Олимпиадные задания по ОБЖ 9 класс
олимпиадные задания по обж (9 класс) на тему

Данченко Елена Владимировна

Задания составленны для 9 классов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятелности. Задания включают в себя практические задания,  теоретические задания в виде тестов и письменного ответа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_9_klass_shkolnyy_tur.docx77.27 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

старшая возрастная группа (9 классы)

Уважаемый участник Олимпиады!

             Вам предстоит выполнить теоретические и тестовые задания.

Выполнение теоретических заданий целесообразно организовать следующим образом:

  • не спеша, внимательно прочитайте задание и определите, наиболее верный и полный ответ;
  • отвечая на теоретический вопрос, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
  • если вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
  • особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить ваше мнение с учетом анализа ситуации или поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность  и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию;
  • после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных вами ответов и решений.

Выполнение тестовых заданий целесообразно организовать следующим образом:

  • не спеша, внимательно прочитайте тестовое задание;
  • определите, какой из предложенных вариантов ответа наиболее верный и полный;
  • обведите кружком букву, соответствующую выбранному вами ответу;
  • продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий;
  • после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных вами ответов;
  • если потребуется корректировка выбранного Вами варианта ответа, то неправильный вариант ответа зачеркните крестиком, а новый выбранный ответ обведите кружком.

Предупреждаем Вас, что:

  • при оценке тестовых заданий, где необходимо определить один правильный ответ, 0 баллов выставляется как за неверный ответ, а также, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы;
  • при оценке тестовых заданий, где необходимо определить все правильные ответы, 0 баллов выставляется, если участником отмечены более 2-х ответов, или все ответы (в том числе правильные).

          Задание теоретического тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.

Желаем вам успеха!

Выполните тестовые задания

Тестовые задания

Макс

балл

Кол-во

набранных

баллов

Определите правильные ответы

1.

Огнетушитель порошковый (ОП) предназначен для тушения пожаров:

а) класса А, B, С, D, Е;

б) только для класса А, Е;

в) только для класса С, D, Е.

1

2.

Почему в частных домах с печным отоплением нельзя закрывать печную заслонку раньше, чем прогорит все топливо?

а) закрывать ее можно и нужно, чтобы не уходило тепло;

б) недогоревшее топливо задымит весь дом;

в) в дом станет поступать угарный газ.

2

3.

В Государственную противопожарную службу входят:

а) противопожарная служба субъектов Российской Федерации;

б) поисково-спасательная служба МЧС России;

в) общественные объединения, участвующие в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

г) федеральная противопожарная служба.

2

 4.

 Торфяной пожар возможен:

а) только при сильном ветре;

б) только при слабом ветре;

в) при любой силе ветра.

1

 5.

 Если при лесном низовом пожаре Вы встретились с его кромкой, то выходить из опасной зоны будете:

а) против ветра;

б) перпендикулярно направлению ветра;

в) по ветру.

1

 6.

После наводнения сырую воду из колодцев можно пить после:

а) двухразовой откачки воды из колодца;

б) четырехкратной откачки воды;

в) письменного разрешения санэпидемстанции.

1

 7.

Цунами – это океанические волны высотой:

а) более 10 метров;

б) более 20 метров;

в) более 75 метров.

1

 8.

Лучшее место для укрытия от смерча:

а) верхние этажи здания;

б) нижние этажи здания;

в) подвальное помещение.

1

 9.

 Начальными признаками переутомления являются:

а) пониженное артериальное давление;

б) боли в суставах;

в) увеличение числа простых ошибок.

1

 10.

Во время извержения вулкана необходимо покидать опасную зону:

а) в направлении ветра;

б) в направлении движения облаков;

в) перпендикулярно направлению ветра;

г) перпендикулярно направлению движения облаков.

1

 11.

Заморозки – это температура ниже нуля:

а) в течение всего дня;

б) ночью;

в) утром.

1

12.

Возникновение новых очагов низового лесного пожара:

а) возможно с помощью горящих искр;

б) возможно с помощью падающих горящих веточек;

в) не возможно с помощью горящих искр и веточек.

1

 13.

Верховой лесной пожар может возникнуть при:

а) безветрии;

б) скорости ветра 0,5–1,5 м/с;

в) скорости ветра 5–15 м/с.

