица основных военных реформаторов)

Попробуйте  сформулировать тему  нашего урока.

(предположения учеников)

Учитель: Молодцы, действительно, мы будем  говорить сегодня об истории создания ВС РФ.

  • А что вы знаете из истории ВС РФ? Кого из исторических личностей вы можете узнать? Зачем  современным людям, гражданам своей страны, знать историю ВС?

Ответы учеников: Петр1- император России, военный реформатор, Суворов Алекса́ндр Васи́льевич  ( 1730—  1800) — великий русский полководец, основоположник отечественной военной теории, национальный герой России, Путин В.В.- Верховный главнокомандующий ВС РФ.

Учитель: Да, действительно, истинный гражданин должен быть патриотом. Поэтому эпиграфом к нашему уроку могут служить слова известного писателя Валентина Пикуля «История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма.  Принижать свою историю, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…» (учитель показывает 4 слайд презентации).

Зная  тему урока, давайте  подумаем, а какова цель нашего урока (что бы мы  хотели  узнать на уроке?)

Ответы учащихся:  1. Расширить знания об истории создания ВС РФ

 2. Узнать о реформаторах разных периодов. 3. Понять  от чего зависели  преобразования ВС в государстве.  

 Учитель:  Вы правы, основная цель нашего урока пройти по вехам истории и рассмотреть этапы формирования ВС.  И я предлагаю в ходе изучения нового материала  найти ответ на следующие  вопросы:

Может ли обычный человек, будучи патриотом своей страны, повлиять на ход истории? Что способствовало развитию и становлению ВС  в процессе хода  истории?

Слова учителя: Работать мы с вами будем следующим образом. Вы сейчас разделены на рабочие группы, каждая группа подробно рассмотрит один из периодов формирования ВС.   Обратите внимание на схему урока (слайд 5)  и темы, которые сегодня вам  необходимо будет  разобрать.

(схема  на  слайде, учитель озвучивает периоды для 4 рабочих групп)

1 группа: Появление военных организаций у восточных славян. Войско Киевской Руси.

2 группа: Войско Московского государства. Военная реформа     Ивана Грозного

3 группа: Создание в России регулярной армии.    Реформы Петра I.

4 группа: Переход России к массовой армии.  Военные реформы  1860-1870гг.)

Также обратите внимание, что на столах у вас лежит раздаточный информационный материал, соответствующий данному  периоду, таблица, оценочный лист. Ваша задача:

  • изучить информацию
  • выбрать ключевые понятия
  • разнести по разделам
  • озвучить её

На выполнение работы будет дано 7 минут.      

(Деятельность учащихся: Учащиеся рассматривают таблицы для заполнения- раздаточный материал- Приложение 2-5)

II этап учебного занятия: изучение нового материала

Самостоятельная поисковая работа учащихся 7 минут (заполнение таблицы)

Учитель: Развитие и  становление ВС России, их предназначение неразрывно связаны с развитием Российского государства, его общественным строем, экономикой и политикой. На всем протяжении истории Российского государства русским людям постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, защищая свои земли от иноземных захватчиков.  Мы начнем рассматривать историю создания ВС нашей страны с далёких времен – Киевской Руси. (слайд-заставка). Все остальные группы заполняют таблицу.

Ответ ученика 1 рабочей группы:

 

Исторический период

Состав ВС

(способ комплектования

армии)

Призывной возраст.

Срок службы

Вооружение

Военные реформы,

имена реформаторов

ВС  Киевской Руси

9-12 вв

  • Княжеские дружины
  • Народное ополчение
  • Ладейный флот
  • Наёмники-иноземцы

Не ограничен

По мере необходимости

Копья, мечи, булавы, секиры, топоры, рогатины, ножи «засапожные»

Реформирования не было. Но можно сказать о военной организации славян: высокая воинская дисциплина, разные виды войск (пехота и конница), особое построение полка («стена»), разнообразные способы ведения боя.

Учитель: Спасибо за  работу, но у меня  есть к  вам  вопрос: Что мешало  в государственном  устройстве  формированию системы ВС, да и других систем тоже? И почему?

Ответ учеников: Феодальная раздробленность (разобщенность между князьями, свои законы, принципы управления, междуусобицы, отсутствие мира даже между кровными родственниками (братьями, отцами).

Слова учителя: Следующая рабочая группа познакомит нас с составом ВС  Московского государства и военными реформами Ивана Грозного.   (учитель показывает   слайд-заставку).

