Дистанционный урок "Нравственность. Здоровье полов"
план-конспект урока по обж (11 класс) на тему

Жаринова Елена Андреевна

Введение  понятия "Нравственность", "Переходный возраст", "Личная гигиена подростка".

Воспитание ответственного,  внимательного отношения к представителям  противоположного пола.

Формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; развивать умение обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnyy_urokt_03.05_obzh.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

"ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОУДб.06 Основы безопасности жизнедеятельности

для обучающихся курс 1

специальность 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма проведения дистанционно

преподаватель Е.А.Жаринова

Тема: Нравственность. Здоровье полов

Цель занятия: формирование системы знаний  о взаимоотношении полов и правилами личной гигиены

Задачи занятия:

Обучающая: ввести понятия "Нравственность", "Переходный возраст", "Личная гигиена подростка".

Воспитательная: воспитывать ответственное, гуманное и внимательное отношение к людям противоположного пола.

Развивающая: формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника и правового документа, дополнительной литературой; развивать умение обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы

Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

1. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин М. Просвещение 2009, стр. 8-13.

Дополнительная литература:

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы А.В. Наследухов М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005

Интернет-ресурсы

3. Образовательный портал "Слово",  форма доступа: http://portal-slovo.ru/pedagogy/ 

4. Гипермаркет знаний, форма доступа: http://school.xvatit.com/index.php?title=ОБЖД_11_класс

Междисциплинарные связи: Естествознание, Обществознание

Внутридисциплинарные связи: Здоровый образ жизни

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

В рабочей тетради письменно выполните следующие задания:

Задание 1. Установите соответствие между датой и событием

Дата

День воинской славы

А) 5 декабря 1941 г.

1. Снятие блокады Ленинграда

Б) 27 июня 1709 г.

2. Сталинградская битва

В) 2 февраля 1943 г.

3. Начало контрнаступления под Москвой

Г) 27 января 1944 г.

4. Полтавская битва

Задание 2. Разделите следующие понятия на две группы:

Символы ВС РФ

Ритуалы ВС РФ

1. Принятие присяги

2. Боевое знамя воинской части

3. Подъем государственного флага

4. Военная форма

5. Вынос Боевого знамени воинской части

6. Знаки воинского отличия

7. Вручение личного боевого оружия

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Вопрос 1. Нравственность

Вопрос 2. Здоровье полов

ВОПРОС 1. НРАВСТВЕННОСТЬ

В понятиях Св. Руси качество, относящееся к одной половине духовного быта (другая половина ум, умственное), но составляющее общее с ней духовное начало: к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло (Толковый словарь В.И. Даля).

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Кодекс человека. (Толковый словарь С.И. Ожегова).

Нравственность – есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними. (Дени Дидро).

Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему. (Ф. Ларошфуко)

Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчины, сколь разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины. (Даниель Дефо)

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может. Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977). Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: "возлюби ближнего как себя самого", "не делай другому того, чего не желаешь себе", а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал. Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

В конце нашего века в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями. Вместе с тем важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом – не осознаны должным образом. Это видно, например, из того, что в одной из последних моделей Римского клуба (А. Кинг и Б. Шнайдер "Первая глобальная революция") в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются: демографическая, экологическая, продовольственная и энергетическая. А о том, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности, не упоминается вовсе. Правда, некоторые авторы поднимают вопрос о нравственности, но при этом вместо конкретного анализа проблемы ограничиваются лишь общими и формальными лозунгами о поисках новых принципов, вместо того, чтобы обратиться к простым, но вечным истинам, к сожалению, забытым. Более того, следует вспомнить, что специально придуманные нормы морали для регулирования социальных отношений в различные исторические эпохи доказали свою несостоятельность. Конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества. Но конечная цель нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютной и объективной истиной. Очень грустно сознавать, что ни одно из многочисленных политических движений, активно действующих в нашей стране, не ставит в числе своих основных целей повышение нравственного и духовного уровней населения, не разрабатывает конкретную программу осуществления этого.

