Проект "Дети - дорога- жизнь"
материал по обж на тему

Для детей, родителей, учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deti-doroga-zhizn.docx820.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №5» Многопрофильная

Инновационный проект

«Дети — дорога — жизнь»

Емельянов Игорь Геннадьевич,

преподаватель-организатор

 основ безопасности жизнедеятельности.

г. Нефтеюганск

2015

1.Краткая аннотация проекта

      В каждом образовательном учреждении ведется работа по профилактике ДДТТ. Часто она сводится к проведению классных часов и отдельных мероприятий по изучению правил дорожного движения, урокам ОБЖ.  Данный проект основан на создании программы  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма образовательного учреждения, вводящей в систему  обучение не только учащихся, но и родителей, и педагогов. В программе раскрыты механизмы реализации, структура взаимодействия, комплекс мероприятий, направления обучения, условия реализации программы, кадровое обеспечение и планируемый результат.

      Используются 3 модуля обучения: школа безопасности для родителей; копилка мудрости для учителей; юный пешеход для учеников.

Учащиеся и родители проходят путь от «ученика» до «наставника».

      Программа рецензирована заведующей кафедрой общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидатом педагогических наук, доцентом Г.А. Петровой.

2.Обоснование необходимости проекта.

      Проблема дорожно-транспортного травматизма в нашей стране приобрела в настоящее время масштаб и характер национальной катастрофы. За последние пять лет в дорожно-транспортных происшествиях погибло 226 тысяч человек и свыше 1 млн. 430 тыс. получили увечья. Только прямые экономические потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных и авиационных катастроф, пожаров, наводнений и других несчастных случаев. Учитывая, что среди лиц, смертельно травмированных в ДТП, свыше 70% находились в трудоспособном возрасте, фактический экономический ущерб включает потери, связанные с не произведенным интеллектуальным и материальным продуктом.  Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире — в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасны для человека в силу его недисциплинированности - как водителя, так и пешехода.

      За период летних каникул 2015 года 20 детей (из них 10совместно с родителями) стали нарушителями правил дорожного движения. Возникла проблема обучения не только детей, но  и родителей. Проявилась неэффективность традиционной работы в направлении профилактики дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения. К тому же МБОУ «СОШ №5» находится в центре города и является школой, куда учащихся добираются из нескольких микрорайонов пешком и на автобусе.

       В связи с этим в школе возникла необходимость создания программы «Дети — дорога   — жизнь», которая призвана помочь учителю и родителю в выборе путей обучения и воспитания, способных обеспечить соблюдение школьниками правил безопасного поведения в современных условиях дорожного движения.

3.Цель проекта:  создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

4.Задачи проекта:

- внедрить педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения для интеграции  деятельности преподавателей, родителей, сотрудников средств массовой информации и сотрудников ГИБДД;

- апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей;

- разрабатывать скорректированные методические рекомендации для педагогов в области  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма по итогам работы программы ежегодно, на основе анализа полученных результатов работы программы;

- обеспечить безопасность дорожного движения при организации перевозок школьным автобусом;

5. Основное содержание проекта.

Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

      В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».

      Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

      Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

      Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

      Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о ПДД и навыков их применения.

       В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее  принимает решение».

      Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Основные принципы реализации программы:

- индивидуального и дифференцированного подхода;

- взаимодействия “Дети – дорожная среда”;

- взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия;

- возрастной безопасности;

- социальной безопасности;

- самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Основные методы реализации программы: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение.

Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

   Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

1.Информационное – обучение детей правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

2.Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

 3.Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

4.Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

5.Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

1-й год

      Реализуются 3 основных направления, рассчитанных на обучение детей, родителей и классных руководителей  1-х классов:

1.«Школа безопасности для родителей»

                     Тема

Форма занятий

Ответственный

Срок исполнения

1

Статистика дорожно-транспортных происшествий. Составление маршрута «ДОМ-ШКОЛА-ДОМ»

Родительское собрание

Преподаватель – организатор ОБЖ, инспектор ГИБДД УВД

1 триместр

2

Анкетирование. Рекомендации по обучению детей ПДД

Родительское собрание

Классный руководитель, ответственный ЮИД

1 триместр

3

Поведение детей в общественном транспорте. Безопасность на дороге в осенние каникулы.

Родительское собрание

Классный руководитель, инспектор ГИБДД УВД.

2 триместр

4

Работа с сайтом «Добрая Дорога Детства» (http://www.dddgazeta.ru)

Родительское собрание

Классный руководитель, ответственный ЮИД

3 триместр

2. «Копилка мудрости» для учителей.

                     Тема

Форма занятий

Ответственный

Срок исполнения

1

Основы правил дорожного движения для детей. Выбор программы.

