Рабочие программы по ОБЖ 5-9 классы ФГОС
рабочая программа по обж на тему

Рабочая программа курса составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. -  М, «Просвещение».

Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 раз в неделю), 170 часов.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе в 5 – 6 классе по выбору участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-9_fgos.docx582.78 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\локальные акты\img160.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «ОБЖ» 5-9 класс

Рабочая программа курса составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. -  М, «Просвещение».

Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 раз в неделю), 170 часов.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе в 5 – 6 классе по выбору участников образовательного процесса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
  • формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

     

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 102 часа).

Решением органов, осуществляющих управление в сфере образования, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» может изучаться как обязательный предмет с 5 по 9 класс всего 170 часов), что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т.Смирнова.    

Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю за счет времени регионального компонента, 35 часов в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными  результатами обучения  курса «Основы безопасности жизнедеятельности  является (УУД).

  • Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Раздел I « Основы комплексной безопасности» (15 ч.)

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека(5ч.)

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей.       Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6ч.)

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения. Велосипед – транспортное средство. Велосипедист – водитель транспортного средства. Требования к водителю велосипеда.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.

Тема 3.       Опасные ситуации природного характера (2ч.)

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

Водоемы в черте села. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2ч.)

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаровзрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7ч.).

Тема 5.Опсные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3ч.)

Криминогенные ситуации, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание  города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4ч.)

Чрезвычайно опасное социальное явление для каждого человека и общества в целом – экстремизм и терроризм. Экстремизм и его преступная сущность. Современный терроризм – угроза жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основные факторы, способствующие распространению терроризма.

Характеристика основных видов экстремистской деятельности. Характеристика основных видов террористической деятельности. Основные направления поведения учащихся для формирования негативного отношения к противоправному поведению.

Наиболее опасные и распространенные виды террористических актов, их признаки и последствия. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения для снижения вероятности совершения террористического акта и минимизации его последствий.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Уголовная ответственность за преступление против общественного порядка. Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности.

Раздел 3.Основы здорового образа жизни (5 ч.)

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч.)

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье (2 ч.)

Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи ( 8ч.)

Тема 9. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (7 ч.)

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:

  • при ушибах;
  • при ссадинах.

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении.

6класс

Подготовка к активному отдыху на природе (5 ч)

Природа и человек. Особенности природной среды. Необходимость сохранения окружающей природной среды.

Ориентирование на местности. Понятие ориентирования на местности.  Способы определения сторон горизонта в дневное и ночное время.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Определение своего местонахождения  с помощью карты. Способы ориентирования карты : по компасу, по линиям местности, по направлениям на местные предметы. Движение по маршрутам по азимуту.

Подготовка к выходу на природу. Порядок исодержание предварительной подготовки к выходу на природу.  Распределение обязанностей между участниками похода. Требования к определению района похода и к маршруту движения. Режим похода.

Определение места для бивака и организация бивачных работ.Понятие «бивак». Выбор места для бивака. Организация основных бивачных работ: заготовка топлива, разведение костра, приготовление пищи.

Определение необходимого снаряжения для похода. Особенности подбора и подготовки к походу туристского снаряжения в зависимости от условий похода .Одежда туриста, требования к ней. Комплект аптечки первой помощи.

Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Общие правила безопасного поведения во время активного отдыха на природе. Необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу. Значение соблюдения правил личной безопасности в походе.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.  Особенности пешеходного туризма. Порядок движения туристов по равнинной и горной местности. Обеспечение безопасности туриста в пешем походе по равнинной и горной местности.

Подготовка и проведение лыжных походов.Особенности подготовки и проведения лыжных походов. Особенности экипировки и снаряжения  туриста-лыжника. Режим движения лыжника. Обеспечение безопасности туриста-лыжника в походе.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Особенности водного туризма. Требования к уровню подготовки туриста-водника. Этапы подготовки к водному походу. Правила безопасного поведения на воде во время похода.

Велосипедные походы и безопасность туристов.Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам. Мероприятия, проводимые при подготовке к велосипедному походу. Обеспечение безопасности, в том числе личной,  участников велосипедного похода.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 ч)

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. Общие представления о дальнем и выездном туризме. Влияние дальних поездок на здоровье человека. Общие правила подготовки к дальнему и выездному туризму. Личная безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях.Акклиматизация- неизбежный процесс, происходящий в организме человека, связанный с приспособлением организма к новым климатическим условиям. Факторы, влияющие на акклиматизацию человека. Особенности акклиматизации к условиям холодного климата, жаркого климата..