1

 14.

При неожиданном весеннем затоплении территории вокруг вашего дома необходимо в первую очередь:

а) срочно бежать в поисках более безопасного места;

б) включить радио и телевизор;

в) перебраться на верхний этаж или чердак дома.

1

 15.

Наиболее вероятно заболевание холерой после ЧС (наводнение, цунами):

а) летом в жаркий период;

б) зимой при незначительных морозах;

в) весной или осенью при температурах близких к 0° С.

1

16.

Вы пришли домой и заметили, что в квартире кто-то побывал (дверь не заперта, окно выбито и т.п.). Ваши действия:

 а) войдете в квартиру установите, какие вещи исчезли и сообщите об этом в милицию;

 б) войдете в квартиру и сразу сообщите в милицию о происшествии;

 в) не будете входить в квартиру, а вызовите милицию по телефону от соседей.

1

17.

Искусственную вентиляцию легких необходимо проводить в случаях:

 а) у пострадавшего отсутствует дыхание;

 б) у пострадавшего отсутствует координация и речь;

 в) у пострадавшего бессознательное состояние.

1

18.

Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

 а) перейдёте несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в

людное место;

 б) остановитесь и выясните причину преследования;

 в) броситесь бежать к уличному таксофону.

1

19.

Для обозначения людей, имеющих право принимать участие в военных действиях в международном гуманитарном праве используется термин:

А) репатрианты

Б) комбатанты

В) интернированные

1

20.

На каких объектах недопустимо вывешивание флага с эмблемой красного креста:

А) на военном госпитале

Б) на палатке полкового медицинского пункта

В) на санитарной машине перевозящей раненых

Г) на складе боеприпасов, расположенном рядом с госпиталем

1

Итого

22

Все правильные ответы оцениваются в 3 балла. 0 баллов выставляется за

неправильный ответ, а также, если участником отмечено более одного ответа (в том числе правильный)

Теоретические задания в форме письменного ответа на вопрос

Задание 1. Основываясь на знаниях в области международного гуманитарного права,  выполните задания:

А) Дополните определение

Международное гуманитарное право - это совокупность норм, основанных на принципах _____________________________________________________________и направленных на ограничение_________________________________________________________________________

и на защиту__________________________________________________________________________

Б) Заполните схему, указав в ней всех лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права.

Оценочные баллы: максимальный –  10 баллов; фактический - ____ баллов  

В)  Как вы понимаете термин «комбатант», какие категории лиц относятся к комбатантам

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочные баллы: максимальный –  8 баллов; фактический - ____ баллов  

Задание 2. Основываясь на знаниях в области безопасного поведения при

террористических актах, выполните следующие задания:

А) Перечислите признаки возможного наличия взрывных устройств. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Среди террористических актов особое место занимают преступления, связанные с захватом в заложники. Как Вы поступите, если вдруг окажитесь в числе заложников захваченного террористами самолета? ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание, которое

состоит из 2-х частей – 10 баллов, при этом:

за правильный ответ на первую часть задания начисляется – 3 балла (по 1 баллу за

любые правильные ответы по двум позициям, предусмотренным в вариантах

ответа). Если ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются.

за правильный ответ на вторую часть задания, максимально может быть начислено

– 7 баллов, в т.ч.: компонент знаний в области безопасного поведения при

террористических актах оценивается до 5 баллов; умение выразить смысловое

содержание и грамотность ответа оценивается до 2 баллов.

Задание 3. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания –

наиболее эффективный способ защиты населения в реальных условиях

радиоактивного или химического заражения окружающей среды. Исходя из этого:

А) Заполните до конца таблицу о защитных свойствах средств индивидуальной защиты:

Вариант ответа

(наименование

средства защиты)

Вопрос (предназначение средства защиты)

Обеспечивает защиту органов дыхания, лица и глаз от АХОВ, находящихся в окружающем воздухе в газообразном, парообразном и аэрозольном состояниях при достаточном количестве кислорода в воздухе

Для защиты органов дыхания от радиоактивной, грунтовой пыли, бактериальных аэрозолей

Обеспечивают защиту от паров и аэрозолей АХОВ. Их нельзя применять, если АХОВ оказывает воздействие на кожу и глаза

