Главные вкладки

    Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме: "Аварии на химически опасных объектах и их последствия"
    план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

    Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме: "Аварии на химически опасных объектах и их последствия"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по ОБЖ

    Предмет

    ОБЖ

    Дата проведения

    декабрь

    Класс

    8

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Влазнев Пётр Васильевич

    Тема урока,                        № урока

    Урок № 14 Тема: «Аварии на химически опасных объектах и их последствия»

    Тип урока

    Комбинированный

    Цель урока

    познакомить учащихся с основными причинами аварий на химически опасных объектах и их последствиями, действием химических веществ на организм человека, мерам защиты.

    Задачи урока

    Обучающие

    Познакомить учащихся с понятиями «химически опасный объект», «химическая авария», «химическое загрязнение окружающей среды», дать общее представление о последствиях аварий на химически опасных объектах и о влиянии отравляющих веществ на организм человека.

    Развивающие

    способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку.

    Воспитывающие

    воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

    Планируемые результаты

    Предметные

    формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

    Метапредметные

    познавательные УУД:умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии. регулятивные УУД:

    -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

    -  владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения.

    коммуникативные УУД:

    -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;работать индивидуально и в группе;

    - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

    -формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

    Личностные

    воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;                                                          усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при химической  аварии

    Основные термины и понятия

    Химически  опасный объект, АХОВ, химическая авария, химическое вещество, токсичность.

    Межпредметные связи

    Химия – «Опасное химическое вещество», «АХОВ»

    Биология –  «Влияние химических веществ на организм человека»

    Ресурсы урока:

    ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал.

    Методы обучения

    Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация

    Приемы работы

    составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу; составление логической схемы прочитанного; конспектирование.

    Технологии

    Информационно-коммуникационная технология; обучение в сотрудничестве;

    Формы работы

    Фронтальная

    Работа в парах

    Индивидуальная

    Работа в группах

    План урока 

     

    Этапы урока задача этапа

    Деятельность учителя

    Деятельностьобучающихся

    I. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)

    Задача этапа:Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности

    Приветствие. Приём доклада дежурного. Психологический настрой обучающихся на работу.

    Ребята, сегодня у нас  урок по основам безопасности жизнедеятельности, нужно настроиться на плодотворную работу. Я уверен, что сегодня вы будете активны и  хорошо покажите все свои знания и умения.

    Приветствуют учителя.                                                                                                                  Информация дежурного об отсутствующих.

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Задача этапа:

    Проверка знаний обучающихся по пройденной теме

    Закрепление пройденного материала

    Задание 1. (фронтальный опрос)

    На бланках написать классификацию ЧС техногенного характера

    Заполняют предложенный бланк задания

    Проводят взаимопроверку согласно эталона на слайде, оценивают выполненное задание, выставляют оценку и ставят свою фамилию

     

    Задание 2. Составьте из слов паззлов определения:

    Авария

    Катастрофа

    Чрезвычайная ситуация техногенного характера.

    3 ученика на парте составляют правильно определение и затем прикрепляют на доске магнитами

    III. Мотивация (создание проблемной ситуации)

    Ребята, кто может из вас сказать, что связывают эти две даты? Рис№1, Рис№2.

    Эти две фотографии?

    Эти два города?

    Слайд 1.

    Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

    IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание). Задача этапа:Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.

    Ребята, нам нужно определить тему и цель урока.

    Целеполагание:

    Посмотрите на фотографии изображенные на слайде. Все эти фотографии подобраны со смыслом.

    Слайд 2.

    Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока.

    Если самостоятельно тему урока поставить трудно, то

    Слайд 3.

     Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока:

    1. Объект

    2. авария

    3. химические вещества

    4. последствия

    5. признаки поражения

    Слайд 4

    Тема урока: «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия»

    Слайд 5.

    Ребята, что это такое?

    Слайд 6.

    Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока?

    Цель:

    1.Познакомиться с химически  опасными объектами;

    2.Что такое химическая авария;

    3. Основные признаки поражения АХОВ и их действие на  организм человека.

    4. Способы защиты от АХОВ.

    Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры.

    Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

    Определяют тему урока.

    Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

    Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

    V. Основной этап «Открытие нового знания» (Изучение новой темы)

    Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления

    Объяснение нового материала

    Ребята, как вы думаете, химические вещества всегда были или нет?
     

    Ребята, как вы думаете, как давно появились на планете химически опасные объекты?

    А для чего они используются?

    Какие  явления лежат в основе работы этих объектов?

    Для этого мы пригласим эксперта в области ИСТОРИИ, который нам расскажет об истории  появления химических веществ и химических объектов.

    Слайд 8-10.

    Рассуждают, дают ответы

    Рассуждают, отвечают на вопросы

    Выступает эксперт из учеников, который заранее приготовился

    Слушают выступающего а затем обсуждают

    Слушают, задают вопросы, делают пометки в тетради

    VI. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя

    (Практическая работа)

    Для того чтобы ответить на следующие вопросы, мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получает свое задание, готовится, отвечает на поставленный вопрос, затем защищает свой вопрос.

