план-конспекты на сборы по ОВС: РХБЗ, УНС-граната
план-конспект занятия по обж (10 класс) на тему

Васильев Сергей Николаевич

План-конспекты на сборы с юношами предпоследнего года обучения по основам военной службы. Темы: радио-химическая и биологическая защита, упражнения начальных стрельб (УНС) - метание ручных осколочных гранат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         Утверждаю

                                                                                       Начальник учебных сборов

                                                                                             __________С.Н. Васильев

                                                                                         «____»_______________20___г..

Назначение и подбор средств индивидуальной защиты дыхания и средств защиты кожи. Правила пользования.

Цель: познакомить учащихся с основными средствами индивидуальной защиты, научить правильному пользованию ими.

Время: 45 мин

Место: учебный корпус

Учебно-наглядный комплекс: плакаты ГО, противогазы, ОЗК.

Ход урока

Вводная часть5 мин.

- сообщение темы, цели занятия и порядка его проведения.

- краткий опрос по правилам поведения на зараженной местности. 

Основная часть – 35 мин

1.        Обсуждение   вопроса: что включает в себя понятие «средства индивидуальной защиты» (СИЗ) и для чего они предназначаются?

         Обобщаю итоги обсуждения:

Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. По способу изготовления средства индивидуальной защиты делятся на средства, изготовленные промышленностью, и простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.

2.        Рассмотрение средств индивидуальной защиты.
Средства защиты органов дыхания.

1) Наиболее надежным средством защиты органов дыхания людей являются противогазы. Они предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных примесей, находящихся в воздухе.

Фильтрующие противогазы являются основным средством индивидуальной защиты органов дыхания. Принцип их защитного действия основан на предварительном очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от различных вредных примесей. В настоящее время в системе гражданской обороны для взрослого населения используются фильтрующие противогазы ГП-5, ГП-7.

2)        Респираторы.

В системе гражданской обороны наибольшее применение имеет респиратор Р-2. Респираторы применяются для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли. Респиратор Р-2 представляет собой фильтрующую полумаску, снабженную двумя клапанами вдоха и одним клапаном выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных (растягивающихся) тесемок и носовым зажимом.

При вдохе воздух проходит через наружную поверхность респиратора и фильтр и, очищенный от пыли, через клапаны вдоха попадает в органы дыхания.

При выдохе воздух выходит наружу через клапан выдоха.

Респиратор надежно защищает органы дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли. От отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ он не защищает.

Если во время пользования респиратором появится много влаги, то рекомендуется снять его на 1-2 минуты, удалить влагу, протереть внутреннюю поверхность и снова надеть.

3)        Противопыльная тканевая маска и ватно-марлевая повязка.

Противопыльная тканевая маска ПТМ-1 и ватно-марлевая повязка предназначаются для защиты органов дыхания человека от радиоактивной пыли и при действиях во вторичном облаке бактериальных средств. От отравляющих веществ они не защищают. Изготавливает маски и повязки преимущественно само население. Маска состоит из двух основных частей - корпуса и крепления. Корпус сделан из 2-4 слоев ткани. В нем вырезаны смотровые отверстия со вставленными в них стеклами. На голове маска крепится полосой ткани, пришитой к боковым краям корпуса. Плотное прилегание маски к голове обеспечивается при помощи резинки в верхнем шве и завязок в нижнем шве крепления, а также при

помощи поперечной резинки, пришитой к верхним углам корпуса маски. Воздух очищается всей поверхностью маски в процессе его прохождения через ткань при входе. Маску может изготовить каждый рабочий или служащий.

Маску надевают при угрозе заражения радиоактивной пылью. При выходе из зараженного района при первой возможности ее дезактивируют: чистят (выколачивают радиоактивную пыль), стирают в горячей воде с мылом и тщательно прополаскивают, меняя воду.

