Метод проектов как средство формирования метапредметных и личностных результатов
проект по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Основная ценность образовательного проекта состоит в том, что он ориентирует ученика не на простое изучение предмета, а на разрешение проблемы через создание конкретного образовательного продукта.

Учебный проект – это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность обучающихся, подразумевающая:

  • поиск информации, необходимый для реализации идей проекта,  анализ и обобщение собранного материала
  • социальную значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Предполагаемый  результат итогов внедрения метода проектов – повышение уровня активности школьников, метапредметных результатов и качества знаний обучающихся  в предметных областях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

ЗАТО Первомайский Кировской области

Метод проектов как средство формирования метапредметных и личностных результатов

Работу выполнила

Шубина Валентина
Александровна

учитель МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области

ЗАТО Первомайский

2019

Метод проектов как средство формирования метапредметных и личностных результатов

Основная ценность образовательного проекта состоит в том, что он ориентирует ученика не на простое изучение предмета, а на разрешение проблемы через создание конкретного образовательного продукта.

Учебный проект – это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность обучающихся, подразумевающая:

  • поиск информации, необходимый для реализации идей проекта,  анализ и обобщение собранного материала
  • социальную значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Предполагаемый  результат итогов внедрения метода проектов – повышение уровня активности школьников, метапредметных результатов и качества знаний обучающихся  в предметных областях.

За время внедрения проектной деятельности сложились различные подходы к классификации проектов. С введением ФГОС   видоизменились и типы проектов:

  1. Исследовательский проект. Этот проект устанавливает зависимость каких-либо факторов. К ним чаще всего относят проекты по таким темам: «Особенности поведения некоторых веществ при изменении освещенности», «Зависимость остроты зрения учащихся от величины освещённости в школьных кабинетах», «Влияние химического состава воды на рост растений»
  2. Организационный проект. Разработка программы празднования предметной недели, юбилея деятельности ученого, дни литератора, композитора, годовщины открытия того или иного явления, закона.
  3. Проект-инсценировка. В рамках итогового проекта группа учащихся представляет свою часть проекта как инсценировку.
  4. Проект-выставка. В школе учащиеся в рамках исследовательского проекта по истории российской авиации отдельная группа учащихся может представить выставку самодельных моделей современных авиаконструкторов.
  5. Проект-разработка предмета, объекта. В качестве примера можно предложить учащимся организовать конкурс проектов современного кабинета технологии или физики с возможностью преподавания в нем химии. Или дизайн-проект оформления холла в школе. В качестве объекта можно предложить учащимся спроектировать ландшафтный дизайн территории школа, участка, проектирование ландшафтного дизайна мест народной памяти.
  6. Проект-видеофильм. В рамках интегрированного проекта учащимся можно рекомендовать снять видеофильм «Физические упражнения во время уборки квартиры» и в проекте «Школа и здоровье» - фильм «Организация начала учебного дня в школе». В первом случае акцент делается на равномерное распределение нагрузки на мышцы и позвоночник во время выполнения различных видов уборки квартиры; во втором – на рекомендации учащимся о своевременном приходе в школу, учитывающие заполнение школьного вестибюля, раздевалок, отрицательные эмоции обучающихся при опоздании и т.д.
  7. Мультимедийный проект – самый современный тип учебного проекта. Мультимедийный продукт – это интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, наборы картин и слайдов. Мультимедийные продукты можно разделить на энциклопедии, обучающие программы, развивающие программы, программы для детей, игры.

В настоящее время каждый обучающийся должен по окончании учебного года подготовить и защитить индивидуальный проект.  Метод проектов далеко не всегда можно приспособить для формирования системы знаний по всем разделам предметных областей. Запрос на метапредметные компетентности позволяет сформировать педагогическую ситуацию, в которой учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, планируя и организуя собственные и привлеченные внешние ресурсы.

        Метод проектов – это целенаправленная учебная школьная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач.

        Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление носит характер проектной деятельности.

В целом результатом проектной деятельности является не только изделие или услуга, но главное – интенсивное развитее интеллектуальных и физических качеств личности школьников.

Взаимодействие учителя и обучающихся  в процессе проектной деятельности.

