Самоизоляция - современный учебник ОБЖ
статья по обж

Жиденкова Елена Николаевна

                                                                                     «Мыслю, следовательно, существую».


            Такие актуальные  слова  сказал почти четыреста лет назад французский учёный Рене Декарт. Когда мы связываем между собой образы (рисунки, предметы) и символы (цифры, буквы, знаки), то следуем идее Декарта. Начало 2020 года поменяло обычный  ритм  работы и обучения в условиях пандемии. Находясь на самоизоляции из-за коронавируса, отмечаем высокую сплочённость всех участников образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._samoizolyatsiya-sovremennyy_uchebnik_obzh.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Автор: Жиденкова Елена Николаевна,

преподаватель-организатор ОБЖ

 МОУ «Увельская СОШ № 2»

                                                         Увельского района  Челябинской области

Статья «Самоизоляция – современный учебник ОБЖ»

                                                                                     «Мыслю, следовательно, существую».


            Такие актуальные  слова  сказал почти четыреста лет назад французский учёный Рене Декарт. Когда мы связываем между собой образы (рисунки, предметы) и символы (цифры, буквы, знаки), то следуем идее Декарта. Начало 2020 года поменяло обычный  ритм  работы и обучения в условиях пандемии. Находясь на самоизоляции из-за коронавируса, отмечаем высокую сплочённость всех участников образовательной деятельности.

Видим, что безопасность МОУ «Увельская СОШ № 2» – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии со всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечение его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников, обучающихся  и родителей к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

           Основная функция работы школы – формирование безопасных и комфортных условий труда, отдыха и обучения. Для выполнения и достижения цели  определены  следующие ключевые направления:

  • Мероприятия по обеспечению безопасности
  • Охрана труда
  • Противодействие терроризму
  • Пожарная безопасность
  • Профилактика ДДТТ
  • Военно-патриотическое воспитание
  • Организация допризывной подготовки обучающихся и учёта военнообязанных
  • Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • Мониторинг достижений в конкурсах разного уровня

            В современных условиях мы убедились, что и традиционное, и электронное  обучение с использованием дистанционных технологий направлено на формирование сильной личности. Чтобы жить и работать в непрерывно меняющемся мире, необходимо разрабатывать собственную стратегию поведения и нести за неё ответственность. Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности - явление не только закономерное, но и актуальное. О чём подчёркивает Ю.С.Шойгу - директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

В школе важное место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную компетенцию  школьников за результаты учебного труда.

В соответствии с требованиями Федеральных законов, правил и рекомендаций разработана, скорректирована и выполняется программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а именно: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 24 апреля 2020 года),  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «Готов к труду и обороне (ГТО)», Санитарно-эпидемиологические правила Роспотребнадзора, Рекомендации психологической службы МЧС России по борьбе с коронавирусом в период самоизоляции.

       В школе разработан и утверждён Паспорт безопасности МОУ «Увельская СОШ № 2», который включает важные аспекты функционирования. Согласно Паспорту  выполняются все требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности школы.

      Мы в своей работе используем все средства воспитания и обучения. Ресурсы  Интернет - пространства и телевидения  позволили обеспечить  качественное общение с внешним миром. Районная библиотека, ЦДОД и краеведческий музей стали  центром проведения дистанционных мероприятий.

       Общественно-политическая газета Увельского района «Настроение» является информационным вестником по вопросам безопасности среди населения. Постановления администрации Увельского муниципального района, статьи, памятки разных служб -основные направления взаимодействия со СМИ в период самоизоляции на территории Челябинской области.

       В конце учебного года с обучающимися и их родителями (законными представителями) классные руководители провели онлайн - беседы по безопасному поведению во время лета. Все записи имеются в отчётах на странице электронного журнала «Школа безопасности». Оформлены и постоянно обновляются стенды по безопасности (пожарной, антитеррористической, дорожной). В условиях использования педагогического потенциала воспитательного пространства  продолжалось сотрудничество с работниками ГИБДД, РЭС, полиции, воинской и пожарной частей, в том числе в режиме онлайн.