Круглый стол

Заместитель директора по УВР, ответственный ЮИД

1 триместр

2

ПДД на видео(www.vashamashina.ru/pddvideo.html)

Практикум

Ответственный ЮИД

2 триместр

3

Игры по ПДД (подвижные, интеллектуальные, компьютерные)

Практикум

Ответственный ЮИД

3 триместр

4

Изучение ПДД с поправками.

Практикум

Ответственный ЮИД

3 триместр

3.«Юный пешеход» для учащихся 1-х классов.

Тема и содержание уроков

Ответственный

Срок проведения

1

На наших улицах и дорогах.

Беседа о правилах поведения детей на улице.

Классный руководитель,

ЮИД

Сентябрь

2

По дороге в школу.

Экскурсия на улицу. Разбор конкретных  маршрутов учащихся в школу. Использование настольных и сюжетно-ролевых игр.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД

Сентябрь

3

Будь внимательным и осторожным.

Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге осенью. Листопад.

Классный руководитель,

ЮИД

Октябрь

4

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Светофор и его сигналы.

Классный руководитель,

ЮИД

Ноябрь

5

Знакомство с дорожными знаками.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети».

Классный руководитель,

ЮИД

Декабрь

6

Где можно и где нельзя играть.

Правила поведения детей на улице. Почему нельзя играть на улицах и дорогах.

Классный руководитель,

ЮИД

Январь

7

Мы пассажиры.

Знакомство с транспортом города. Правила поведения детей в транспорте.

Классный руководитель, министерство безопасности детского государства РДШ

Февраль

8

На загородной дороге.

Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть.

Классный руководитель,

ЮИД

Март

9

Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Анкетирование, организация игр и соревнований в зале или на специальной площадке.

Классный руководитель,

ЮИД

Апрель

10

Экскурсия по городу.

Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД

Май

Контроль:

1.Итоговые мероприятия

Проводятся один раз в четверть (РОДИТЕЛЬ + УЧЕНИК + КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ+ ШКОЛЬНЫЙ АКТИВ)

2. Тестирование учеников, родителей, классных руководителей.

Планируемый результат работы:

- отзывы родителей;

- создание актива родителей по курированию БДД;

- создание методической базы по изучению ПДД;

- положительный результат тестирования ПДД;

2-й год

Переход на ступень 2 и 3 классов, сохраняя направления и усложняя материал.

1.«Школа безопасности для родителей»

                     Тема

Форма занятий

Ответственный

Срок исполнения

1

Профилактическая работа по предупреждению ДТП в каникулярное время (некоторые климатические особенности сезона, дорожная обстановка, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на учащихся, возможные опасные ситуации с детьми)

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Инспектор ГИБДД УВД, заместитель директора по УВР

1 триместр

2

Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении учащихся безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Классный руководитель, ответственный ЮИД

2 триместр

3

Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного  поведения учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Классный руководитель, ответственный ЮИД

3 триместр

4

Изучение обязанностей пешеходов, пассажиров.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Ответственный ЮИД, инспектор ГИБДД УВД

3 триместр

2. «Копилка мудрости» для учителей

                     Тема

Форма занятий

Ответственный

Срок исполнения

1

Основы правил дорожного движения для детей. Выбор форм и методов проведения занятий.

Круглый стол

Заместитель директора по УВР, ответственный ЮИД

1 триместр

2

Разработка и оформление обучающих презентаций по ПДД

Практикум

Ответственный ЮИД

2 триместр

3

Игры по ПДД (подвижные, интеллектуальные, компьютерные)

Практикум

Ответственный ЮИД

3 триместр

4

Планирование занятий с привлечением отряда ЮИД

Практикум

Ответственный ЮИД

3 триместр

3.«Юный пешеход» для учащихся 2-х классов

Тема и содержание уроков

Ответственный

Срок проведения

1

На наших улицах.

Город, в котором мы живём. Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы. Перекрёстки.

Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице. Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на уроке – залог безопасности движения.

Классный руководитель,

ЮИД

Сентябрь

2

Мы идём в школу.

Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Мы переходим улицу. Наиболее безопасный путь – самый лучший. Где и как надо переходить улицу, дорогу? Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД

Сентябрь

3

Это должны знать все.

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Как нужно ходить по улицам группами? Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой (дождь, гололёд, снегопад) дороге.

Классный руководитель,

ЮИД

Октябрь

4

Наши верные друзья.

Сигналы для регулирования дорожного движения.

Классный руководитель,

ЮИД

Ноябрь

5

Знакомство с дорожными знаками.

Классный руководитель,

ЮИД

Декабрь

6

Где можно играть.

Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах и велосипедах, санках и коньках.

Классный руководитель,

ЮИД

Январь

7

Мы пассажиры.

 Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса». Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили?

Классный руководитель, министерство безопасности детского государства РДШ

Февраль

8

На загородной дороге.

Дорога: обочина, пешеходная дорожка – место для движения пешеходов. Правила поведения на загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Переход через железнодорожный переезд. Место перехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума

Классный руководитель,

ЮИД

Март

9

Мы учимся соблюдать правила движения.

Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, макетов, средств регулирования, схем улиц и дорог.

Классный руководитель,

ЮИД

Апрель

10

Экскурсия по городу.

Практическое закрепление знаний дорожного движения пешеходов на перекрёстке.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД

Май

3.1 «Юный пешеход» для учащихся 3-х классов

Тема и содержание уроков

Ответственный

Срок проведения

1

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»

Классный руководитель,

ЮИД

Сентябрь

2

Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД

Сентябрь

3

Правила дорожного движения.

Классный руководитель,

ЮИД

Октябрь

4

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

Классный руководитель,

ЮИД

Ноябрь

5

Организация движения, технические средства регулирования движения.

Классный руководитель,

ЮИД

Декабрь

6

Светофорное регулирование.

Классный руководитель,

ЮИД

Январь

7

Дорожные знаки.

Классный руководитель, министерство безопасности детского государства РДШ

Февраль

8

Железная дорога.

Классный руководитель,

ЮИД

Март

9

Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД?»

Классный руководитель,

ЮИД

Апрель

10

Итоговое занятие. Тестирование.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД

Май

Контроль:

1.Итоговые мероприятия

Проводятся один раз в четверть (РОДИТЕЛЬ + УЧЕНИК + КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ+ ШКОЛЬНЫЙ АКТИВ)

2. Тестирование учеников, родителей, классных руководителей.

Планируемый результат работы:

- отзывы родителей;

- работа актива родителей по курированию БДД;

- развитие методической базы по изучению ПДД;

- положительный результат тестирования;

- рекомендации по участию школьного актива в рейдах «Школьный автобус».

3-й год

Переход на ступень 4 и 5 классов, сохраняя направления и усложняя материал.

1.«Школа безопасности для родителей»

                     Тема

Форма занятий

Ответственный

Срок исполнения

1

Дороги города в осенне- зимний период, пешеходные переходы.

Родительское собрание

Преподаватель –организатор ОБЖ, инспектор ГИБДД УВД

1 триместр

2

Статистика ДТП. Настольные игры по ПДД для детей.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Классный руководитель, ответственный ЮИД

2 триместр

3

Поведение детей на дороге в весенний период. Игра «Безопасные дороги детства» (www.spdnv.ru/flash/game_road safety/game.html)

1. Родительское собрание.

2.Индивидуальная работа с родителями.

Классный руководитель, психолог.

3 триместр

4

Выбор велосипеда для ребенка, техника безопасности при обучении, правила велосипедиста

1. Родительское собрание.

Классный руководитель, психолог

3 триместр

2. «Копилка мудрости» для учителей

                     Тема

Форма занятий

Ответственный

Срок исполнения

1

Требования к проведению мини уроков по ПДД. Возможные формы проведения.

Лекция

Заместитель директора по УВР, ответственный ЮИД

1триместр

2

«ГИБДД и школа пути сотрудничества»

Круглый стол

Заместитель директора по УВР, ответственный ЮИД, инспектор ГИБДД

2 триместр

3

Правила организации и проведения экскурсий по изучению ПДД.

Круглый стол

Заместитель директора по УВР, ответственный ЮИД

3 триместр

4

Анкетирование и тестирование, как средство контроля. Разработка  анкет.

Практикум

Заместитель директора по УВР, ответственный ЮИД

3 триместр

3. «Юный пешеход» для учащихся 4-х классов

Тема и содержание уроков

Ответственный

Срок проведения

1

Введение.

Причины дорожно-транспортного травматизма: незнание или невыполнение правил движения, нарушение правил пользования общественным транспортом, недисциплинированность на улицах.

Классный руководитель,

ЮИД

Сентябрь

2

Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.

Перекрёсток – место пересечения улиц и дорог. Виды перекрёстков: трёхсторонний, четырёхсторонний, площади. Границы перекрёстков. Дорожная разметка улиц и дорог. Основные линии дорожной разметки и значение их для пешеходов.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД, сотрудник МБУ ДДТ

Сентябрь

3

Сигналы для регулирования дорожного движения.

Сигналы светофоров и их значение. Сигналы  регулировщика и их значение. Действия водителей транспортных средств и пешеходов по сигналу светофора или регулировщика.

Классный руководитель,

ЮИД, сотрудник МБУ ДДТ

Октябрь

4

Дорожные знаки и их группы.

Группы дорожных знаков. Значение знаков для пешеходов. Место установки дорожных знаков.

Классный руководитель,

ЮИД

Ноябрь

5

Правила перехода улиц и дорог.

Выбор наиболее безопасного пути в школу, в библиотеку, в магазин, на стадион и т.д. Переход улиц с односторонним и двухсторонним движениями.

Классный руководитель,

ЮИД

Декабрь

6

Тормозной путь транспортных средств.