Обучающиеся основной школы  при работе над проектом сталкиваются со следующими трудностями:

  1. По какому предмету выбрать проект        
  2. Определиться с тематикой
  3. Прогнозировать результат (продукт проекта)

Многие ребята выбирают проекты по обществознанию и ОБЖ. Трудность заключается в том, что они не видят будущего продукта проектной деятельности.

Проектная деятельность начинается с определения проблемы. Поэтому   работу над проблемой я начинаю с описания реальной ситуации, которая по какой-либо причине не устраивает субъекта. Знакомлю учащихся с понятием «ситуация».

        Ситуация – это часть действительности (предметов, людей, отношений между ними и т.д.), которую мы рассматриваем в связи с тем или иным вопросом. Далее идет работа над описанием желаемой ситуации. В итоге учащиеся приходят к выводу, что проблема – это противоречие между реальной ситуацией и желаемой ситуацией.

        Далее идет работа по трансформации проблемы в цель. Цель – это указание на то, что должно быть вами изменено, чтобы разрешить проблему; мысль о будущем результате ваших усилий.

         Формулируя цель, учащиеся должны ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать?». Поставить цель – значит сформулировать, что должно быть изменено в результате ваших действий.

        При постановке задач, даю понятие «задача». Задача – это промежуточный результат, на который нужно выйти для достижения цели. Задачи нужно ставить такие, чтобы каждая из них точно продвигала вас к цели. Задачи должны быть выстроены в последовательности. После постановки задач составляется план работы, состоящий из шагов (подзадач).

Разрешение проблемы должно завершиться осязаемым результатом в виде изделия или услуги, готовые к использованию.

Ученики в результате проектной деятельности осознают важную истину: есть проблема – есть проект, нет проблемы – нет проекта.

        Самыми распространенными среди обучающихся типами проектов выступают мультимедийные проекты, так как современные школьники активно применяют ИКТ. Примерами мультимедийных продуктов могут быть по ОБЖ «Интерактивная викторина по правилам пожарной безопасности», видеоролик, снятый самими учениками «ЗОЖ – это модно!»; по обществознанию проект «Моя малая Родина – в фотографиях» и т.д.

         Применение метода проектов позволяет развивать у учащихся самостоятельность, креативность, познавательный интерес и другие личностные качества.

        В результате проектной деятельности учащиеся умеют:

  • анализировать ситуацию
  • определять проблему
  • выдвигать идеи
  • ставить цели и задачи
  • находить необходимую информацию
  • программировать свою деятельность
  • осуществлять саморегуляцию и самооценку деятельности
  • презентовать результаты своей работы в публичном выступлении.

Источником активности человека выступает проблема, вот почему проектная деятельность создает естественную среду для достижения метапредметных результатов.

        

Список литературы.

1. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006г.

2. Мелехина С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности: учебно-методическое пособие. – Киров: Издательство «Старая Вятка», 2006г.

3. Мелехина С. И. Основы проектной деятельности учащихся . 5-9 классы: учебно-методическое пособие. 1-я часть. – Киров: Издательство КИПК и ПРО, 2008г.

4. Мелехина С. И. Учебные проекты в формировании метапредметных и личностных результатов: учебно-методическое пособие для педагогического сопровождения проектной деятельности обучающихся в процессе урочной и внеурочной деятельности, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».- Киров:ООО «Типография «Старая Вятка», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

Метод проектов как средство формирования метапредметных УУД в контексте ФГОС ОО

доклад подготовлен в соавторстве с учителем английского языка Балясникова Т.И.  и размещен также на ее сайте...

Метод проектов как средство формирования метапредметных УУД в контексте ФГОС ОО

из опыта работы. Статья написана совместно с учителем английского языка Карниковой Е.А....

Формирование метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятской литературы через использование технологии продуктивного чтения

АннотацияДанный инновационный проект реализует учебные задачи по предмету "бурятский язык и литература", соответствующие новым стандартам ФГОС.  В условиях, когда в обществе востребован...

Метод проектов как средство формирования метапредметных УУД в контексте ФГОС ООО

Целью работы является изучение путей повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий  ( на примере проектной деятел...

Метод проектов как средство достижения метапредметных результатов

Метод проекта – пример деятельностного подхода в обучении, который представляет собой совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде определенного к...