        Система работы по ОТ и обеспечению безопасности школы была направлена на соблюдение норм охраны труда и здоровья работников и обучающихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности, профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев. Деятельность работников школы регламентировалась законодательными и нормативными правовыми актами РФ, их должностными обязанностями по ОТ. Все нормативные документы имеются.

          На начало  учебного года во всех школьных кабинетах имеются  акты-разрешения на работу, первичные средства пожаротушения, кабинеты повышенной опасности укомплектованы аптечками первой медицинской помощи. Для сохранения жизни и здоровья обучающихся на уроке в кабинетах повышенной опасности разработаны все необходимые инструкции, регулярно проводятся инструктажи.

   В школе разработан Паспорт антитеррористической защищённости и техногенной безопасности МОУ «Увельская СОШ № 2», изданы приказы «Об организации работы по противодействию терроризму и экстремизму», «О создании комиссии по антитеррористической защищённости», «Об утверждении Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме». Ведётся постоянная работа по противодействию терроризму, оформлен информационный стенд «Терроризм – угроза обществу».

            Согласно графику проводится инструктаж с сотрудниками и обучающимися по теме «Действия при угрозе совершения террористического акта», а также ежедневный осмотр здания и территории на наличие посторонних предметов. В здании школы осуществляется пропускной режим, имеются камеры видеонаблюдения, тревожная сигнализация. Организованно и чётко проводятся  тренировки по эвакуации детей и работников школы в случае возникновения ГО, ЧС и пожара. Оформлены планы и справки. Замечаний нет. Норматив по времени эвакуации  детей и сотрудников из здания школы выполняется.

В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороне и пожарной безопасности.

             С целью соблюдения противопожарного режима в школе изданы приказы «О соблюдении противопожарного режима» и «О создании добровольной пожарной дружины». По результатам обследования имеется заключение «объект соответствует требованиям пожарной безопасности».

Учебно-материальная база по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям – это комплекс учебных объектов, оснащённых средствами обеспечения учебного процесса, предназначенных для эффективной реализации программ обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании нормативно-правовой базы, рекомендуемой районным штабом ГО и ЧС, разработаны и утверждены локальные акты по всем направлениям безопасности жизнедеятельности учащихся и сотрудников школы, а именно: проведение  практических занятий и тренировок по действиям обучающихся и работников учреждения в экстремальных ситуациях. Учащиеся регулярно на уроках ОБЖ, классных часах, внеурочных занятиях знакомятся с планом эвакуации школы при пожаре и угрозе террористического акта, а также правилам поведения  в области ГО и защиты от  ЧС «От предмета ОБЖ к безопасной жизни!»

На регулярной основе проводятся беседы о норме поведения в зимних и летних условиях на водоёмах, о правилах обращения с пиротехническими устройствами на новогодних праздниках и в домашних условиях, о действиях при ЧС. В связи с этим проводились  очные и в формате онлайн-мероприятия.

В начале учебного года директором школы утверждается план организационно– технических мероприятий по улучшению условий безопасности жизнедеятельности. Со всеми вновь поступившими лицами, а также с учащимися проводятся вводные инструктажи, инструктажи на рабочем месте, с обязательной регистрацией в журналах по технике безопасности и охране труда. В школе осуществляется систематический контроль деятельности работников и обучающихся по соблюдению законодательных актов, ведётся работа по предупреждению травматизма и других несчастных случаев: «Месячник безопасности детей» с приглашением работников МЧС, урок-практикум по ОБЖ. Обучающимся представлены буклеты по теме «Электробезопасность». Работники РЭС  рассказывают детям о соблюдении правил «ОБЖ - урок для всех!». Одним из самых важных мероприятий являются ежегодные тренировочные эвакуации по пожарной безопасности, которые в обязательном порядке проводятся один раз в полугодие. В течение учебного года проводится работа с текущей документацией: корректировка, сверка и проверка документов. Оказывается методическая помощь учителям и классным руководителям по вопросам безопасности.

С целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма разработан Паспорт дорожной безопасности образовательной организации (типовой) МБОУ «Увельская СОШ № 2», издан приказ  «О назначении ответственного за работу по профилактике ДДТТ», создан и действует отряд ЮИД.

Вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ отражены в различных документах школы. Ежегодно организуется познавательная и профилактическая деятельность с социальными партнёрами: прокуратура, полиция, ГИБДД, больница, районная библиотека.

Классные часы, экскурсии, тематические беседы, викторины, конкурсы рисунков и рефератов, тестирование - массовые мероприятия, через которые осуществляется пропаганда безопасного образа жизни. Разработан план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, составлена тематика единых классных часов по ПДД. Традиционно распространяются информационные материалы для оформления  Уголков по изучению правил дорожного движения. На уроках ОБЖ проводятся беседы с учащимися по правилам безопасного поведения на дороге, на велосипеде, в общественном транспорте. Приглашение сотрудников ГИБДД – одно из главных направлений сотрудничества с партнёрами.

Совместный алгоритм взаимодействия способствует воспитанию чувства долга, ответственности, культуры  поведения участников дорожного движения.

 Школа обеспечена современным автобусом на 22 посадочных места. Согласно Инструкции, утверждённому маршруту и графику организован подвоз и отвоз для  учащихся, которые проживают в отдалённых микрорайонах. Большая ответственность возложена на водителя и на сопровождающих. Подробная информация выложена на школьном Сайте.

            Одним из ключевых направлений в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ является организация работы по военно - патриотическому воспитанию школьников. Поэтому совместные воспитательные планы позволяют обучающимся участвовать в различных мероприятиях, посвящённых 75-летию Великой Победы, а именно:

-волонтёрское движение «Твори добро другим во благо...»;

-уроки Мужества и Славы;

-День защитника Отечества;

-акция «Бессмертный полк» в формате онлайн;

-конкурс «Окно Победы» в режиме онлайн;

- возложение цветов к Памятнику павшим в Великой Отечественной войне.

В течение учебного года учащиеся школы встречаются с ветеранами, с участниками боевых действий, с работниками МЧС, с активистами  «Молодой гвардии», районного волонтёрского движения. Школьники знакомятся с интересными историческими событиями.

На уроках ОБЖ большое внимание уделяется профориентационной работе. Старшеклассники через рекламные буклеты знакомятся с правилами поступления в военные учебные заведения. Проводятся экскурсии в воинскую часть «ВВС России. Упрун», в ходе которых ребята приобретают виртуальные практические навыки за штурвалом поисково-спасательной техники.

Отмечено, что в период летней оздоровительной кампании мы также продолжаем работу в области безопасности.  

 Все мероприятия  нацелены воспитанию патриотизма, привитию чувства взаимопомощи, заботе о старшем поколении, уважения к истории государства и её культурным традициям и ценностям.

С целью организации  допризывной подготовки обучающихся и учёта военнообязанных издан приказ «Об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе». Замечаний со стороны представителей военно – учётного стола  и военного комиссариата  нет, потому что проводится совместная работа с администрацией школы, классными руководителями и родителями. Обучающиеся успешно сочетают теоретические знания с практическими навыками, участвуя в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ,  в  районных соревнованиях «Школа безопасности» по плаванию, стрельбе и  сдаче нормативов ГТО. Старшеклассники занимают призовые места в Открытом первенстве района по пулевой стрельбе и плаванию. Имеют знаки отличия ГТО.

       Отмечена плановая работа по учёту военнообязанных граждан: оформлена карта учёта, проведена сверка документации, проверка документов воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе. Военно-учётный стол оценил работу на «хорошо».

       «Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы»,- писал В.Г.Короленко. Заметим, что слово - это главный инструмент педагога, поэтому оно должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры речи.

        В настоящее время в России идёт становление новой системы просвещения, ориентированной на вхождение в мировое информационно – образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории, практики учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям, что способствует гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество. Сегодня, помимо технических навыков работы с мультимедийными комплектами, интерактивными досками, планшетами и иными средствами обучения, учитель должен уметь участвовать в электронном документообороте, работать с сайтом своего образовательного учреждения, информационным пространством района, региона, страны, самостоятельно конструировать цифровые средства обучения, использовать и создавать тестовые системы контроля знаний и делать многое другое. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы (электронные приложения), необходимые для организации учебного процесса. Работа на «удалёнке», дистанционное обучение, проведение и проверка заданий в режиме онлайн – всё смогли и выдержали наши учителя, учащиеся и родители.

        Приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  способствуют обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.

         Результативность усвоения обучающимися предмета ОБЖ во многом зависит от того, как организован и осуществляется образовательный процесс. В изучении курса важное место занимает учебно-материальная база и современные средства обучения: вербальные, визуальные, технические, информационные. Качество усвоения изучаемого материала существенно возрастает, если в учебном процессе в полном объёме использовать наличие учебно - материальных и технических средств обучения. В кабинете имеется: ПК, мультимедийный проектор, доска, принтер, колонки, видеотека, стенды - всё это активно используется на уроках и внеурочной деятельности. Во время приёмки школы районной комиссией отмечено пополнение учебно-методической базы по ГО и ЧС.  Ведущая роль в этом вопросе принадлежит директору школы. Проведение занятий с использованием информационных технологий – это  стимул в обучении. Уроки, на которых используются презентации, видеофильмы и аудиовизуальные материалы, активизируютпсихические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит развитие познавательного интереса. В  школе функционирует  площадка ПДД. Оформленные стенды несут дополнительную информационную нагрузку, а в учебном процессе – основную. Это существенный плюс в развитие материально-технической базы кабинета ОБЖ.

           В этом учебном году на основании требований ФГОС ООО продолжается выполнение программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности», которая позволяет учащимся 5-9  классов расширить знания предметной линии. В кабинете оформлен уголок индивидуальных  проектов – экспонатов, выполненных учениками.

 В марте проводится диагностическая работа. Индивидуальный проект - самостоятельная работа, осуществляемая обучающимися 7 классов. Решение практических задач обучения достигнуто через создание общественно значимого продукта. Таким образом, семиклассники успешно защитили информационно-познавательный  проект «Собаки на службе МЧС», информационно-познавательный проект «Профессия: спасатель» и творческий проект «Собери рюкзак к походу». Сбор информации оформлен с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Авторам удалось подобрать интересные факты и хронологические события  для привлечения внимания и повышения познавательной мотивации к изучаемым вопросам безопасности и  профессиональной ориентации. Проектные работы реализованы в виде презентационных материалов. Комиссия отметила активность и подготовленность детей. Также  учебную копилку школы пополняет список победителей и призёров муниципальных конкурсов, всероссийских олимпиад и викторин по Основам безопасности жизнедеятельности. Рейтинг успешности подтверждает хорошие знания обучающихся по предмету.

Школа – лаборатория инноваций.

Распространение опыта, публикации статей Жиденковой Е.Н.

Мониторинг успешности  программы «Одарённые дети - будущее России»

Название

Уровень

Всероссийский конкурс СМИ «Слово Педагога». Благодарственное письмо №106592 от 03.06.2019

За активное участие в работе издания, а также личный вклад по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс

Редакция Всероссийского издания СМИ «Слово Педагога» https://slovopedagoga.ru

г. Москва

Июнь,2019

Всероссийское тестирование «СанПиН для общеобразовательных учреждений: соблюдать, нельзя нарушать!» - Диплом за I место

 Всероссийское издание СМИ «Слово Педагога».

 Свидетельство  СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 https://slovopedagoga.ru

г. Москва. Июнь,2019

Международное тестирование «ИКТ-компетентность педагога в условиях ФГОС» - Диплом за I место

Всероссийское издание СМИ «Слово Педагога».

