Главные вкладки

    Технологическая карта урока по теме "Как научиться выявлять и предвидеть опасности" ОБЖ 5 класс
    план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

    Технологическая карта разработана с учетом требований ФГОС по ОБЖ 5 класс учебник М.П. Фролова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_petrushkin_a.m.docx57.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О. педагога: Петрушкин А.М.

    Предмет: ОБЖ

    Класс: 5 

    Тема урока: Как научиться выявлять и предвидеть опасности.

    Тип урока: открытие нового знания

    Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.

    Цель урока: усвоить главные правила ОБЖ, понимать причины возникновения опасных ситуаций, научиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия

    Формирование УУД:

    Личностный результат: самоопределение, смыслообразование.

    Познавательные УУД: целеполагание; постановка и формулирование проблемы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; осознание и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;

    Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.

    Основные понятия: избежание опасности, выбор безопасного варианта поведения

    Дидактические материалы: рабочие карточки для фиксации затруднения, для работы в группе, для индивидуальной самостоятельной работы (со сверкой по образцу) и для этапа рефлексии.

    Оборудование: презентация к уроку.

    Логическая основа урока

    1. Новое знание. Выявление и предвидение экстремальных и чрезвычайных ситуаций

    2. Задание на пробное действие. Представьте следующую ситуацию: ваш одноклассник Алексей поехал в гости за город к другу. Вечером, возвращаясь домой, он сел не в свой автобус и уехал в противоположную сторону. Как оказалось, деньги и телефон он забыл дома. Что должен был сделать Алексей, чтобы не оказаться в такой ситуации?

    3. Фиксация затруднения.

    «Я пока не могу сказать, что должен сделать Алексей».

    «Я пока не могу обосновать, правильно ли я предположил действия Алексея по выходу из такой сложной для него ситуации».

    4. Фиксация причины затруднения.

    «Я не знаю как должен вести себя человек в данной ситуации».

    «У меня нет эталона, чтобы обосновать  точно, как себя нужно вести в данной ситуации, как себя обезопасить и предвидеть опасность».

    5. Цель деятельности.

    Узнать, как выявлять и предвидеть экстремальные ситуации

    6. Фиксация нового знания.

    Ход урока

    Содержание учебного материала. Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формирование УУД

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    1. Ребята, представьте, что кто-то разжег костер на чердаке старого дома. Какие последствия мы можем прогнозировать? Можем ли мы быть уверены в том, что люди в этой ситуации не пострадают?

    Анализируют, принимают к сведению предложенную информацию

    Предлагают свои варианты ответа

    Регулятивные: целеполагание, прогнозирование результата.

    Познавательные: постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

    2. Проверка знаний (фронтальный опрос с самопроверкой).

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия “нового знания” и выявления затруднений в работе учащихся.

    Фронтальная беседа по вопросам.

    1.  Сформулируй  понятие  «опасная  ситуация».  Кто  из  твоих  любимых  героев  книг, мультфильмов попадал в опасные ситуации? Приведи примеры. 2. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в школе? 3.  Какая  ситуация  называется  чрезвычайной.  Какие  типы  опасных  и  чрезвычайных ситуаций ты знаешь? Приведи примеры.

     4.  Продемонстрируй  схему  своего  маршрута  из  школы  домой  (это  было  домашнее задание). Расскажи, какие опасные ситуации могут возникнуть на твоем пути?


    3. Пробное задание. Представьте следующую ситуацию: ваш одноклассник Алексей поехал в гости за город к другу. Вечером, возвращаясь домой, он сел не в свой автобус и уехал в противоположную сторону. Как оказалось, деньги и телефон он забыл дома. Что должен был сделать Алексей, чтобы не оказаться в такой ситуации?

    Подумайте, что мы с вами должны сделать сегодня на уроке, чтобы ответь на этот вопрос.

    Сформулируйте цель нашей деятельности. 

    Запись темы урока «Как научиться выявлять и предвидеть опасности».

    Предлагают свои варианты ответа

    Формулируют цель деятельности и тему урока

    Познавательные: анализ, синтез, обобщение и классификация учебного материала, извлечение необходимой информации из материалов слайдов презентации.

    Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения в коммуникации, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?

    Варианты возможных затруднений: 

    «Я пока не могу сказать, что должен сделать Алексей».