Предназначены для работы в атмосфере недостатка

кислорода, при высоких концентрациях АХОВ, на малых

глубинах

Б) Определите, как заменить в условиях заражения воздуха поврежденный

противогаз на исправный ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В)  Опишите Ваши действия по сигналу «Радиационная опасность» __________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание, которое

состоит из 3-х частей – 10 баллов, при этом:

за правильный ответ на первую часть, начисляется – 4 балла (по 1 баллу за

правильный ответ по любой из указанных позиций). Если ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;

за правильный ответ на вторую часть – 3 балла. Если ответ не верен, или не указан,

баллы не начисляются; за правильный ответ на третью часть – 3 балла. Если ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются; при неполных ответах количество баллов снижается

Практический тур

Задание 1. Преодоление зоны химического заражения. 

Условия: На исходном рубеже находятся общевойсковой защитный костюм (ОЗК)

и гражданский противогаз (ГП - 5 или ГП- 7). На расстоянии 2-х метров от исходного рубежа обозначена указателем «зона заражения», представляющая коридор (длинной не менее 10 м. и шириной 1,5 м.)

Алгоритм выполнения задания:

1. Находясь на исходном рубеже, по команде члена жюри «Приближается зараженное облако. Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть. Газы» Участник надевает общевойсковой защитный комплект (ОЗК) и противогаз (ГП-5 или ГП-7) в следующей последовательности:

надеть защитные чулки, застегнуть хлястики и завязать обе тесьмы на поясном

ремне; раскрыть чехол плаща и надеть его в рукава; застегнуть плащ; надеть противогаз и надеть капюшон; надеть перчатки.

2. Преодолевает коридор – зону заражения (обозначенную указателем «зона

заражения») в средствах индивидуальной защиты (общевойсковом защитном комплекте и противогазе).

3. Преодолев зону заражения, по команде члена жюри «Снять средства защиты»,

снимает общевойсковой защитный комплект (ОЗК) и гражданский противогаз в

следующей последовательности:

в перчатках расстегнуть шпеньки на чулках и плащ;

снять плащ и перчатки;

через 1-2 шага развязать тесьму на брючном ремне, снять чулки;

снять противогаз

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов*

№ п/п

Перечень ошибок и погрешностей

Штраф

1.

Ошибки при надевании общевойскового защитного комплекта (ОЗК):

за каждый не застёгнутый шпенек

1 балл

чулки не закреплены на поясном ремне

1 балл

2.

Ошибки при надевании противогаза:

открыты глаза

2 балла

после надевания противогаза не сделан резкий выдох

2 балла

после надевания противогаза не сделан резкий выдох

2 балла

перекос шлем - маски противогаза

2 балла

3.

За каждое нарушение последовательности снятия средств индивидуальной защиты

1

*В случае если участник набрал 10 и более штрафных баллов за выполнение данного

задания начисляется 0 баллов.

Задание 2. Пострадавший с артериальным кровотечением из бедренной артерии кричит от боли. Окажите первую медицинскую помощь.

Условия: выполняется на тренажере  с правом привлечь помощника. При

отсутствии тренажера допускается применять другой манекен или тренажер.

Алгоритм выполнения задания:

1. Прижать кулаком бедренную артерию в точке ее пережатия.

2. Наложить жгут через опорный предмет (скатку бинта).

3. Вложить записку о времени наложения жгута.

4. Вызвать скорую помощь.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.

№ п/п

Перечень ошибок и погрешностей

Штраф

Кровотечение не остановлено в течение 1 минуты от начала старта

20 баллов*

Жгут наложен без опорного предмета

5 баллов

Не отмечено время наложения жгута

5 баллов

Не вызвана скорая помощь

5 баллов

* – после этой ошибки дальнейшие действия теряют смысл, и по заданию выставляется

оценка – 0 баллов.

Задание 3. Действия при обнаружении и по тушению пожара с применением первичных средств пожаротушения.

Алгоритм выполнения задания:

1. Обнаружив возгорание электроприбора, участник сообщает о пожаре по телефону

«01»:

называет адрес объекта (улица, номер дома);

место пожара (что и где горит);

свою фамилию, имя, отчество;

номер телефона, откуда передается сообщение.

