Причины дорожно-транспортных происшествий.
методическая разработка по обж

Касьянов Андрей Васильевич

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx81.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1

 (р. п. Квиток, ул. Калинина, 6)

Открытый урок

«Причины дорожно-транспортных происшествий »

учителя_____________________Касьянова Андрея Васильевича

должность:______ учитель основ безопасности жизнедеятельности

предмет __________основы безопасности жизнедеятельности

класс______________________8_________________________

дата _________________21.11.2018______________________

Директор МКОУ Квитокской СОШ №1______________О.В. Маслий

Заместитель директора по УВР                _____________Ж.А. Земцова

Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе

Класс

8

Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Авторы учебника

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тема  

«Причины дорожно-транспортных происшествий»  

Тип урока

Открытия нового знания

Материально-техническое оснащение

Интерактивная доска, проектор, презентация, видеофильм, учебник, карточки с заданиями, интернет ресурсы.

Цель  

Создание условий для расширения знаний учащихся о причинах дорожно-транспортных происшествий, развить навыки анализа различных ситуаций и активизировать внимание к проблеме, показав ее значимость.

Задачи

обучающая:

закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения;

рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий.

развивающая:

развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные - безопасные и неправильные -  опасные.

воспитывающая:

воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.

формировать умение обосновывать свою точку зрения, свое суждение на проблему.

Основные термины, понятия

Дорожно-транспортное происшествие, пешеход, пассажир, водитель, автомобиль, дорога, транспортные средства.

Планируемые результаты

личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- способность к самооценке.

метапредметные:

- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- умение ставить и формулировать проблемы;

- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей.

предметные:

- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в поселке или городе в целом;

- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

- виды перекрёстков.

Формы работы

Групповая, индивидуальная, игровая с элементами дискуссии

Методы обучения

Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация

Технологии

Информационно-коммуникационная технология;

Приемы работы

составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу; составление логической схемы прочитанного; конспектирование, получение информации с помощью средств ИКТ.

Ход урока

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

с УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне.

2-3 мин.

 Презентация. Слайд 1.

- Добрый день, друзья! Я рад видеть вас на уроке и хочу поделиться с вами хорошим настроением.

Приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку. Распределяет обучающихся

на 3 группы. На столе лежат смайлики трех цветов (красный, желтый, зеленый).

Ученики выбирают по желанию, рассаживаются за столы с соответствующим с цветом. Слайд 2.

- Ребята, вы уже обратили внимание, что у вас на столах стоят таблички с названиями групп: группа «Водителей», группа «Пассажиров» и группа «Пешеходов».

Я сегодня буду в роли инспектора ГИБДД.

- Здравствуйте!

Приветствуют учителя. Занимают свои места согласно цветам смайлика.

Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов

Коммуникативные: планирование  совместной деятельности с учителем и со сверстниками.

  1. Этап. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

3-5 мин

- Скажите, пожалуйста, каких цветов у вас смайлики? Вам ничего не напоминают эти цвета?

- Правильно! Сигналы светофора. Я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить, какая тема сегодняшнего урока? Но для того, чтобы вам было понятнее, предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

Слайд 3. Просмотр видеофрагмент. Постановка проблемы определения темы и цели урока. 

Слайд 4.

- Правильно! Тема нашего урока «Причины дорожно-транспортных происшествий».

- Красные, желтые, зеленые.

Смотрят видеофрагмент. Определяют тему урока.

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные: целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Коммуникативные: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли.

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

  1. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

5 мин.

Слайд 5.

В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств, как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества.

А для определения цели урока, я предлагаю найти в интернете следующую информацию: группе водителей - история автомобилестроения; группе пешеходов – дорожно-транспортные происшествия в России, группе пасажиров – статистика количества транспортных средств в России.

Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространённым видом транспорта.

И днём, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырьё для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов.

Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом.

Печальная статистика в России

В первой половине 2018 года в России произошло 76199 дорожно-транспортных происшествий. Число погибших в этих происшествиях за первые шесть месяцев 2018 года – 9712 человек, а получили травмы 99740 человек.

Статистика

Только в период с 1992 по 1997 гг. количество автотранспортных средств в России увеличилось более чем на 4 млн. единиц. По прогнозам специалистов в ближайшей перспективе в России высокие темпы автомобилизации сохранятся, и уровень насыщения автотранспортными средствами достигнет 370-440 единиц на 1000 жителей страны (примерно каждый третий житель будет водителем). В 2000-2003 гг. этот уровень составил примерно 230-250 транспортных средств на 1000 жителей.

Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.

Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899 г.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинённой материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации).

В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн. получают телесные повреждения.

- Итак, мы определили с вами основные цели нашего урока.

Слушают учителя. Помечают основные моменты в рабочей тетради, ищут информацию по заданиям

Определяют цель урока.

Записывают определение ДТП в тетрадь.

Познавательные: умение слушать и понимать информацию, осуществлять решение учебных задач операции анализа, делать обобщения и выводы.

Регулятивные: Формирование целей-мотивов учебной деятельности.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся, проявлять в некоторых случаях помощь, оценивать собственную учебную деятельность, причины неудач.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и отвечать на вопросы.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Ролевая игра «Письмо

инспектору  ГИБДД».

7 мин.

Слайд 6. Каждую минуту на дорогах страны происходят дорожно-транспортные происшествия по вине водителей, пешеходов, пассажиров. Участники происшествия не всегда понимают свою вину, нарушая правила дорожного движения. Много жалоб приходит на адрес инспектора ГИБДД.