Ватно-марлевая повязка изготавливается населением самостоятельно. Для этого требуется кусок марли размером 100 на 50 см. На марлю накладывают слой ваты толщиной 1-2 см, длиной 30 см, шириной 20 см. Марлю с обеих сторон загибают и накладывают на вату. Концы подрезают вдоль на расстоянии 30-35 см так, чтобы образовалось две пары завязок. При необходимости повязкой закрывают рот и нос; верхние концы завязывают на затылке, а нижние - на темени. В узкие полоски по обе стороны носа закладывают комочки ваты. Для защиты глаз используются противопыльные защитные очки. Все средства защиты органов дыхания надо постоянно содержать исправными и готовыми к использованию.

4) Средства защиты кожи.

 По своему назначению средства защиты кожи подразделяются на специальные и подручные. Специальными пользуются формирования ГО. К ним относятся: легкий защитный костюм (Л-1), защитный комбинезон в комплекте с резиновыми сапогами и перчатками, защитный плащ ОП-1 в комплекте с защитными чулками и перчатками, защитная фильтрующая одежда (ЗФО) в комплекте с резиновыми сапогами и перчатками.

Защитное действие изолирующих материалов, из которых изготовляются многие специальные костюмы и комбинезоны, состоит в том, что отравляющее вещество, попавшее на них, задерживается в течение некоторого времени.

Защитный комбинезон изготовлен из прорезиненной ткани и состоит из представляющих единое целое брюк, куртки и капюшона. Для защиты рук и ног используются пятипалые резиновые перчатки одного размера и резиновые сапоги.

Специальные средства защиты надевают, как правило, перед работой на зараженной местности. Снимают специальные средства защиты только на незараженной местности. При этом необходимо обратить особое внимание на то, чтобы незащищенными частями тела не касаться внешней стороны средств защиты. Стоять необходимо лицом к ветру.

Защитное действие фильтрующих материалов состоит в том, что при прохождении через них зараженного воздуха пары ОВ задерживаются специальными веществами, которыми пропитана ткань. Защитная фильтрующая одежда состоит из хлопчатобумажного комбинезона, пропитанного специальными веществами, мужского нательного белья (рубаха и кальсоны), подшлемника и двух пар портянок (одна из них пропитана специальным веществом). Одежда используется в комплекте с резиновыми сапогами и перчатками.

Для защиты открытых участков тела и одежды целесообразно использовать дождевые плащи, лучше из прорезиненной ткани или синтетических материалов. На короткое время они могут защитить даже от капельножидких ОВ. Обязательно должен быть капюшон. При его отсутствии можно использовать клеенку, полиэтиленовую пленку. Для защиты ног пригодны резиновые сапоги. Защитить руки от ОВ помогут резиновые, а от РВ и БС - кожаные и тканевые перчатки. Брюки внизу нужно завязывать тесьмой.

5. Тренировка в пользовании СИЗ.

Учащиеся выстраиваются с противогазами в 2 шеренги. Преподаватель, находясь междуними, подает команду «Газы» для отработки норматива по надеванию противогаза и контролирует действия учащихся. После выполнения норматива подается команда «Отбой» и преподаватель делает разбор действий учащихся, указывая на недостатки, выявленные при выполнении норматива и пути их устранения.

Учащиеся разбиваются в группы по 2 человека. На каждую группу выдается 1 средство защиты кожи. Один учащийся одевает средство защиты, другой – контролирует его действия. Затем они меняются своими ролями. Учитель осуществляет общее руководство и контроль за правильностью действий учащихся.

Заключительная часть - 5 мин

Задаю контрольные вопросы

  • Какие средства относятся к простейшим средствам защиты органов дыхания?
  • От каких веществ не защищают респираторы?
  • В каких случаях используют противопыльную маску, а в каких - ватно-марлевую повязку?

     - назначение ОЗК

   


                                                                                                         Утверждаю

                                                                                       Начальник учебных сборов

                                                                                             __________ С.Н. Васильев

                                                                                         «____»_______________20___г..