Расскажет об основном содержании реформ этого периода  представитель второй рабочей группы.

Ответ  учеников:   

 

Исторический период

Состав ВС

(способ комплектования

армии)

Призывной возраст.

Срок службы

Вооружение

Военные реформы,

имена реформаторов

ВС  Московского государства 16-17 веков

  • Дворянские формирования (конница)
  • Ополчение (даточные люди)
  • Постоянное стрелецкое войско (пехота)
  • Артиллерия
  • Инженерные войска
  • Иноземная наёмная дружина

С 15 лет

Пожизненно

Бердыши, пищали, мушкеты, сабли, пушки, лук со стрелами, кинжал

Реформатор: Иван Грозный

  • упорядочение системы комплектования ВС
  • организация централизованного управления армией;
  • создание постоянного стрелецкого войска;

-      создание  

       постоянной  

       сторожевой      

       службы  на   южной  

       границе.

Учитель: Спасибо рабочей группе, эта информация должна быть зафиксирована  у  каждого из вас в тетрадях. Мы  прослушали  собранную  информацию,  и я хотела бы  задать вопрос  всему  классу: Как вы думаете, какая из военных реформ  может  называться самой ценной и почему?

Ответы учащихся: Организация централизованного управления армией (теперь у военных людей  был один руководитель, координирующий их службу, также  централизация государства позволила прекратить разобщнность между  их главами, все вопросы решались в центре-столице государства.)

Слова учителя: Продолжаем урок и начинаем знакомиться с военными реформами Петра I (учитель демонстрирует  слайд презентации).

К доске я попрошу выйти   представителей рабочей группы №3

Ответ ученика:

(Деятельность учащихся: Учащиеся слушают выступление одноклассников заполняют таблицу)

Исторический период

Состав ВС

(способ комплектования

армии)

Призывной возраст.

Срок службы

Вооружение

Военные реформы,

имена реформаторов

ВС  н.18 века

(с 1701 по 1711 г.)

Постоянная армия на основе

рекрутского набора

  • пехота
  • конница
  • артиллерия
  • флот

От 20 до 32 лет

Пожизнен

но

Пушки, гаубицы, мортиры, шпага, фузея (ружьё), алебарды (топоры)

Реформатор Петр 1

  • создание русской регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования;
  • введение единой системой воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами;
  • централизация военного управления,  
  • открытие военных школ для подготовки офицерских кадров;

-      проведение военно-

      судебных реформ.

Учитель: У меня  вопрос  к  группе и классу: Анализируя реформы Петра1, наблюдая большие изменения, связанные с армией, зная  личность Петра1, скажите какое качество русского человека помогало ему  делать нашу страну могучей?  

Ответ учеников:  Патриотизм.  

 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня (8 июля1709 года;

9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут; произошло 27 июля (7 августа1714 года)

Слова учителя:  Реформы Петра 1 поддержала и преумножила Екатерина 2. И они принесли немало побед  в отдельных сражениях и целых кампаниях русско-турецких войн середины и конца 18 века.

Следующая крупная реформа  ВР России  была проведена после поражения в Крымской войне 1853-56 года, которая вскрыла военную отсталость России от европейских государств. И я приглашаю представителей 4 рабочей группы

Сопровождение выступления учащегося слайд-презентации

Ответ ученика:

 

Исторический период

Состав ВС

(способ комплектования

армии)

Призывной возраст.

Срок службы

Вооружение

Военные реформы,

имена реформаторов

ВC  конца 19 века

Всеобщая воинская повинность

с 21 года

Пехота – 6 лет и 9 лет в запасе, флот – 7 лет и 3 года в запасе (до 40 лет).

Нарезное стрелковое оружие (американская винтовка Бердан, русский образец Бердан №2), тесак (меч), гранаты, винтовка Мосина

Реформатор военный министр Милютин Д.А.

  • замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью,
  • образование военно-окружной системы управления (15 округов);
  •   перевооружение армии нарезным стрелковым оружием;
  • реорганизация боевой подготовки войск  

-      учреждены постоянные  

        Военные суды  

-      переход от парусного к  

        паровому броненосному  

        флоту

(Деятельность учащихся: Учащиеся слушают выступление одноклассника заполняют таблицу)

 

Учитель: А у меня вновь  вопрос  к  вам, ребята, давайте вспомним виды оружия, которыми воевали русские люди, вначале это был меч, затем пищали, при Милютине – нарезные винтовки… От чего зависели данные качественные изменения в вооружении нашей армии.