Слайд 7. Сегодня мы будем его помощниками и рассмотрим с  позиции своих ролей нарушения ПДД и кто в этом виноват. Предлагаю свои предложения написать в письме инспектору ГИБДД.

Наблюдение и корректировка действий ребят.

Проводят исследование по теме в группах:

осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации;

Личностные: ответственное отношение к выполнению заданий.

Регулятивные: умение вести самостоятельный отбор информации; умение выполнять учебное действие.

Познавательные: уметь планировать, анализировать свою работу; строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в группе.

  1. Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.        Этап реализации построенного проекта        Этап реализации построенного проекта        Этап реализации построенного проекта

Дискуссия по письмам. Роль учителя – зачинщик опасной ситуации  3 мин.

Слайд 8. Предлагаю вам озвучить результаты вашей работы и активно поучаствовать в дискуссии.

Каждая группа зачитывает свое письмо. Затем обсуждают.

Учитель задает провокационные вопросы.

Обсуждают, высказывают свои мнения. 

экспериментируют, находят пути решения

возникающих проблем, открывают новые для себя знания

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Мозговой штурм.

6 мин.

Слайд 9. Следующая наша работа будет по карточкам с ситуационной задачей.

Каждой группе выдается карточка с заданием (при ответе карточки дублируются на интерактивной доске). Слайд 10 Ваша задача назвать нарушения, которые могут случиться в данной ситуации по вине водителя, пешехода и пассажира, правильно ответить на все вопросы и набрать максимальное количество  баллов. 

Слайд 11, 12, 13

Учитель направляет, помогает.

Обсуждают, отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают свои мнения, отстаивают свою позицию, экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания

  1. Этап. Динамическая пауза.

Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой.

3 мин.

Слайд 14. Раз мы с вами сегодня говорим о правилах дорожного движения, поэтому и отдохнем вместе со светофором.

Физминутка "Светофор"

В Светофор мы поиграем

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали …(потягиваемся)

В Светофор мы поиграем, (ходьба на месте)

Руки, ноги разминаем (встряхивание руками и ногами)

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперёд (наклоны)

Влево, вправо поворот (повороты туловища)

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем, (рывки руками перед грудью)

Начинаем, детвора! (ходьба на месте)

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим как самолёт (прыжки)

Вот зелёный загорелся,

Можно нам идти вперёд.

Обучающиеся выполняют физические упражнения.

Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  1.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.

4 мин.

Слайд 15, 16.  После веселого отдыха предлагаю ответить на вопросы интерактивного теста «Правила дорожного движения. Для этого вам необходимо сесть за ноутбуки. После окончания теста программа сама поставит оценку.

Слайд 17. Подведем итоги  работы по тесту.

Заполните листы самооценки и озвучьте свой результат. Какая из групп поработала наиболее плодотворно.

Ученики выполняют задания теста, затем занимают свои места за партой.

Выставление оценок в листе самооценки и взаимооценки  работы в группе. 

Личностные: стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные: оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные: уважительное отношение к мнению других, осуществлять взаимный контроль; выстраивать понятные для партнера высказывания.

 Предметные: знание правил дорожного движения.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

3 мин.

Слайд 18. И в завершении нашего урока прошу вас, ответить  на пару вопросов:

-Были ли в вашей жизни ситуации связанные с ДТП? 

- Обсуждали ли вы с кем-нибудь причины, по которым происходят аварии на дорогах?

Слайд 19.

Домашнее задание

- придумать рекламный слоган «Соблюдай правила дорожного движения!»

 (по выбору):

- нарисовать плакат - призыв «Соблюдай правила дорожного движения!» в графическом редакторе point или в форме gif анимации.

- создать видеоролик «Будь осторожен на дороге!»

Ученики записывают задание в дневник.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

3 мин.

Слайд 20.

- Что вы нового узнали на уроке?

- Какие идеи пришли вам в голову при решении задач, решаемых на уроке?

- Я доволен вашей работой на уроке. Спасибо. До свидания.

Обучающиеся высказывают свои впечатления об уроке.

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: умение систематизировать знания по теме «Причины дорожно-транспортных происшествий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия

Будет ли ребенок профессиональным пешеходом или он так и останется недоученным любителем? Сможет ли он мгновенно принять единственно правильное решение в сложной дорожной обстановке? Это зависит от то...

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.

Данные тесты созданы на основе учебника для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В.Н.Латчука (В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук), издательства «Дрофа», 2014 г...

Беседа: «Причины дорожно-транспортных происшествий»

ЦЕЛИ:Расширить знания детей о правилах поведения на дорогах.Формирование здорового образа жизни воспитанников.Воспитание высокой общей культуры.Профилактика безнадзорности и беспризорности.Профилактик...

Причины дорожно-транспортных происшествий

эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне. Роль учителя - инструктор...

Занятие "Причины дорожно-транспортных происшествий"

Занятие, цель которого дать представление о том, как важно и пешеходам, и пассажирам знать правила дорожного движения...

«Причины дорожно-транспортных происшествий»

laquo;Причины дорожно-транспортных происшествий» Знания основных причин детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения на дорогах - залог жизни и здоровья человека....

Причины дорожно-транспортных происшествий

Цельобучающая:закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения;рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий.развивающая:развивать умения оценивать действия водителей, пеше...