    Задание 1. Виды ХОО (Приложение 1)

    Задание 2. Список ХОО в Смоленской области РФ (Приложение 2)

    Задание 3. Признаки поражения АХОВ и их воздействие  на организм человека (аммиак, хлор, фосфорорганические вещества, угарный газ,синильная кислота) (Приложение 3)

    Слайд 11.

     

     

    Физкультминутка «Давайте разомнёмся» (ЧЕРЕЗ 20 минут после начала урока)

    Встают из-за парт и выполняют под музыкальный видеоролик разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы.

     

    Ребята, а что такое ХОО?

    Слайд 12.

    Какие объекты относятся к ХОО? Это нам расскажет группа №1, которая готовилась по данному вопросу

    Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются химическо опасными?

    Слайд 13-14.

    А какиеХОО есть в России?

    Чтобы ответить на данный вопрос  перед нами выступит                               группа  № 2.

    Все ХОО можно разделить на группы; по их вредности на организм человека

    Все ХОО в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается в разы

    Слайд 15.

    А что такое химическая авария?

    Слайд 16.

    Как вы думаете, какие существуют   типы аварий на ХОО?

    Для этого вспомним аварии на  ХОО.

    Человеческий фактор

    Внешние события ( ЧС)

    Отказ оборудования

    Слайд 17-18.

    Что же такого опасного в отравлении химическими веществами?

     Группы критических органов.

    О них нам расскажет группа № 3, которая готовилась по данному вопросу.

    Слайд 19-20

    Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести отравление человека химическими препаратами? Правильно, к заболеванию.           А к какому заболеванию?

    Слайд 23-26

     Чтобы понять, каким образом действуют на организм АХОВ расскажет эксперт из области биологии

    Ребята, как вы думаете, какими особенностями обладают химические вещества?

     Слайд 27.

    Записывают определение в тетради.

    Выступает

    Группа № 1

    Кратко записывают виды ХОО в тетради

    Отвечают на вопросы

    Отвечает 2 группа

    Записывают в тетради

    Записывают определение

    Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

    Слушают

    Записывают группы химичеси  опасных  веществ

    Смотрят видео, обсуждают

    Выступает 3 группа.

    Записывают в тетради группы

    Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

    Отвечает группа 4

    Записать в тетради кратко

    Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

    VII. Закрепление

    Задача этапа: Активизировать вербальную память

    Кто открыл периодическую систему химических элементов?

    ( русский химик Д.И.Менделеев,1869 г.)

    Какие виды химических веществ вы теперь знаете?

    (хлор, аммиак, сернистый ангедрит, дихлорэтан, синильная кислота, ртуть)

    Какое из них самые опасные?

    1. а) хлор; б) аммиак; в) ртуть.

     

    Обучающиеся формулируют свои ответы

    VIII. Рефлексия и оценивание. Задача этапа:выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке.

    Комментирование и выставление оценок

    Какая была цель урока?

    1. Познакомиться с ХОО;

    2. Узнать, что такое токсичность;

    3. Как действует химические вещества на организм человека.)

    Смогли мы ее достичь?

    Что нового вы узнали на уроке?

    Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

    Организует самооценку, обучающихся.

    (Можно и другой вариант) Обучающимся предлагается, выбрать один из трех предложенных цветных бумажных кругов, выйти к доске и закрепить его на соответствующей секции изображенного светофора.

    Зеленый – я был активен на уроке и отлично усвоил материал.

    Желтый – я старался быть активным на уроке и хорошо усвоил учебный материал.

    Красный – я был пассивен на уроке и плохо усвоил учебный материал.

    Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

    Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

    Оценивают свою деятельность на уроке Оценивают урок. Дают устную характеристику наиболее понравившимся этапам урока.

    Оценивают свою работу на уроке путем выхода к доске и размещения одного из выбранных цветных жетонов (кругов) на соответствующих цвету секциях светофора

    VIII. Домашнее задание

    Задача этапа:Продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время

    Слайд 30

    § 4.3, чтение, учим определения

    Творческое задание: составьте кроссворд с ключевым словом:

    ТОКСИЧНОСТЬ

    Записывают домашнее задание.