Ответы учеников: От экономического развития, научного прогресса

IIIэтап учебного занятия: Заключительный. Подведение итогов

Учитель: Итак, мы рассмотрели четыре временных этапа  развития ВС. Давайте  вспомним всё, о чем  мы  говорили и  попробуем ответить на  наш  проблемный вопрос: Может ли обычный человек, будучи патриотом своей страны, повлиять на ход истории? Что способствовало развитию и становлению ВС  в процессе хода  истории?

Ответы учеников на 1 вопрос:

Да, может и мы это увидели на примере с историей формирования системы ВС в Российском государстве. Только благодаря этому  качеству  наши воины стойко выдерживали военные притязания со стороны разных государств, а  люди, стоящие у власти, благодаря этому качеству стремились развить Россию и сделать её  мощнее.

Ответ на 2 вопрос: Становлению ВС РФ способствовало:

1. централизованное управление государством, армией

2. развитие экономики и науки

3. анализ побед или поражений в войнах

4. стремление сделать свою страну сильнее, отстоять  свои рубежи – патриотизм.

Слова учителя: Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали, но я  хотела бы проверить вас на внимательность, давайте попробуем ответить на вопросы небольшого кроссворда по теме.

 

1

2

3

4

5

 

6

7

8

По горизонтали

2. Призывник Петра I.

6. Воины, постоянного войска Ивана Грозного.

7. Огнестрельное оружие стрельца.

8. Боевое судно славян

По вертикали

3. Документ, по которому ведется боевая подготовка.

4. Создатель карабина (нарезной винтовки).

5. Одна из составляющих военной организации древних славян.

1. Месяц создания Красной Армии.

(последним отгадывается  слово «февраль», т.к. следует выход на День воинской славы 23 февраля, праздник Защитников Отечества, связь со следующим уроком- период формирования советских ВС).

Ответы на кроссворд: 1. Февраль, 2. Рекрут, 3. Устав, 4. Мосин, 5.Дружина, 6.Стрельцы, 7. Пищаль, 8 Ладья

Кроссворд находится на экране, ученики решают его совместно.

 

Учитель: Хорошо, а теперь оцените свою работу по предложенному образцу (Приложение 1). Поднимите руку, кто набрал 8-10 баллов, а 6-7?

Домашнее задание: п.5.1. на пересказ, заполнить таблицу до конца. По желанию написать небольшую творческую работу в форме эссе «Значение изученных реформ для современной России, современных ВС».

Учитель: Но наш урок ещё не закончен.  

А теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос, является ли эта  тема для  вас  актуальной и почему?

Ответ учеников: Да, потому что нужен мир на земле, потому что мальчики вскоре станут призывниками.

Учитель: Внимание на экран.

Фрагмент из фильма «Офицеры» (Есть такая профессия -  родину  защищать…)

Учитель: В преддверии праздника- Дня Защитника Отечества, я желаю  мальчикам в будущем стать хорошими военнослужащими, девочкам развивать свою страну  в  разных направлениях, осваивая разные профессии.

 На этом наш первый урок по истории создания Российской армии завершен. Продолжим говорить на эту тему на  следующем уроке.

Приложение  1

Оценочный  лист

Проанализируйте  свою работу  на  уроке, согласно таблице, поставьте себе  баллы и соотнесите  их  с  оценкой.

 Я работал в группе, искал необходимую информацию, согласно заданию

1 балл

Я работал с таблицей в течение урока

1 балл

Я отвечал на  вопрос учителя

2 балла

Я делал выводы по уроку

2 балла

Я выступал перед классом с информацией

3 балла

Я ответил на вопрос кроссворда

1 балл

Итого:

        Оценка «3»:      3-5 баллов

       Оценка «4»:      6-7 баллов

       Оценка «5»:      8-10 баллов

Приложение 2

Рабочие материалы 2 рабочей группы:

Параграф  5.1. учебника ОБЖ стр.106-109

Истоки зарождения в нашем Отечестве военной организации уходят в период правления Ивана III Великого (1462-1505), который положил начало формированию служилого дворянства. Помимо дворянского формирования, армию Московского государства представляли служилые люди по найму (получавшие денежное довольствие), а также силы ополчения. Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил  Иван IV, создавший одну из крупнейших по численности армий в Европе - 250-300 тысяч человек (около 3 % населения Руси).