    «Я пока не могу обосновать, правильно ли я предположил действия Алексея по выходу из такой сложной для него ситуации».

    Познавательные: анализ, синтез, обобщение и классификация учебного материала, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания.

    Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные: учет разных мнений, координирование разных позиций.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    1. Желать обеспечить свою безопасность

    2. Активно пополнять свои знания и опыт. 

    3.Учиться делать выводы из отрицательного опыта.

    5. Соблюдать инструкции, рекомендации

    6. Соблюдать  правила техники безопасности.

    Составляют план работы на уроке

    Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

    Личностный результат: самоопределение в выборе действий.

    5. Реализация построенного проекта.

    Многие неприятные и опасные ситуации, в которые мы с вами попадаем, кажутся нам случайными. Но это не всегда так. Многие из них  являются результатом нашей невнимательности, нашего незнания, каприза или непослушания. Что-то не предусмотрел, чем-то пренебрег или нарушил  правила безопасности. Поэтому, чтобы научиться выявлять и предвидеть опасности, необходимо:

    1. Желать обеспечить свою безопасность.

    Надо научиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия. Это умеют хорошо делать специалисты, чья работа проходит в условиях высокого риска: летчики и моряки, шахтеры и геологи, спасатели и пожарные. Стараются избежать неприятных ситуаций грибники и рыбаки, туристы и просто взрослые люди выходя из дома: как одеться по погоде, выбрать лучший маршрут, взять с собой зонтик и т.д. Берите с них пример.

    2. Активно пополнять свои знания и опыт. 

    Для вас таким «страховочным поясом» будут  являться знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ.

    3.Учиться делать выводы из отрицательного опыта.

    Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернется та или иная ситуация. Задумаемся еще раз о том, чему нас учит народная мудрость.

    Выполним задание.

    Задание

    Прочитайте  пословицы. Что они означают? 

    «Не зная броду, не суйся в воду»

     «Не в свои сани не садись»

    «Не доглядишь оком, заплатишь боком»

    «Под лежачий камень вода не течет»

    4.  Соблюдать  правила техники безопасности.

    5. Соблюдать инструкции, рекомендации. Специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе. «Осторожно: высокое напряжение! », «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно». Знак «Опасность поражения электрическим током» (W-08)  (ГОСТ Р 12.4.026-2001)Знак «Опасность поражения электрическим током» (W-08)  (ГОСТ Р 12.4.026-2001)Знак «Опасность поражения электрическим током» (W-08)  (ГОСТ Р 12.4.026-2001)

    6. Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку.

    Рассказ учителя с элементами беседы. По ходу рассказа учащиеся записывают в тетрадь правила.

    Ответы учащихся.

    - не предпринимай чего-либо без знания дела. Без достаточных знаний и опыта не следует предпринимать что-либо, т.к. из-за своей неосведомлённости можно потерпеть неудачу или даже попасть в беду.

    - браться не за своё дело; заниматься тем, к чему не способен.

    - за свои ошибки будешь отвечать.

    - у того, кто не пытается что-либо сделать, ничего не получится.

    Познавательные: анализ, синтез, обобщение и классификация учебного материала, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, построение логической цепи рассуждений.

    Регулятивные: познавательная инициатива.

    Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения относительного качественного анализа ионов железа.

    Личностный результат: осознание ответственности за общее дело.

    6. Первичное закрепление во внешней речи.

    Работа с учебником.

    - Давайте разберем рисунки на стр.17 и ответим на вопросы

    (Работа по цепочке.)

     Проговариваем вслух.

    Познавательные: использование знаково-символических средств, выполнение действий по алгоритму.

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Возвращаемся к пробному заданию. Теперь мы можем ответить на вопрос:

    «Что должен был сделать Алексей, чтобы не оказаться в такой ситуации?»

    Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

    Задание 1. 

    Прочитайте пословицы. Каким рекомендациям они соответствуют? Поставьте номер

    пословицы рядом с нужной рекомендацией.

     

    ПОСЛОВИЦЫ 

    1.  Из двух зол выбирай меньшее.

    2.  Не доглядишь оком, заплатишь боком. 

    3.  Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. 

    4.  Глаза боятся, а руки делают. 

