Беседа: «Причины дорожно-транспортных происшествий»
методическая разработка по обж (5, 6, 7 класс) на тему

Шиляева Ольга Владимировна

ЦЕЛИ:

  1. Расширить знания детей о правилах поведения на дорогах.
  2. Формирование здорового образа жизни воспитанников.
  3. Воспитание высокой общей культуры.
  4. Профилактика безнадзорности и беспризорности.
  5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoy_transport_i_ego_opasnost.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:


Беседа: «Причины дорожно-транспортных происшествий»

ЦЕЛИ:

  1. Расширить знания детей о правилах поведения на дорогах.
  2. Формирование здорового образа жизни воспитанников.
  3. Воспитание высокой общей культуры.
  4. Профилактика безнадзорности и беспризорности.
  5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

ЗАДАЧИ:

1. Приобщение детей к изучению вопросов безопасности.

2. Широкое привлечение к пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах

среди детей младшего и среднего возраста.

3. Отвлечение детей и подростков от пустого времяпровождения, вовлечение их в активную работу по сохранению жизни и здоровья юных участников дорожного движения.

4. Воспитание у детей активной жизненной позиции.

Оборудование: плакаты «Правила дорожного движения», компьютер.

Ход беседы:

Воспитатель.

Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

Шагая осторожно,

За улицей следи

И только там, где можно,

Её переходи!

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить зевая!

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно, За улицей следи

И только там, где можно,

Её переходи!

Ребята! Как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь?

Дети: о движении на дорогах.

Воспитатель: Правильно, молодцы, догадались. Сегодня мы продолжаем говорить с вами об опасностях на дорогах. А сейчас немного статистики: о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по России в 2017 году.

Результаты остались неизменными. В 2017 году на дорогах России погибли 857 детей и подростков до 18 лет. В 2016 году эта цифра равнялась 214.

Основным видом дорожных происшествий с участием детей стали наезды на пешеходов, которые составили более половины (52%, или 11 362 ДТП) всех происшествий. В среднем по стране ежедневно совершалось более 30 наездов.

4965 ДТП произошло из-за нарушений Правил дорожного движения юными пешеходами. Однако за 4 года число детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности снизилось.

Самые распространённые причины наездов на детей-пешеходов — переход проезжей части детьми в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.

Участником ДТП в качестве пассажира стал 8051 ребёнок, это 36% общего числа ДТП с участием детей, из них 517 детей погибли и 8667 получили ранения.

Участниками 453 происшествий стали дети в возрасте до 7 лет, оказавшиеся на дороге без сопровождения взрослых. Пренебрежение водителей к использованию специальных детских сидений и ремней безопасности при перевозке детей способствовало увеличению числа пострадавших несовершеннолетних пассажиров. Произошло 1364 ДТП, в которых погибли 149 детей и 1253 получили ранения. 12% несчастных случаев с детьми было зарегистрировано с юными водителями, в том числе 1595 ДТП случилось с участием детей-велосипедистов, что составляет 7% общего числа происшествий с участием детей.

Цифры статистики говорят о том, что нам с вами надо знать правила движения и строго их соблюдать!

Знания основных причин детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения на дорогах - залог жизни и здоровья человека.

Поэтому мы с Вами ещё раз повторим и изучим причины детского дорожно-транспортного травматизма.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма:

Нарушения ПДД участниками движения.

«Установлено, что основной причиной травматизма является несоблюдение Правил дорожного движения и соответствующих им требований безопасного поведения на дороге детьми и взрослыми. В ходе исследования определено, что дети в подавляющем большинстве случаев (91%) получили травмы от транспорта, являясь пешеходами и велосипедистами. Велико количество (9%) пострадавших детей-пассажиров, роль которых как источников причины ДТП, в отличие от пешеходов и велосипедистов, практически сведена к нулю. Раздельное изучение частоты получения травм детьми в зависимости от места их нахождения относительно транспортного средства в момент дорожного происшествия необходимо потому, что меры профилактики травматизма среди детей-пешеходов и пассажиров неодинаковы».

Слабое использование возможностей пассивной безопасности.

Следует обратить внимание на то, что если вопросы пассивной безопасности и профилактики тяжести транспортных травм у взрослых сегодня отчасти решены и работают (ремни и подушки безопасности, подголовники и т.д.), то специальные детские сиденья и удерживающие устройства являются большой редкостью и вопросы безопасности и профилактики травм все еще остаются открытыми.

Влияние поло - возрастных особенностей детей.

«Среди детей, пострадавших на дорогах от транспорта, мальчиков в два раза больше, чем девочек. При этом возраст детей откладывает четкий отпечаток на частоту возникновения травм — подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет, количество же дошкольников и первоклассников в три раза меньше.