В период с 1550 по 1571 гг. Иваном Грозным был проведен ряд преобразований.   Военные реформы, проведенные Иваном IV, имели целью преодоление пережитков феодальной раздробленности и повышение боеспособности вооруженных сил.  

Основное содержание военных реформ Ивана Грозного:

  • упорядочение системы комплектования ВС ;
  • организация централизованного управления армией;
  • создание постоянного стрелецкого войска;
  • централизация системы снабжения;

 -    создание постоянной сторожевой службы на южной границе.

Показателем зрелости русской военно-теоретической мысли того времени является появление в 1571 г. первого русского воинского устава, носившего название «Устав сторожевой и станичной службы». Устав, разработанный воеводой Воротынским, определял порядок несения пограничной службы.

Виды  Вооруженных Сил в эпоху Ивана Грозного

При Иване IV (1530—1584 гг.)  в состав вооруженных сил входили: конница, пехота, артиллерия и зачатки инженерных войск.

Пехота:

1. Стрельцы

При Иване IV создают стрелецкие полки. Стрельцов выбирали из вольных людей, доброго поведения, и ставили их на пожизненную службу, давая им за это участки земли для ведения хозяйства и назначая им государево жалование.

Стрелецкие полки были пешими. Они сражали в пешем строю и были вооружены пищалями, а затем мушкетами. Также каждый стрелец имел саблю и бердыш.  

 Воин, вооруженный пищалью при сближении с противником дрался саблей или бердышом.  

Селились стрельцы в слободах и получали от правительства многочисленные льготы. Общее количество стрельцов к концу XVI века составило 12 тысяч человек.  

2. Артиллерия и инженерные части

При Иване IV на Руси появились пушкари, так как артиллерия стала неотъемлемой частью русской армии.  Артиллерия делилась тогда на осадную, полевую, полковую и крепостную (осадные орудия были большого калибра до 2,5 пудов.В полковой артиллерии были малые орудия до 8 фунтов).

Передовым для того времени было также и русское военно-инженерное дело. Русские войска умели создавать укрепленные города и позиции для себя в полевых условиях  При осаде городов русские войска воздвигали высокие валы с башнями, укрепленные землей туры, на которых устанавливались батареи для стрельбы по крепостным стенам и городским строениям.  

3. Даточные люди — вспомогательная пехота

При Иване IV призывались так называемые "даточные люди". Это были ополчения из крестьян, что использовались как вспомогательные войска. Например, для работ лопатами для засыпания валов при штурмах крепостей, для перетаскивания тяжестей, подвоза боеприпасов и других весьма важных на войне дел.

4. Иноземная наемная дружина:Эти части состояли из наемников, что набирались и из представителей наемных солдат из Европы. Были отлично организованы, но стоили их услуги дорого.  

Кавалерия:

1. Дворянская конница

Главную часть русской вооруженной силы при Иване IV по-прежнему составляли конные части, сформированные из дворян. Это было дворянское ополчение.  

  В XVI веке служба дворянина начиналась с 15 лет (по судебнику 1550 года). За службу наделялись поместьями. Службу передавали от отца к сыну, т.е служили пожизненно.

Вооружение русских воинов при Иване IV:

1. Конница:

Вооружение конницы состояло из лука со стрелами, боевого топора, кинжала, кистеня и копий. Наиболее обеспеченные воины имели сабли. Но в войсках дворянской концы бытовала пестрота вооружений. Все зависело от личных достатков каждого дворянина.

2. Пехота:

Вооружение стрельцов и городовых казаков состояло из пищали или самопала, меча и бердыша.

Вооружение остальных пеших ратников было самым различным. Из огнестрельного оружия — пищали или самопалы, метательного — самострелы, холодного — мечи, тесаки, рогатки, совни.

Понятия военная форма при Иване Грозном практически не существовало. Одежда воинов большинства полков была разнородной. В дворянской коннице вообще каждый одевался, как мог и насколько позволяли средства. Относительно однородно были одеты царские гвардейцы. Стремянной стрелецкий полк имел одинаковые белые кафтаны. Также царские телохранители-рынды имели белые кафтаны, расшитые золотом, и были вооружены одинаковыми топориками. Также униформу имели стрельцы — они одевались в одинаковые кафтаны. Причем каждый приказ отличался от другого по цвету кафтана. Военная реформа Ивана Грозного положила начало русской регулярной армии. Впоследствии она была доведена до совершенства при Петре I и стала одной из самых сильных армий Европы.

