инклбзивное образование школьников
статья по обж

Михайлов Александр Васильевич

Деятельность учителя с детьми с ограниченными возможностями  здоровья в  школе может быть успешной толь­ко в том случае, если он способен понимать внут­ренний мир школьника. Отождествляя себя с уче­ником, эмоционально сопереживать ему, владея системой знаний об этиологии, механизмах, пу­тях и методах психолого-педагогической коррек­ции отклонений интеллектуального развития в учебно-воспитательном процессе.  Такие учащиеся в классе, как правило, не умеют вни­мательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, преодолевая отвлекающее влияние побоч­ных экстремальных факторов. Поэтому необходимо проводить коррекционно-развиваю­щую работу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  А.В.Михайлов,  к.п.н., руководитель ОБЖ

МБОУ «Высокогорская средняя школа №3» РТ

Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности людей

с ограниченными возможностями здоровья в школьной среде

В древние времена в России люди с ограниченными возможностями занимали самую низшую ступень населения. Их уделом было нищенское существование. Однако людей с ограниченными физическими возможностями не чурались. Люди с умственными отклонениями вообще почитались как юродивые. В любой дом, в любой храм любой убогий мог хоть вползти.  Кстати, слово "Убогий" вовсе не ругательное и не оскорбительное. Таковым оно стало после революции. Убогий - значит У БОГА.

Постепенно отношение к инвалидам менялось в лучшую сторону.
В наше время положение людей с физическими недостатками существенно окрепло, выделяются денежные средства для строительства реабилитационных центров, выплачиваются пособия, назначаются льготы. Но главной проблемой, по-прежнему остается безопасность этой категории граждан.

В Российской Федерации в настоящий момент проживает 12,75 млн человек с инвалидностью и, несомненно, реабилитация и профилактика инвалидизации относятся к приоритетным задачам Правительства Российской Федерации и Республики Татарстан в частности.

 В настоящее время в РТ проживает более 2 тысяч инвалидов, из которых  тысячи – жители Казани, с преобладанием I и II групп инвалидности. Инвалидов по зрению в регионе насчитывается около 3 тысяч человек. За последние пять лет общая численность слепых и слабовидящих в регионе увеличилась почти на 50%,  

Согласно постановления Правительства РТ  одним из основных направлений социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья является создание безопасных условий для развития инклюзивного образования в учреждениях образования Республики,  что вызвало необходимость разработки «Комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов РТ», нацеленной на создание доступной среды и формирование готовности инвалидов к безопасной жизнедеятельности.

Однако стоит отметить, что проблема в инклюзивном образовании заключается в приобщении детей с особыми возможностями к осознанию угроз и опасностей в образовательной среде и сферах жизнедеятельности и определению способов по их преодолению.

Анализируя опыт работы учреждений образования  РТ можно сказать, что далеко не все образовательные учреждения в полной мере осознают, что безопасная жизнедеятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе осознания ими угроз и опасностей окружающей среды.  Стремясь формировать их готовность к безопасной жизнедеятельности, учителя в процессе внеаудиторной работы в не полной мере обращают внимание на реально существующие в жизни виды опасностей, не ориентируют их на предотвращение и избежание рисков в различных ситуациях и оценке собственных сил и возможностей по их преодолению.

Деятельность учителя с детьми с ограниченными возможностями  здоровья в  школе может быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир школьника. Отождествляя себя с учеником, эмоционально сопереживать ему, владея системой знаний об этиологии, механизмах, путях и методах психолого-педагогической коррекции отклонений интеллектуального развития в учебно-воспитательном процессе.  Такие учащиеся в классе, как правило, не умеют внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, преодолевая отвлекающее влияние побочных экстремальных факторов. Поэтому необходимо проводить коррекционно-развивающую работу.

В этом контексте актуальным является педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в окружающей их среде. Включение таких людей в активную деятельность в различных ее формах является одним из условий компенсаторных проявлений личности, что обеспечивает их безопасную социальную адаптацию и определяет дальнейшую их готовность к безопасному вхождению в социум и полноценную жизнь в условиях современного общества.

Особенность безопасной жизнедеятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что она становится их постоянной необходимостью. Благодаря чему, они оказываются способными построить свое поведение так, чтобы предвидеть, предотвратить и избежать различного рода опасности и угрозы, что предполагает знание опасности и адекватную оценку сложившейся ситуации.

 Предотвращение опасности предполагает прогнозирование чрезвычайных и опасных ситуаций в жизнедеятельности, усиление мер личной безопасности и использование безопасных технологий.

Избежание опасности предполагает умение оценивать собственные силы и возможности по преодолению данных ситуаций.

Например, пожарная безопасность для учащихся инвалидов-колясочников и инвалидов- опорников воспринимается многими как непреодолимое препятствие. Но это не так. Зная об особенностях своего здоровья, они могут предусмотреть (и администрация школы должна им в этом помочь) способы для быстрой и беспрепятственной эвакуации, что даст им больше шансов спастись. Кроме того, одноклассники должны точно знать, как им помочь при эвакуации.

Что касается обучающихся инвалидов по зрению, то они попадают в группу риска, поскольку они не могут визуально оценить опасное расстояние до открытого огня. А для людей, недавно потерявших зрение, опасность возрастает в разы.

Слепой человек может определить, что начался пожар, только по запаху гари и теплу. Потеря зрения усложняет эвакуацию при пожаре. А обезопасить инвалида в школе крайне сложно — не во всех учебных заведениях имеются тактильные указатели пути эвакуации, в результате чего человек теряет драгоценные минуты на поиск пути эвакуации и может погибнуть из-за дыма и отравляющих веществ. Для этой категории обучающихся необходимы тренировки, чтобы уметь выйти на ощупь из школы.

 При сильном задымлении в школе, возможно, придется передвигаться на четвереньках, а это сильно дезориентирует. Поэтому необходимы тренировки эвакуироваться из класса на четвереньках. Одноклассники так же должны точно знать, как Вам помочь при эвакуации.

Для тех, кто не может слышать, внешний мир чужд, полон преград и потенциальных опасностей. Наиболее важным фактором для инвалидов по слуху в случае пожара является своевременное оповещение об опасности. Многие полагаются на одноклассников, что они сообщат, когда зазвучит пожарная сигнализация. Но во время пожара другие люди не могут быть надежным источником оповещения об опасности. Может случиться и так, что во время пожара плохо слышащий ученик будет один и не услышит криков о пожаре и он не сможет своевременно эвакуироваться. Поэтому, необходимо иметь вибрационный пожарный датчик в кармане. Чем быстрее он узнает о пожаре, тем больше будет времени для эвакуации и шансов спастись.

Подобные тренировки должны стать неотъемлемой частью во всех учебных заведениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов

Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...

Статья по экологии: "Экологическое образование школьников"

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший ...

Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников.

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Актуальность экологического образования школьников

«Актуальность экологического воспитания  школьников.»Токмакова Наталья ГригорьевнаУчитель географии МБОУ гимназия №4Г.Одинцово .М.О.   2011 г.Сегодня в эпоху бурного развития циви...

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

Физкультурное образование: сущность, структура, технология развития и становления физкультурного образования школьников

Физическая культура в школе - общеобразовательный предмет и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков...