Минутка безопасности
методическая разработка

Дубровин Геннадий Николаевич

Проведение «минуток» должно стать не кампанией, проводимой в дни «Месячника по безопасности движения» или пока не будут рассмотрены все вопросы «вопросника», а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия учеников по пути из школы домой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon minutka_bezopasnosti.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации проведения «минуток»

по безопасности на дорогах

 «Минутка» — это кратковременное занятие по безопасности движения (2-3 минуты), которое проводится учителями в конце последнего урока непосредственно перед тем, как ученики пойдут домой.

Цель «минутки»- повлиять на процесс стихийного формирования у учеников навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у них соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности».

«Минутку» проводит любой учитель, чей урок приходится – независимо от предмета и темы – на конец школьного дня. Ведь одна из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс-занятие с детьми, – настроить их по дороге домой на мысли об опасности и «ловушках» в движении транспорта.

«Методика проведения «минутки». Необходимо, чтобы ученик, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучал ее, познавая ее «секреты», поскольку улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» - обманчивых ситуаций. Поэтому, при проведении «минутки» нельзя ориентироваться только на напоминание и повторение известных положений типа «будьте осторожны». Внимание учеников на вопросы безопасности движения переключается путем разбора проблемного вопроса из предложенного «вопросника». Важно пробудить интерес учеников, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы, не столько «что», сколько «почему», или разбирая конкретный случай на улице с ним. Весьма важно создание ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления. Выслушав мнение нескольких учеников по поставленному вопросу, учитель поправляет их и дает свое объяснение. В качестве последней «порции» информации за день в школе ученик получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме. В результате их движение по улице .из школы в определенной мере является продолжением «минутки», ее практическим приложением. В ряде случаев ученикам могут быть даны задания на наблюдение обстановки на улице, связанные с вопросом, рассмотренным на минутке (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках, перекрестках, обратить внимание по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы и т. п.).

 Для случаев, когда учеников сопровождают родители , целесообразно, чтобы родители спрашивали у них, какой вопрос рассматривался на сегодняшней «минутке» и в процессе движения домой использовали обстановку на улице, чтобы обучить их наблюдать и правильно оценивать обстановку.

 «Минутку» следует проводить, как правило, не реже одного раза в два дня, а в первых классах- ежедневно. Каждый день разбирается новый вопрос из «вопросника». Если объем информации по одному вопросу не позволяет удовлетворительно рассмотреть его в рамках одной «минутки», целесообразно использовать для этого «минутки» в течение нескольких дней подряд.

 После рассмотрения всех вопросов «вопросника» необходимо, используя имеющуюся литературу по безопасности движения, подготовить и использовать новые вопросы. Проведение «минуток» должно стать не кампанией, проводимой в дни «Месячника по безопасности движения» или пока не будут рассмотрены все вопросы «вопросника», а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия учеников по пути из школы домой.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ «МИНУТОК» ПО БЕЗОПАСНОСТИ

НА ДОРОГАХ

 1. Почему надо переходить улицу на перекрестках или на пешеходных переходах?

 Ответ. Водитель транспорта знает, что согласно ПДД переход проезжей части в этих местах разрешен. Взаимное внимание там больше и при надобности водитель снижает

скорость или. останавливает машину, чтобы пропустить пешеходов. Пешеход, который переходит проезжую часть в неустановленном месте может своим неправильным поведением создать опасную обстановку и мешать общему

движению. Часто такое поведение пешехода бывает причиной дорожного происшествия. ;

 2.Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый сигнал светофора?

 Ответ. Если для пешехода горит красный сигнал, то для транспорта горит зеленый. Обычно в местах, где движение регулируется, транспортных средств много, движение очень интенсивное. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку, старается быстрее проехать его (за исключением тех, кто совершает повороты , но они должны пропустить пешеходов). Сигналы светофора быстро меняются. Меньше всего горит желтый, который является переходным и он не разрешает пешеходам начинать переход проезжей части.

 3.Почему опасно перебегать проезжую часть?

 Ответ. Когда человек бежит, он не может сконцентрировать внимание на все окружающее. Даже безопасная обстановка может за долю секунды измениться и стать опасной, так что человек, который бежит, может и не заметить это. Когда бежишь, можно споткнуться и упасть, особенно , если дорога неровная.

 4.Как водитель автобуса видит пассажиров?

 Ответ. Водитель автобуса наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров с помощью специальных зеркал. Зеркала прикреплены снаружи автобуса и в кабине водителя.

За посадкой пассажиров с передней двери водитель наблюдает через стекло кабины. Вы обязательно замечали надпись на кабине «Рядом с кабиной стоять запрещается». Для чего это нужно? Для того, чтобы наблюдать за передней дверью, так как в зеркало ее плохо видно, а именно через эту дверь выходят маленькие дети, престарелые люди и инвалиды.

 5.Что может случиться, если опаздываешь с выходом из автобуса?

 Ответ. Если опаздываешь с выходом, водитель не всегда может это заметить, особенно когда много пассажиров, и ты можешь попасть в закрывающиеся двери. Водитель, трогаясь от остановки, должен наблюдать за другими машинами, и поэтому, оставшийся между дверями человек может быть незамеченным. ,

 6.Почему стоящая машина может быть опасна?