 Факторы,  влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущим транспортным средством.

Классный руководитель,

ЮИД

Январь

7

Виды транспортных средств.

Автомобили, грузовые, легковые, специальные. Их назначение.  Правила  поведения пассажиров  транспортных средств.

Классный руководитель, министерство безопасности детского государства РДШ

Февраль

8

Настольные игры по правилам дорожного движения.

Закрепление знаний по правилам дорожного движения с использованием наборов по правилам дорожного движения и настольных игр.

Классный руководитель,

ЮИД

Март

9

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Автогородок.

Классный руководитель,

ЮИД, сотрудник МБУ ДДТ  

Апрель

10

Итоговое занятие.

Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах и дорогах проводится в форме викторины, уроков-вопросов и ответов.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД

Май

3.1«Юный пешеход» для учащихся 5-х классов

Тема и содержание уроков

Ответственный

Срок проведения

1

 Вводное занятие «Правила движения - закон улиц и дорог». Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте. ГИБДД. Юные инспекторы движения.

Классный руководитель,

ЮИД

Сентябрь

2

 Причины дорожно-транспортных происшествий. Недисциплинированность на улицах.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД, сотрудник МБУ ДДТ

Сентябрь

3

 Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

Классный руководитель,

ЮИД, сотрудник МБУ ДДТ

Октябрь

4

 Формы регулирования дорожного движения.

Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

Классный руководитель,

ЮИД

Ноябрь

5

 Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрёстки. Переход улицы и дороги по сигналам светофора и регулировщика.

Классный руководитель,

ЮИД

Декабрь

6

 Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

Классный руководитель,

ЮИД

Январь

7

Скрытые опасности на дороге.

Игра  «Дорожные ловушки».

Классный руководитель, министерство безопасности детского государства РДШ

Февраль

8

 Транспортные средства и дорожное движение. Автобусы и такси, трамваю и троллейбусы – городской общественный транспорт. Железнодорожный транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.

Классный руководитель,

ЮИД

Март

9

Правила езды на велосипеде.

Устройство и эксплуатация велосипеда. Правила велосипедиста.

Классный руководитель,

ЮИД, сотрудник МБУ  ДДТ  

Апрель

10

 Итоговое занятие. Игра «Весёлый перекрёсток».

Классный руководитель, инспектор ГИБДД

Май

Контроль:

1.Итоговые мероприятия

Проводятся один раз в четверть (РОДИТЕЛЬ + УЧЕНИК + КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ+ ШКОЛЬНЫЙ АКТИВ)

2. Тестирование учеников, родителей, классных руководителей.

Планируемый результат работы:

- отзывы родителей;

- работа актива родителей по курированию БДД;

- развитие методической базы по изучению ПДД;

- положительный результат тестирования;

- рекомендации по обучению родителей;

- рекомендации для работы классных руководителей  по БДД.

4-й год

Переход на ступень 6 классов, сохраняя направления и усложняя материал.

1.«Школа безопасности для родителей»

                     Тема

Форма занятий

Ответственный

Срок исполнения

1

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Как влияет на безопасность детей поведение родителей.

Разработка и выпуск памяток для первоклассников

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

инспектор ГИБДД УВД, заместитель директора по УВР

1 триместр

2

Типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Классный руководитель, ответственный ЮИД

2 триместр

3

Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Классный руководитель, психолог.

3 триместр

4

Разработка и выпуск памяток для родителей 1-х классов.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Ответственный ЮИД, инспектор ГИБДД УВД

3 триместр

2. «Копилка мудрости» для учителей

                     Тема

Форма занятий

Ответственный

Срок исполнения

1

Внеклассные мероприятия

по БДД.

Круглый стол

Заместитель директора по УВР, ответственный ЮИД

1 триместр

2

Обучение составлению планов работы с привлечением сотрудников ГИБДД

Круглый стол

Заместитель директора по УВР, ответственный ЮИД, инспектор ГИБДД

2 триместр

3

Правила организации и проведения экскурсий по изучению ПДД совместно с сотрудниками ГИБДД

Круглый стол

Заместитель директора по УВР, инспектор ГИБДД

3 триместр

4

Анкетирование и тестирование, как средство контроля. Разработка  тестов.

Практикум

Заместитель директора по УВР, ответственный ЮИД

3 триместр

3.«Юный пешеход» для учащихся 6-х классов

Тема и содержание уроков

Ответственный

Срок проведения

1

 Россия - страна автомобилей.

Классный руководитель,

ЮИД

Сентябрь

2

Формы  регулирования  движения.  Сигналы  светофора.  Сигналы регулировщика. Дорожная разметка.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД, сотрудник МБУ ДДТ

Сентябрь

3

Дорожные знаки.

Классный руководитель,

ЮИД, сотрудник МБУ ДДТ

Октябрь

4

На   загородных   дорогах.   Правила   перехода   улиц,   дорог, перекрёстков.

