Методическая разработка внеклассного мероприятия "В мире первоцветов"
методическая разработка (5 класс) по теме

Кислицкая Ирина Владимировна

Методическая разработка внеклассного мероприятия

   «В мире первоцветов»

Методические рекомендации: мероприятие  проводится для учащихся  5 – 6 классов.  Перед началом мероприятия подготовить: таблички с названиями станций; карты-маршруты;· чистые листы для написания стихотворений, заготовки-буриме; фотографии с первоцветами, зашифрованные тексты и слова. Мероприятие проводится в классе и  парковой зоне школы.

Цель: развитие художественного восприятия у учащихся как условия постижения видения окружающего мира, донести нравственную суть проблемы, приблизить учеников к нравственным истинам, показать, как создается образ переживания, как происходит преображение индивидуального  (чувства подростков) в общечеловеческое (эмоциональный отклик, сопереживание учащихся).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Кислицкая Ирина Владимировна

заместитель директора по УВР

 МБОУ СОШ №10 Майкопского района Республики Адыгея

Внеклассное мероприятие

   «В мире первоцветов»  

Методические рекомендации: мероприятие  проводится для учащихся  5 – 6 классов.  Перед началом мероприятия подготовить: таблички с названиями станций; карты-маршруты;· чистые листы для написания стихотворений, заготовки-буриме; фотографии с первоцветами, зашифрованные тексты и слова. Мероприятие проводится в классе и  парковой зоне школы.

                                                                                                                                                                                                      Цель: развитие художественного восприятия у учащихся как условия постижения видения окружающего мира, донести нравственную суть проблемы, приблизить учеников к нравственным истинам, показать, как создается образ переживания, как происходит преображение индивидуального  (чувства подростков) в общечеловеческое (эмоциональный отклик, сопереживание учащихся).

Задачи:  Формировать навыки коллективного взаимодействия, формировать активную экогогически нравственную позицию по отношению к окружающей среде, уметь формировать собственное мнение и свою позицию, воспитывать бережное отношение к природе. Научить  узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием; расширить знания учащихся о многообразии первоцветов; самостоятельно делать выводы.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! Сегодня мы с вами отправимся на необычный праздник. В нем участвуют учащиеся 5 – 6 классов.  Но для того, чтобы начать наш праздник нам нужно отгадать его название.

Звучит музыка Вивальди «Апрель»,  в класс входит девочка в костюме подснежника и под музыку изображает пантомиму «Пробуждение после зимы».

Ведущий: Готовы ли вы ребята сообщить тему нашего занятия? Если учащиеся точно не формулируют тему, то ведущий предлагает разгадать кроссворд, который поможет определить тему занятия (с помощью проектора на экран выводится кроссворд(слайд №1))

Н

П

П

М

Ц

                                                   

Ведущий:   По горизонтали:

1.Предвестник весны, тепла, настроенья, появляется первый он из-под снега, занесен в Красную книгу. ( Подснежник)

2.Какое растение называется «золотыми ключиками весны»? (Примула)

3. Эта культура из рода лютиковых растений, он имеет насыщенно-зеленого цвета листья и белые цветы, в диаметре не превышающие 5-6 см. Это растение чаще других используется в народной медицине, занесен в Красную книгу.(Морозник)
4.Цветки этого луковичного ранневесеннего растения из семейства амариллисовых необычно грациозны и никого не могут оставить равнодушным. В Швейцарии устраивают праздник в его честь. В Китае на Новый год в каждом доме он стоит, как у нас елка. В Турции сохранилась поговорка: « У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить его, ибо хлеб – пища для тела, а он – пища для души». Что это за цветок? (Нарцисс).

5. Растение с темно-коричневыми, бархатистыми клубнями. Корни вырастают из нижней части клубня. Цветок ярко-розовый. Этот первоцвет еще называют дрявкой. занесен в Красную книгу (Цикламен).

Ведущий:  Кто из ребят готов сказать тему занятия?(отвечают «Первоцветы»,  «Первоцветы-посланники весны, или Первоцветы Республики Адыгея.) Действительно, наш праздник будет посвящен ПЕРВОЦВЕТАМ.

(слайд № 2)  «Цветок, который мы не срываем, единственный, что никогда не теряет своего запаха и красоты.» В. Гюго 

Слово о первоцветах.

Ведущий:  Еще не успел стаять снег, а уже поднимают свои яркие цветки к весеннему солнышку первоцветы. Цветущие ранней весной первоцветы, составляют уникальный природный комплекс  флоры на территории Республики Адыгея.