 Ответ. Стоящая машина закрывает обзор, мешает наблюдать за проезжей частью. Стоящие автобусы, трамваи, троллейбусы и грузовики скрывают за собой приближающееся транспортное средство, водитель которого не видит пешехода, а в движении есть требование «я должен видеть и должен быть виден».

7.Чем опасны кусты и деревья на улице рядом с проезжей частью дороги?

 Ответ. Деревья и кусты- это предметы, которые закрывают обзор, мешают наблюдать за движением на проезжей части дороги.

 8.Может ли движущаяся машина скрывать другую движущуюся машину?

 Ответ. Может, так как из-за движущихся автобусов, троллейбусов, грузовиков и даже легковых машин могут выехать транспортные средства меньшего габарита, но которые двигаются быстрее и поэтому можно его раньше не заметить.

 9.Почему улицы, по которым редко проезжают автомашины, могут быть опасными?

 Ответ. Так называемые пустынные улицы могут быть опасными потому, что, пешеход, переходя проезжую часть, иногда не считает нужным убедиться в безопасности, т.к. по ней редко проезжают транспортные средства. Но из-за высокой скорости выехавшая из переулка автомашина может быстро оказаться опасной для пешехода. Каждый участник движения в любой обстановке должен убедиться в безопасности.

 10.Как определить далеко машина или близко?

 Ответ. Перед тем как переходить проезжую часть, пешеход должен остановиться, вслушаться и посмотреть, чтобы убедиться нет ли приближающегося транспорта. Скорость приближающегося транспорта нельзя оценить сразу. Например, если от тебя до машины 4 столба уличного освещения, посмотри сколько автомашине понадобится времени, чтобы проехать от одного столба до другого, тогда приблизительно будешь знать успеешь ли перейти.

 11.Почему нельзя ходить по проезжей части дороги?

 Ответ. Улицы и дороги разделяются на части. На улицах- проезжая часть и тротуары. На шоссейных дорогах- тоже проезжая часть и обочины. Тротуар или обочина- для пешеходов, а проезжая часть- для транспортных средств. Движение пешеходов по проезжей

части мешает общему движению, так как скорости транспортных средств и пешеходов неравны. Все участники движения должны быть взаимно внимательны, но движение транспортных средств и пешеходов по одной части требовало бы слишком большого напряжения. Поэтому пешеход пользуется проезжей частью только тогда, когда ему нужно перейти на другую сторону и только в установленном месте, а так же если по тротуару или

обочине двигаться невозможно (есть и такие улицы, где, к сожалению, нет тротуаров). Тогда нужно идти по левой стороне проезжей части и обязательно друг за другом.

 12.Какая опасность может возникнуть, когда ребенок увидит свой дом?

 Ответ. Увидев дом, поневоле возникает желание - скорее домой, а если впереди проезжая часть дороги, которую надо переходить, то все-таки надо обязательно остановиться и убедиться в безопасности дальнейшего движения. Спешка часто является причиной не­приятностей и несчастных случаев.

 13. Что может случиться, если увидишь на другой стороне улицы родителей, друга или близких знакомых?

 Ответ. Все внимание обращено к этому человеку, забывается, где ты находишься и что тебя окружает. Улица не хочет, чтобы про нее забывали, и не любит неосторожности.

 14. Чем опасны машины с прицепом?

 Ответ. Особенно опасны машины с прицепом на поворотах, так как прицеп уводит в сторону. Машины с прицепом опасны и потому, что невнимательный пешеход увидев, что машина проехала, может начать переходить и попасть под прицеп.

 15. Почему опасно ходить по улицам группами?

 Ответ. Дети, двигаясь группами, обычно разговаривают между собой, иногда и балуются, подталкивают друг друга, забывая, что улица полна опасностей. Переходить улицу начинают не убедившись в безопасности. Такое поведение недопустимо на улице.

 16. Почему нежелательно переходить улицу, держась за руку или под руку?

 Ответ. Если детская колонна переходит улицу, тогда держаться за руку не опасно. Иначе, когда ходят вместе вдвоем или втроем, беседуют между собой, не следят за движением на улице, и при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны, а водителю очень трудно в таких случаях избежать наезда.

 17. Какой из переходов опаснее: обозначенный знаками и «зеброй» или переход со светофором?

 Ответ. Обозначенный знаками переходный переход опаснее потому, что он нерегулируемый. Сигналы светофора на регулируемом переходе разрешают или запрещают движение пешеходов. Без светофора пешеход должен внимательно следить за движением, оценивать расстояние, скорость транспорта и, убедившись в безопасности, начинать переход проезжей части. Но и на перекрестке со светофором надо быть внимательным, убедиться в безопасности. К сожалению, как среди пешеходов, так и среди водителей иногда встречаются нарушители, по вине которых люди лишаются жизни или здоровья.

 18. Какое место на улице опаснее- перекресток или остановка общественного транспорта?

