Причины дорожно-транспортных происшествий
план-конспект урока по обж (8 класс)

Бардуев Зорикто Намсараевич

Цель

обучающая:

закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения;

рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий.

развивающая:

развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные - безопасные и неправильные -  опасные.

воспитательная:

воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.

Задачи

расширить знания учащихся о причинах дорожно-транспортных происшествий;

развить у обучающихся навыки анализа различных ситуаций;

- активизировать внимание к проблеме, показав ее значимость;

- формировать умение обосновывать свою точку зрения, свое суждение на проблему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obzh_v_8_klasse.doc76 КБ
Файл dtp.pptx666.58 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности

Класс 8

Предмет: основы безопасности жизнедеятельности

Тема урока: Причины дорожно-транспортных происшествий 

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Изучение новой темы 

Цель

обучающая:

закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения;

рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий.

развивающая:

развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные - безопасные и неправильные -  опасные.

воспитательная:

воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.

Задачи

расширить знания учащихся о причинах дорожно-транспортных происшествий;

развить у обучающихся навыки анализа различных ситуаций;

- активизировать внимание к проблеме, показав ее значимость;

- формировать умение обосновывать свою точку зрения, свое суждение на проблему.

Основные термины, понятия

Дорожно-транспортное происшествие, пешеход, пассажир, водитель, автомобиль, дорога, транспортные средства.

Планируемые результаты

личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- способность к самооценке.

метапредметные:

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей.

предметные:

- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в поселке или городе в целом;

- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

- виды перекрёстков.

Формы работы

групповая, индивидуальная, игровая с элементами дискуссии

Этапы урока

  1. Организационный
  2.  Мотивация к учебной деятельности
  3. Изучение нового учебного материала
  4. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
  5. Динамическая пауза
  6. Диагностика прочности усвоения знаний
  7. Объяснение домашнего задания
  8. Рефлексия

Оборудование: Проектор, презентация, карточки с заданиями

Ход урока

Этапы урока,

роль учителя

проведении игры

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

с УУД

  1. Этап. Организационный

Цель: эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне.

Роль учителя - инструктор

Презентация.(ссылка на презентацию см. в документе "Ссылки")Слайд 1.

-Добрый день, друзья! Я рада видеть вас на уроке и хочу поделиться с вами хорошим настроением. У меня на столе  лежат смайлики разных цветов. Возьмите себе того цвета смайлик, какое у вас данный момент настроение.

Приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку. Распределяет обучающихся

на 3 группы. На столе лежат смайлики трех цветов (красный, желтый, зеленый). (Приложение 5)

Ученики выбирают по желанию, рассаживаются за столы в соответствующим с цветом. Слайд 2.

- Ребята, вы уже обратили внимание, что у вас на столах стоят таблички с названиями групп: группа «Водителей», группа «Пассажиров» и группа «Пешеходов». (Приложение 6)

Я сегодня буду в роли инспектора ГИБДД.

- Здравствуйте!

Приветствуют учителя. Занимают свои места согласно цветам смайлика.

Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов

Коммуникативные: планирование  совместной деятельности с учителем и со сверстниками.

  1. Этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Роль учителя - инструктор

- Скажите, пожалуйста, каких цветов у вас смайлики? Вам ничего не напоминают эти цвета?

- Правильно! Сигналы светофора. Я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке. Но для того, чтобы вам было понятнее, предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

Слайд 3. Просмотр видеофрагментПостановка проблемы определения темы и цели урока. 

Слайд 4.

- Правильно! Тема нашего урока «Причины дорожно-транспортных происшествий».

- Красные, желтые, зеленые.

Смотрят видеофрагмент. Определяют тему урока и цели.

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные: целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Коммуникативные: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли.

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

  1. Этап. Изучение нового учебного материала

Цель: организовать учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.

Роль учителя - инструктор

Слайд 5.

В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств, как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространённым видом транспорта.

И днём, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырьё для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов.

Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Число автомобилей на дорогах во всём мире растёт с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как, ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей.

Печальная статистика в России

В первой половине 2022 года в России произошло 53 537 дорожно-транспортных происшествий. Число погибших в этих происшествиях за первые шесть месяцев 2022 года – 5 651 человек, а получили травмы 67 708 человек.

Статистика

В 2022 гг. зарегистрировано 45 млн. легковых автомобилей.

Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.

Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899 г.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинённой материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации).

В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн. получают телесные повреждения.

Слушают учителя. Помечают основные моменты в рабочей тетради.

Познавательные: умение слушать и понимать информацию, осуществлять решение учебных задач операции анализа, делать обобщения и выводы.

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки и оценивать одноклассников.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся, проявлять в некоторых случаях помощь, оценивать собственную учебную деятельность, причины неудач.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и отвечать на вопросы.

Записывают определение ДТП в тетрадь.

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию.

Ролевая игра «Письмо

инспектору  ГИБДД».

Роль учителя - инструктор

Слайд 6. Каждую минуту на дорогах страны происходят дорожно-транспортные происшествия по вине водителей, пешеходов, пассажиров. Участники происшествия не всегда понимают свою вину, нарушая правила дорожного движения. Много жалоб приходит на адрес инспектора ГИБДД.

Слайд 7. Сегодня мы будем его помощниками и рассмотрим с  позиции своих ролей нарушения ПДД и кто в этом виноват. Предлагаю свои предложения написать в письме инспектору ГИБДД.

Наблюдение и корректировка действий ребят.

Обучающиеся работают в группах.

Личностные: ответственное отношение к выполнению заданий.

Регулятивные: умение вести самостоятельный отбор информации; умение выполнять учебное действие.

Познавательные: уметь планировать, анализировать свою работу; строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в группе.

Дискуссия по письмам.

Роль учителя – зачинщик опасной ситуации

Слайд 8. Предлагаю вам озвучить результаты вашей работы и активно поучаствовать в дискуссии.

Каждая группа зачитывает свое письмо. Затем обсуждают.

Учитель задает провокационные вопросы.

Обсуждают, высказывают свои мнения.

Мозговой штурм.

Роль учителя - инструктор

Слайд 9. Следующая наша работа будет по карточкам с ситуационной задачей.

Каждой группе выдается карточка с заданием. Слайд 10. Ваша задача назвать нарушения, которые могут случиться в данной ситуации по вине водителя, пешехода и пассажира, правильно ответить на все вопросы и набрать максимальное количество  баллов. (Приложение 7)

Слайд 11, 12, 13

Учитель направляет, помогает.

Обсуждают, отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают свои мнения, отстаивают свою позицию.

  1. Этап. Динамическая пауза.

Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой.

Роль учителя - инструктор

Слайд 14. Раз мы с вами сегодня говорим о правилах дорожного движения, поэтому и отдохнем вместе со светофором.

Физминутка "Светофор"

В Светофор мы поиграем

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали …(потягиваемся)

В Светофор мы поиграем, (ходьба на месте)

Руки, ноги разминаем (встряхивание руками и ногами)

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперёд (наклоны)

Влево, вправо поворот (повороты туловища)

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем, (рывки руками перед грудью)

Начинаем, детвора! (ходьба на месте)

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим как самолёт. (прыжки)

Вот зелёный загорелся,

Можно нам идти вперёд.

Обучающиеся выполняют физические упражнения.

Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  1. Этап. Диагностика прочности усвоения знаний

Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.

Роль учителя - инструктор

Слайд 15, 16 После веселого отдыха предлагаю ответить на вопросы теста «Правила дорожного движения». (Приложение 8)

После выполнения теста необходимо выполнить взаимопроверку в группах.

Слайд 17. Подведем итоги  работы по тесту.

Заполните листы самооценки и озвучьте свой результат. Какая из групп поработала наиболее плодотворно.

Выставление оценок в листе самооценки и взаимооценки  работы в группе. (Приложение 9)

Личностные: участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные: оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные: уважительное отношение к мнению других, осуществлять взаимный контроль; выстраивать понятные для партнера высказывания.

Предметные: знание правил дорожного движения.

  1. Этап. Объяснение домашнего задания

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Роль учителя - инструктор

Слайд 18. Домашнее задание (по выбору):

- нарисовать плакат - призыв «Соблюдай правила дорожного движения!»

- придумать рекламный слоган «Соблюдай правила дорожного движения!»

- создать видеоролик «Будь осторожен на дороге!»

Ученики записывают задание в дневник.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации умение слушать.

  1. Этап. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Роль учителя - инструктор

И в завершении нашего урока прошу вас, ребята поделиться своими впечатлениями.

Слайд 20. - Были ли в вашей жизни ситуации связанные с ДТП? 

- Обсуждали ли вы с кем-нибудь причины, по которым происходят аварии на дорогах?

- Что вы нового узнали на уроке?

-Какие идеи пришли вам в голову при решении задач, решаемых на уроке?

- Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо. До свидания.

Обучающиеся высказывают свои впечатления об уроке.

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: умение систематизировать знания по теме «Причины дорожно-транспортных происшествий».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

Слайд 2

Цель урока: Закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения. ● Формировать культуру безопасного поведения детей и подростков на дороге, в общественном транспорте. ● Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. ● Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.

Слайд 3

Это интересно Первое производство автомобиля было основано в 1888 г. в в Германии Карлом Бенцем . К 1900 г. массовое производство автомобилей началось во Франции и США. Первой компанией, созданной исключительно для производства автомобилей стала французская « Панар и Левассо » которая также первой применила четырехцилиндровый двигатель. За « Панар », созданной в 1889, последовал «Пежо» двумя годами позже. К началу ХХ в. в западной Европе начался подъём автомобильной промышленности, особенно во Франции, где в 1903 г. было собрано 30 204 автомобиля.

Слайд 4

Один из первых автомобилей на улице европейского города. Начало 20 в.

Слайд 5

Что называется дорожно-транспортным происшествием? Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

Слайд 6

Причины ДТП несовершенство автомобиля или его неисправность; плохие дороги и несовершенное регулирование дорожного движения- плохие погодные условия (туман, гололед, ливень); низкая дисциплина участников дорожного движения (ДТП по вине водителя, по вине пешехода). И это в наше время основная причина.