Анализ травматизма, проведенный раздельно среди 11- и 14-летних детей, показал, что максимальное количество транспортных травм (19%) дети 11 лет получали в период с 14 до 15 ч, а у 14- летних подростков пик травматизма (30%) отмечался с 15 до 16 ч, т.е. время получения травм - это внеурочное время».

Отсутствие должного контроля за передвижением школьников.

Аварийное время.

«При выборе мер профилактики необходимо учитывать время пребывания детей в школе, знать, когда школьники находятся под контролем учителей, а когда предоставлены сами себе.

Результаты изучения травм детей от транспорта показали, что наибольшее число их дети младшего школьного возраста и подростки получили по дороге в школу или по возвращении из нее. Наименьшее количество травм отмечалось во время, отведенное для сна, но тем не менее и в эти часы имели место случаи транспортного травматизма преимущественно с участием подростков».

Аварийные дни.

Известно, что день недели и время года влияют на число детей, находящихся на улице, и количество транспорта в городе. Изучение детских транспортных травм показало, что если в течение всего учебного года травматизм распределяется равномерно только в середине недели и имеет день наибольшего числа травм (понедельник - 18%), то во время летних каникул частота травматизма практически одинакова в любой день недели.

И в этом случае данные исследователей и сегодняшние данные у ГИБДД совпадают:

ДТП с участием детей по дням недели:

♦ понедельник - 147; ♦ пятница-139;

♦ вторник - 110; ♦ суббота-121;

♦ среда - 118; ♦ воскресенье - 109.

♦ четверг - 98;

Сезонные и погодные условия.

«Немаловажную роль в увеличении ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность времени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм (31%) отмечено весной. Летом их число снижается до 25%, а осенью и зимой ДДТТ составляет 44% от обще годового показателя». И эти показатели за все прошедшие годы практически не изменились.

задач социальной профилактики детских транспортных травм».

Ребята! Сегодня мы с Вами очень подробно изучили причины ДТП и нельзя не сказать о последствиях этих происшествий.(чтение стихотворения учителем сопровождается показом презентации «Последствия ДТП».

Несчастный случай на дороге

Застал меня почти врасплох

Я понимаю, мы - не боги,

Но так хотелось, чтоб я смог

Вернуть события обратно,

Спасти мальчишку от беды…

Как это сделать? Непонятно!

Ведь все в руках самой Судьбы…

Но так ли это? Может, сами

Порой играем с жизнью мы,

Спешим, гоняемся часами

По бездорожию судьбы

Водитель! Вдумайся скорее:

Трагедии могло не быть.

Скажи мне честно, ты сумеешь

Того мальчишку позабыть?

Скажи мне прямо, жить как будешь,

Смотреть в глаза его родным,

Как объяснишь им, что не любишь

Спокойной, грамотной езды?

Что вышло все почти случайно,

Превысил скорость, ну и что ж?

Глаза закрой, и ты увидишь,

Что мальчик - мёртв, а ты – живешь!

Перед глазами будут книжки,

Вторая обувь и портфель,

Дневник несчастного мальчишки…

Ведь не вернёшь его теперь.

«Водитель, помни! – крикну громко, -

Не допусти другой беды,

В твоих руках – душа ребенка,

Судьба старушки, миг судьбы!»

Подведение итога: Ребята! По какой причине вы можете стать жертвой ДТП?

Дети называют причины.

Воспитатель: Правильно, молодцы! 

Какую «формулу безопасности» надо знать, для того чтобы избежать аварий на дорогах?

Дети: «Изучай и уважай правила движения!» 

«Городской транспорт и его опасность»

Цель:
- уточнить, конкретизировать и расширить
  знания  детей о городском транспорте, о его опасностях;
- о правилах дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения в транспорте.

Ход:
  

Дети сидят полукругом на ковре.

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают настоящие ученые. Давайте, ребята, определим тему нашего исследования.

Воспитатель предлагает детям заранее заготовленные карточки с различными изображениями – темами исследований. После обсуждения дети останавливаются на одной картинке.

Воспитатель: Ребята, вы выбрали карточку с изображением автомобиля. Значит тема нашего исследования – транспорт. Но так как тема «Транспорт» очень широка и объемна, то давайте сделаем ее более конкретной. Предлагайте свои варианты. Какой бывает транспорт?

Дети: Можно изучить воздушный транспорт. Можно много узнать о железнодорожном транспорте. А еще можно исследовать воздушный транспорт. Или сельскохозяйственный. Давайте поговорим о городском транспорте, так как мы живем в городе.

Воспитатель: Итак, мои маленькие исследователи, остановимся на теме «Городской транспорт ». Наша задача – подготовить сообщение или по научному - доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как  это можно сделать и какими способами?

Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методы исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?

Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.

Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?

Дети: Мы должны подумать.

Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о городском транспорте, а затем прочитать в литературе.

Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – «подумать самостоятельно», а затем – «посмотреть в книгах».

Воспитатель: Где мы еще можем узнать о городском транспорте?

Дети: Еще мы можем узнать у  взрослых, воспитателей.

Воспитатель: Верно!

Выставляется карточка «спросить у другого человека».

Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?

Дети: Мы можем спросить у сотрудников ГИБДД.

Воспитатель: Как вы думаете, какая карточка обозначает этот метод?  Возьмите  ее и поставьте на наборное полотно.

Выставляется карточка «связаться со специалистами».

Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?

Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

На полотно выставляются соответствующие карточки.

Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.

Выставляют карточку «понаблюдать».

Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?

Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно – посмотреть в книгах – понаблюдать – спросить у другого человека – связаться со специалистами – посмотреть по телевизору – получить информацию у компьютера.

Сбор материала

Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?

Дети: Полученные сведения можно записать.

Воспитатель: Но мы еще очень плохо пишем, но что мы умеем делать очень хорошо?

Дети: Мы умеем рисовать.

Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения.

Этапы исследовательской работы

Подумать самостоятельно.

Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о городском транспорте?

Дети: Городской транспорт – это машины, которые передвигаются по городу. Еще городской транспорт перевозит людей и грузы.

Воспитатель: Хорошо, давайте нарисуем человека в автомобиле и прикрепим рисунок на магнитную доску. Подумайте еще, на какие группы мы можем разделить весь городской транспорт? Почему?

Дети: Городской транспорт бывает легковой, грузовой и пассажирский.

Проводиться подвижная игра: «Виды транспорта». По сигналу воспитателя дети изображают легковые машины (дети сидят на полу и «рулят»), грузовики (изображая грузовик, дети становятся в пары) и автобус (дети выстраиваются друг за другом).

Воспитатель: Мы поиграли в игру «Виды транспорта», а теперь чтобы запомнить прикрепим на магнитную доску иллюстрации легкового и грузового автомобилей и автобуса.

Воспитатель: Как передвигается по городу транспорт?

Дети: Все машины ездят по дорогам и соблюдают правила дорожного движения.

На доске появляется схематичный рисунок дороги и дорожных знаков.

Воспитатель: Подумайте, что самое главное мы забыли сказать о городском транспорте? Нарисуйте.

Дети рисуют человека в машине, а затем отвечают на вопрос воспитателя.

Дети: Всеми машинами управляют люди.

Воспитатель: Мы провели часть исследования. Каким будет следующий этап?

Дети: На следующем этапе мы должны изучить литературу, почитать книгу.

Посмотреть в книгах

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам обратиться к «Энциклопедии для дошкольников», в которой мы непременно найдем материал о городском транспорте. Я вам зачитаю отрывок, а вы зарисовывайте полученную информацию.

Во время чтения дети узнают, что существует специальные машины, которые помогают нам в сложных ситуациях, чрезвычайных происшествиях. Полиция использует не только машины, но и мотоциклы, чтобы быстрее добраться до места аварии. Пожарные машины перевозят пожарных и оборудование для тушения пожара. «Скорая помощь» доставляет врачей, которые перевозят больных и раненых людей в больницу, где им оказывается медицинская помощь.

Специальные транспортные средства в определенных случаях могут нарушать правила дорожного движения.

Воспитатель: Прикрепите свои зарисовки к магнитной доске.

Дети прикрепляют схемы и символы новых идей.

Воспитатель: Что нам необходимо сделать для осуществления следующего этапа исследования?

Дети: Мы должны пойти на улицу.

Воспитатель: Правильно, чтобы понаблюдать за городским транспортом, мы пройдем на экскурсию. Пойдемте одеваться.

Воспитатель с детьми отправляется на целевую экскурсию, на ближайшую улицу города.

Наблюдение.

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на движущийся транспорт. Что нового вы можете увидеть? Что еще не известного нам отметить?

Дети: Вот едет машина с надписью «Хлеб». Она развозит по магазинам батоны, булки, караваи, буханки хлеба. 
- А вот другая машина на ней нарисовано молоко. Значит, она перевозит молочные продукты. 
- Посмотрите, а эта машина поехала к нам в интернат за мусором. Она к нам часто приезжает и у нас, поэтому, чисто. 
- На этой улице работает трактор, он чистит  дорогу.

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Вы заметили, что на улицах города много специальных машин, которые помогают человеку.

Воспитатель: Я вас попрошу обратить внимание на машины, которые поворачивают с одной дороги на другую. Что вы заметили?

