пожары в жилых и общественных зданиях 8 класс
план-конспект урока по обж (8 класс)

Мячков Андрей Геннадьевич

представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Урок 1

Тема: Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Цель урока: Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни

. Изучаемые вопросы

  1. Значение огня в жизнедеятельности человека.
  2. Пожары в жилом секторе и их последствия.
  3. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.

                                                   Ход урока:

I. Вступительная часть

   Организационный момент. Приветствие. Проверка списочного состава класса. объявление темы и цели занятия

II. Основная часть

Использовать огонь для своих нужд человек начал еще в очень древние времена. Археологические  находки свидетельствуют о том, что природный огонь использовали люди (синантропы), жившие около 46—230 тыс. лет тому назад. Позднее, примерно более 10 тыс. лет до н. э., люди научились добывать огонь трением двух кусков древесины. В период железного века (начало 1 тыс. лет до н. э.) человек стал добывать огонь высечением искр из кремния при помощи огнива — железной или стальной пластинки. При помощи кремния и огнива человек добывал огонь до тех пор, пока не научился делать спички (их начали изготавливать в период 1830—1855 гг.). Так постепенно человек овладевал величайшей силой природы — огнем. Он научился не только его добывать, но и управлять процессом горения (по своему желанию зажигать, тушить огонь, регулировать этот процесс).

Овладение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.

Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

На протяжении всего существования цивилизации человек постоянно расширял возможности использования огня для удовлетворения своих потребностей, совершенствовал систему управления огнем и обеспечения своей безопасности от него. Но и по сей день возникают ситуации, когда огонь выходит из-под контроля человека, и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку, что ведет к пожару.

Пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожары возникали и возникают постоянно — на объектах экономики, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях.

Запомните!

Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и общественных местах (в местах массового скопления людей). Там они и представляют наибольшую опасность. ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, — все это приводит к наиболее трагическим последствиям.

При пожарах в жилых и административных зданиях температура в помещении поднимается до 1000—1100°С при продолжительности пожара 1—2 ч. В театральных зданиях и в больших магазинах пожары длительностью в 2—3 ч повышают температуру в помещении до 1100—1200°С. Наиболее сильные пожары происходят в промышленных зданиях и сооружениях, сопровождаясь большими разрушениями конструкций и оборудования. В промышленных и складских зданиях при горении жидкостей и пенопластов температура достигает 1200°С, а при горении сжиженных газов температура поднимается до 1600°С

К основным явлениям, характерным для каждого пожара, относятся: химическое взаимодействие горючего вещества с кислородом воздуха, выделение большого количества тепла и интенсивный газовый обмен продуктов сгорания.

Пожар в самой начальной стадии развития называется загоранием. Безубыточные загорания составляют около 25% от общего количества пожаров. Крупные пожары, возникающие в местах концентрации материальных ценностей (базы, склады, магазины), составляют несколько процентов, однако материальный ущерб от них весьма значителен. Например, в России на крупные пожары приходится 1-1,5% всех пожаров и загораний, материальные же потери достигают 60% от общего ущерба. В США (по данным Национальной комиссии по вопросам пожарной охраны) ежегодные убытки от пожара – около $3 млрд., а с учётом косвенных потерь эта цифра увеличивается до $11 млрд. В 1972 г. в США было около 2,5 млн пожаров, при этом погибло около 12 тыс. человек и пострадало примерно 300 тыс. человек.

Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М. В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение - это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха.

Поражающие факторы пожара

Первичные:

1.открытый огонь и искры

2. высокая температура

3. токсичные продукты горения

4. снижение концентрации кислорода

5. снижение видимости

Вторичные:

  1. падающие обломки зданий
  2. токсичные вещества из разрушенных механизмов и емкостей
  3. элекронапряжение вследствии потери изоляции
  4. паника и растерянность
  5. взрывы газа или горючих жидкостей

Горение —. это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. В основе этого процесса лежат быстротекущие химические реакции окисления в атмосфере кислорода воздуха. Особенностями горения на пожаре, в отличие от других видов горения, являются склонность к самопроизвольному распространению огня, сравнительно невысокая степень полноты сгорания, интенсивное выделение дыма, содержащего продукты полного и неполного окисления.