Приложение 3

 

Рабочие материалы  3 группы

Параграф  5.1. учебника ОБЖ стр.109

Регулярная русская армия была создана при Петре I в начале XVIII в. Ее созданию способствовало поражение русских войск в 1700 г. под Нарвой в битве со шведской армией.  

Петр I ввел новую систему комплектования армии. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда 10— 20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу  (призывной возраст от 20 до 32 лет

солдаты призывались пожизненно). Введение рекрутской повинности позволило Петру I значительно увеличить численность постоянного войска. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и также пожизненной). Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейских полках — Преображенском или Семеновском.

По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.

Основное содержание военных реформ Петра I:

  • создание русской (национальной) регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования;
  • упразднение ранее существовавших разнородных воинских формирований и введение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;
  • введение единой системой воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами;
  • централизация военного управления, замена приказов Военной коллегией и Адмиралтейств-коллегией, учреждение должности главнокомандующего, при котором был создан полевой штаб  
  • открытие военных школ для подготовки офицерских кадров и регламентирование службы офицеров;

-  проведение военно-судебных реформ.

Виды Вооруженных  Сил при Петре 1

Пехотный полк петровских времён состоял из двух батальонов. Разнообразную конницу  в армии Петра заменили драгунские полки. Артиллерия петровских времён состояла из 12-, 8-, 6- и 3-фунтовых орудий, однопудовых и полупудовых гаубиц, пудовых и 6-пудовых мортир. Это была неудобная для транспортировки артиллерия. Дальнобойность орудий тех времён была очень незначительная — около 150 сажен (320 м) в среднем — и зависела от калибра орудия. Для подготовки  артиллеристов были учреждены школы: инженерная и навигационная в Москве и инженерная в Санкт-Петербурге. Оружейные заводы на Охте и в Туле, организованные Петром, производили для армии артиллерию и ружья.

Вооружение армии Петра Великого

Вооружение каждого солдата состояла из шпаги с портупеей и фузеи. Фузея — ружьё, весившее около 14 фунтов; его пуля весила 8 золотников; замок фузеи был кремневый; на фузею насаживался в нужных случаях багинет — пяти- или восьмивершковый трёхгранный штык. Патроны помещались в кожаных сумках, прикреплённых к перевязи, к которой привязывалась ещё роговая натруска с порохом. Каптенармусы и сержанты вместо фузеи были вооружены алебардами — топорами на трёхаршинном древке.

Приложение 4

Рабочие материалы для 4 группы

Параграф  5.1. учебника ОБЖ стр.111-113

Преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д. А. Милютина имели цель создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявленную в Крымской войне 1853-56 гг.

Основное содержание военных реформ 1860-1870 годов 

Одной из первоочередных задач было переустройство системы военного управления. Важнейшими мероприятиями в этой области явились: создание  военно-окружного управления (в 1867 г. территория России была разделена  на 15 военных округов); реорганизация   Военного министерства; упрощение делопроизводства.

Изменения были внесены и в строевое, а также в полевое управление. В мирное время упразднено деление сухопутных войск на армии и корпуса, и высшей организационно-тактической единицей в пехоте и кавалерии стала дивизия, в артиллерии и инженерных войсках – бригада, произведен существенный пересмотр их штатов, введены новые.

В 1867 г. была проведена реформа в военно-правовой сфере, нашедшая отражение во вновь введенных Дисциплинарном уставе, Уставе внутренней службы. Уставы провозглашали охрану чести и достоинства солдата.  Отменялись телесные наказания.

С середины 1860-х гг. осуществлялось реформирование военно-учебных заведений России в целях не только улучшения качества подготовки офицерских кадров, но и увеличения их количества. В ходе преобразований кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии, расширялась сеть военных училищ с двух- или трехгодичным сроком обучения. Для подготовки офицеров из лиц, не имевших среднего образования, с 1864 г. стали создаваться юнкерские училища. В военных академиях большое внимание начали уделять практической подготовке военных специалистов.