Классный руководитель,

ЮИД

Ноябрь

5

Причины ДТП.  Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

Классный руководитель,

ЮИД

Декабрь

6

Правила  поведения  при  ДТП. Оказание  пострадавшим  первой доврачебной помощи (практическое занятие).

Классный руководитель,

ЮИД

Январь

7

Роллинг. Техника безопасности. Правила движения

Классный руководитель, министерство безопасности детского государства РДШ

Февраль

8

Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Классный руководитель,

ЮИД

Март

9

Железная дорога.

Классный руководитель,

ЮИД, сотрудник МБУ ДДТ  

Апрель

10

ГИБДД.    Ответственность    за    нарушения    правил    дорожного движения.

Классный руководитель, инспектор ГИБДД

Май

Контроль:

1.Итоговые мероприятия

Проводятся один раз в четверть (РОДИТЕЛЬ + УЧЕНИК + КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ+ ШКОЛЬНЫЙ АКТИВ)

2. Тестирование учеников, родителей, классных руководителей.

Планируемый результат работы по итогам 4-го года:

Дети знают:

- историю возникновения ПДД;

- дорожные знаки;

- сигналы светофора;

- виды транспорта;

- причины ДТП;

- правила движения на велосипеде;

- правила движения по дороге.

Умеют:

- ориентироваться в дорожных ситуациях;

- оценивать свое поведение на дороге;

- оказывать первую медицинскую помощь при ДТП;

- объяснять товарищу правила поведения на дороге.

Достигнут:

- совершенствования навыков ориентировки на дороге;

- развития дорожной грамотности;

- повышения ответственного поведения на дорогах.

Учащиеся, прошедшие итоговое тестирование на отлично, вступают в отряд ЮИД.

Родители знают:

- способы, методы обучения и воспитания ребенка безопасному поведению на дороге и в транспорте;

- программы обучения детей БДД;

- информационные сайты по развитию у детей безопасного поведения на дороге и в транспорте;

- статистику ДДТТ.

Умеют:

- оценивать свое поведение на дороге;

- правильно воздействовать на ребенка для воспитания безопасного поведения.

Наиболее активные родители получают удостоверение, позволяющее участвовать в обучении ПДД.

Учителя знают:

- требования к работе по профилактике ДДТТ;

- программы обучения детей ПДД;

- информационные сайты для методической работы по организации обучения ПДД;

- формы и методы проведения занятий и внеклассных мероприятий по изучению ПДД;

- правила оформления классного уголка по БДД.

Умеют:

- работать с информационными сайтами по БДД;

- составлять перспективные планы по обучению ПДД;

- оформлять классные уголки по БДД.

Создадут:

- методический банк данных по обучению ПДД.

Учитель получает диплом «Гуру ПДД»

6.Ресурсы

Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

•        директор школы;

•        заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

•        педагог-организатор на ОБЖ;

•        педагог - организатор;

•        классные руководители;

•        сопровождающие автобусов;

•        работники МБОУ ДО ЦДОД;

•        библиотекарь;

•        работники ГИБДД УВД

БИЗНЕС-ПЛАН

реализации программы «Дети — Дорога — жизнь»

Мероприятие

Стоимость

1

Приобретение видео и медиа - материалов по вопросам безопасности движения.

10 000 руб.

2

Приобретение компьютерных программ для обучения ПДД

10 000руб

3

Приобретение настольных игр для обучения ПДД        

10 000руб

4

Изготовление печатной продукции (листовки, памятки)

10 000 руб.

5

Призовой фонд детских конкурсов по профилактике дорожного травматизма

10 000 руб.

6

Издание пособия для педагогов по безопасности движения и профилактике дорожного травматизма

10 000 руб.

7

Приобретение велосипедов

55 000 руб.

ИТОГО:

115 000 руб.

7.Партнеры

8.Целевая аудитория: учащиеся, родители, учителя.

9.План реализации:

Этапы реализации программы

Основные направления деятельности

I этап – подготовительный

 Август-сентябрь2015г.

Разработка проектного замысла программы, ознакомление с его основными идеями педагогов, учащихся, их родителей и предполагаемых социальных партнеров.

Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования программы.

II этап – основной

октябрь 2015- 2017у.г.

Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного  травматизма.

Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.

Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов деятельности, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

Использование в образовательной практике настольных и компьютерных игр по ПДД.

Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.

Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.

Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

III этап – заключительный

2018-2019 г.

Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.

10.Ожидаемый результат:

- уменьшение случаев нарушения ПДД;

- расширение методической базы;

- расширение материальной базы;

- развитие разновозрастных взаимодействий, наставничества;

- увеличение числа учащихся, задействованных в пропаганде БДД.

11.Перспектива развития:

- систематизация работы по профилактике ДДТТ и передача опыта другим образовательным учреждениям;

- разработка модуля  занятий для 7-8 классов, со спецификой наставничества;

- разработка паспорта дорожной безопасности, как приложения к программе;

- издание методических разработок.