    Приложение № 1

    АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

    1. Химические вещества или соединения, применяемые в народнохозяйственных целях, которые при сбросе на поверхность земли или выбросе в атмосферу способны вызывать массовые поражения людей, животных и растений называются  АХОВ (аварийно химически опасными веществами).
    2. Способность вещества в малых концентрациях вызывать паталогические изменения в организме  называют токсичностью.
    3. Химическая авария – это выброс опасных химических веществ в концентрациях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных  и растений в течении определённого времени.
    4. Основными признаками поражения хлором является: загрудинные боли, жжение и резь в глазах, сдёзотечение, мучительный  сухой кашель, сильная одышка, учащение пульса,  мокрота со слизью и отхаркивание пенистой жёлтой или красноватой  жидкости.
    5. Основными признаками поражения  аммиаком является: сильное раздражение в глазах и в носу, частое чихание, слюнотечение,  небольшая тошнота и головная боль, покраснение лица и потоотделение.
    6. Основными признаками поражения фосфорорганическими соединениями  являются: слюнотечение, сужение зрачков, затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги,  паралич.
    7. Основными признаками поражения угарным газом является: тяжесть и ощущение сдавливания головы, сильная боль во любу и висках, головокружение, шум в ушах, дрожь, покраснение кожи лица (ярко –алые пятна), учащение пульса, тошнота, появляется ощепенелость, безучастность, слабость, сонливость.
    8. При аварийном выбросе аммиака необходимо укрыться в погребе или подвале.
    9. При аварийном выбросе хлора необходимо подняться на верхние этажи здания.
    10. Для защиты органов дыхания в очаге поражения хлором ватно-марлевую повязку луче  смочить  раствором питьевой соды.
    11. Для защиты органов дыхания в очаге поражения аммиаком  ватно-марлевую повязку луче  смочить  раствором уксусной кислоты.
    12. Быстродействующий очаг заражения АХОВ  характеризуется одномоментном поражением большого количества людей, быстрым  появлением тяжёлых поражений, необходима эвакуация людей в один рейс.
    13. Медленнодействующий очаг заражения АХОВ  характеризуется постепенным увеличением количества пострадавших, есть запас времени для организации помощи в очаге, необходимо активное выявление пострадавших.
    14. Установление водяных завесов на пути движения облака АХОВ  (хлор, аммиак, сероводород) относятся к методам дегазации.
    15. Обработка поверхности химическими растворами ( хлором, формалином, перекисью                                  водорода и т.д.) относиться к методам дезинфекции.

    Приложение № 2

    АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ

    1 июня 1974 года на химическом заводе в Великобритании в городе Фликсборо произошла авария на заводе «Нипро», который занимался производством аммония. По своей мощности взрыв был равен действию 45-тонного заряда тротила, если бы он был взорван на высоте 45 метров от земли. В результате инцидента погибли 55 человек и 75 получили ранения.

    1. Фликсборо, Англия

    05_Fliksboro

    В Китае в сентябре 1978 г. в результате аварии на химическом заводе в городе Сучжоу в реку попали 28 тонн цианистого натрия. Этого количества достаточно, чтобы погибли 48 миллионов человек, однако газета «Чжунгоцинняньбао» сообщила, что число жертв составило лишь 3 тысячи.

    2. Сучжоу, Китай

    Q5NtHuzOhno

    Одной из наиболее значительных мировых химических катастроф ХХ века взрыв на заводе компании UnionCarbide, случившийся 2 декабря 1984 года в Бхопале (Индия) и приведший к отравлению и гибели 4035 человек. Пострадало более 40 тыс. человек. От облака 43 тонн токсичного газа метилизоцианата (токсичность метилизоцината превышает токсичность фосгена в 2-3 раза), вырвавшегося с территории завода, была заражена территория длиной 5 км и шириной 2 км.

    3. Бхопал, Индия

    134183065490162

    1 ноября 1986 года произошёл пожар на складе химической фабрики в Швейцарии. Во время тушения пожара в Рейн вылилось около 30 тонн сельскохозяйственных ядохимикатов. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.

    4. Завод «Сандоз», Швейцария

    0

    В 1988 году при железнодорожной катастрофе в г. Ярославле произошел разлив гептила, относящегося кАХОВ первого класса токсичности. В зоне возможного поражения оказались около 3 тысяч человек. В ликвидации последствий аварии участвовали около 2 тысяч человек и большое количество техники

    5. Ярославль, Россия

    0

    В 1989 году произошла химическая авария в г. Ионаве (Литва). Около 7 тыс. т жидкого аммиака разлилось по территории завода, образовав озеро ядовитой жидкости с поверхностью около 10 тыс.кв. м. От возникшего пожара произошло возгорание склада с нитрофоской, ее термическое разложение с выделением ядовитых газов. Глубина распространения зараженного воздуха достигала 30 км и только благоприятные метеорологические условия не привели к поражению людей.

    6.  Ионаве (СССР, Литва)

    0

    В августе 1991 года в Мексике во время железнодорожной катастрофы с рельсов сошли 32 цистерны с жидким хлором. В атмосферу было выброшено около 300 тонн хлора. В зоне распространения зараженного воздуха получили поражения различной степени тяжести около 500 человек, из них 17 человек погибли на месте. Из ближайших населенных пунктов было эвакуировано свыше тысячи жителей.

    7. Мексика

    0


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

    Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

    Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

    Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

    Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

    Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

    Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

    Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

    Технологическая карта урока 6 класс Животные в опасности

    Технологическая карта урока 6 класс Животные в опасностиТехнология проблемного обучения –выдвижение гипотез и способов их проверки, технология смыслового чтения с поиском и анализом фактов, техн...

    Технологическая карта урока по теме "Как научиться выявлять и предвидеть опасности" ОБЖ 5 класс

    Технологическая карта разработана с учетом требований ФГОС по ОБЖ 5 класс учебник М.П. Фролова...

    Аварии на химически опасных объектах и их последствия

    Презентация предназначена для 8 класса. Может быть использована для проведения урока по программе ОБЖ под рук. В.Н.Латчука. Рассмотрены характеристики наиболее часто встречающихся отравляющх веществ....