Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа безопасности»
рабочая программа по обж (5, 6, 7 класс)

Программа, реализуемая в центре "Точка роста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_bezopasnosti.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

        

Отдел образования Моршанского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Устьинская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

Принято

на заседании                                                                    методического  совета

протокол № 1

от  31.08.2020г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Устьинской СОШ

_____________    А.П. Попов

       приказ № 222 от 31.08. 2020 года                                                                            

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности

«Школа безопасности»

Возраст учащихся - 12-14 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Костин Илья Евгеньевич

преподаватель-организатор ОБЖ

2020 год

1. Пояснительная записка

1.1 Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа безопасности» имеет социально-педагогическую направленность.

1.2. Уровень программы

Уровень программы – базовый.

1.3. Актуальность программы

Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.

1.4. Цель программы

          Непрерывная подготовка обучающихся в области пожарной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создание условий для изучения правил пожарной безопасности, предотвращение пожароопасных ситуаций с участием детей и подростков, организация досуга воспитанника в общей системе воспитания с пользой для себя и для окружающих.

1.5. Задачи программы

Образовательные:

- обучить детей и основам безопасности жизнедеятельности в условиях общества, общественной среды и среды обитания  - природы;

Воспитательные:

-формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение, безопасность поведения и сохранение здоровья собственного и окружающих;

-формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме и природной среде, навыков здорового образа жизни.

Развивающие:

-развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.;

-развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;

-развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира;

-содействовать формированию основ здорового образа жизни детей.

1.6. Отличительные особенности данной программы

Ориентация обучающихся на изучение природы своего родного края, правилам безопасного поведения в окружающей и социальной среде.

По признаку – программа специализированная и направлена на выявление, развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний и умений в пешеходном туризме, пребывания человека в экстремальных ситуациях и событиях техногенного и криминогенного характера, формирование навыков на уровне практического применения.
Программа отличается такими качествами, как:
• актуальность (ориентация на решение наиболее серьёзных проблем);
• прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
• рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
• контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определённых целей).

1.7. Возраст обучающихся

        Возраст: с 12 до 14 лет. На занятия по данной программе принимаются все желающие.

1.8. Формы и режим занятий

         В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:

- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);

- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);

- работа в парах.

                 1.9. Срок реализации программы

                               Срок реализации программы – 1 год.                 

                 1.10. Планируемые результаты

                        Данная программа предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Обучающиеся не столько приобретают дополнительные знания по основам безопасности жизнедеятельности, сколько развивают способности самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать сложившуюся ситуацию. Обучающиеся смогут практически использовать свои знания в различных чрезвычайных ситуациях.

                

2. Формы аттестации и оценочные материалы

Проведение научно-практических конференций, соревнований, подготовка презентаций,  исследовательских проектов, тестирование, участие в интеллектуальных конкурсах.

                

                  2.1. Формы контроля

                               В ходе обучения предметная диагностика проводится в форме опросов, и тестов. Каждая тема предполагает выполнение практической работы, которая служит для закрепления теоретического материала, а также способствует обеспечению текущего контроля. Все практические работы хранятся в электронном виде, что позволяет сравнивать работы и отбирать лучшие для участия в конкурсах. На занятиях работы систематически обсуждаются всем коллективом. Обучающиеся учатся анализировать свои достижения и давать оценку своей работе.

3. Содержание программы

3.1 .Учебно-тематический план

блока

№ занятия

Тема блока, занятия

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

5

0

1

Инструктаж Город и село как среда обитания человека

1

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

3

Особенности природных условий в городе и селе

1

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе

1

5

Безопасность в повседневной жизни

1

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

4

2

6-8

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

2

1

9

Пожарная безопасность

1

10-11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

1

3

Опасные ситуации природного характера

4

2

2

12-13

Погодные явления и безопасность человека

1

1

14-15

Безопасность на водоемах

1

1

4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

4

2

2

16-17

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

1

18-19

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

1

5

Активный отдых на природе

11

9

2

20

Природа и человек

1

21

Природа и места для активного отдыха Моршанского района

1

22-23

Ориентирование на местности

1

1

24

Подготовка к выходу на природу

1

25-26

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

1

1

27

Подготовка и проведение пеших походов

1

28

Подготовка и проведение лыжных походов

1

29

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

1

30

Велосипедные походы и безопасность туристов

1

6

Опасные ситуации в природной среде

2

2

31

Безопасность при встрече с дикими животными

1

32

Укусы насекомых и защита от них

1

7

Первая помощь при неотложных ситуациях

3

1

2

33

Личная гигиена и оказание первой помощи в природной среде

1

34

Оказание первой помощи при различных видах травм

1

35

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении, переохлаждении и ожоге