12. Достижения.

Диаграмма нарушений ПДД учащимися:

2015                  2016                         2017

1ряд - нарушение правил движения пешехода;

2 ряд - нарушение правил движения на велосипеде;

3 ряд - нарушение ПДД совместно с родителями.

13.Источники:

1.        Программы ОБЖ 5-8 класс,2011год.

2.        Программа «Школа безопасности»,2010 год.

3.        Правила дорожного движения РФ с поправками.

4.        Методические рекомендации по профилактике ДДТТ (Тюмень-1993г.)

5.        Газета «Добрая Дорога Детства», сайт «ДДТ»

6.        Опыт работы  школ: Ставрополья, Казахстана, Воронежа, Челябинска, Нижневартовска.

7.        «Дорожная безопасность» Е.А. Козловская, С.А. Козловский.

8. «Безопасное поведение на дорогах»  программа дополнительного образования 5-10 класс М.П. Фролов-2010г.

9. Сайты: http://ddd-gazeta.ru/; http://pdd-test-online.ru/; http://lyceum8.ru/; http://perekrestok.ucoz.com/; http://kids.barabir.com/.

Перечень приложений:

1.Алгоритм разработки маршрута  «школа-дом»;

2. План мероприятий, направленных на выполнение норм безопасности и предупреждения аварийности при эксплуатации школьного автобуса;

4. Анкета «Примерный ли вы пешеход»;

5. Анкета для родителей;

6. Образец памятки.

7.Видео работы учащихся.

Приложение№1

АЛГОРИТМ  РАЗРАБОТКИ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ   «Дом—школа»

I. Общая часть:

1.Маршрут движения школьника «дом—школа» — это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения школьника из дома в школу и обратно.

2.Маршрут «дом—школа» разрабатывается школьником с помощью его родителей или самостоятельно (в старших классах). Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в классе, где ученик, для которого составлен маршрут, должен уметь объяснить его.

3.Цель маршрута «дом—школа»:

а) повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;

б) обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в школу и из школы;

в) обучить родителей, принимающих участие в составлении «маршрута», ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению типичных опасностей.

II. Порядок разработки маршрута «Дом—школа».

1.В начале родители вместе со школьниками проходят путь от дома до школы и обратно и намечают наиболее безопасный (рекомендуемый) вариант, отмечают более опасные (не рекомендуемые) варианты.

При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные для ребенка. Пешеходный переход со светофором более безопасный, чем пешеходный переход, без светофора, улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей чести (нет густых кустов, деревьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т. д.

2.Выбрав вариант движения ребенка, родители наносят его на схему расположения улиц от дома до школы. В случае, если в маршрут входит поездка ребенка на автобусе и т. п., в схеме приведено расположение улиц вблизи дома (место посадки в автобус) и расположение улиц вблизи школы (место выхода из автобуса и движения в школу).

3.Далее на схеме выделяются участки повышенной опасности, требующие более подробного описания. Это, как правило, на пути «дом—школа»:

— выход из дома и первый переход через улицу;

— переход через улицу и перекрестки;

— посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него (если ребенок пользуется автобусом, троллейбусом, трамваем);

— последний переход через улицу и вход в школу.

На пути «школа—дом» участки те же, но отмечается выход из школы и последний переход улицы и вход в дом, кроме того, выделяются участки повышенной опасности на не рекомендуемых вариантах движения, чтобы объяснить, в чем их опасность и почему они не рекомендуются.

4.При выходе из дома часто обзор улицы может быть затруднен деревьями, кустами. Школьник переходит улицу в установленном месте, только внимательно ее осмотрев. Переходить нужно шагом. Недопустимо бегать через дорогу, стараясь успеть на автобус. Из дома надо выйти заблаговременно, чтобы не спешить. Если на улице возможны стоящие машины, затрудняющие обзор, е описание перехода улицы вносятся соответствующие предостережения.

5.Если переход не регулируется светофором, то в описание перехода вносятся слова: когда приближается грузовик или автобус, сзади него может быть не видна другая машина! Машину лучше пропустить и, пропустив ее, подождать, пока она отъедет подальше. Ведь когда машина близко, за ней могут быть не видны встречные машины.

6.Если переход улицы регулируется светофором, необходимо записать: идти можно только на зеленый свет.

При переходе на зеленый свет надо тоже наблюдать за дорогой, даже если машины нет. Надо уважать правила так же, как их уважают обстановкой, замечать машины, которые в этот момент готовятся к повороту, пересекая путь движения пешеходов.

7.Для каждой улицы, которую приходится переходить, дается  характеристика: интенсивность движения машин, возможность появления машин из-за поворота; предметы, мешающие осмотру улицы, кусты, деревья, стоящие машины и т, д.