 Ответ. На перекрестке довольно сложно следить за движением. Транспортные средства могут ехать прямо, делать повороты- все надо видеть. Но остановка общественного транспорта намного опаснее. Многие имеют плохую привычку при выходе из автобуса, троллейбуса или трамвая начинать сразу же переход проезжей части спереди или сзади транспортного средства, не думая о том, что мимо едут другие машины. Особенно опасны остановки общественного транспорта зимой, когда дороги скользкие. Любая невнимательность может обернуться дорожным происшествием.

 19.Какое транспортное средство труднее всего заметить в потоке транспорта?

 Ответ. Если на дороге много больших транспортных средств (автобусы, трамваи, троллейбусы, грузовики) трудно заметить за ними мотоциклы или даже легковые машины, особенно в плохую погоду и с невключенными фарами.

 20. Что на улице самое опасное ?

 Ответ. Многие думают, что самое опасное на улице - движущаяся машина. Она опасна, если мы попытаемся перейти улицу перед близко идущей машиной. Но анализ дорожных происшествий показывает, что не менее опасны стоящие машины, из-за которых, не убедившись в безопасности на проезжей части, мы начинаем переходить улицу. При этом нарушается требование- я должен видеть и я должен быть виден.

 21. Что на улице самое главное?

 Ответ. На улице самое главное взаимное уважение, внимание всех участников движения. Они должны знать правила дорожного движения и выполнять их требования. Каждый участник движения должен вести себя так, чтобы он своим поведением не поставил себя и других в опасность. Улица не терпит бесконтрольного поведения.

 22. Почему происходит много несчастных случаев с детьми и с пожилыми людьми?

 Ответ. Правильные привычки, навыки и умение вырабатываются только после длительной тренировки. У маленьких детей еще не выработались такие привычки. Пожилые люди приобретали все нужное для движения, когда транспортных средств было еще мало, а переучиваться в старости совсем нелегко. Поэтому понятно, почему маленькие дети и пожилые люди не умеют в сегодняшней транспортной среде сконцентрировать внимание и наблюдать за движением.

 23. На проезжей части разметка «зебра». Если ребенок хочет перейти там улицу, должен ли он убедиться, что нет приближающихся транспортных средств?

 Ответ. Да. Проезжую часть никогда нельзя переходить не убедившись в безопасности. Ни одно транспортное средство нельзя остановить моментально. Поэтому даже обозначенный пешеходный переход не дает права пешеходу «вслепую» переходить проезжую часть дороги. Особое внимание требуют улицы, где на проезжей части в одном направлении несколько рядов. Движущаяся машина в первом ряду остановилась, но остановились ли машины в других рядах? В этом надо убедиться. Обозначенным пешеходным переходом считается тот переход, где разметка «зебра» или около которого установлен дорожный знак «Пешеходный переход».

 24. Перед дорогой висит синий круглый дорожный знак с изображением велосипеда. Можно ли пешком ходить по этой дороге, если нет тротуара? '

 Ответ. Да. Этот знак называется «Велосипедная дорожка». Пешеход может двигаться по этой дороге при условии, что не будет мешать движению велосипедистов.

 25. Если пешеход переходит проезжую часть на перекрестке, где нет обозначенного пешеходного перехода, имеет ли он преимущество перед транспортом?

 Ответ. Нет. Всегда перед переходом пешеход должен убедиться безопасности, оценив скорость и расстояние до приближающихся машин.

 26. Если кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть на красный сигнал светофора, может ли ученик следовать его примеру?

 Ответ. Нет. Ученик не должен повторять ошибки других. Жертвами дорожных происшествий становятся не все, кто нарушает правила, а те кому «не повезло». А знаешь ли ты, когда тебе не повезет? В движении очень опасны неправильные привычки.

 27. Опасно ли играть вблизи проезжей части?

 Ответ. Да. Когда играешь, забываешь, где находишься. Можешь выбежать на проезжую часть, где твое неожиданное появление может кончиться под колесами автомашины. Например: ты играл с мячом, он упал на проезжую часть дороги и ты, не думая, побежал за ним.

 28. Если дорога в обе стороны просматривается хорошо и нет приближающихся автомашин, можно ли переходить шоссе?

 Ответ. Да. Вне населенных пунктов условия перехода такие же, как и в городе- надо убедиться в безопасности. Скорости автомашин и мотоциклов на шоссе большие, надо далеко видеть дорогу, чтобы быть убежденным в безопасности. Если будешь переходить дорогу на крутых поворотах или из-за кустов или деревьев, ты можешь вовремя не заметить приближающийся транспорт.

 29. Легко ли остановить машину на скользкой дороге?

 Ответ. Нет. У каждого транспортного средства есть остановочный путь, который зависит от габаритов груза, скорости, дорожного покрытия и т. д. Остановочный путь зависит также от водителя. На скользкой дороге остановочный путь в несколько раз длиннее, чем на сухой.

 30. Может ли пешеход двигаться по левой обочине дороги?

 Ответ, Да. По левой обочине ходить безопаснее потому, что транспорт идет навстречу и его хорошо видно.

 31.Можно ли ехать по «островку безопасности» на машине?

 Ответ. Нет. «Островок безопасности» только для пешеходов. На машине там ехать нельзя даже тогда, когда там нет пешеходов.