Слайд 7

Причины детского травматизма - переход дороги перед близко идущим транспортом в неустановленном месте; - неожиданный выход на проезжую часть из-за машин, кустов; - переход дороги на запрещающий сигнал светофора; - игры и хождение по проезжей части; - управление велосипедом, мопедом, машиной не имея достаточных навыков и знаний Правил дорожного движения.

Слайд 8

Запомните обязательно, если вы появились на проезжей части дороги внезапно, то даже самый опытный водитель при надежных тормозах не сможет сразу остановить машину. Во-первых, автомобили едут на большой скорости; во-вторых, водители бывают неопытные, неосторожные, пьяные; в-третьих, реакция у водителей разная.

Слайд 9

Основная причина дорожно-транспортных происшествий с детьми - выбегать, не глядя из-за предмета; - небрежно смотреть по сторонам; - начинать движение не оглядевшись; - оценивать обстановку без поворота головы; - отступать, делать шаг назад не глядя; - оглядываться, когда вас позовут; -двигаться бегом, непрерывно, не останавливаясь; - двигаться по кратчайшему пути; - совмещать движение с оживленной беседой; - спешить и небрежно держать родителей за руку.

Слайд 10

Основные причины совершения ДТП по вине пешеходов. Переход проезжей части в неустановленном месте Неподчинение сигналам регулирования

Слайд 11

Основные причины совершения ДТП по вине водителей. Превышение скорости Нарушение правил обгона, маневрирования Нарушение правил проезда пешеходных переходов и остановок Нарушение правил проездов ж/ д переездов Управление транспортом в нетрезвом состоянии

Слайд 12

ДТП на федеральных трассах России унесли жизни более 9712 человек

Слайд 13

Статистика Наименование показателя Российская Федерация ДТП погибло ранено ДТП и пострадавшие пешеходы (всего) 24319 2777 22660 Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие с участием пешеходов (Январь – Июнь 2015 год)

Слайд 14

Статистика Наименование показателя Российская Федерация ДТП погибло ранено ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 16 лет (всего) 8507 305 8990 Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие с участием детей (Январь – Июнь 2015 год)

Слайд 15

Статистика Наименование показателя Российская Федерация ДТП погибло ранено ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств (всего ) 68412 8208 89936 Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств (Январь – Июнь 2015 год)

Слайд 16

Статистика ДТП с участием детей в Пермском крае ( 1 полугодие 2015г .) В Прикамье зарегистрировано 208 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в результате которых 6 детей погибли 15 детей получили травмы различной степени тяжести.

Слайд 18

ДТП подразделяют на следующие виды : 1 . столкновение; 2. опрокидывание; 3. наезд на стоящее транспортное средство; 4. наезд на пешехода; 5. наезд на препятствие; 6. наезд на велосипедиста; 7. наезд на гужевой транспорт; 8. наезд на животных; 9. падение; 10. и прочее;

Слайд 19

Последствиями ДТП являются: материальный ущерб, ранение или гибель участников движения.

Слайд 20

Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения»

Слайд 21

Задачи программы - предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; - развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении; - сокращение детского дорожно-транспортного травматизма; - совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах; сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; -повышение уровня безопасности транспортных средств и др.

Слайд 22

Являясь одной из значимых составных частей общей культуры в области безопасности, культура безопасного поведения на дорогах должна формироваться совместно с расширением сферы жизнедеятельности человека. Она включает в себя такие компоненты, как : постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учётом личных потребностей: пешеход, пассажир, водитель; воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного движения; умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и возможности возникновения опасной ситуации; владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных ситуаций; умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для себя и окружающих .

Слайд 23

Домашнее задание П.2.1 стр.27-34 Вопросы.

Слайд 24

Будьте внимательны на дороге!

Слайд 25

Литература: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. М. :-Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия

Будет ли ребенок профессиональным пешеходом или он так и останется недоученным любителем? Сможет ли он мгновенно принять единственно правильное решение в сложной дорожной обстановке? Это зависит от то...

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.

Данные тесты созданы на основе учебника для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В.Н.Латчука (В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук), издательства «Дрофа», 2014 г...

Беседа: «Причины дорожно-транспортных происшествий»

ЦЕЛИ:Расширить знания детей о правилах поведения на дорогах.Формирование здорового образа жизни воспитанников.Воспитание высокой общей культуры.Профилактика безнадзорности и беспризорности.Профилактик...

Причины дорожно-транспортных происшествий

эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне. Роль учителя - инструктор...

Занятие "Причины дорожно-транспортных происшествий"

Занятие, цель которого дать представление о том, как важно и пешеходам, и пассажирам знать правила дорожного движения...

«Причины дорожно-транспортных происшествий»

laquo;Причины дорожно-транспортных происшествий» Знания основных причин детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения на дорогах - залог жизни и здоровья человека....

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Причины дорожно-транспортных происшествий....