8.В местах посадки в общественный транспорт делается запись; при подъезде автобуса стоять, отступив от края тротуара, т. к. автобус может занести, особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановился, к двери не подходить! В последний момент при отправлении автобуса, в автобус не садиться — может прищемить дверями. Особенно опасна передняя дверь — после прищемления  дверями можно попасть  под  колеса.

9.В местах выхода из общественного транспорта делать запись: заранее подготовиться к выходу. Не опаздывать при выходе — может прищемить дверями. Аккуратно выходить, чтобы не поскользнуться и не упасть. Если после выхода из общественного транспорта надо переходить улицу, делается запись: подождите, пока не уйдет автобус! Из-за автобуса выходить крайне опасно. Подойдите к перекрестку (пешеходному переходу) и внимательно осмотрите проезжую часть дороги!

10.Перед переходом улицы, на которой стоит школа, можно встретить товарищей и отвлечься от обзора за дорогой. Делается запись: перед переходом внимательно осмотреть улицу. Переходить только шагом, разговоры прекратить!

11.У выхода из школы. Делается запись: переход только шагом! Большая часть происшествий возникает во время выхода детей из школы. Поэтому будьте особенно внимательны!

12.Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к дому, плохо осматривая улицу. Есть возможность увидеть родных или знакомых, что способствует пересечению дороги бегом. Не спешите к дому! Переходите только шагом. Внимательно осмотрите улицу. Будьте особенно осторожны, если есть кусты, деревья, стоящие машины!

13.При оформлении маршрута на бланке сплошной линией со стрелкой и цифрой «1» над линией обозначается путь движения из дома в школу, путь из школы домой обозначается так же, только над линиями ставится цифра «2».

Не рекомендуемый (но возможный) путь движения обозначаете пунктирной линией.

Для каждой улицы, которую приходится переходить школьнику, делается две записи «Характеристика улицы» (с точки зрения ее опасности) и «Советы по переходу улицы».

Ш. Порядок использования маршрута «Дом—школа»

1. После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь

в школу и обратно (в первые месяцы посещения школы для первоклассника, несколько раз для учащихся старших классов, которые ранее уже ходили в школу самостоятельно), добиваются практического овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.

2.Сопровождая школьника, родители отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.

Отрабатывается   сдержанность и  осторожность при    движении через дорогу для посадки на автобус — никакой спешки!

Отрабатывается осторожность: при посадке и при выходе из автобуса, особая осторожность — при возвращении домой, если дом на противоположной стороне улицы.

Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по себе рассматривался школьниками как сигнал опасности.

Движение в школу используется как учебная программа по отработке навыков наблюдения и оценки обстановки (см. «Типовой конспект беседы с родителями...»).

3.Доверить школьнику самостоятельное движение в школу и обратно можно лишь после того, как будут выполнены «Требования к знаниям и навыкам школьника».

4.Особенно тщательно необходимо готовить к самостоятельному движению по улице детей с дефектами зрения, в частности, пользующихся очками. Главная сложность улицы в наблюдении: заметить машину или мотоцикл. Оценить, скорость и направление ее движения не так просто, как кажется на первый взгляд

Приложение№2

План мероприятий, направленных на выполнение норм безопасности и предупреждения аварийности при эксплуатации школьного автобуса

в 2015-2019 гг.

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Анализ ДТП. Ведение документации по учету случаев нарушений водителями ПДД и фактов ДТП

В течение года

Директор школы

2

Сверка с ОГИБДД по фактам ДТП

ежемесячно

Директор школы

3

Инструктаж водителя.

2.Инструкция «Особенности перевозки детей автобусами»

3.Инструкция «Об особенностях работы в осенне-зимний период»

4. Инструкция «Об особенностях работы в весенне-летний период»

до 30 августа

до  30 августа

до 30 августа

20-30 марта

Директор школы, ответственный за БДД

4

Инструктаж сопровождающих.

Инструкция «Особенности перевозки детей автобусами»

Инструкция «О действиях пассажиров при обнаружении «бесхозных» вещей»

до 30 августа

сентябрь

ответственный за БДД

5

Инструктаж с учащимися о правилах поведения в школьном автобусе и инструктаж антитеррористической направленности

Первая неделя сентября

ответственный за БДД, классные руководители

6

Разработка и утверждение паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков

до 30 августа

Директор школы

7

Обновление должностных инструкций работников, связанных с БДД

По мере необходимости

директор

8

Заключение договоров

По мере необходимости

директор

9

Издание приказов по БДД и контроль за их исполнением

Первые числа сентября, по мере необходимости

директор

Приложение№3

АНКЕТА

«Примерный ли вы пешеход»

В каком случае стоящая машина наиболее опасна?

А) Она может скрывать другую машину

Б) она может отъехать назад

В) она может тронуться вперед

Какое из перечисленных правил противоречит безопасности дорожного движения?