 32. Могут ли пешеходы, когда они вынуждены ходить по проезжей части дороги {нет обочин, ремонтируется тротуар), идти вдвоем, держась за руки?

 Ответ. Нет. По проезжей части можно идти только друг за другом, лицом навстречу транспорту, чтобы не мешать движению.

 33. Опасно ли переходить улицу из-за стоящей машины?

 Ответ. Да. Стоящая машина, в зависимости от ее габаритов, закрывает проезжую часть дороги полностью или частично и ты не видишь обстановку на дороге. Водитель приближающейся автомашины тоже не видит пешехода, который собирается переходить проезжую часть. А в движении существует требование: я должен видеть и я должен быть виден.

 34. Называем ли мы перекресток, где в светофоре желтый мигающий свет, регулируемым перекрестком?

 Ответ. Нет. Если в светофоре горит желтый мигающий свет, то он только предупреждает, что впереди довольно опасный перекресток. На таких перекрестках обычно работают все три сигнала (часто с дополнительными секциями), но ночью, когда движение не столько интенсивное, нет надобности, чтобы они все работали. Тогда выключают основные сигналы светофора и остается только желтый, но теперь мигающий все время. На таком перекрестке действуют все требования для нерегулируемых перекрестков.

 35. Обязательны ли для пешеходов сигналы светофора?

 Ответ. Да. Светофор помогает регулировать движение на перекрестках с большой интенсивностью движения. Не всегда помогает светофор ускорить движение, но со стороны безопасности движения он необходим. У нас в городе мно го мест, где между перекрестками довольно большое расстояние, поэтому и установлено много светофоров для пешеходов и за пределами перекрестков.

 36. Можно ли играть на тротуаре?

 Ответ. Нет, тротуар для движения пешеходов и поэтому играть на тротуаре никак нельзя, для игры необходимо использовать детские площадки.

 37. Должен ли пешеход двигаться по тротуару, если он есть?

 Ответ. Да. Тротуар предусмотрен для пешеходов и отделен от проезжей части дороги бордюрным камнем, который не дает возможности машинам заезжать на него. У нас установлено правостороннее движение, как в большинстве стран мира. Двигаясь по тротуару надо держаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. Двигаясь по левой стороне мы можем вынудить других пешеходов выйти на проезжую часть дороги, что опасно..

 Важно, чтобы пешеход не шел спиной к близкому транспорту. Если мы идем группой, всегда нужно учитывать ширину тротуара. Впереди идущих обходят слева.

 38. Можно ли начинать переходить улицу при желтом сигнале светофора?

 Ответ. Нет. Желтый сигнал светофора- это промежуточный сигнал. Он не позволяет начинать переход, но разрешает закончить его в случае, если при разрешающем сигнале не успели это сделать и в середине улицы нет «островка безопасности». Остаться в середине улицы, где нет «островка безопасности», крайне опасно.

 39. Имеет ли информационно-указательный дорожный знак «Пешеходный переход» треугольную форму?

 Ответ. Нет (описать знак).

 40. Обозначают ли пешеходный переход на асфальте белыми полосами?

 Ответ. Да. На обозначенных переходах белой краской нарисованы довольно широкие полосы и от края тротуара стрелками показано направление движения. Около таких переходов обязательно есть информационно-указательный дорожный знак «Пешеходный переход» (описать знак), так как зимой на асфальте полосы не видны. Такая разметка еще называется «зеброй». На таком переходе пешеход, который уже на проезжей части, имеет преимущество перед транспортом, но всегда нужно быть внимательным, особенно, когда движение в одном направлении в несколько рядов.

 41. Можешь ли ты зайти в трамвай, автобус, троллейбус с передних дверей?

 Ответ. Да. Согласно Правилам пользования транспортом ученики начальных классов имеют право войти в эти транспортные средства с передних дверей (желательно и выходить с передних дверей). Ученики младших классов ростом маленькие и поэтому, водителю легче наблюдать за их выходом и входом с передних дверей. Ученик, который вошел, должен смотреть, чтобы он не остался, рядом с кабиной водителя, а пройти дальше. Если нет возможности сидеть, тогда надо обязательно держаться, чтобы при резком торможении не упасть.

 42. Когда регулировщик стоит к тебе спиной, можно ли тогда начинать переход проезжей части дороги?

 Ответ. Нет. Такое положение регулировщика равнозначно красному сигналу светофора, который запрещает начинать движение.

 43. Можно ли переходить проезжую часть дороги где хочется?

 Ответ. Нет. В городах и поселках проезжую часть дороги переходим только на обозначенных пешеходных перекрестках. На перекрестках, где нет обозначенных переходов-

по линии тротуаров или обочин. На шоссейных дорогах пешеход выбирает для перехода проезжей части дороги место, где видимость в обе стороны хорошая, и если нет приближающегося транспортного средства- переходит дорогу.

 44. Можно ли начинать переход проезжей части при мигающем зеленом сигнале светофора?

 Ответ. Нет. Когда в светофоре мигает зеленый сигнал- это уже предупреждает, что вот-вот загорится желтый, а после этого запрещающий- красный. Время мигающего зеленого сигнала настолько короткое, что ты не успеешь перейти улицу. А останавливаться на середине проезжей части очень опасно и это мешает общему движению.