2. Надевает марлевую повязку или другое средство защиты органов дыхания и определяет

вид первичного средства пожаротушения, необходимого для тушения электроприбора

находящегося под напряжением (огнетушитель углекислотный ОУ-5), надевает защитные

перчатки, берет его и перемещается к месту пожара.

3. Применяет средство пожаротушения (огнетушитель углекислотный ОУ-5) для

ликвидации условного пожара в электроприборе в следующем порядке:

выдергивает чеку;

направляет раструб в очаг возгорания;

открывает вентиль или нажимает рычаг пистолета (в случае пистолетного запорно-

пускового устройства).

4. По команде члена жюри перекрывает подачу углекислоты (закрывает вентиль или

нажимает пистолетный рычаг в случае пистолетного запорно-пускового устройства).

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10

баллов.

№ п/п

Перечень ошибок и погрешностей

Штраф

1

Ошибки при вызове пожарной охраны:

не вызвана пожарная охрана

5 баллов

Не назван адрес

1 балл

Не названо место пожара

1 балл

Не названы фамилия, имя, отчество

1 балл

2.

Не надето индивидуальное средство защиты органов дыхания

5 баллов

3.

Неправильно выбран тип огнетушителя (применялся воздушно-пенный огнетушитель ОВП-5 или использовалась вода)

10 баллов*

4.

Неправильное применение огнетушителя ОУ-5

Не выдернута чека

1 балл

Не направлен раструб на очаг возгорания

1 балл

Не нажата рукоятка пуска

3 балла

* – после этой ошибки дальнейшие действия теряют смысл, и по заданию выставляется

оценка – 0 баллов.

Матрица ответов на задание теоретического тура школьного этапа олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс

Тестовое задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б,В

А, Г

В

В

В

А

В

В

Г

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Б

В

В

Б

А

В

А

А

Б

Г

Теоретические задания в форме письменного ответа на вопрос.

Задание 1. Основываясь на знаниях в области международного гуманитарного права,  выполните задания:

А) Дополните определение

Международное гуманитарное право - это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны  и на защиту жертв вооруженных конфликтов

Б) Заполните схему, указав в ней всех лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права.

Лица переставшие принимать участие в военных действиях (раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные)

Лица не принимающие участие в военных действиях (гражданское население, медицинский персонал, духовный персонал)

В)  Как вы понимаете термин «комбатант», какие категории лиц относятся к комбатантам

Комбатанты 1) лица, входящие в состав вооруженных сил одной из сторон, участвующей в конфликте; 2) лица, имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Категории лиц относящихся к комбатантам:

  • Военнослужащие из состава регулярных вооруженных сил сторон, участвующих в конфликте, а также милицейские силы и добровольцы, которые включены в состав вооруженных сил;
  • Партизаны, добровольцы и лица из состава сил милиции, не входящие в состав вооруженных сил, если они удовлетворяют четырем необходимым требованиям: подчиняется ответственному командованию, используют отличительные знаки, открыто носят оружие, соблюдают законы и обычаи войны.  

Задание 2. Основываясь на знаниях в области безопасного поведения при террористических актах, выполните следующие задания:

А) Перечислите признаки возможного наличия взрывных устройств.

Вариант ответа:

Припаркованные автомобили

Бесхозные портфели, чемоданы, сумки

Растяжки из проволоки, шпагата

Необычное размещение предметов

Не свойственный запах на местности

Шум из обнаруженного предмета

Присутствие проводов, антенны, изоленты

Наличие на устройстве источника питания

Б) Среди террористических актов особое место занимают преступления, связанные с захватом в заложники. Как Вы поступите, если вдруг окажитесь в числе заложников захваченного террористами самолета?

Вариант ответа:

Выполняйте инструкции членов экипажа. Не предпринимайте самостоятельных действий, если необходимость в них не будет вызвана крайними причинами. Прежде чем предпринять какие-либо действия, подумайте.

Не привлекайте к себе внимания какими-либо действиями. Не устанавливайте

визуального контакта с террористами. Не жалуйтесь. Не задавайте вопросов. Сделайтесь незаметным. Примите нейтральную позу; не показывайте своего страха или гнева.