А) никогда не выходите на дорогу, не осмотрев ее с поворотом головы.

Б) дорогу необходимо переходить там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В) стоящий на остановке автобус необходимо обходить спереди, а троллейбус сзади.

Какое место опаснее для пешехода?

А) перекресток

Б) остановка общественного транспорта

В) дорога с двусторонним движением

Какая опасность подстерегает Вас на пешеходном переходе?

А) водитель не остановился и не уступил вам дорогу

Б) из – за стоящей, уступающей вам дорогу машины выезжает другая

В) пешеход не успевает закончить переход на зеленый сигнал светофора

Какое из перечисленных правил не противоречит безопасности дорожного движения?

А) прежде чем перейти через дорогу, необходимо посмотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо.

Б) прежде чем перейти через дорогу, необходимо посмотреть сначала направо, а дойдя до середины -  налево.

В) прежде чем перейти через дорогу, необходимо посмотреть сначала налево, потом направо.

Ваши действия, если Вы не успели перейти дорогу за один прием?

А) побыстрее закончите переход.

Б) вернетесь назад

В) остановитесь на середине проезжей части, осматриваясь во все стороны.

Как перейти дорогу в районе остановки общественного транспорта?

А) обойти транспорт, стоящий на остановке сзади

Б) спереди

В) дождетесь пока он отъедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны.

Г) самому отойти от остановки на более безопасное место.

Вы оказались между двух потоков машин движущихся справа и слева.

А) наблюдаем поворотом головы

Б) делаем шаг назад

В) жестами пытаюсь остановить автомобиль.

Как должен двигаться пешеход по краю проезжей части, если нет пешеходной дорожки, тротуара и обочины?

А) навстречу движения транспорта

Б) по ходу движения транспорта.

В) где удобнее и лучше виден транспорт

В каком возрасте разрешено выезжать на велосипеде на дорогу общего пользования?

А) с 12 лет

Б) с 14 лет

В) с 16 лет

Когда надо начинать учить ребенка безопасному поведению на улице?

А) с момента появления его с вами на улице в коляске, на руках.

Б) когда вы начинаете с ним гулять, взяв его за руку.

В) с 6 лет.

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ:

   1.а) 2                     2.  а) 0            3. а) 1                4. а) 1         5. а) 0                6. а)0

      б)1                       б) 0                б) 3                     б) 3              б) 0          б) 0

      в) 0                       в) 0                в) 0                     в) 1               в) 3          в) 3

     

       7. а) 0                  8.  а) 3              9. а) 3                10. а) 0                    11. а) 3

           б) 0                    б) 0                 б) 0                  б) 3                  б) 2

           в) 3                    в) 0                  в) 0                  в) 0                  в) 1

           г) 3

Приложение №4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(Подчеркнуть ответ.)

1 .Имеется ли в семье свой личный транспорт? (Да, нет.)

Есть ли в семье водители-профессионалы?   (Да, нет.)

Какого возраста в семье дети?

Где вы узнаёте о дорожных происшествиях, связанных с детьми:

на собраниях в детском саду, школе;

из разговоров;

по телевидению, радио, в печати?

5.Как ваш ребёнок знает Правила движения?

     -        Считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».

6.Кто научил ребёнка соблюдать правила:

-детский сад;

-школа;

-сами родители;

-бабушка, дедушка.

7.Как часто вы говорите ребёнку о необходимости соблюдать Правила:

-ежедневно;

-иногда;

-очень редко;

-не говорим на эту тему;

-другие ответы.

8.        Ваш ребёнок стал первоклассником. Что вы сделали для того, чтобы
ваш первоклассник правильно переходил дорогу:

-показали самый короткий и безопасный путь от дома до школы;

-несколько раз прошли по этому пути вместе с ребёнком, показав, как правильно переходить дорогу;

 -другие меры (указать).

9.Соблюдаете ли вы сами Правила движения:

-всегда соблюдаю;

-не всегда;

-не соблюдаю.

10.Нарушаете ли вы Правила, когда идёте вместе с ребёнком:

-нет;

-иногда бывает,

- когда спешим;

-не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.

11.Как реагирует на ваше нарушение ребёнок:

-никак не реагирует;

-говорит, что мы идём неправильно;

-требует, чтобы шли правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация . "Ладога - дорога жизни"

Презентация рассказывает о значении Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны. Данный материал можно использовать на уроках географии 9 класса при изучении Северо - Западного района России, ...

Программа "Дети-Дорога-Жизнь"

Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма...

Дорога жизни

Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил...

Дорога жизни

Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)

Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....

Экскурсия рамках патриотического воспитания учащихся "Дорога жизни"

Содержание и маршрут экскурсии, разработанные Варару А.Д.,  направлены на воспитание патриотизма учениками....

Презентация "Дорога жизни"

Данная презентация использовалась на общешкольном мероприятии, посвященном Блокаде Ленинграда...