 45. Правильно ли, что чем больше скорость автомашины, тем больше требуется времени для ее остановки?

 Ответ. Да. (Тут можно привести пример: когда ребенку легче остановиться- когда он идет или бежит). Транспортному средству, которое едет быстро, требуется большее расстояние, чтобы остановиться. Это значит и больше времени. Это расстояние называется остановочным путем. Остановочный путь — это расстояние, пройденное машиной с начала реакции водителя на опасность + тормозной путь. Тормозной путь (от начала торможения до остановки транспортных средств) зависит еще от груза — чем тяжелее груз, тем длиннее путь торможения.

46. Можно ли переходить проезжую часть дороги возле предупреждающего дорожного знака «Пешеходный переход»?

 Ответ. Нет. Предупреждающий знак «Пешеходный переход» (описываем знак) для водителей транспортных средств. Он предупреждает, что впереди находится обозначенный пешеходный переход (иногда ставят такие знаки вблизи кинотеатров, театров, клубов, где большое движение пешеходов), пешеходам он не дает никаких прав.

 

47. Можешь ли ты переходить проезжую часть, когда регулировщик поднял руку вверх?

 Ответ. Нет. Положение регулировщика с поднятой рукой равно желтому сигналу светофора, поэтому начинать переход улицу не разрешается.

 48. Можно ли переходить проезжую часть, когда регулировщик стоит к пешеходу боком, руки в стороны или опущены?

 Ответ. Да. Такое положение регулировщика для пешехода равно зеленому сигналу светофора. Значит движение разрешено.

 49. Можно ли переходить улицу, когда регулировщик стоит к тебе левым боком с вытянутой правой рукой?

 Ответ. Да. Такое положение регулировщика немного необычное. Мы ответили на вопрос «да», но со стороны левого бока пешеходам разрешается переходить проезжую часть только за спиной регулировщика.

 50. Должен ли пешеход руководствоваться сигналами регулировщика даже тогда, когда они противоречат сигналам светофора и дорожным знакам?

 Ответ. Да. Если движение регулирует регулировщик, все участники движения должны выполнять его требования. Peгyлировщика мы в наши дни видим редко, только в особых случаях (не работает светофор, интенсивное движение, при массовых мероприятиях, при большом скоплении транспортных средств, движется колонна автомашин, сопровождаемая специальными автомашинами, оборудо­ванными сиреной).

 51. Должен ли ты наблюдать за сигналами поворота автомашин, когда будешь переходить проезжую часть?

 Ответ. Да. Каждый внимательный пешеход, перед тем, как переходить проезжую часть, должен убедиться в безопасности. Указатели поворота на транспортных средствах показывают, что они поворачивают или будут менять ряд движения.

 52. Должен ли ты остановиться перед приближающимся транспортным средством посередине проезжей части, если не уверен, что успеешь перейти проезжую часть до конца?

 Ответ. Да. Переходить широкую проезжую часть довольно опасно, особенно, когда нет светофора. Ты начал переходить проезжую часть, убедившись перед этим в безопасности, но дойдя до середины увидел, что приближается автомашина, которую ты раньше не видел или оценил неправильно ее скорость. В таких случаях надо обязательно остановиться. Избежать наезда на стоящего пешехода гораздо легче. Самое плохое для водителя, когда пешеход, заметив опасность, начинает метаться на проезжей части.

 53. Может ли велосипедист ездить на дороге, на которой есть знак «Пешеходная дорожка»?

 Ответ. Нет. На дороге, перед которой стоит знак «Пешеходная дорожка», могут двигаться только пешеходы.

54. Должны ли пешеходы, двигаясь по тротуару, держаться правой стороны?

 Ответ. Да. У нас в стране правостороннее движение и, чтобы не было напрасных столкновений, пешеходы на тротуаре должны держаться правой стороны.

 55. Достаточно ли велосипедисту хорошо знать Правила дорожного движения?

 Ответ. Нет. Прежде, чем идти на улицу, надо хорошо уметь ездить на велосипеде. Многие дети, которые катаются на велосипедах, считают, что они уже мастера. Но чтобы уметь кататься хорошо, надо долго учиться. Необходимо тренироваться выполнять фигурную и замедленную езду с разными элементами (только не на проезжей части дороги).

 56. Можно ли железную дорогу переходить в любом месте?

 Ответ. Нет. На железных дорогах есть переходы, каждый знающий пешеход переходит железную дорогу только на обозначенных местах. В местах, где имеются шлагбаумы (закрываются автоматически или дежурным), после закрытия шлагбаумов опасно переходить дорогу. Составы поездов тяжелые и остановочный путь их очень длинный.

 57. Хорошо ли видно в темноте человека в темной одежде?

 Ответ. Нет. В темное время пешеход для водителя вообще очень плохо виден. Немного лучше можно заметить тех, кто одет в светлую одежду. Чтобы пешеход был лучше заметен, нужно носить светоотражатели, можно и фонарики (особенно тем, кому приходится двигаться по краю проезжей части или по обочине). Велосипедисты должны иметь все, что предусмотрено ПДД (спереди — фонарь с белым светом, сзади — фонарь с красным светом и красный светоотражатель).