Дети: Эти машины пропускают те, которые движутся по главной дороге. 
- Когда машина поворачивает направо, она включает правый сигнал поворота. 
- А когда машина поворачивает налево, то она включает левый сигнал поворота.

Воспитатель: Вы все верно отметили и поэтому, когда вы будете переходить через дорогу, обращайте особое внимание на световые сигналы машины.

Воспитатель: Вы много новых знаний нашли на улице города. Давайте хорошо запомним их, а когда придем в интернат, зафиксируем и прикрепим к магнитной доске к уже собранной информации.

Дети с воспитателем возвращаются в интернат. По приходу фиксируют записи и присоединяют к уже собранной информации.

Воспитатель: Мы собрали довольно много информации о городском транспорте. Скажите, какие этапы исследования мы еще не осуществили?

Спросить у другого человека.

Дети: (отвечают с опорой на карточки) спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

Воспитатель: Что из перечисленного вами мы еще сегодня можем сделать в интернате?

Дети: Мы можем спросить у другого человека и связаться со специалистами.

Воспитатель: Итак, чтобы получить информацию у другого человека, давайте определимся, у кого мы можем спросить о городском транспорте?

Дети: У директора. 
- У старшего воспитателя. 
- Можно спросить у водителя в интернате. 
- Можно спросить у помощника воспитателя. 
- Можно спросить у взрослых.

Воспитатель: Да, мы можем спросить у любого воспитателя, любого взрослого в интернате. Но как нам опросить всех?

Дети: Можно разделиться на группы.

Воспитатель: Правильно, мы с вами превратимся в корреспондентов, разделимся на группы и соберем информацию. Но не забывайте, нам нужны только новые данные, которые мы еще не знаем. Вы их сразу фиксируйте.

На следующий день проводиться деловая игра «Специальный корреспондент». Собранная информация прикрепляется на магнитную доску.

Воспитатель: У нас осталось еще два этапа, какие?

Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера

Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию.

Дети получают домашнее задание.

На следующий день дети приносят свои записи  и прикрепляют их к магнитной доске.

Обобщение информации.

Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас мы возьмем все наши зарисовки, сядем на ковер и посмотрим, что мы узнали о городском транспорте.

Воспитатель совместно с детьми раскладывает на ковре схемы, рисунки, заметки детей и выделяют главные идеи.

Воспитатель: Итак, давайте выделим самое главное из того, что мы узнали.

Дети: Городской транспорт может быть личным и общественным. 
- Любым транспортным средством управляет водитель. 
- Все машины должны пройти технический осмотр и оформить автострахование, прежде чем выехать на улицы города. 
- Существует легковой и грузовой и пассажирский городской транспорт. 
- Грузовой транспорт необходим для перевозки различных грузов. Это специальные машины: «продукты», «молоко», снегоуборочная техника, КАМАЗы и др. 
- К пассажирскому транспорту относятся: автобусы, такси, троллейбусы, трамваи,  метро, маршрутное такси. 
- Автобусы, троллейбусы и трамваи останавливаются только в специально организованных местах – остановках. 
- Около остановок устанавливаются специальные знаки, которые рассказывают, какой вид транспорта здесь останавливается. 
- Все водители городского транспорта обязаны соблюдать правила дорожного движения. 
- Существуют и особые машины, которые иногда не соблюдают правила дорожного движения. Это «скорая помощь», «пожарная машина», «полиция». 
- У всех транспортных средств есть световые сигналы. Они предназначены для предотвращения аварийных ситуаций на улицах города.

Завершение работы.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами проделали огромную работу, которая сравнима по своей значимости и сложности с работой настоящих ученых и выполнили поставленную задачу. Мы уточнили, конкретизировали и расширили знания о городском транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия

Будет ли ребенок профессиональным пешеходом или он так и останется недоученным любителем? Сможет ли он мгновенно принять единственно правильное решение в сложной дорожной обстановке? Это зависит от то...

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.

Данные тесты созданы на основе учебника для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В.Н.Латчука (В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук), издательства «Дрофа», 2014 г...

Причины дорожно-транспортных происшествий

эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне. Роль учителя - инструктор...

Занятие "Причины дорожно-транспортных происшествий"

Занятие, цель которого дать представление о том, как важно и пешеходам, и пассажирам знать правила дорожного движения...

«Причины дорожно-транспортных происшествий»

laquo;Причины дорожно-транспортных происшествий» Знания основных причин детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения на дорогах - залог жизни и здоровья человека....

Причины дорожно-транспортных происшествий

Цельобучающая:закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения;рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий.развивающая:развивать умения оценивать действия водителей, пеше...

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Причины дорожно-транспортных происшествий....