 Для процесса горения необходимы следующие условия:

  • наличие горючего материала (бумага, дерево и т.п.);
  • наличие окислителя (кислород воздуха);
  • наличие источника воспламенения (огонь, искра).

Для того, чтобы произошёл пожар необходимо выполнение ещё одного условия: наличие путей распространения пожара — горючих веществ, которые способствуют распространению огня.

Пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из перечисленных условий.  Пожары возникают чаще всего там, где человек  пользуется огнем для своих  повседневных нужд и где  из-за  нарушений правил пожарной  безопасности  огонь  выходит  из-под  его контроля

Отсюда следует, что пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из первых двух условий. Возможность возникновения пожаров в зданиях и сооружениях и в особенности распространения огня в них зависит от того, из каких конструкций и материалов они выполнены, каковы  их размеры и планировка.

Как правило, пожар в здании имеет т р и с т а д и и р а з в и т и я :

  • начальная стадия ( 1 5-30 мин) с небольшими температурой

          горения и скоростью распространения огня;

  •  стадия разгорания (30-60 мин), для которой характерно резкое увеличение температуры горения (до 1 000 °С) и скорости распространения огня;

 завершающая стадия - ослабление силы пожара по мере выгорания огнеопасных материалов

      КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ И МАТ ЕРИАЛОВ ПО ГРУППАМ ВОЗГОРАЕМОСТИ

По группам возгораемости вещества и материалы делятся:

  • ·на негорючие вещества (материал, конструкция) - неспособные гореть;
  • на трудногорючие вещества, способные гореть под воздействием источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;
  • на горючие вещества, способные гореть после удаления источника зажигания:

а) трудновоспламенлющиеся, способные воспламеняться только под воздействием

          мощного источника зажигания;

          б) легковоспламенлющиеся, способные воспламеняться от кратковременного

          воздействия источников зажигания с низкой энергией (пламени, искры).

По временам года число пожаров и сумма убытков распределяется следующим образом: из 100 пожаров приходится: летом – 28,9 случаев; осенью – 28,2, зимой – 17,8; весной – 25,1; из всей годовой суммы убытков на лето приходится 40,9%, на осень – 21,7%, на зиму – 9,4%, на весну – 28,0%.

Классификация пожаров по масштабу:

  • Отдельные пожары. (Городские пожары) — горение в отдельно взятом здании
  • Массовые пожары – горит до 25% зданий населённого пункта.
  • Сплошные пожары — вид городского пожара охватывающий значительную территорию до 50 %.
  • Огненный шторм — редкое, но грозное последствие пожара ,  территория города охвачена огнём

Классификация в зависимости от вида горящих веществ и материалов:

  • Пожар класса «А» — горение твёрдых веществ.
  • Пожар класса «Б» — Горение жидких веществ.
  • Пожар класса «С» —горение газообразных веществ. Горение бытового газа, пропана и др.
  • Пожар класса «Д» — горение металлов.
  • Пожар класса «Е» - горение электроустановок.

В зависимости от места возникновения пожары различают:

  • степные и полевые пожары;
  • торфяные и лесные пожары;
  • подземные пожары в шахтах и рудниках;
  • пожары в зданиях и сооружениях;
  • пожары на транспортных средствах.

Последние (в зданиях и сооружениях), в свою очередь, подразделяются на:

  • наружные (открытые) пожары, при которых хорошо просматриваются пламя и дым,
  • внутренние (закрытые) пожары, характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени.

Наибольшая скорость горения наблюдается в чистом кислороде. При уменьшении содержания кислорода в воздухе горение прекращается. Горение при достаточной и над мерной концентрации окислителя называется полным, а при его нехватке – неполным.

Основные виды процесса возникновения горения.

  • Вспышка: быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов.
  • Возгорание: возникновение горения под воздействием источника зажигания.
  • Воспламенение: возгорание, сопровождающееся появлением пламени.
  • Самовозгорание: явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения вещества при отсутствии источника зажигания.

Основные виды самовозгорания.