Общие правила поведения человека в новых климатических условиях для обеспечения его личной безопасности.

Акклиматизация в горной местности. Особенности  климатических условий в горах. Влияние высоты на организм человека. Горная болезнь. Особенности акклиматизации в горах.

Обеспечение личной безопасности с учетом колебаний температуры воздуха, солнечной радиации и влажности воздуха в горах.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными  видами транспорта. Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Правила по обеспечению личной безопасности при поездке к месту отдыха в автомобиле, в железнодорожном транспорте.

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Способы и средства по обеспечению безопасности пассажиров на водном транспорте.  Общие правила безопасного поведения пассажиров на корабле.  Рекомендации по обеспечению личной безопасности пассажира при кораблекрушении.

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте.  Правила поведения пассажира после посадки в самолет. Рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полете.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в

природной среде (4 ч)

Автономное существование человека в природе. Понятие об автономном существовании человека в природной среде. Добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде. Умения и качества человека, необходимые для успешного автономного существования в природе.

Добровольная  автономия человека в природной среде. Содержание  добровольной  автономии человека (группы людей) в природной среде, основные цели добровольной автономии. Характерные примеры добровольного существования человека (группы людей) в природной среде. Предварительная всесторонняя подготовка к добровольной автономии, ее значение.

Вынужденная автономия человека в природной среде. Влияние вынужденной автономии на состояние человека. Задачи, которые приходится решать человеку в условиях вынужденной автономии. Правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии.

 Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Умения, которыми должен овладеть человек для безопасного существования в природной среде: сооружение временного укрытия из подручных средств; способы добывания огня; способы обеспечения питьевой водой.

Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)

Опасные погодные явления. Влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде. Характерные признаки ухудшения погоды. Безопасное поведение во время грозы. Безопасное поведение во время пурги.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными  в природных условиях. Опасности, возникающие при неожиданной встрече с дикими животными в природной среде. Рекомендации специалистов по безопасному поведению в природных условиях при встрече с дикими животными. Меры безопасности при встрече со змеей.

Укусы насекомых и защита от них. Кровососущие насекомые и средства защиты от них. Жалящие насекомые и защита от них. Лесные клещи, места их обитания, опасность их укуса.

Клещевой энцефалит и его профилактика. Опасность для здоровья человека в случае заражения клещевым энцефалитом. Пути заражения клещевым энцефалитом. Меры профилактики клещевого энцефалита.

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Умение оказать первую помощь (самопомощь и взаимопомощь) и обеспечить безопасность туриста. Индивидуальная аптечка, ее  предназначение и содержание.

Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при ссадинах и потертостях. Оказание первой помощи при ушибах и вывихах. Оказание первой помощи при растяжениях и разрывах связок.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и  термическом ожоге. Причины, способствующие возникновению в походных условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и  термического ожога. Внешние проявления и состояния человека при возникновении условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и  термического ожога.

Оказание первой помощи притепловом и солнечном ударах, отморожении и  термическом ожоге.

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.Рекомендации по правилам оказания первой помощи при укусах змей и насекомых. Последовательность и правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых.

Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч)

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. Утомление, его причины и возможные последствия. Профилактика утомления.

Компьютер и его влияние на здоровье.Роль компьютера в жизни современного человека. Влияние работы за компьютером на здоровье человека. Безопасный режим работы школьника за компьютером.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние производственной деятельности человека на загрязнение окружающей природной среды. Пути повышения устойчивости организма человека к неблагоприятному воздействию на него внешней среды.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.Сущность и значение социального развития человека. Формирование социальной зрелости учащегося.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.  Психоактивные вещества и наркотики. Наркомания и механизм формирования наркотической зависимости. Основные причины распространения наркомании.

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Наркомания и ее распространение.Первая проба наркотиков – начало развития наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»

7класс

Основы комплексной безопасности (15 ч)

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч)

Различные природные явления. Оболочки Земли. Причины возникновения различных природных явлений в оболочках Земли. Основные природные явления по месту их возникновения.

Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического происхождения. Природные явления метеорологического происхождения. Природные явления биологического происхождения. Основные причины их возникновения.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.Опасные ситуации природного характера. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации природного характера. Разница между опасной и чрезвычайной ситуациями.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч)

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Землетрясение и причины  его возникновения. Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения. Сейсмически опасные районы на Земле.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Рекомендации специалистов МЧС России о том, как подготовиться к землетрясению. Как вести себя во время землетрясения, как действовать после землетрясения, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих.

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.Вулканы, извержение вулканов. Типы вулканов. Где встречаются вулканы.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч)

Ураганы и бури, причины их возникновения, последствия. Ураганы и бури, причины их возникновения. Последствия ураганов и бурь. Определение силы ветра у поверхности Земли.

Смерчи.Смерч как опасное природное явление метеорологического происхождения. Шкала разрушений, вызываемых смерчем. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (4 ч)

Наводнения. Виды наводнений и их причины.Наводнение. Характеристика наводнений по причинам их возникновения. Характеристика наводнений по их масштабам и по нанесенному материальному ущербу.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.Правила подготовки к наводнению. Правила поведения во время наводнения. Правила поведения после наводнения.

Сели, снежные лавины и их характеристика.Характеристика селя, снежной лавины, причины их возникновения. Опасность селевых потоков и снежных лавин  для жизнедеятельности человека. Возможные последствия селя и снежных лавин.

Цунами и их характеристика. Характеристика цунами и причины его возникновения. Оценка интенсивности цунами по результатам воздействия на побережье. Последствия цунами.

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 ч)

Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров. Последствия лесных пожаров.

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Эпидемии и пандемии. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Эпизоотии и эпифитотии.  Определение понятий «Эпизоотия»  и «эпифитотия»Инфекционные болезни животных и пути передачи инфекции. Инфекционные заболевания растений, пути передачи инфекций. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч)

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 ч)

Защита населения от последствий землетрясений.  Прогноз землетрясений. Организация защиты населения от последствий землетрясений.  Обучение и оповещение населения. Организация аварийно-спасательных работ. 

Последствия извержения вулканов.Защита населения.Опасные явления, возникающие во время извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Оползни и обвалы, их последствия.Защита населения.Оползни и обвалы, причины их возникновения. Последствия оползня и обвалов. Защита населения от последствийоползней и обвалов. 

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического  происхождения (1 ч)

Защита населения от последствий ураганов и бурь.Опасность ураганов и бурь  для жизнедеятельности человека. Организация защиты населения от ураганов и бурь. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению во время ураганов и бурь.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического  происхождения (3 ч)

Защита населения от последствий наводнений.Общие профилактические мероприятия  по защите населения от наводнения. Оперативные мероприятия по проведению спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

Защита населения от последствий селевых потоков.Общие мероприятия  по защите населения от последствий селевых потоков. Профилактические мероприятия по защите населения, проживающего в селеопасных районах. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению в селеопасных районах.

Защита населения от цунами. Основные мероприятия по защите населения от цунами. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению во время и после цунами.

Защита населения от природных пожаров (1 ч)

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Система охраны леса. Правила поведения при пожаре в лесу.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч)

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч)

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Терроризм – преступление, представляющее серьезную угрозу национальной безопасности России.Факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование  антитеррористического поведения.

 Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Основы здорового образа жизни (3 ч)

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч)

Психологическая уравновешенность. Психологическая уравновешенность. Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления

воспитания психологической уравновешенности.

Стресс и его влияние на человека. Определение понятий «стресс», «стрессовый фактор». Стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье. Общие принципы борьбы со стрессом.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.Особенности развития организма в подростковом возрасте. Возможные функциональные расстройства организма подростка. Правила личной гигиены в  подростковом возрасте.

Основы  медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Первая помощь при неотложных состояниях 4 ч)

Общие правила оказания первой помощи. Первая помощь и ее назначение. Общий порядок в оказании первой помощи. Ситуации, в которых необходимо вызывать «скорую помощь».

Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Понятие «кровотечение». Оказание первой помощи при незначительных ранах. Оказание первой помощи при сильном кровотечении, вызов «скорой помощи».