 58. Может ли на дороге быть скользко тогда, когда нет снега?

 Ответ. Да. Проезжая часть дороги становится скользкой тогда, когда начинается дождь. Очень скользко ' бывает осенью во время листопада. В это время проезжая

часть дороги будто покрыта маслом, поэтому тормозной путь немного больше чем по сухой

дороге.

 59. Может ли зонтик мешать наблюдению за движением, когда переходишь через проезжую часть дороги?

 Ответ. Да. Зонтик нужен во время дождя, но когда переходишь проезжую часть дороги, особенно в местах, где движение регулируется, он мешает следить за движением. Поэтому лучше научиться носить зонтик так, чтобы была обеспечена видимость и безопасность движения.

 60. В каком возрасте разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?

 Ответ. Езда на велосипеде по улицам и дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а в составе группы в сопровождении взрослых- с 12 лет.

61. Почему опасно идти и бежать вдоль проезжей части ?

Проезжая часть предназначена только для движения транспорта, и пешеход, находящийся на ней, мешает движению. Это может привести к несчастному случаю, так как можно не успеть оценить дорожную обстановку. К тому же водители не рассчитывают, что пешеходы могут идти, бежать вдоль проезжей части и могут не заметить пешехода.

 62. В городе встречаются случаи, когда во дворах дети попадают под движущийся задним ходом автомобиль.  Почему это происходит? Как быть детям?

Детям опасно находиться, играть сзади автомобиля потому, что водитель видит только частично, что делается сзади него, и часто лишен возможности увидеть маленького ребенка.

63. Где можно играть во дворе?

Только на специальной, отведенной для игр площадке, где не могут ездить автомобили и мотоциклы.

64. Для чего нужна дорожная разметка (линии, надписи и др.), наносимая на проезжую часть белой краской?

Она устанавливает определенный порядок движения. Она указывает где двигаться отдельным видам транспорта, где можно пешеходам переходить улицу.

65. Для чего оборудуются пешеходные переходы на улицах? Какие они бывают?

Пешеходные переходы - это места для перехода улицы с одной стороны на другую. Пешеходные переходы бывают подземными, наземными и надземными. При наличии пешеходного перехода переходить улицу надо только по ним. Переходы бывают регулируемые и нерегулируемые. Первые оборудованы светофором.

66. Как перейти улицу по пешеходному переходу?

Разрешается переходить улицу, если горит разрешающий (зеленый ) сигнал светофора. Перед тем как ступить на проезжую часть, надо осмотреться, убедиться, что автомобили остановились. Если приближающийся автомобиль движется с большой скоростью (может водитель не увидел сигнал), пропустить его. Еще более осторожно и осмотрительно надо переходить улицу на нерегулируемом пешеходном переходе.

67. Что означает красный сигнал светофора?

Красный сигнал запрещает движение.

68. Что означает сочетание красного и желтого сигнала?

При этих сигналах движение запрещено. Они предупреждают о предстоящем включении зеленого.

69. Какое главное правило при переходе улицы?

Переходить ее надо только в установленных местах - на перекрестках и пешеходных переходах, но самое главное - обеспечить себе хороший обзор дороги вправо и влево. Стараться никогда не переходить там, где обзор плохой ( стоят машины, кусты деревья и другие помехи). По возможности отойти подальше от стоящих машин, кустов и других предметов, мешающих осмотреть дорогу.

70. Как быть, если приходится переходить улицу рядом со стоящим автомобилем или другой помехой обзору?

Может оказаться так. Что как раз там, где разрешен переход сломалась или стоит машина. В таких случаях надо, подойдя к стоящей машине (или другому предмету, который мешает обзору), остановиться и осторожно выглянуть, только убедившись, что скрытой опасности нет, можно переходить.

71. Почему надо переходить дорогу на перекрестках и по пешеходным переходам?

Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, он снижает скорость, более внимателен. Пешеход, который переходит не там, где положено, сам может пострадать и мешает водителям.

72. Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора?

Когда для пешеходов включен « Красный» для водителей горит « Зеленый». Видя зеленый сигнал, водитель едет быстро и не ожидает появления пешеходов. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать зеленого сигнала.

73. Почему опасно перебегать дорогу?

Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. А при переходе дороги главное - внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога тоже обманчива: кажется, что безопасно, и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины.

74. Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса?

Водитель увидит в зеркало, что никого нет и будет закрывать двери, если опоздаешь с выходом, может прищемить дверями. Если при этом упадешь, можешь попасть под колеса.

75. Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего автомобиля?

Когда машина стоит, она закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину, которая едет позади стоящей. Особенно опасны и закрывают обзор дороги машины грузовики, автобусы, троллейбусы , трамваи . Но и легковые машины тоже могут помешать увидеть опасность. Надо помнить: если на улице стоит машина, за ней может быть скрыта опасность.

76. Чем опасна дорога на которой очень мало автомашин?

Пешеход может подумать, что дорога пуста и начинает переходить, не поглядев по сторонам. А машина может внезапно появиться - выедет со двора, из переулка. При переходе дороги надо всегда внимательно смотреть по сторонам.

