Главные вкладки

    10 кл. Рабочая программа по ОБЖ
    рабочая программа по обж (10 класс)

    Кожемякин Александр Андреевич

    10 кл. Рабочая программа по ОБЖ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 10_kl._rabochaya_programma_po_obzh.docx55.76 КБ

    Предварительный просмотр:

        г. Каменск-Шахтинский

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    гимназия №12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского

    «Утверждаю»

    Директор        МБОУ гимназии№12

    Приказ от__________№_______

    _____________/Т. С. Шиндер./

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по ОБЖ

    Основное общее образование: 10 класс

    Количество часов: 35 часов

    Учитель: Кожемякин Александр Андреевич

    Программа разработана на основе

    примерной программы основного  общего  образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 10-11  классов                   ( М.: Просвещение, 2010) и авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: программа / С.В. Ким.

    2019-2020 учебный год

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:

    • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
    • формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
    • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
    • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
    • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

    Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ  являются следующие умения:  

    • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
    • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
    • овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;
    • овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;
    • освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
    • умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
    • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

    Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ  являются следующие умения:

    • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
    • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
    • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
    • знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
    • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
    • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
    • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

    В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:

    Выпускник на базовом уровне научится:

    Основы комплексной безопасности

    • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;
    • распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
    • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

    Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

    • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

    - характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций  для личности, общества и государства;

    • раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
    • приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    • объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
    • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
    • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
    • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей.

    Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

    • Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
    • объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
    • распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
    • описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции.

    Основы здорового образа жизни

    • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
    • описывать факторы здорового образа жизни;
    • объяснять преимущества здорового образа жизни;
    • объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
    • описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
    • раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
    • распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье.

    Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

    • оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
    • распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
    • выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
    • оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний;
    • определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

    Основы обороны государства

    • приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
    • разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
    • характеризовать историю создания ВС РФ;
    • описывать структуру ВС РФ;
    • характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
    • распознавать символы ВС РФ;
    • приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

    Правовые основы военной службы

    • оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
    • раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
    • характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
    • раскрывать организацию воинского учета;
    • различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ.

    Элементы начальной военной подготовки

    • выполнять строевые приемы и движение без оружия;
    • выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении;
    • применять средства индивидуальной защиты;
    • описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
    • раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
    • выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

    Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

    - анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

    - характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

    - классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

    - использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

    • устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
    • объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
    • приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

    2. Содержание  учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

    Программа состоит из 3 разделов:

     Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

    Глава 1. «Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания».

     Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда

    обитания».

    Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.

     Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

     

    Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.

    Раздел 2. Военная безопасность государства

    Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность

    Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

    Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз

    Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. Особенности военной службы по призыву и альтернатив-

    ной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.

    Раздел 3. Основы медицинских знаний

    и здорового образа жизни

    Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания

    Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

    Основы здорового образа жизни:

    Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.

    Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях

    Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

     

    Формы организации учебных занятий

    Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки

    Групповые формы обучения: обучающие игры, викторины

    Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации, анализ ситуации,  сообщение,  доклад, реферат,  проект,  творческие работы.

    Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

    Основные виды учебной деятельности

    1) учебно-познавательная: 

    развитие информационной компетентности и функциональной грамотности по ОБЖ в процессе повторения пройденного: изучение ключевых понятий темы, терминов и определений, научных подходов к выявлению факторов риска для жизни и здоровья; закрепление нового материала на репродуктивном и продуктивном уровне: вопросы и задания; планирование личного поведения в экстремальной ситуации, самоопределение достаточности личных знаний по изучаемой теме; опыт самостоятельной творческой деятельности, сотрудничества в малой группе: учебно-исследовательской, проектной (коммуникация, презентация, портфолио);

     2) аналитическая: 

    выявление причинно-следственных связей между явлениями и событиями, определяющими состояние опасности (безопасности) среды жизнедеятельности; моделирование стратегии безопасного поведения и оценка личной готовности к минимизации риска ущерба здоровью и безопасности;

    3) практическая деятельность по формированию ключевых компетенций и компетентности по безопасности жизнедеятельности: 