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.Общие правила оказания первой помощи при ушибах, переломах. Наложение  поддерживающей и фиксирующей повязки, мягкой шины.

Общие правила транспортировки пострадавшего. Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способытранспортировки пострадавшего.

8класс

Основы комплексной безопасности (15 ч)

Пожарная безопасность (3 ч)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Значение огня в жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и их последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Безопасность на дорогах (3 ч)

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах.

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценивание обстановки, складывающейся на улицах, дорогах.

Велосипедист – водитель транспортного средства. Роль водителя транспортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения.Велосипедист – водитель транспортного средства. Обязанности по безопасности велосипедиста.

Безопасность на водоемах (2 ч)

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них.

Экология и безопасность (2 ч)

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч).

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения

чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на  которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.  Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.  Радиационно опасные объекты. Возможные последствия аварии на радиационно опасных объектах. Влияние ионизирующего излучения на организм человека.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия.

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Взрыво- и пожароопасные объекты. Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения и их предназначение. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Возможные последствия гидродинамических аварий.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч)

Обеспечение радиационной безопасности населения. Развитие ядерной энергетики и обеспечениерадиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России.Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости отрадиационно опасных объектов.

Обеспечение химической защиты населения. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства.Рекомендации специалистов МЧС России по правилам  безопасного поведения  при химических авариях.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических сооружениях. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.

Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч)

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Федеральная  автоматизированная система централизованного оповещения. Региональные и территориальныеавтоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная система оповещения.

Эвакуация населения.Эвакуация. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Защитные сооружения гражданской  обороны и их предназначение.  Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской  обороны.

Основы здорового образа жизни (8 ч)

Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)

Здоровье как основная ценность человека.  Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Основные меры профилактики неинфекционных заболеваний.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек.

Профилактика вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности.

Основы  медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.  Правила оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами – аммиаком и хлором.

Первая помощь при травмах.Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок.

Первая помощь при утоплении.Правила оказания первой помощи при утоплении.

 

9 класс

Основы комплексной безопасности (8 ч)

Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч)

Современный мир и Россия. Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.

Национальные интересы России в современном мире. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы  России в международной и военной сферах.

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры  в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.

Чрезвычайные ситуации  природного  и техногенного характераи национальная безопасность России (3 ч)

Чрезвычайные ситуации и их классификация.Опасные и  чрезвычайные ситуации, их влияние на безопасность жизнедеятельности страны. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Чрезвычайные ситуации  природного характера и их последствия.Причины возникновения

чрезвычайных ситуаций  природного характера и их возможные  последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации  природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях  природного характера.

Чрезвычайные ситуации  техногенного  характера и их причины.Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения  чрезвычайных ситуаций  техногенного  характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций  техногенного  характера.

Угроза военной безопасности России.  Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3 ч)

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта (2 ч)

Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера - при угрозе взрыва; в случае захвата в заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы террористического акта; по телефону.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций   мирного и военного времени (4 ч)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций  техногенного  и природного характера.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций.Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.

Оповещение и эвакуация населения в условияхчрезвычайных ситуаций. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.  Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в России (4 ч)

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия терроризму.

Общегосударственное противодействие терроризму. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации.   Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операцииПрименение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране.

Организация борьбы с терроризмом и наркотизмом (2 ч)

Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия и наркотизму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Основы здорового образа жизни (3 ч)

Здоровье человека  как индивидуальная, так и общественная ценность.Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.

Факторы, разрушающие  репродуктивное здоровье (3 ч)

Ранние половые связи и их последствия.Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь.  Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни – надежная профилактика раннего вступления в половую связь.

Инфекции, передаваемые половым путем. Инфекции, передаваемые половым путем, и основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых половым путем. Основные меры по профилактике ИППП.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Общие понятия о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Основные причины  распространения ВИЧ- инфекции. Профилактика ВИЧ- инфекции.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)

Брак и семья. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения полов.

Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.

Основы семейного права в Российской Федерации. Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.

Оказание первой помощи (2 ч)

Первая помощь при массовых поражениях.Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей. Оказание самопомощи и взаимопомощи.