Только у народа, который руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для нормального стабильного развития государства. Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе, в том числе и среди власть имущих, достаточного числа образованных, честных и порядочных людей, способных трудиться не только ради личного благополучия, а прежде всего последовательно и целенаправленно для блага своего отечества

Основная литература по вопросу 1.

Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин М. Просвещение 2009, стр. 12-13.

Источники дополнительной информации по вопросу 1.

Образовательный портал "Слово", форма доступа: http://portal-slovo.ru/pedagogy/ 

Контрольные задания по Вопросу 1.

В рабочей тетради письменно выполните следующие задания:

Задание 3. Сформулируйте основные нравственные качества человека.

Задание 4. Определите значение нравственного воспитания в современном обществе.


ВОПРОС 2. ЗДОРОВЬЕ ПОЛОВ

Переходный возраст – трудный период. Труден он и для родителей, еще бы, ведь ребенок выходит из-под контроля, становится неуправляемым или наоборот, чересчур замкнутым, ведет себя, казалось бы, совершенно неадекватно.

По статистике, многие подростки в переходном возрасте начинаются первые пробовать алкоголь, курить, пробовать наркотики. Не у всех это проходит без последствий, множество начинают проявлять себя агрессивно по направлению к домочадцам. Что уже говорить о первых любовных увлечениях в переходном возрасте: тут и страсть, от которой сносит крышу, и ссоры, которые кипят и бушуют, и окончания первой любви, после которого подросток чуть ли не хочет выброситься в окно, потому что жизнь закончена и не имеет смысла. А есть и такие дети, которые в переходном возрасте не интересуются противоположным полом, что еще больше настораживает родителей: уже все мальчики дружат с девочками и наоборот, а этот или эта сидит сам по себе и в ус не дует - не это ли странно? Все в переходном возрасте на максимуме, все не понятно и страшно, ведь неизвестно, чем это может закончиться.

Характерная особенность переходного возраста – завершение процессов полового созревания, начавшихся в среднем школьном возрасте. Активная деятельность желез внутренней секреции и нервной системы, что оказывает влияние на рост и развитие всех органов – отмечается усиленный рост сердца, пульс становится реже, до 70-76 ударов в минуту. Увеличивается окружность грудной клетки, за счет чего углубляется дыхание и увеличивается жизненная емкость легких.

Темпы прироста длины тела снижаются, хотя подросток продолжает расти. Завершаются процессы окостенения длинных трубчатых костей, происходит совершенствование строения и функций многих систем организма. Этот период является оптимальным для овладения сложными двигательными навыками. Возрастает выносливость организма, его способность к интенсивным двигательным нагрузкам.

По мере полового созревания растет различие в выносливости и силе у мальчиков и девочек: если до 12 лет мышечная сила рук у них примерно одинакова, то затем с каждым годом показатели силы и выносливости у мальчиков начинают превышать соответствующие показатели у девочек.

За период полового созревания полностью формируется пищеварительная система.

В переходном возрасте отмечается неустойчивость организма к температурным воздействиям, так как из-за происходящих в организме процессов механизмы приспособления к изменяющимся условиям внешней среды несовершенны.

Отмечается совершенствование работы органов чувств. К примеру, в возрасте 14-19 лет острота слуха максимальна, т.е. дети до 13 лет и лица старше 20 лет слышат хуже, чем подростки. Значительные изменения происходят и в органе зрения.

Процессы совершенствования функций идут и в коре головного мозга. К 17-18. годам кора головного мозга подростка достигает практически уровня взрослого человека.

Личная гигиена подростка. Подростковый возраст требует максимального внимания к внешнему виду, состоянию кожи, волос, ногтей, зубов. В этот возрастной период активизируется деятельность сальных и потовых желез. Мыться следует ежедневно, лучше принимать душ, а если нет такой возможности, обтираться утром и вечером прохладной водой, подмываться теплой водой с мылом, мыть ноги и тщательно насухо их вытирать. Особого ухода требует кожа лица подростка, поскольку гормональная перестройка организма сопровождается кожными проявлениями на лице, так называемыми юношескими угрями.