ТЕМА: Защита от оружия массового поражения

Занятие. ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

Цель. Ознакомить учащихся с устройством приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, дать им навыки в работе с радиометром-рентгенометром и ВПХР

Учебные вопросы:

  1. Назначение, устройство и принцип работы приборов радиационной разведки.
  2. Войсковой прибор химической разведки(ВПХР).

Время. 45 мин.

Место. – кабинет(поле).

Метод. Рассказ и практический показ устройства, приемов подготовки и работы с приборами.

Материальное обеспечение. Дозиметрический прибор ДП-5А, ВПХР, таблицы.

Порядок проведения занятия и методические советы

Вводная часть5 мин.

- сообщение темы, цели занятия и порядка его проведения.

- краткий опрос по правилам поведения на зараженной местности.

Основная часть – 35 мин

1-й учебный вопрос. Кратко объясняю ионизационный метод обнаружения и измерения радиоактивных излучений. Радиоактивные излучения ионизируют воздух, т. е. расщепляют его молекулы и атомы на положительные и отрицательные ионы. Под действием электрического напряжения ионы приходят в движение: положительные—к аноду, отрицательные — к катоду. В результате этого возникает ионизационный ток. По силе ионизационного тока определяется интенсивность радиоактивных излучений.

Устройство ДП-5А, подготовка прибора и работа с ним изучаются практически. Для этого необходимо называю и показываю обучаемым основные части прибора, объясняю их назначение и принцип действия, показываю порядок подготовки прибора к работе: проведение внешнего осмотра, установка стрелки микроамперметра на отметку «О» верхней шкалы и «5» нижней шкалы, подключение источников питания. После этого 1—2 ученика под руководством преподавателя поочередно готовят прибор к работе и измеряют им уровни радиации на местности.

 Прежде всего разъясняю учащимся, что прибор ДП-5А предназначен для измеренияуровней гамма-радиации на местности и радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению; по своему назначению он является универсальным. Мощность гамма-излучения измеряется этим прибором в рентгенах или миллирентгенах в час. Затем показываю на таблице и приборе поддиапазоны I и II для измерения уровней радиации на местности в пределах 5— 200 Р/ч и более и поддиапазоны «ХЮ00», «ХЮО», «ХЮ», «XI», «Х0,1» для измерения степени зараженности предметов в миллирентгенах (мР/ч).

Далее объясняю устройство ДП-5А, показав

его основные части на приборе и таблице 15, на которой они даны в крупном плане; учащиеся, читая наименования частей приборов на таблице, быстрее их запомнят и лучше усвоят устройство прибора. После этого поочередно вызываю нескольких учащихся к прибору и повторно рассматриваю с ними его устройство.

Убедившись, что учащиеся усвоили устройство прибора, перехожу к изучению подготовки его к работе и проведению измерений уровней радиации на местности и радиоактивного заражения различных объектов.

Для этого организую с ними практическую отработку порядка подготовки прибора к работе.

Вначале обучаемым показываю на приборе порядок подготовки его к работе — от установки стрелки микроамперметра на «О» до проверки работоспособности аппарата по контрольному аппарату, а также последовательной установки переключателя поддиапазонов в положения: «Х1000», «XlOO», «XlO», «Xl», «ХОД».

Затем показываю учащимся порядок измерения уровней радиации на местности по шкалам «О—5» и «О—200», а также порядок определения степени заражения кожных покровов людей, одежды, техники, транспорта, продовольствия, воды и других предметов, пользуясь поддиапазонами «X1000», «Х100», «XlO», «Xb, «ХОД».

В конце отработки данного учебного вопроса целесообразно предложить учащимся решить 1—2 задачи, например:

1.        Какова степень заражения кожного покрова человека, если
показание прибора на верхней шкале 3,2 мр/ч, а переключатель
поддиапазонов находится в положении «Х10»?

Решение: 3,2 мР/чХ 10 = 32 мР/ч.

2.        Какова   зараженность   объекта, если   суммарная   зараженность 280 мР/ч, а величина гамма-фона 220 мР/ч?

Решение: 280 мР/ч—220 мР/ч=60 мР/ч.

Решаемые задачи могут быть включены в раздаточный материал, который предлагается учащимся на этом уроке.

После рассмотрения устройства и работы прибора ДП-5А учащимся следует указать, что дозиметрические приборы хранятся в шкафах или на стеллажах в помещениях с температурой от +10 до +25°С, влажностью 50—65%. Источники питания приборов хранятся отдельно в сухом прохладном месте (температура от —6 до +5°С).

Дозиметрические приборы нельзя подвергать длительному воздействию прямых солнечных лучей, дождя или снега. Их надо очищать от грязи и пыли, защищать от ударов. Запрещается вскрывать корпус приборов

2-й учебный вопрос.

 Отрабатывается методом рассказа и практического изучения. В начале знакомлю обучаемых с назначением войскового прибора химической разведки и кратко излагаю его устройство, используя для наглядности учебную таблицу и образец прибора. Особое внимание надо обратить на устройство и назначение индикаторных трубок трех видов, которые входят в комплект прибора.

Объясняю обучаемым, что обнаружение в воздухе отравляющих веществ и установление их концентрации осуществляется обычно в два этапа. Сначала определяют наличие ОВ типа зарина в опасных концентрациях. После этого устанавливают наличие в воздухе других ОВ.

Вначале используют две трубки с красным кольцом и красной точкой. Показываю приемы работы с этими трубками, после чего учащиеся отрабатывают эти приемы на приборе. Так же определяется наличие этих ОВ в воздухе в безопасных концентрациях.

На втором этапе определение ОВ осуществляется трубкой с зелеными кольцами. Беру трубку с тремя зелеными кольцами и показываю порядок обнаружения в воздухе фосгена, хлорциана и синильной кислоты, затем на трубке (Г одним желтым кольцом — паров иприта. Учащиеся одновременно с рассказом руководителя отрабатывают приемы работы с прибором по обнаружению ОВ.

В заключение учащимся кратко разъясняю порядок определения ОВ на местности и на различных предметах, а также порядок хранения и сбережения приборов химической разведки.

Заключительная часть - 5 мин

- обобщение изученного учебного материала.

- подведение итогов занятия.

                                                                                                     Утверждаю

                                                                                       Начальник учебных сборов

                                                                                             __________ С.Н. Васильев

                                                                                         «____»_______________20___г..

ТЕМА: Краткая характеристика современных средств поражения

Цель: рассмотреть основные виды оружия и их поражающие факторы.

Время. 45 мин.

Место. – кабинет(поле).

Метод. Рассказ

Материальное обеспечение. Плакаты

Вводная часть5 мин.

Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава.

Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний.

  1. Что такое ядерное оружие? Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?
  2. Какие существуют боеприпасы обычных средств поражения? Как они классифицируются?
  3. Что такое биологическое оружие? В чём заключается его поражающее действие?
  4. Что такое химическое оружие? Какие поражающие факторы химического оружия вы знаете?

Основная часть – 35 мин

Оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Обычные средства поражения (ОСП) – это комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражения или боеприпасов, использующих энергию удара и взрыва взрывчатых веществ и их смесей.

Ядерное оружие – вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжёлых ядер некоторых изотопов урана и плутония или в ходе реакций синтеза лёгких ядер, таких, как дейтерий, тритий (изотопы водорода) и литий.

Химическое оружие – оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах химических веществ.

Биологическое оружие – вид оружия массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности.

Высокоточное оружие (ВТО) – это управляемое средство поражения, эффективность которого основывается на высокой точности попадания в цель.

Современные обычные средства поражения

Обычные средства поражения классифицируются по способу доставки, калибру, типу боевых частей, по принципу действия на преграды.

В понятие обычных средств поражения (ОСП) включается комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражений или боеприпасов, использующих энергию удара и взрыва взрывчатых веществ и их смесей.