  • Химическое: от воздействия на горючие вещества кислорода, воздуха, воды или взаимодействия веществ.
  • Микробиологическое: происходит при определённой влажности и температуре в растительных продуктах (самовозгорание зерна).
  • Тепловое: вследствие долговременного воздействия незначительных источников тепла (например, при температуре 100 0С ДВП и другие подобные материалы склонны к самовозгоранию).
  • Самовоспламенение: самовозгорание, сопровождается появлением пламени.
  • Взрыв: чрезвычайно быстрое (взрывчатое) превращение, сопровождающееся выделением энергии с образованием сжатых газов.

Основные показатели пожарной опасности.

  1. Температура самовоспламенения – характеризует минимальную температуру вещества, при которой происходит резкое увеличение скорости экзотермических реакций, заканчивающееся возникновением пламенного горения.

Температура вспышки – самая низкая (в условиях специальных испытаний) температура горючего вещества, при которой над поверхностью образуются пары и газы, способные вспыхивать в воздухе от источника зажигания, но скорость их образования ещё недостаточна для последующего горения.

Все горючие вещества делятся на следующие основные группы:

  1. Горючие газы (ГГ) – вещества, способные образовывать с воздухом воспламеняемые и взрывоопасные смеси при температурах не выше 50 0С. К горючим газам относятся индивидуальные вещества: аммиак, ацетилен, бутадиен, бутан, бутилацетат, водород, винилхлорид, изобутан, изобутилен, метан, окись углерода, пропан, пропилен, сероводород, формальдегид, а также пары легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
  2. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) – вещества, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки не выше 61 0С (в закрытом тигле) или 66 0С (в открытом). К таким жидкостям относятся индивидуальные вещества: ацетон, бензол, гексан, гептан, диметилфорамид, дифтордихлорметан, изопентан, изопропилбензол, ксилол, метиловый спирт, сероуглерод, стирол, уксусная кислота, хлорбензол, циклогексан, этилацетат, этилбензол, этиловый спирт, а также смеси и технические продукты: бензин, дизельное топливо, керосин, уайтспирит, растворители.
  3. Горючие жидкости (ГЖ) – вещества, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки выше 61 0С (в закрытом тигле) или 66 0С (в открытом). К горючим жидкостям относятся следующие индивидуальные вещества: анилин, гексадекан, гексиловый спирт, глицерин, этиленгликоль, а также смеси и технические продукты, например, масла: трансформаторное, вазелиновое, касторовое.
  4. Горючие пыли (ГП) – твёрдые вещества, находящиеся в мелкодисперсном состоянии. Горючая пыль, находящаяся в воздухе (аэрозоль), способна образовывать с ним взрывчатые смеси. Осевшая на стенах, потолке, поверхностях оборудования пыль (аэрогель) пожароопасна.
  1. Концентрационные пределы воспламенения – температурные пределы воспламенения температуры, при которых насыщенные пары вещества образуют в данной окислительной среде концентрации, равные соответственно нижнему и верхнему концентрационным пределам воспламенения жидкостей.

Минимальная концентрация горючих газов и паров в воздухе, при которой они способны загораться и распространять пламя, называется нижним концентрационным пределом воспламенения.

Максимальная концентрация горючих газов и паров, при которой ещё возможно распространение пламени, называется верхним концентрационным пределом воспламенения.

Внимание!

Пожары возникают чаще всего там, где человек пользуется огнем для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

В период с 1860 по 1910 гг. только в европейской части России было зарегистрировано 2 млн пожаров, которыми было уничтожено свыше 6,5 млн крестьянских дворов; ущерб оценивался в несколько миллиардов рублей золотом.

В период с XII по XIX в. Москва выгорала частично или полностью около 60 раз. По этому поводу историк В. О. Ключевский  писал, что пожары в Москве были привычным ежедневным явлением, к которому относились довольно равнодушно. Если пожар истреблял сотню или две домов, о нем и не говорили много. Только тот пожар считался в Москве большим, в пламени которого уничтожались по крайней мере 7—8 тыс. домов.

Московский пожар 1812 г.

Самый большой пожар в Москве был в сентябре 1812 г., когда в оставленный русскими войсками город вошла Великая армия французского императора Наполеона I. Пожар длился трое суток и уничтожил три четверти городских строений.

В 1912 г. было установлено, что деревни Российской империи почти полностью выгорали каждую четверть века.