Реформировалась боевая подготовка войск, в которой также особое внимание уделялось практической стороне, т.е. тому, что необходимо на войне, особенно стрельбе. Введена физическая подготовка. Разработан ряд новых уставов и наставлений, учебных пособий, учитывавших опыт прошедшей войны, изменения, произошедшие как в тактике, так и в средствах вооруженной борьбы.

 В ходе реформ было осуществлено перевооружение войск: с 1867 г. артиллерийский парк заменялся новыми нарезными, заряжающимися с казны орудиями, в 1868 и 1870 гг. приняты на вооружение более совершенные винтовки Бердана № 1 и № 2 для пехоты, кавалерии и казачьих войск.
В целях централизации руководства флотом в июне 1867 г. введено Положение об управлении Морским ведомством, создан корабельностроительный технический комитет. Реформировалась система подготовки кадров для флота, его комплектования и боевого обучения. В 1876 г. была принята принципиально новая кораблестроительная программа, предусматривавшая создание броненосного парового флота. На вооружение принимались новые образцы артиллерийского, минного и торпедного оружия.

 Улучшались питание и обмундирование солдат, в целом их быт и условия службы, в т.ч. и положение офицерского состава. Солдат стали учить грамоте и письму в обязательном порядке.

И наконец, актом, завершающим в основном, как считается, милютинские реформы, является принятие 1 января 1870 г. Устава о всесословной воинской повинности, отменившего рекрутские наборы. В нем говорилось, что   все мужское население, достигшее 21 года, без различия сословий, подлежит воинской повинности.  Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок пребывания на действительной службе и до 9 лет в запасе, на флоте – соответственно 7 лет и 3 года. Отслужившие эти сроки зачислялись в ополчение. Это давало возможность обеспечить планомерное пополнение вооруженных сил в мирное и военное время, позволяло развернуть массовую армию в случае войны.

В 1860-х годах проводилось перевооружение армии: продолжался начавшийся в первой половине 19 века переход от гладкоствольного к нарезному стрелковому оружию. Гладкоствольное оружие это грубо говоря просто труба, как правило стреляет просто дробью, крупнокалиберное гладкоствольное орудие это обычный миномет, а нарезное это таже труба но внутри сделаны спиралеобразные нарезы, которые закручивают пулю, для ее стабилизации в полете за счет закручиваниа пули вокруг продольной оси она летит дальше и точнее В 1867—1869 годах начался переход к казнозарядному оружию. В 1868 году была принята на вооружение американская винтовка (см. ВИНТОВКА) системы Бердана, а в 1870 — так называемый Бердан № 2, фактически новая система, разработанная русскими инженерами. К концу 1860-х годов было закончено перевооружение полевой артиллерии бронзовыми орудиями, заряжавшимися с казенной части.

Важнейшими показателями при создании новых видов вооружения являлись высокие боевые характеристики, простота и надёжность в эксплуатации, технологические условия выпуска изделий именно на русских заводах. Для этого специалисты, располагая достаточно полной информацией о развитии оружия в мире, использовали новейшие достижения конструкторской мысли в своей работе.

Таким образом, военная реформа 1860–1870 гг. в той или иной мере затронула все стороны военной системы России, обновив во многом весь армейский организм.  

Приложение 5

Рабочие материалы 1 рабочей группы

 ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ КИЕВСКОЙ РУСИ

(IX В. – НАЧАЛО XII В.)

 Киевская Русь (Древнерусское государство) – раннефеодальное государство, возникшее в IX веке во главе с Киевом.   Верховная власть принадлежала киевскому князю, который являлся, помимо прочего, военным руководителем государства.  

В распоряжении киевских князей находилась дружинная военная организация. Дружина, являвшаяся постоянным ядром вооруженных сил Руси, была не только военной силой, но и принимала участие в управлении страной, Киевский великий князь советовался с дружинниками о войне и мире, об организации походов, о сборе дани, о суде и управлении. Дружинники помогали князю управлять его домом и хозяйством, от его имени вершили суд и расправу, собирали пошлины, торговали княжескими товарами, вели дипломатические переговоры с другими странами.

Княжеская дружина делилась на две группы: старшую («старейшую») и младшую («молодшую»). Старшая дружина состояла из знатных и богатых феодалов – местных князей и бояр, которые имели землю, дворы, челядь и свои военные отряды. Эти дружинники были ближайшими соратниками и советниками киевского князя по государственному управлению, выполняли его важнейшие поручения.   Младшая дружина имела в своем составе детей бояр и княжеских дружинников и даже свободных крестьян. В мирное время младшие дружинники выступали в качестве слуг князя, обслуживали его дворцовое хозяйство, а во время войны были воинами.