    РЕКОМЕНДАЦИИ 

    А. Учись предвидеть опасные ситуации. 

    Б. Избегай опасных ситуаций. 

    В. Не паникуй и не пугайся в трудных ситуациях. 

    Г. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных. 

     

    Задание 2.  

    Оцените верность высказываний.  

     

    1. К опасной ситуации могут привести наши неправильные действия. 

    2. Не стоит изучать виды и причины опасностей, а то страшно будет жить. 

    3. Никогда не обращайся за советом и помощью к родителям и специалистам, справляйся

    сам. 

    4. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно. 

    5. Выбирай самый безопасный способ действий.

    6. Предвидеть опасные ситуации нельзя.   

    Ответы учеников проверяются по слайду (эталону).

    Ответ:

     А-2; Б -3; В -4; Г-1.

    Ответ: 1. +, 2. -, 3. -, 4. +, 5. +, 6. -.

    Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, использование знаково-символических средств.

    Регулятивные:  контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Я  хотел  бы  вам  прочитать  притчу  «Две  лягушки  и  горшок»

    молока».

    Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и  стали тонуть.

    Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого

    глиняного  горшка  были  очень  высокие  скользкие  стенки  и  лягушкам  оттуда  никак  не

    выбраться.

    Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не

    выбраться.  Зачем  же  я  буду  напрасно  барахтаться?  Только  мучиться  зря,  лучше  сразу

    утонуть».

    Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

    А вторая   думает:  «Нет,   утонуть я  всегда успею.  Это от меня не уйдет. А  лучше я еще

    побарахтаюсь,  еще  поплаваю.   Может  быть,  что-нибудь  и  выйдет».

    Но только все зря.  Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие

    – никаких шансов.

    Но  все-таки  она  не  сдается,  не  унывает.  «Ничего,–  думает,  –  пока  силы  есть,  буду

    стараться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»

    И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот

    она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается

    и  продолжает  лапками  работать.  Дрыгает  лапками  и  думает:  «Нет!  Я  так  просто  не

    сдамся!..»

    И вдруг чувствует, что под ногами  у нее  уже не молоко,  а что-то твердое, что-то  такое

    крепкое,  надежное,  вроде  земли.  Удивилась  лягушка,  посмотрела  и  видит:  никакого

    молока  в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

    «Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

    Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое

    масло сбила.

    «Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

    Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой. 

    Мораль: 

    Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход

    всегда есть и иногда очень неожиданный. 

    Побеждает тот, кто не сдается. 

    Мораль: Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный. Побеждает тот, кто не сдается

    Анализируют представленную информацию во фронтальной беседе

    Познавательные: моделирование, установление причинно-следственных связей, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений.

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

    Коммуникативные: учет разных мнений, координирование разных позиций, управление поведением партнера в группе.

    Личностный результат: осознание ответственности за общее дело.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Выберите для себя тот смайлик, который отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку и покажите его мне.

     Подвожу итоги урока и выставляю оценки.

    Выбирают один из трех вариантов и показывают учителю

    Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

    Личностный результат: самооценка на основе критерия успешности.

    Домашнее задание. По учебнику М.П. Фролов[и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева

    § 3, вопросы 1-4 (устно)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока "Моделирование и формализация. Логические модели", информатика 11 класс, профильный

    Информатика и ИКТ ( профильный курс) 11класс Тема урока: Моделирование и формализация. Логические модели. Тип урока: изучение нового материала Материал к уроку: флипчарт с опорными сигналами действ...

    Технологическая карта урока математики по теме "Угол. Обозначение углов." 5 класс

    Данный урок проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС....

    Технологическая карта урока. Сравнение десятичных дробей. УМК И.Зубарева 5 класс.ФГОС.

    Технологическая карта урока по теме Сравнение десятичных дробей. УМК И.Зубарева 5,позволяет организоватьэффективный учебный процесс,обеспечить реализацию предметных,метапредметных и личностных умений....

    Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

    Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

    Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС в 5 классе на тему: "Christmas"

    Разработка урока английского языка в рамках ФГОС в пятом классе на тему: "Рождество"...

    Технологическая карта урока «Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях» (10 класс)

    Приемы и методы нахождения корней тригонометрического уравнения на указанном числовом промежутке....

    Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе и самоанализ урока

    Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе с самоанализом...