ОСП классифицируются по способу доставки, калибрам, типам боевых частей, по принципу действия на преграды. Рассмотрим некоторые из них.

По способу доставки ОСП делятся на:

  • баллистические и крылатые ракеты;
  • авиационные средства поражения в обычном снаряжении;
  • неуправляемые авиабомбы;
  • управляемые авиационные ракеты;
  • неуправляемые ракеты;
  • доставляемые при помощи ракетно-артиллерийских и реактивных систем.

По действию ОСП делятся на ударные, фугасные, осколочные, кумулятивные, зажигательные.

Для ударов по городам и населённым пунктам могут применяться авиационные средства поражения – осколочные авиабомбы, фугасные авиабомбы, шариковые авиабомбы, боеприпасы фугасного действия – боеприпас объёмно-детонирующего действия, зажигательное оружие.

Осколочные авиабомбы применяют для поражения людей и животных. При разрыве бомбы образуется большое количество осколков, которые разлетаются в разные стороны на расстояние до 300 м. Кирпичные и деревянные стены осколки не пробивают.

Фугасные авиабомбы предназначены для разрушения всевозможных сооружений. В сравнении с ядерными боеприпасами их разрушительная сила невелика. Большую опасность представляют невзорвавшиеся авиабомбы. Чаще всего они имеют взрыватели замедленного действия, которые срабатывают автоматически через некоторое время после сбрасывания бомбы.

Шариковые авиабомбы снаряжаются огромным количеством (от нескольких сотен до нескольких тысяч) осколков (шариков, иголок, стрел и т. д.) весом до нескольких граммов. Шариковые бомбы размером от теннисного до футбольного мяча могут содержать 300 металлических или пластмассовых шариков диаметром 5-6 мм. Радиус поражающего действия бомбы составляет до 15 м.

Боеприпасы объёмно-детонирующего действия взрыва сбрасываются с самолёта в виде кассет. В кассете имеются три боеприпаса, содержащие около 35 кг жидкой окиси этилена каждый. В воздухе происходит разделение боеприпасов. При их ударе о землю срабатывает взрыватель, который обеспечивает разброс жидкости и образование газового облака диаметром 15 м и высотой 2,5 м. Это облако подрывается специальным устройством замедленного действия.

Зажигательное оружие в зависимости от состава подразделяется на зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы), металлизированные смеси, термитные составы, белый фосфор.

Средствами применения зажигательного оружия могут быть авиационные бомбы, кассеты, артиллерийские зажигательные боеприпасы, огнемёты и т. д.

Зажигательные средства, применяемые в виде авиабомб, представляют серьёзную опасность для людей. Попадая на открытые участки кожи, одежду, они вызывают очень тяжёлые ожоги.

Ядерное оружие (ЯО) – оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжёлых ядер некоторых изотопов урана и плутония или термоядерных реакциях синтеза лёгких ядер – изотопов водорода в более тяжёлые.

Ядерное оружие включает различные ядерные боеприпасы, средства их доставки к цели (носители), средства управления. К ядерным боеприпасам относятся ядерные боевые части ракет и торпед, ядерные бомбы, артиллерийские снаряды, глубинные бомбы, мины (фугасы). Носителями ядерного оружия считаются самолёты, надводные корабли и подводные лодки, оснащённые ядерным оружием и доставляющие его к месту пуска (стрельбы). Различают также носители ядерных зарядов (ракеты, торпеды, снаряды, авиационные и глубинные бомбы), доставляющие их непосредственно к целям.

Поражающие факторы ядерного взрыва. Ядерный взрыв сопровождается ударной волной, световым излучением, ионизирующим излучением (проникающей радиацией), радиоактивным заражением местности и электромагнитным импульсом.