 Дружинники стремились своими подвигами прославить князя, а себе добиться чести. В их рядах всегда была строгая дисциплина.

Следующим элементом  военной организации Киевской Руси являлось ополчение. Дело в том, что вследствие своей малочисленности княжеские и боярские дружины не могли быть решающей силой в обороне Руси. Во время больших походов или нападения внешних врагов князья собирали ополчение из сельского и городского люда.  

  Князь объявлял о походе в городе народу, собиравшемуся на вече; здесь решали выступить, и сельское народонаселение выступало по решению городского веча. Отец выходил в поход со старшими сыновьями, сколько бы их ни было, а младший (также взрослый уже) оставался дома для сохранения семейства. Возраст тех, кто должен был воевать не учитывался. По окончании похода войско, набранное из городского и сельского населения, распускалось; оно пользовалось добычею.  

Еще одним элементом военной организации Киевской Руси  являлись наемные военные отряды кочевников, варягов, венгров, чехов и др. Варяги-наемники в небольших количествах использовались только в X-XI вв.  В XI в. на южных рубежах Руси были поселены значительные массы кочевников. Они несли пограничную службу на огромном пространстве между реками Днепр и Рось и участвовали в военных походах киевских князей.

Для морских походов славяне широко использовали ладейный флот.

Таким образом, Древнерусское государство располагало значительными военными силами.  

Войско Руси делилось на пехоту и конницу. Пехота имела приоритетное значение. По вооружению и характеру действий в бою она делилась на тяжёлую и легкую. Кавалерия составляла основу княжеских дружин. С конца X в. роль конницы в русском войске стала возрастать, т.к. непрерывные бои с кочевниками-степняками требовали от русских воинов быстрого и непрерывного маневрирования и подвижности.

ВООРУЖЕНИЕ СЛАВЯН

На вооружении славяне имели копья, мечи, булавы, секиры, топоры, рогатины, ножи «засапожные» и луки. Основным оружием профессионального воина был обоюдоострый меч с тяжёлым и  длинным клинком (до 90см). С X в. на Руси стала использоваться сабля, более удобная в конном бою со степняками. Русские воины имели превосходное по тому времени защитное вооружение, которое называлось броней, a позже доспехами. Это шлемы с кольчужной сеткой, прикрывающей шею воина, кольчуги и большие щиты миндалевидной формы. Качество оружия и доспехов зависело прежде всего от достатка воина. Основное оружие и снаряжение обычно хранилось в княжьих складах и выдавалось перед выступлением в поход, а после похода опять отбиралось.

 

Способы ведения войны и боя древнерусской рати были весьма разнообразными. Войско собиралось на сборном пункте и организованно выступало в поход. На походе впереди шла «сторожа», которая охраняла главные силы, вела разведку путей и противника и добывала «языков» (пленных). За «сторожей» двигались главные силы, затем обозы с продовольствием и походным имуществом. При расположении на месте рать окружала себя повозками или тыном, иногда окалывалась. Обязательно выставлялось охранение.

Основу боевого порядка древнерусского войска в IX - XI вв. составляла «стена» - тесно сомкнутое и глубокое построение из 10-20 шеренг. Ее фланги прикрывались конницей, а перед фронтом действовала легкая пехота, которая метала в противника стрелы и легкие копья (сулицы). Сила «стены» заключалась в ее монолитности и мощной атаке, недостатки - в малоподвижности, уязвимости флангов и ты

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

Разработка урока: «Компьютерная графика. Создание анимированных изображений"

Цели урока: проверить уровень усвоения основных теоретических положений, изученных ранее; расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее пред...

Методическая разработка урока по информатике "Создание представительской презентации"

Методическая разработка урока по информатике "Создание представительской презентации", 10-11 класс. ...

Разработка урока по информатике: "Создание Web-страницы"

Цели:Образовательная:приобрести начальные навыки создания простейших Internet-документов;научиться выполнять форматирование созданных Web-страницВоспитательная:     воспитание...

Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"

Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....

Разработка урока по теме "Создание математических формул" по дисциплине Информатика

Разработка представляет собой план урока, приложения к нему и презентации, необходимые для проведения урока по теме "Создание математических формул"....