77. Как определить, далеко автомашина или близко?

Надо определить, долго ли автомашине ехать до того места, где стоит пешеход. Если долго, значит машина далеко. Если всего несколько секунд - значит близко. Иногда кажется, что автомобиль далеко, однако, если он едет быстро, переходить дорогу опасно. При переходе проезжей части надо обязательно учитывать скорость движения транспорта.

 78. Почему нельзя ходить по проезжей части дороги?

Даже по краю проезжей части дороги идти опасно - может задеть машина. Ходить надо только по тротуарам.

79. Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

Когда нет тротуара (за городом),надо идти по обочине, лицом к движению, чтобы видеть те машины, которые едут навстречу.

80. Какая опасность нередко возникает, когда школьник подходит к своему дому?

Заметив свой дом, ученик захочет быстро перейти проезжую часть, чтобы попасть домой, и может не заметить автомашину, которая в этот момент едет по дороге.

81. Как определить, что водитель автомобиля собирается повернуть направо?

Автомобиль занимает правый ряд, включается и мигает правый фонарик - указатель поворота.

82. Чем опасны автомашины с прицепами?

Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов. Во-вторых, невнимательный пешеход, увидев, что кузов автомашины проехал мимо, может начать переход улицы и попадет под прицеп.

83. Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руку?

Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует , потому, что при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны и потеряют самые ценные секунды.

84. Почему пешеходный переход без светофора опаснее, чем переход со светофором?

Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь определить, далеко ли машина или близко, быстро едет или медленно, надо уметь заметить маленькую машину или мотоцикл. При этом часто из-за медленно едущей машины, выезжает другая, которая едет быстро, из-за машины, которая проехала, может выехать встречная.

85. Всегда ли видит пешехода водитель автомашины, которая к нему подъезжает?

Не всегда: Водителю приходится наблюдать за многими другими водителями и пешеходами.

86. В чем опасность движения по дороге с маленькими детьми?

Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук и побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших и не выпускать их при попытке вырваться. Особенно часто это бывает при выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси, напротив своего дома, когда на другой стороне улицы появились родители, товарищи или знакомые.

87. Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?

В это время одна машина выезжает из-за другой, скорость обгоняющей машины намного больше. Пешеход может не заметить обгоняющую машину, пока она не выедет вперед, но тогда уже будет поздно. Водитель обгоняющей машины тоже не будет видеть пешехода, пока на выедет из-за той машины, которую обгоняет.

88. Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?

Здесь тоже одна машина выезжает из-за другой. Поэтому водитель, и пешеход могут не заметить друг друга, потому что видимость будет закрывать машина.

89. Сколько метров автомашина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться?

Даже когда человек хочет остановиться на бегу, он два метра « проскочит ». А машине надо, в зависимости от скорости, и 10, и 15, и 20 метров. Кроме того, пока водитель нажмет на тормоз, машина проедет несколько метров без торможения.

90. Можно ли оглядываться при переходе дороги?

Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы привыкли на шум, крик, когда позовут, оглядываться, не думая, надо ли поддаваться этой привычке.

91. Вы подошли к перекрестку: пока подходили, все время горел « зеленый». Можно ли переходить?

Если улица сравнительно широкая, больше 10-12 метров, лучше подождать, чтобы не оказаться на переходе или на середине проезжей части при красном сигнале светофора, нового цикла зеленого сигнала.

92. Почему опасно стоять на середине улицы?

Когда человек стоит на середине улицы, « на осевой линии», у него за спиной проезжают машины, он за ними не наблюдает. А стоять в потоке автомашин и не следить за ними - опасно. Испугавшись приближающейся машины, можно по привычке сделать шаг назад - прямо под колеса проезжающего за спиной транспорта. Стоя на середине улицы, надо быть очень собранным и внимательным, не делать ни одного шага, не глядя. На улицах, по которым движется много автомобилей, лучше так рассчитать переход, чтобы не пришлось стоять на середине между двумя встречными потоками машин.

93. Что делать, если при переходе дороги пешеход уронил сумку, портфель или какой-либо другой предмет?

Мы привыкли в такой ситуации сразу наклоняться и поднимать, отвлекаясь при этом от наблюдения. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала всегда посмотреть, убедиться, что опасности нет, а потом уже наклоняться. А лучше всего при переходе быть собранным и ничего не ронять.

94. Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность?

Опасности две. Во-первых, за грузовиком может быть не видна другая машина, которая едет с большей скоростью и пока скрыта от мальчика. Во-вторых , переходя, мальчик будет наблюдать за приближающимся грузовиком и может забыть посмотреть в другую сторону.

95. Почему опасно играть рядом с дорогой?

Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину.

96. На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомашину, больше автомобилей не видно. Можно ли переходить?

Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы.

97. Пешеход подошел к перекрестку. Пока он приближался, горел «зеленый», и пешеход настроился на переход. Вдруг загорелся «красный». Пешеход решил так: пока машины стоят - успею. Ведь водители видят меня и не станут наезжать. В чем ошибка пешехода, что он не учел?

Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку и при включении зеленого согнала выедут на перекресток с ходу. Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин, и пешеход не видит эту машину из-за стоящего транспорта.

98. Когда вы подошли к пешеходному переходу «без светофора», машины стояли, основная группа пешеходов уже прошла половину проезжей части. Можно ли переходить?

Когда основная группа пешеходов прошла, водители стоящих автомашин готовы начать движение. В это время они провожают глазами основную группу пешеходов и могут не заметить опоздавшего пешехода. Поэтому переходить дорогу в такой ситуации опасно.

99. В чем опасность спешки на улице?

Когда человек спешит, он все время думает об одном - как идти быстрее, не потерять время. В таком состоянии легко не заметить автомашину. Большинство несчастных случаев на дорогах возникает, когда ребята спешат, волнуются, увлечены разговором, игрой.

100. Как надо шагать с тротуара на проезжую часть: сразу или сначала приостановиться? Почему?

Всегда надо приостановиться. Во-первых чтобы лучше осмотреть проезжую часть. Во-вторых, чтобы настроиться на переход. Потому что на проезжей части нужно повышенное внимание, не такое, как на тротуаре.

101. Около подъезда вашего дома стоит машина. Водитель ушел. В чем может быть опасность?

Стоящая машина закрывает или ограничивает обзор дороги. Из-за нее можно не заметить другую машину, мотоцикл, велосипедиста.

 

102. Почему некоторые пешеходы переходят улицу та, где им вздумается, да еще наискосок?

Нет культуры поведения, выдержки, силы воли, уважения к водителям.

103. Почему велосипедисты и мотоциклисты находятся на дороге в наибольшей опасности?

Устойчивость двухколесного транспорта во много раз ниже, чем четырехколесного. Размеры его во много раз меньше и его часто не замечают. Устройства для сигнализации маневров на автомобиле несравненно лучше, чем на мотоцикле и велосипеде, поэтому мотоциклисту и велосипедисту приходится подавать сигналы рукой, что они не всегда умело делают. Кроме того, в ряде случаев сигналы рукой малозаметны: сумерки, ненастная погода и т.д. И последнее: опыт мотоциклистов и велосипедистов часто недостаточен для безопасного управления.

104. Почему некоторые пешеходы переходят улицу на красный сигнал светофора?

Нет выдержки, дисциплины, уважения к водителям, которым труднее, когда пешеходы переходят неорганизованно, нарушают Правила дорожного движения.

105. Какой поворот опаснее, левый или правый, и почему?

Левый поворот намного опаснее. Водителю приходится пересекать две полосы движения: свою - можно столкнуться с попутным автомобилем, который приближается сзади, его не всегда легко заметить, и встречную полосу - надо пропустить встречный транспорт.

106. Горит « зеленый» для машин, но они стоят. Почему они могут стоять? Опасно переходить или безопасно.

Переходить в такой ситуации очень опасно: машины могут стоять в ожидании разрешения поворота при заторе, пропуская «скорую помощь», пожарную или другую специальную машину. В одном ряду машины могут стоять, а в другом ряду ( скрытые за стоящими) могут проезжать.

107. В чем опасность автобуса когда он приближается к остановке?

Место подъезда к остановке обычно сильно накатано. В ненастную погоду или зимой возможно скольжение автобуса ( юзом ) и даже выезд его на площадку. Кроме того, сам пешеход может поскользнуться и попасть под колеса. Или его могут нечаянно толкнуть, особенно, когда на остановке много пассажиров. Поэтому надо внимательно наблюдать за подъезжающим к остановке автобусом и не подходить к нему близко до полной остановки.

108. Как быть, если пешеходу приходится выходить на дорогу близко от стоящей автомашины: деревьев, кустов?

Приостановиться и осмотреть часть дороги, которая была скрыта за предметом.

109. Вы хотите догнать товарища недалеко от дороги. Какая опасность угрожает товарищу?

Убегая он может выбежать на проезжую часть дороги, не заметив машину.

110. На краю тротуаров улицы с небольшим движением группа школьников оживленно беседует. Возможные опасности?

Кто-нибудь будучи уверенным, что машины нет, может не глядя, шагнуть на дорогу.

111. О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?

О том, что стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт, поэтому выходить или выбегать из-за него нельзя - ни спереди, ни сзади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутка «Безопасности» на занятиях английского языка для дошкольников 5-6 лет

Сценарий занятия для дошкольников на английском языке...

МИНУТКА БЕЗОПАСНОСТИ Веденеева С.А.учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ ,классный руководитель. МБОУ СОШ №4

Минутки безопасности в МБОУ СОШ №4. В конце каждого последнего урока учителя проводят минутки безопасности....

"Минутка безопасности" (по ПДД и ОБЖ)

"Минутка безопасности" (По ПДД и ОБЖ)...

Минутка безопасности.

Буклет "Минутка безопасности" раздается учащимся на первом классном часе, в сеннтября, чтобы напомнить о правилах дорожного движения....

"Минутка безопасности"

правила дорожного движения...

Минутка безопасности

Информация для классного руководителя...

минутка безопасности в школе

Правила ПДД. Минутка безопасности на уроках....