Если вы нуждаетесь в медикаментах или серьезно заболели, дайте об этом знать

террористам. В остальном ведите себя спокойно. Если вы будете беспокоить их, то подвергаетесь оскорблениям и физическому воздействию.

Будьте готовы к худшему. Во многих случаях террористы проявляют жестокость и грубость. Не пытайтесь урезонить их. Никогда не следует недооценивать их жестокость.

Не предпринимайте никаких действий, которые бы заставили их поступать бездумно. Вас или других пассажиров могут подвергнуть унижению. Воспринимайте их оскорбления без жалоб. Не заискивайте перед террористами. Как правило, они не уважают тех, кто перед ними унижается.

Привыкайте к дискомфорту. В летнее время в салоне транспортного средства очень жарко и душно, а зимой очень холодно, более того, вы можете находиться в тесноте.

Будьте готовы к возможной попытке освобождения самолета. Если вы услышите шум за бортом, не подавайте вида, что вы смотрите в окно или в сторону источника звуков.

Пригнитесь в своем кресле и прикройте голову руками.

Знайте, как можно покинуть самолет быстро. Запомните расположение выходов.

Особенно важно запечатлеть в памяти количество рядов впереди и позади вас до

ближайшего выхода.

Задание 3. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания –

наиболее эффективный способ защиты населения в реальных условиях

радиоактивного или химического заражения окружающей среды. Исходя из этого:

А) Заполните до конца таблицу о защитных свойствах средств индивидуальной защиты:

Вариант ответа

(наименование

средства защиты)

Вопрос (предназначение средства защиты)

Противогазы ГП, ПДФ

Обеспечивает защиту органов дыхания, лица и глаз от АХОВ, находящихся в окружающем воздухе в газообразном, парообразном и аэрозольном состояниях при достаточном количестве кислорода в воздухе

Респираторы Р, ШБ

Для защиты органов дыхания от радиоактивной, грунтовой пыли, бактериальных аэрозолей

Респираторы РУ и РПГ

Обеспечивают защиту от паров и аэрозолей АХОВ. Их нельзя применять, если АХОВ оказывает воздействие на кожу и глаза

Противогазы ИП

Предназначены для работы в атмосфере недостатка

кислорода, при высоких концентрациях АХОВ, на малых

глубинах

Б) Определите, как заменить в условиях заражения воздуха поврежденный

противогаз на исправный Задержать дыхание, закрыть глаза и снять поврежденный противогаз.  Надеть исправный противогаз, сделать выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

В)  Опишите Ваши действия по сигналу «Радиационная опасность» :

Надеть противогаз, ватно-марлевую повязку или респиратор.

Взять запас продуктов питания, документы, предметы первой необходимости.

Укрыться в убежище или противорадиационном укрытии.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10

баллов*

№ п/п

Перечень ошибок и погрешностей

Штраф

1.

Ошибки при надевании общевойскового защитного комплекта (ОЗК):

за каждый не застёгнутый шпенек

1 балл

чулки не закреплены на поясном ремне

1 балл

2.

Ошибки при надевании противогаза:

открыты глаза

2 балла

после надевания противогаза не сделан резкий выдох

2 балла

после надевания противогаза не сделан резкий выдох

2 балла

перекос шлем - маски противогаза

2 балла

3.

За каждое нарушение последовательности снятия средств индивидуальной защиты

1

*В случае если участник набрал 10 и более штрафных баллов за выполнение данного задания начисляется 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для 5 класса

Предлагаю олимпиадные задания в 5 класса для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...

Олимпиадные задания для 9 класса

Предлагаю вам олимпиадные задания по немецкому языку в 9 классе для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, которые я опробировал в своей школе в октябре 2011 года....

олимпиадные задания для 6 класса

задания по чтению, аудированию и лексико-грамматический тест (могут быть использованы как олимпиадные задания или просто как задания для самостоятельной работы; в зависимости от уровня учеников 6-7 кл...

Олимпиадные задания для 9 класса с ответами

Олимпиадные задания для 9 класса  поможет учителям  и ученикам  при подготовке к олимпиадам....

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии.

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии...

Олимпиадные задания 5-7 класс "Знай и люби свой край"

Олимпиадные задания для учащихся 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...