1

8

36

Итоговое занятие «Помоги себе и другу»

1

1

Всего

36

26

10

3.2. Содержание учебно-тематического плана

 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека

Город и село как среда обитания человека

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Особенности природных условий в городе и селе

Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе

Безопасность в повседневной жизни

2. Опасные ситуации техногенного характера

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Пожарная безопасность

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

3. Опасные ситуации природного характера

Погодные явления и безопасность человека

Безопасность на водоемах

4.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

5.Активный отдых на природе

Природа и человек

Природа и места для активного отдыха Моршанского  района Тамбовской области

Ориентирование на местности

Подготовка к выходу на природу

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

Подготовка и проведение пеших походов

Подготовка и проведение лыжных походов

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

Велосипедные походы и безопасность туристов

6.Опасные ситуации в природной среде

Безопасность при встрече с дикими животными

Укусы насекомых и защита от них

7. Первая помощь при неотложных ситуациях

Личная гигиена и оказание первой помощи в природной среде

Оказание первой помощи при различных видах травм

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении,  переохлаждении и ожоге

8.Итоговое занятие  соревнование-практикум «Помоги себе и другу»

4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

№п/п

                                 Название раздела, темы

Формы  занятий

Приемы и                     методы

Дидактический материал и

техническое

оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие. Человек, среда его обитания, безопасность человека

рассказ

беседа

инструктаж

Словесный

фронтальный контроль

Инструкция по ТБ

Правила поведения обучающихся на занятии

Наблюдение, устный опрос

2

.Опасные ситуации техногенного характера

Рассказ

Беседа

демонстрация

Словесный

демонстрация

Компьютер

Учебники

таблицы

Наблюдение

устный опрос

3

Опасные ситуации природного характера

Рассказ

Беседа

демонстрация

Словесный

демонстрация

Компьютер

Учебники

таблицы

Наблюдение

устный опрос

4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Рассказ

Беседа

демонстрация

Словесный

демонстрация

Компьютер

Учебники

таблицы

Наблюдение

устный опрос

5

 Активный отдых на природе

Рассказ

Беседа

демонстрация

Словесный

демонстрация

Компьютер

Учебники

таблицы

Наблюдение

устный опрос

6

Опасные ситуации в природной среде

Рассказ

Беседа

демонстрация

Словесный

демонстрация

Компьютер

Учебники

таблицы

Наблюдение

устный опрос

7

Первая помощь при неотложных ситуациях

Рассказ

Беседа

демонстрация

Словесный

демонстрация

Компьютер

Учебники

таблицы

Наблюдение

устный опрос

8

Итоговое занятие соревнование-практикум «Помоги себе и другу»

Занятие -практикум

Демонстрация

Оборудование для оказания первой медицинской помощи

Компьютер

Определение призовых  мест и победителя

        4.2. Литература

Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.

Изучение правил дорожного движения: Сценарии театрализованных занятий / Авт.-сост. Е.А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 90 с.

Карпова Е.В. Игровые классные часы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 128 с. - (Воспитать человека).

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Система работы в образовательном учреждении / Авт.-сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 112 с.

Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников и др.; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Безопасность дорожного движения).  

Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Программно-методическое пособие для педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 204 с.

ДурневР.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.

Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. / Авт.- Козловская Е.А., Козловский Е.А. – М.: Изд. Дом Третий Рим, 2006. – 48 с.

Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.; под ред. А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. -2-е изд., стереотип. -Волгоград: Учитель, 2008. -222 с.

Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 48 с.

для обучающихся и родителей:

Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.

Вайнер Э.Н. Учиться без ущерба для здоровья: Учебное пособие дляобучающихся в 5-8 классах общеобразовательной школы. - Липецк: ЛИРО, 2007. - 104 с.

ДурневР.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.

Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.; под ред. А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. -2-е изд., стереотип. -Волгоград: Учитель, 2008. -222 с.

Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"

Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение  мотивации к изучению английского языка и обретение...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»

Данная программа помогает педагогам подготовить детей для участия в конкурсе "Безопасное колесо"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» (стартовый уровень)

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Школа здоровья»

Здоровье людей относится к числу главных проблем человечества.Проблема снижения уровня здоровья населения России стоит чрезвычайно остро.Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ЛАБОРАНТА-ХИМИКА»

Данная программа является основным звеном в реализации образовательной практики Центра, нацеленной на подготовку к конкурсу профессионального мастерства по стандартам Worldskills. Образовательная прак...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа дизайна: 3-D моделирование»

Стремительное внедрение в жизнь новых технологий предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов самых разных областей. Системы автоматизированного проектирования, основывающие...