Уход за волосами заключается в их регулярном расчесывании, массаже специальной щеткой, мытье, причем регулярность определяется тем, как быстро загрязняются волосы. Не рекомендуется ходить в морозы с непокрытой головой, начесывать волосы, часто покрывать их лаком или фиксатором для волос – все это отрицательно сказывается на здоровье и состоянии волос, они становятся ломкими, тусклыми, начинают интенсивно выпадать.

Лучшее украшение – чистота, опрятность в одежде. Синтетическую одежду лучше носить в сочетании с хлопчатобумажным бельем, блузками и рубашками. Соблюдение правил гигиены, чистота и опрятность в одежде – необходимые условия самовоспитания.

Основная литература по вопросу 2.

Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин М. Просвещение 2009, стр. 8-12.

Источники дополнительной информации по вопросу 2.

Гипермаркет знаний, форма доступа: http://school.xvatit.com/index.php?title=ОБЖД_11_класс

Контрольные задания по Вопросу 2.

В рабочей тетради письменно выполните следующие задания:

Задание 5. Перечислите характерные особенности переходного периода.

Задание 6. Сформулируйте основные правила личной гигиены подростков.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В рабочей тетради письменно выполните следующие тестовые задания в таблице 1, выбрав правильный ответ с целью проведения самооценки усвоенного материала:

Таблица 1.

Вопрос

Варианты ответов

Вредными факторами для здоровья являются…

А. возбудители болезни

Б. ядовитые вещества

В. пыль

Г. тяжелая работа

Гигиена – это…

А. наука о жилище

Б. наука о форме и строении человека

В. наука о правильном и рациональном образе жизни

Г. наука о жизнедеятельности живого организма

Состояние кожи позволяет судить …

А. о степени устойчивости организма

Б. о функции почек, печени

Горячая вода…

А. снижает эластичность кожи

Б. способствует образованию угрей

Пульпит – это…

А. разрушение твердых тканей

Б. воспаление зубной мякоти

В. воспаление надкостницы

Себорея – это…

А. вши

Б. гниды

В. перхоть

Волосы моют…

А. ежедневно

Б. 1 раз в неделю

В. по мере необходимости

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

  1. В рабочей тетради выполните задания № 1, 2, 3, 4, 5, 6 и тестовые задания таблицы 1.
  2. Найдите и запишите в тетрадь пословицы о нравственных качествах и поведении человека.

Преподаватель                                                                 Е.А. Жаринова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поле чудес за здоровьем к растениям

Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то  своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас  всюду окружают растения: деревья, кус...

Дистанционное обучение. Генетика пола.

Хромосомное определение пола, сцепленное с полом наследование признаков за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах....

Векторные поля. Поле скоростей. Электростатическое поле. Магнитное поле. Характеристики полей. Движение тел в однородных полях.

Методическая разработка предназначена для обучающихся МБОУ, ПТУ, студентов техникумов, лицеев и колледжей, а также учителей физики.В методической разработке предлагается совместное изучение гравитацио...

Дистанционный конкурс «Столетий пыль на поле Куликовом», посвященной Куликовской битве и 665-летию со дня рождения Д. Донского (6-8 класс) и (9-11 класс)

 Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками. Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: «И я детям и внукам на...

Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля

В данной презентации рассматривается закон Кулона, выводится его математическая запись, так же напряженность электрического поля, принцип суперпозиции полей...

Поле скоростей. Гравитационное поле. электрическое поле. магнитное поле. Характеристики полей.

Векторные поля. Характеристики полей. Плотность энергий. Энергия полей. Ёмкость конденсатора. Индуктивность катушки....

схема дистанционного урока магнитное поле

схема дистанционного урока магнитное поле...