Использование огня в производстве и в быту возрастает, увеличивается, следовательно, и вероятность возникновения пожаров. В каждом жилище в настоящее время используются различные электроприборы (холодильники, телевизоры, утюги, электронагреватели и целый ряд других приборов). В большинстве домов используется бытовой газ. Меры пожарной безопасности при пользовании бытовыми приборами соблюдаются не всегда и не всеми, что приводит к возникновению пожаров в жилых районах.

Чаще всего пожары возникают по причине так называемого «человеческого фактора». Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.

Это должен знать каждый

Наиболее распространенные причины пожаров в быту

Неосторожное обращение с огнем

•бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах;

разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;

отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;

•подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;

•чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;

•небрежное хранение горючих жидкостей; применение для освещения открытого огня.

Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:

перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;

 повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов; оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев; расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);

•нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий-изготовителей;

•эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.

Неправильная эксплуатация печного отопления:

•неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;

своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;

•установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

•оставление топящейся печи без присмотра; применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Шалости детей:

•игра со спичками;

•разведение костров в подвалах и на чердаках; поджог тополиного пуха в летнее время; нарушение правил обращения с пиротехникой.

Часть пожаров (особенно на дачах) возникает из-за поджогов — криминальных, умышленных действий по уничтожению или повреждению чужого имущества.

Необходимо подчеркнуть, что и в настоящее время пожары — это постоянно существующие бедствия.

Статистика

В Российской Федерации наибольшее количество людей гибнет в ситуациях, связанных с крупными пожарами в городах (в 2010 г. — 6771 человек). Всего в 2010 г. произошло 109 564 пожара в городских зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Более чем 80% случаев возникновения пожаров обусловлено неосторожным обращением человека с огнем.

В 70—75% случаев пожары возникают в жилом секторе и общественных зданиях, а число пострадавших в этих местах составляет 85—90% от общего количества.

По данным Главного управления Федеральной противопожарной службы МЧС России

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Самый крупный пожар по числу жертв в одном здании произошел в 1845 г. в театре города Кантона (Китай). В огне погибло 1670 человек.

Трагичны по своим последствиям пожары, возникающие в гостиницах и общежитиях.

В феврале 1977 г. в московской гостинице «Россия» произошел пожар, в результате которого погибло 42 и пострадало 52 человека. Пожару была присвоена самая высокая, пятая категория сложности. В тушении пожара принимали участие 1500 пожарных и 162 единицы специальной техники.

Полностью избежать возникновения пожаров в быту в принципе невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной

  1. Самостоятельная работа.

Задание. Представьте себе ситуацию: находясь дома, вы почувствовали запах дыма и поняли, что возгорание в соседней квартире. Составьте план своих действий и попробуйте его объяснить. (Разрешается использовать учебник, стр. 27).

  1. Позвонить в пожарную охрану (МЧС) по телефону 01 или по телефону 112 с любого мобильного оператора.
  2. Предупредить соседей.
  3. Закрыть все форточки и двери, чтобы не было сквозняка. Отключить газ, электричество.
  4. Если доступен очаг возгорания, то попытаться самостоятельно потушить подручными средствами (водой, стиральным порошком, мокрой плотной тканью, землёй из цветочных горшков в зависимости от источника горения).
  1. Практическая работа.

Составление таблицы-памятки «Первая помощь при ожогах».

Учащиеся с помощью учителя оформляют таблицу «Первая помощь при ожогах».

Порядок действий

Ожог 1-2 степени (без нарушения целостности ожоговых пузырей)

Ожог 3-4 степени (с нарушением целостности ожоговых пузырей)

1

-

Накрыть сухой чистой тканью

2

Опустить поражённое место в холодную воду на 10-15 минут

Поверх сухой ткани приложить полиэтиленовый мешок со льдом, снегом, холодной водой

3

Нельзя!

Смазывать обожжённую поверхность маслами и жирами, сдирать с обожжённой поверхности остатки одежды, вскрывать ожоговые пузыри, отслаивать кожу

Нельзя!