    формирование личных убеждений, гражданской позиции, правовой грамотности, психофизической готовности к выработке качеств, полезных привычек, способов (моделей) безопасного поведения в опасных ситуациях, определяющих общую компетентность по безопасности жизнедеятельности:

     — мотивационный компонент — формирование личных убеждений, ценностей и смыслов изучаемых понятий предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», гражданской позиции, правовой грамотности, личного отношения к вопросам охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;

     — информационный компонент — формирование научного мировоззрения, научной картины целостного восприятия мира и человека в нем; использование научных подходов в освоении моделей безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности, умение находить необходимую информацию по предмету ОБЖ, включая формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

     — операционный компонент (практические умения, опыт): предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций и грамотно действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность в случае экстремальной ситуации; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь при неотложных состояниях; опираться в решении спорных вопросов на нормативно-правовые акты и законы Российской Федерации.

    1. Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Наименование раздела программы, тема.

    Кол-во часов

    Дата

    проведения урока

    Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (14ч)

    Урок 1

    Проблемы формирования культуры безопасности личности, жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий.  

    1

    Урок 2

    Общенаучные методологические критерии безопасности современной науки и технологий.

    1

    Урок 3

    Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.  

    1

    Урок 4

    Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания»

    1

    Урок 5

    Обеспечения национальной безопасности России.

    1

    Урок 6

    Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности.  

    1

    Урок 7

    Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.  

    1

    Урок 8

    Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.

    1

    Урок 9

    Международное сотрудничество России по противодействию венным угрозам, экстремизму, терроризму.  

    1

    Урок 10

    Экстремальные ситуации криминогенного характера.

    1

    Урок

    11

    Экстремизм, терроризм и безопасность человека.

    1

    Урок 12

    Наркотизм и безопасность человека.

    1

    Урок 13

    Дорожно-транспортная безопасность.

    1

    Урок 14

    Вынужденное автономное существование в природных условиях. Контрольная работа по разделу.

    1

    Раздел 2. Военная безопасность государства (10ч)

    Урок 15

    Основные задачи Вооруженных Сил.

    1

    Урок 16

    Правовые основы воинской обязанности.

    1

    Урок 17

    Правовые основы военной службы.

    1

    Урок 18

    Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.

    1

    Урок 19

    Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

    1

    Урок 20

    Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.

    1

    Урок 21

    Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.

    1

    Урок 22

    Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.

    1

    Урок 23

    Военные учения Вооружённых Сил Российской Федерации.

    1

    Урок 24

    Боевая слава российских воинов. Контрольная работа по разделу.

    1

    Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч)

    Урок 25

    Демографическая ситуация в России.

    1

    Урок 26

    Культура здорового образа жизни.  

    1

    Урок 27

    Культура питания.

    1

    Урок 28

    Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.

    1

    Урок 29

    Вредные привычки. Культура движения.

    1

    Урок 30

    Медико-психологическая помощь.

    1

    Урок 31

    Первая помощь при ранениях.  

    1

    Урок 32

    Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении.

    1

    Урок 33

    Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

    1

    Урок 34

    Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарством, ядами, наркотическими веществами.

    1

    Урок 35

    Первая помощь. Контрольная работа по разделу.

    1

    Всего часов :

    35

                                                                                                  Лист коррекции

    Уроки, которые требуют коррекции

    Уроки, содержащие коррекцию

    Утверждено

    Зам. директора

    Дата,

    класс

    № урока по

    КТП

    Тема урока

    Причина

    коррекции

    Дата

    Форма коррекции

    Варианты:

    Объединение тем (указать с какой, № урока); домашнее изучение с последующей контрольной работой; организация он-лайнурока; другое

    Согласовано:                                                                               Согласовано:

    Протокол заседания                                                                 Заместитель директора  по УР

    методического объединения                                                _________   М.А. Калитвенцева

    учителей физической культуры                                           ________ 20______год        

    МБОУ гимназии № 12                                                    

    от_________ 20____ №_____                                      

    _________________________

    подпись руководителя МО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

    Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

    Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

    Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

    Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

    Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....