Такие растения мы видим на экране (Слайд №3 (Изображены: кандык кавказский, тюльпан Липского, подснежник Воронова, пролеска двулистная), кто из ребят знает названия этих растений? Затем ведущий дает пояснения по каждому растению: «кандык кавказский»  (слайд №4) -эритрониумы, или кандыки, представляют собой красивейшие растения семейства лилейных. Всего насчитывается 25 видов эритрониума. Эти травянистые луковичные растения имеют ряд следующих характерных признаков: расположенная глубоко под землей яйцевидно-цилиндрическая луковица с невысоким стеблем (обычно 10-30 см, редко до 60 см) и двумя листьями. Нарядные одноцветные или пятнистые листья эритрониума придают этому растению дополнительную декоративность.Первая часть латинского названия «Эритрониум» (Еrithronium) происходит от древнегреческого cлова « erythros» (т.е.« красный»), что указывает на такую окраску цветка у отдельных видов. 

    Тюльпан Липского(слайд №5)  даже в Красной Книге занимает особое место – этот красивый цветок эндемик Кавказа, и нигде больше не встречается. Известно всего три его местонахождения, да и то, численность Тюльпана Липского очень мала, встречается он в крайне ограниченном количестве. Основной причиной исчезновения

на сегодняшний день является даже не сбор цветов, а выкапывание его местным населением, коллекционерами и туристами. В результате столь варварского отношения Тюльпан Липского полностью исчез из верховья Кубани, где был его основной ареал обитания.

Подснежник Воронова (слайд №6) занесен в Красную книгу России и в список охраняемых растений. Травянистое луковичное многолетнее растение. Цветочная стрелка высотой 10-30 см с одним поникающим цветком белого цвета.

Пролеска двулистная  (слайд №7) обитает в европейской части России, преимущественно на юге, в предгорьях Кавказа, на  полуострове Крым, а также на побережье Средиземного моря и в странах средиземноморского бассейна. В сравнении с другими видами этого растения, пролеску двулистную можно назвать самой низкорослой, однако, она отличается наиболее обильным цветением среди всех своих сородичей.

Первоцветы - это настоящий природный клад. И сегодня вы будете искать этот клад! Для этого мы перемещаемся с вами в страну Первоцветов. Вот карты, для поиска этого клада. Вам нужно пройти 5 станций, выполнить все задания, которые вам приготовили хранители этих станций, и тогда, вы будете получать подсказку по какому маршруту двигаться дальше, победит та команда, которая первой найдет клад.  Желаю вам удачи!

Каждая команда получает карту-маршрут и отправляется на первую станцию

Станция №1  «Поэты»

Необходимо написать стихотворения по данным рифмам (буриме).

Для первой команды:

…………………….подснежник,

…………………….растет,

…………………….валежник,

…………………….идет.

……………………..крокус,

…………………… .весна,

……………………фокус,

…………………...........луна.

………………………..снег,

………………………привет,

……………………..бег,

…………………….....свет.

Для второй команды:

………………………пролеска,

………………………тишина,

………………………тоска,

……………………….вина.

…………....................сон-трава,

……………………….ясна,

……………………....мурава,

………………………весна.

………………………белый,

……………………….тепло,

………………………смелый,

………………………пришло.

 

Станция №2  «Составь слово»

Вам предложены карточки, из которых надо составить название цветов. Один из этих цветов не будет являться первоцветом. Продолжительность конкурса – 3 минут.

http://festival.1september.ru/articles/501331/img1.gif

                                               

Ответы: ПОДСНЕЖНИК, ОДУВАНЧИК), МАТЬ – И – МАЧЕХА, ЛАНДЫШ, ХОХЛАТКА. РОЗА – лишняя . 

Станция №3  «Дешифровка»

 Зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов. Продолжительность конкурса – 3 минуты.  

Ребята должны отгадать зашифрованный текст
ги ре те Бе пер ты. Цве во
Ребятам необходимо составить названия первоцветов
1.ДЫШНАЛ (Ландыш) 2. НЗБДАЕАУК (Незабудка) 3. КИПОДЖЕСН (Подснежник)

4.МИНЦКАЛЕ(Цикламен)

                                     Станция №4  «Отгадай-ка»

Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились... (крокусы).

Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик,
Носит... (одуванчик).

В палисадниках растут,
разноцветные,
Летом были бы они
незаметными,
А весною так желанны
Нам нарциссы и... (тюльпаны).

Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие... (ландыши).

У занесённых снегом кочек, 
Под белой шапкой снеговой, 
Нашли мы маленький цветочек, 
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник) 

Из-под снега появились,
Солнцу, ветру удивились,
Будто облако с небес

Синевой окрасив лес. (Пролеска)

Станция №5 Рекламная листовка «Берегите первоцветы».
Ребята, внимательно прочитайте инструкцию, которая лежит у вас на столах. Внимательно рассмотрите содержимое выданных вам конвертов. Проявите фантазию, дооформите плакат. Листовка  должна призывать людей бережно относиться к природе.

Подведение итогов, награждение команд.

Ведущий:  Первоцветы выросли и зацвели ранней весной, чтобы доставить людям радость, украсить хмурые и неприветливые леса. Но очень обидно, что люди не ценят этого. Но мы с Вами не должны оставаться равнодушными. Плакаты, которые вы сегодня оформили, развесим в школе и доме культуры ст. Новосвободной, чтобы как можно больше людей не оставались в стороне этой проблемы. Берегите первоцветы!!!

 Рефлексия 
- «Моё внимание привлекло …» 

«Мне запомнилось …»  «Мне удалось …» 

«Захотелось ещё узнать о …» 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приложение к внеклассному мероприятию «В мире первоцветов» Кислицкая Ирина Владимировна заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №10 Майкопского района

Слайд 2

1.Предвестник весны, тепла, настроенья, появляется первый он из-под снега, занесен в Красную книгу? п н д с е ж н и к о е 2. Какое растение называется «золотыми ключиками весны?» п р а и м у л в 3. Эта культура из рода лютиковых растений, он имеет насыщенно- зеленого цвета листья и белые цветы, в диаметре превышающие 5-6 см. Это растение чаще других используется в народной медицине, занесен в Красную книгу. о р о м з н и к ц р а н и с с 4. Цветки этого луковичного ранневесеннего растения из семейства амариллисовых необычно грациозны и никого не могут оставить равнодушным. В Швейцарии устраивают праздник в его честь. В Китае на Новый год в каждом доме он стоит, как у нас елка. В Турции сохранилась поговорка: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить его, ибо хлеб – пища для тела, а он – пища для души». в е м а л к и ц н т ы 5. Растение с темно-коричневыми, бархатистыми клубнями. Корни вырастают из нижней части клубня. Цветок – ярко-розовый. Этот первоцвет еще называют Дрявкой, занесен в Красную книгу.

Слайд 3

«Цветок, который мы не срываем, единственный, что никогда не теряет своего запаха и красоты.» В. Гюго

Слайд 5

« кандык кавказский» Э ритрониумы , или кандыки , представляют собой красивейшие растения семейства лилейных. Всего насчитывается 25 видов эритрониума . Эти травянистые луковичные растения имеют ряд следующих характерных признаков: расположенная глубоко под землей яйцевидно-цилиндрическая луковица с невысоким стеблем (обычно 10-30 см, редко до 60 см) и двумя листьями. Нарядные одноцветные или пятнистые листья эритрониума придают этому растению дополнительную декоративность.Первая часть латинского названия « Эритрониум » ( Еrithronium ) происходит от древнегреческого cлова « erythros » (т.е.« красный»), что указывает на такую окраску цветка у отдельных видов.

Слайд 6

Тюльпан Липского Тюльпан Липского даже в Красной Книге занимает особое место – этот красивый цветок эндемик Кавказа, и нигде больше не встречается. Известно всего три его местонахождения, да и то, численность Тюльпана Липского очень мала, встречается он в крайне ограниченном количестве. Основной причиной исчезновения на сегодняшний день является даже не сбор цветов, а выкапывание его местным населением, коллекционерами и туристами. В результате столь варварского отношения Тюльпан Липского полностью исчез из верховья Кубани, где был его основной ареал обитания.

Слайд 7

Подснежник Воронова Подснежник Воронова занесен в Красную книгу России и в список охраняемых растений. Травянистое луковичное многолетнее растение. Цветочная стрелка высотой 10-30 см с одним поникающим цветком белого цвета .

Слайд 8

Пролеска двулистная Пролеска двулистная обитает в европейской части России, преимущественно на юге, в предгорьях Кавказа, на полуострове Крым, а также на побережье Средиземного моря и в странах средиземноморского бассейна. В сравнении с другими видами этого растения, пролеску двулистную можно назвать самой низкорослой, однако, она отличается наиболее обильным цветением среди всех своих сородичей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: “Этот день в истории” – урок Мира 1 сентября.

Цели урока: Учить заботится о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;Воспитывать,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Людей неинтересных в мире нет"

В процессе воспитания личности  важное  значение имеет формирование  её нравственности,  развития индивидуальности каждого обучающегося. Данный классн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: 1 сентября - урок Мира.

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:1 сентября - урок Мира.Познакомиться с детьми, создать благоприятную атмосферу в классе, сформировать у детей положительную оценку своего класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Урок Мира». (5 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Урок Мира».(5 класс)...