Отрывать куски ткани, прилипшей к телу, бинтовать обожжённую поверхность, накладывать пластырь. Промывать водой; присыпать порошками; смазывать йодом, зелёнкой, лосьонами, мазями

4

Давать пострадавшему чаще пить (небольшими порциями) холодную воду; в 1 литре воды растворить чайную ложку соли или питьевой соды

Давать пострадавшему чаще пить (небольшими порциями) холодную воду; в 1 литре воды растворить чайную ложку соли или питьевой соды

5

Обратиться к врачу

Вызвать «скорую помощь», обратиться к врачу

Работа выполняется учащимися письменно на листочках или в тетради. Задания пишутся на доске.

Задание 1. «Пожар в квартире»: расположите действия в правильном порядке.

(2) Отключите в доме газ, электричество.

(5) Если из-за высокой температуры выйти из квартиры через лестничную площадку невозможно, попытайтесь ползком (температура у пола значительно ниже) выбраться на балкон, закрыть за собой дверь и позвать на помощь прохожих.

(4) Самостоятельное тушение пожара производите только в случае, если очаг пожара носит локальный и простой характер, вы уверены в успехе и отсутствует угроза вашей жизни. В противном случае покиньте квартиру, закрыв за собой дверь. Так же поступайте, если ликвидировать пожар своими силами не удалось. Немедленно сообщите об обстановке соседям и жильцам квартир выше и ниже вас.

(3) Для защиты органов дыхания от отравления дымом и продуктами горения используйте ватно-марлевую повязку, полотенце, кусок плотной ткани, обильно смоченные водой.

(1) Сообщите о пожаре по телефону 01. Оденьтесь и отправьте на улицу престарелых и детей. Отдайте им документы, деньги, небольшие ценности.

(6) Обязательно встретьте пожарных и укажите место пожара.

Задание 2. «Запах дыма в подъезде»: исправьте неправильные действия.

  1. Не выясняйте место горения (мусоросборник, почтовый ящик, соседняя квартира) и что горит (бытовой мусор, газеты, вата, бумага, горючие жидкости, резина).
  2. Если возгорание не серьёзное, обязательно вызываете пожарную охрану по телефону 01.
  3. Не спеша, приступайте к тушению очага возгорания подручными средствами. Ни в коем случае не зовите соседей.
  4. Если из горящей квартиры раздаются крики о помощи, а дверь заперта, не пытайтесь вскрыть её или взломать.
  5. Если пожар охватил соседние квартиры и подъезд и воспользоваться пожарной лестницей для выхода невозможно, оставайтесь у себя в квартире, откройте входную дверь. Для прекращения доступа в квартиру едких продуктов горения, которые могут вызвать отравление, откройте вентиляционные отверстия и щели в двери не закрывайте мокрыми одеялами, простынями и т. п.
  6. Если дверь вашей квартиры загорелась снаружи, откройте её, а не поливайте водой изнутри, не просите соседей начать тушение снаружи.

Контрольные вопросы

     1.  В чем значение огня в жизни человека?

2.  Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.

3.  Перечислите основные причины возникновения пожаров в повседневной жизни.

4.  Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем.

5.  Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?

Домашнее задание

  1. Изучите § 1.1 учебника.
  2. Приведите известные вам примеры возникновения пожара по причине человеческого фактора, случившиеся за последние годы в районе вашего проживания.
  3. Практикум стр.13



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОБЖ 8 класс. На тему пожары в жилых и общественных зданиях

Конспект урока по ОБЖ 8 класс  На тему пожары в жилых и общественных зданиях...

Дистанционное обучение, ОБЖ 8 класс "Пожар в жилых и общественных зданиях". ОБЖ 9 класс "Россия в мировом сообществе"

Пожар в жилых и общественных зданиях, тест для учащихся 8 класса.Россия в мировом сообществе, тест для учащихся 9 класса...

Дистанционное обучение, ОБЖ 8 класс "Пожар в жилых и общественных зданиях". ОБЖ 9 класс "Россия в мировом сообществе"

Пожар в жилых и общественных зданиях, тест для учащихся 8 класса.Россия в мировом сообществе, тест для учащихся 9 класса...

Урок ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия" 8 класс

Конспект урока ОБЖ  для обучающихся 8 класс "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия". Учебная линия Смирнова, Хренникова....

Конспект урока в 8 классе по теме: «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»

Конспект урока в 8 классе по теме: «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»...