Ударная волна – основной поражающий фактор ядерного взрыва, так как большинство разрушений и повреждений сооружений, зданий, а также поражения людей обусловлены, как правило, воздействием ударной волны. Она представляет собой область резкого сжатия среды, распространяющуюся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны. Поражающее действие ударной волны характеризуется величиной избыточного давления, т. е. величиной разности между максимальным давлением во фронте ударной волны и нормальным атмосферным давлением.

Световое излучение – поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Его источник – светящаяся область, образуемая раскалёнными продуктами взрыва и раскалённым воздухом. Световое излучение распространяется практически мгновенно и длится в зависимости от мощности ядерного взрыва до 20 с. Однако сила его такова, что, несмотря на кратковременность, оно способно вызывать ожоги кожи (кожных покровов), поражение (постоянное или временное) органов зрения людей и возгорание горючих материалов и объектов.

Ионизирующее излучение (проникающая радиация) есть поток гамма-лучей и нейтронов. Оно длится 10-15 с. Проходя через живую ткань, гамма-излучение и нейтроны ионизируют молекулы, входящие в состав клеток. Под влиянием ионизации в организме происходят изменения в биологических процессах, приводящие к нарушению жизненных функций организма.

Радиоактивное заражение является результатом выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва как в районе взрыва, так и далеко за его пределами, на расстоянии нескольких сотен и даже тысяч километров. Радиоактивное поражение, возникающее в результате внешнего облучения и попадания радиоактивных веществ внутрь организма, вызывает лучевую болезнь.

Электромагнитный импульс возникает в результате взаимодействия излучения, исходящего из зоны ядерного взрыва, с атомами окружающей среды. Вследствие этого в воздухе возникают кратковременные электрические и магнитные поля, которые и представляют собой электромагнитный импульс. В результате его воздействия повреждаются проводные и кабельные линии, радиотехническая аппаратура.

Химическое оружие (ХО) – один из видов оружия массового поражения, поражающее действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ).

К боевым токсичным химическим веществам относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для поражения различных видов растительности.

В качестве средств доставки химического оружия к объектам поражения используется авиация, ракеты, артиллерия, средства инженерных войск.

Биологическое оружие (БО) – это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряжённые биологическими средствами и предназначенные для массового поражения живой силы противника, сельскохозяйственных животных, посевов сельскохозяйственных культур. Наряду с ядерным и химическим оружием биологическое оружие относится к оружию массового поражения.

Поражающее действие БО основано в первую очередь на использовании болезнетворных свойств микробов и токсичных продуктов их жизнедеятельности. Основу поражающего действия биологического оружия составляют биологические средства, специально отобранные для боевого применения и способные вызвать у людей, животных, растений массовые тяжёлые заболевания.

К высокоточному оружию (ВТО) относятся боевые ракеты различного назначения, управляемые снаряды, управляемые авиационные бомбы и др.

С помощью ВТО с обычными, неядерными средствами поражения можно нанести поражения, сопоставимые по своим последствиям с поражением от тактического ядерного оружия малой мощности.

Дальнейшее развитие ВТО идёт в направлении его «интеллектуализации», т. е. способности распознавать цели, в том числе на поле боя и в условиях помех, а при воздействии по крупным целям выбирать наиболее уязвимый элемент для поражения.

Выводы.

  1. В мире существуют и постоянно совершенствуются различные виды оружия огромной разрушительной силы.
  2. К ним относятся обычные средства поражения (ОСП), ядерное оружие (ЯО), химическое оружие (ХО), биологическое оружие (БО), высокоточное оружие (ВТО).
  3. Ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие являются средствами массового уничтожения.

Дополнительные материалы по теме.

Виды оружия на новых физических принципах

Лучевое оружие – это совокупность устройств (генераторов), поражающее действие которых основано на использовании остронаправленных лучей электромагнитной энергии или концентрированного пучка элементарных частиц, разогнанных до больших скоростей.

Один вид лучевого оружия основан на использовании лазера, другим видом является пучковое (ускорительное) оружие.