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психоактивных веществ. Правила оказания первой помощи при передозировке психоактивных веществ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Раздел, тема

Количество

часов

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

 

2

Опасные ситуации техногенного характера

 

6

3

Опасные ситуации природного характера

 

2

4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

 

2

5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

 

3

 

 

6

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

 

4

7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

 

3

8

Факторы, разрушающие здоровье человека

 

2

9

Первая помощь и правила ее оказания

 

7

Тематическое планирование 6 класс

Раздел, тема

Количество

часов

1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

2

Активный отдых на природе и безопасность

5

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

6

4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

5

Опасные ситуации в природных условиях

4

Первая помощь при неотложных состояниях

4

6

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6

 

Тематическое планирование 7 класс

Раздел, тема

Количество

часов

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

 

3

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

 

4

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

 

2

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

 

4

5

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

 

3

6

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения

 

3

7

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического  происхождения

 

1

8

Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического  происхождения

 

3

9

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения

 

1

10

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

 

7

11

Первая помощь при неотложных состояниях

4

Тематическое планирование 8 класс

Раздел, тема

Количество

часов

1

Пожарная безопасность

 

3

2

Безопасность на дорогах

 

3

3

Безопасность на водоемах

 

3

4

Экология и безопасность

 

2

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

 

5

6

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

 

5

6

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

 

3

7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

8

Первая помощь при неотложных состояниях

 

4

 

Тематическое планирование 9 класс

Раздел, тема

Количество

часов

1

Национальная безопасность в России в современном мире

4

2

Чрезвычайные ситуации  природного и техногенного характера

 и национальная безопасность России

 

4

3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

3

4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

6

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций   мирного и военного времени

4

7

Организация борьбы с терроризмом и наркотизмом

2

8

Основы здорового образа жизни

 

3

9

Факторы, разрушающие  репродуктивное здоровье

3

10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

 

3

11

Оказание первой помощи

2

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература

  1. Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. -  М, «Просвещение» 2014г.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5кл.: учеб.для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2015
  3. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й класс: учебник для ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников./под ред.А.Т.Смирнова/ М.: Просвещение, 2011
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс: учебник для ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников./под ред.А.Т.Смирнова/ М.: Просвещение, 2011
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников./под ред.А.Т.Смирнова/ М.: Просвещение, 2011
  6. Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс: учебник для ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников./под ред.А.Т.Смирнова/ М.: Просвещение, 2014
  7. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд.2-е — Волгоград: Учитель, 2010
  8. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011
  9. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 5-11классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010

Нормативная и правовая литература

  • Конституция Российской Федерации
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «0 гражданской обороне»
  • Закон «Об образовании»
  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»

Материально-техническое обеспечение:

  1. Экспозиционный экран
  2. Персональный компьютер
  3. Мультимедийный проектор
  4. Видеофильмы
  5. Презентации по темам раздела
  6. Электронные тесты контроля знаний
  7. Стенды и плакаты по темам курса

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Выпускник научится:

  • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
  • использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
  • использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно использовать бытовые приборы;
  • безопасно использовать средства бытовой химии;
  • безопасно использовать средства коммуникации;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
  • адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
  • безопасно применять первичные средства пожаротушения;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
  • использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
  • готовиться к туристическим походам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
  • адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
  • добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
  • добывать и очищать воду в автономных условиях;
  • добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
  • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
  • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
  • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
  • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
  • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
  • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
  • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
  • безопасно использовать ресурсы интернета;
  • анализировать состояние своего здоровья;
  • определять состояния оказания неотложной помощи;
  • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
  • классифицировать средства оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
  • извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
  • оказывать первую помощь при ушибах;
  • оказывать первую помощь при растяжениях;
  • оказывать первую помощь при вывихах;
  • оказывать первую помощь при переломах;
  • оказывать первую помощь при ожогах;
  • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
  • оказывать первую помощь при отравлениях;
  • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
  • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
  • готовиться к туристическим поездкам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять права покупателя;
  • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
  • характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
  • оказывать первую помощь при коме;
  • оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
  • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС) по программе Б. М.Неменского

Рабочая программа разработана по ФГОС  для работы с учащимися 5 классов, по программе Б.М.Неменского...

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В.Пасечника

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В. Пасечника...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...

Рабочие программы по технологии 5-8 класс (ФГОС ООО), адаптированные программы для детей с ОВЗ

Представленные программы без календарно-тематического планирования....

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...