 Свидетельство  СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 https://slovopedagoga.ru

г. Москва. Июнь,2019

Всероссийское тестирование. Успешно прошла обучение и итоговое тестирование по курсу «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации, осуществляющей учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС» - Сертификат (Серия ФК №823 от 14.06.2019)

Всероссийское издание СМИ «Слово Педагога».

 Свидетельство  СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 https://slovopedagoga.ru

г. Москва

Июнь,2019

Всероссийское тестирование. Успешно прошла обучение и итоговое тестирование по курсу «Современные методики преподавания музыки в условиях реализации ФГОС ООО»

 - Сертификат (Серия ФК №824 от 14.06.2019)

Всероссийское издание СМИ «Слово Педагога».

 Свидетельство  СМИ ЭЛ № ФС 77- 67160 https://slovopedagoga.ru

г. Москва. Июнь,2019

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ -  2 победителя  и 5 призёров

Управление образования администрации Увельского муниципального района. Олимпиады. Протоколы  u.74332.edusite. ru

п. Увельский

Октябрь, 2019

Международное тестирование по знанию медицинских основ -

Диплом  № ДВ 42436 от 30.10.2019

 за 1 место

Международный образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн».

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77- 72602 https://slovopedagoga.ru

г. Москва. Октябрь, 2019

Международное тестирование «Здоровый образ жизни» -

Грамота № ДВ 42429 от 30.10.2019

за 1 место

Международный образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн».

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77- 72602 https://slovopedagoga.ru

г. Москва. Октябрь, 2019

Международная олимпиада по ОБЖ

Диплом № ДВ 42446 от 30.10.2019

за 1 место

Международный образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн».

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77- 72602 https://slovopedagoga.ru

г. Москва. Октябрь, 2019

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ – лучший результат

Управление образования администрации Увельского муниципального района. Олимпиады. Протоколы  u.74332.edusite. ru

п. Увельский. Ноябрь, 2019

       

     

          Успешность - основной принцип обучения и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС ООО. Работа с одарёнными и перспективными детьми-приоритетное направление для каждого учителя. Поэтому администрация  нашей школы отслеживает достижения учащихся и их наставников. Директором школы налажена система поощрения талантливых обучающихся и педагогов. Заметно появилась  заинтересованность учителей, учащихся и родителей к участию в конкурсах по основам безопасности жизнедеятельности, о чём свидетельствует мониторинг.

            Таким образом, в течение учебного года активно сопровождалась деятельность в информационном поле. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс помогло школе во время карантина. Директор школы и заместители руководителя имеют документы о повышении квалификации в области безопасности.

            Преподаватель-организатор ОБЖ систематически совершенствует свой профессиональный уровень (наличие удостоверений), распространяет опыт работы, участвует в областных мероприятиях, в составе районного объединения учителей ОБЖ и муниципальной предметной комиссии олимпиадного движения. Имеет Благодарственные письма за подготовку победителей и Сертификаты за профессионализм во  всероссийских конкурсах по ОБЖ. Присвоена Высшая квалификационная категория по должности преподаватель-организатор ОБЖ.

            Благодаря совместной работе с администрацией школы, родительской общественностью и социальными партнёрами мы смогли донести до всех категорий образовательного процесса культуру безопасности при  соблюдении ограничительных мер в период самоизоляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визуальные источники в современных учебниках по средневековой истории

В статье исследуется проблема корректного использования визуальных источников в учебниках истории....

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Анализ учебника " География материков и океанов" под редакцией В.А. Коринской и И.В. Душиной. В статье рассмотрены различные формв работы с учебником....

Концепция современных учебников английского языка: актуальность и возможные проблемы реализации

Статья, посвящённая анализу положительных и отрицательных сторон современного учебника английского языка...

Современный учебник

повысить мотивацию учащихся при изучении языка (в прошлом те времена, когда «заставляли»), сегодняшний школьник изучает предметы с удовольствием и только при наличии удовольствия может усваивать...

Информационное пространство современного учебника русского языка

Информационное пространство современного учебника русского языка...