Радиочастотное оружие – это средства, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитных излучений сверхвысокой частоты (СВЧ) или чрезвычайно низкой частоты (ЧНЧ). Диапазон сверхвысоких частот находится в пределах от 300 МГц до 30 ГГц, к чрезвычайно низким относятся частоты менее 100 Гц.

Инфразвуковое оружие – это средства массового поражения, основанные на использовании направленного излучения мощных инфразвуковых колебаний с частотой ниже 16 Гц.

Радиологическое оружие – один из возможных видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых радиоактивных веществ (БРВ). Под боевыми радиоактивными веществами понимают специально получаемые и приготовленные в виде порошков или растворов вещества, содержащие в своём составе радиоактивные изотопы химических элементов, обладающих ионизирующим излучением.

Геофизическое оружие – это принятый в ряде зарубежных стран условный термин, обозначающий совокупность различных средств, позволяющих использовать в военных целях разрушительные силы неживой природы путём искусственно вызываемых изменений физических свойств и процессов, протекающих в атмосфере, гидросфере и литосфере Земли.

Заключительная часть – 5 мин.

Вопросы для контроля.

  1. Что такое ядерное оружие? Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?
  2. Что такое биологическое оружие? В чём заключается его поражающее действие?

Что такое химическое оружие? Какие поражающие факторы химического оружия вы знаете?

Подвожу итог, отмечаю наиболее активных учащихся.

                                                                                                       Утверждаю

                                                                                           Начальник учебных сборов

                                                                                             __________ С.Н. Васильев

                                                                                         «____»_______________20___г..

Тема: Выполнение упражнений в метании ручных осколочных (наступательных и оборонительных) гранат.

Цель. Научить учащихся метанию ручных осколочных гранат. Воспитывать мужество и отвагу на героических примерах.

Учебные вопросы.  1. Метание наступательных осколочных гранат.

                              2. Метание оборонительных осколочных гранат.

Время -90 мин.

Место. Поле (2 учебные точки)

Метод. Рассказ с показом, тренировка упражнения

Материальное обеспечение.  Набор учебных   гранат, плакат «Устройство ручных осколочных гранат», мишени.

Вводная часть 10 мин.

- Объявление темы, цели занятия и порядка его проведения.

- сообщение руководителя о применении ручных гранат в бою

             Основная часть 70 мин

  1. Напоминаю назначение ручных осколочных гранат, показываю технику выполнения упражнения, рассказываю с показом всех этапов выполнения упражнения.
  2. Тренировка в выполнении упражнений в метании ручных осколочных гранат.

Подготовка гранаты к броску.

Порядок подготовки гранаты к броску:

- вынуть гранату из гранатной сумки

- вывинтить пробку из трубки корпуса

- ввинтить запал.

Заключительная часть – 10 мин

- обобщение учебного материала.

- подведение итогов занятия

- постановка задач для самоподготовки.

Руководитель занятия______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока трудового обучения в 4 классе на тему "Экскурсия с целью сбора природного материала"

Структурными компонентами данной экскурсии являются: разнообразные наблюдения, дидактические задания, трудовые действия самих учащихся, подвижные игры и игровые упражнения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспекты для проведения 5 дневных учебных сборов по разделу "Основы военной службы"

Тематика и план-конспекты занятий по прогрмме 5 дневных учебных сборов с юношами 10 классов....

План-конспект тематических занятий с юношами 10-х классов проходящих учебно-полевые сборы.

План-конспект тематических занятий с юношами 10-х классов проходящих учебно-полевые сборы....

План конспект занятий на полевых сборах.

laquo;Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации»...

План-конспект "Тактическая подготовка учебные сборы"

В обороне каждый солдат, умело использующий свое оружие, инженерные сооружения и выгодные условия местности, может уничтожить большое количество солдат наступающего противни­ка, а также его танки ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Сбор семян».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ  «Сбор семян». Учитель  Профильного труда Петровская Валерия Петровна  Цель: Формирование навыков коллективного труда.Задачи:• ...