Современный учебник
статья на тему

Прохорова Наталия Васильевна

 

повысить мотивацию учащихся при изучении языка (в прошлом те времена, когда «заставляли»), сегодняшний школьник изучает предметы с удовольствием и только при наличии удовольствия может усваивать материал

- коммуникативный подход. Не забываем о цели изучения языка - для того, чтобы на нем научиться говорить. Соответственно все упражнения нацелены на то, чтобы учащиеся «заговорили» после выполнения упражнений

- расширить кругозор учащихся, чтобы при изучении языка у них также повышался уровень знаний в целом

- привить учащимся навыки самостоятельного подхода в получении информации (такой цели служат проекты, лексические и грамматические справочники в конце учебника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каким должен быть современный учебник неродного языка?

Главная цель учебника:

- повысить мотивацию учащихся при изучении языка (в прошлом те времена, когда «заставляли»), сегодняшний школьник изучает предметы с удовольствием и только при наличии удовольствия может усваивать материал

- коммуникативный подход. Не забываем о цели изучения языка - для того, чтобы на нем научиться говорить. Соответственно все упражнения нацелены на то, чтобы учащиеся «заговорили» после выполнения упражнений

- расширить кругозор учащихся, чтобы при изучении языка у них также повышался уровень знаний в целом

- привить учащимся навыки самостоятельного подхода в получении информации (такой цели служат проекты, лексические и грамматические справочники в конце учебника, СО гот)

Требования:

1. Герои (действующие лица) учебника должны быть того же возраста, что и учащиеся по этим учебникам.

2. Герои (действующие лица) учебника должны быть живыми, настоящими, каждый со своим характером, который раскрывается на протяжении всего учебника.

З. у учебника есть сюжет. Этот сюжет должен вызывать живой интерес учащихся, быть современным, созвучным реальности, чтобы при изучении материала учебника и следовании сюжету у учащихся не было напряжения и отношения к этому как к скучному предмету.

4. У учебника может быть несколько блоков, например 4: о стране, о малой родине, о зарубежных сверстниках (переписка с ними), сказочный блок.

Разделы учебника построены следующим образом:

1) о зарубежных сверстниках

2) о малой родине

З) о стране

4) сказочная тема

5) о зарубежных сверстниках

И т.д.

5. При программе 2 часа в неделю (примерно 68 часов за учебный год) учебник может содержать 10 -12 разделов. На каждый раздел отводится примерно 5 - 6 часов. Изучение раздела состоит из следующих элементов: введение в тему, изучение новых слов, грамматических конструкций, лексических конструкций, их закрепление, автоматизация, контроль.

6. Раздел состоит из следующих элементов:

- новые слова (аудиосопровождение)

- упражнения на произношение (аудиосопровождение)

- текст, содержащий новые слова и новые лексические и грамматические конструкции (аудиосопровождение)

- упражнения на новые слова и новые лексические и грамматические конструкции (некоторые упражнения с аудированием)

- песня с использованием новых слов и новых лексических и грамматических конструкций (аудиосопровождение)

- проект - выполнение проекта (составление речи, высказывания как письменно так и устно) с использованием изученного в этом разделе материала

Каждый раздел должен содержать отработку следующих навыков и умений:

- чтение

- работа с лексикой

- работа с грамматикой

- аудирование

- говорение

- словообразовательная работа

- письмо

В рабочей тетради:

К каждому разделу упражнения на закрепление лексико-грамматического материала раздела.

После прохождения 4-х разделов (или 2-х разделов) - в учебнике - итоговое занятие по всем пройденным 4 (или 2) разделам.

В рабочей тетради - контрольная по пройденным 4 (или 2) разделам.

Потом в учебнике дается промежуточный урок - что-то вроде урока чтения - на 1 разворот - сказка в виде комиксов. Это делается для создания разнообразия учащимся, а также для приучения их к чтению. Сказка дается тоже с аудиоматериалом. После сказки - упражнения на закрепление лексико-грамматического материала.

Каждый раздел содержит лексический материал. Этот лексический материал представлен в конце учебника по каждому разделу. Это нужно как учащимся - чтобы посмотреть какие слова они должны знать по прохождении раздела, так и удобно учителю, учащиеся которого сами видят эти слова и могут готовиться к контрольной и к диктанту - для самоконтроля.

Также в конце учебника содержится грамматический материал к каждому разделу. Это также нужно для самостоятельного овладения материалом

учащимися.

В настоящее время очень много внимания отдается самостоятельной работе учащихся - это по всем предметам, не только по языку. Современный

учебник помогает достичь этого.

В конце учебника содержится аудиоскрипт всего материала на аудирование.

Также там содержатся справочные материалы по специфическим видам речевой деятельности:

- письмо - правила написание делового и неформального письма, лексика для написания научной статьи,

- говорение - деловая лексика для участия в собеседовании на языке, для выступления с докладом и Т.д.

Виды упражнений в хронологическом порядке по разделу:

- Всегда вначале - введение в тему - что уже учащиеся знают по этой теме, подготовка, выведение

их на говорение на эту тему

.

- Потом основной текст темы, но перед ним - вопросы, на которые они ДОлжны ответить после прочтения, так что при чтении они ищут специфическуюинформацию, а не просто так читают

- После прочтения - упражнения (множественный выбор, правда/неправда, вопросы, лексическая работа - соединение значения слова и слова).

- Рассуждение на тему (по проблеме, освещенной в тексте, никаких пересказов!! !).

- упражнения на закрепление лексики темы

- подготовка высказывания по лексике темы

- грамматические упражнения (предваряемые грамматическим справочным материалом)

- упражнения на письмо

- подготовка письменного высказывания на тему

- упражнения на аудирование

- упражнения на говорение в парах

- упражнения на словообразование

- упражнения на использование служебных слов (предлогов, союзов и т.д.)

- упражнения на использование лексико-грамматических конструкций с использованием этих служебных слов, приемов словообразования.

СО Rom¬

Интерактивные упражнения к каждому разделу на закрепление всего лексико-грамматического материала, пройденного в разделе. Учащиеся выполняют их дома самостоятельно, а учитель контролирует их выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визуальные источники в современных учебниках по средневековой истории

В статье исследуется проблема корректного использования визуальных источников в учебниках истории....

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Анализ учебника " География материков и океанов" под редакцией В.А. Коринской и И.В. Душиной. В статье рассмотрены различные формв работы с учебником....

Концепция современных учебников английского языка: актуальность и возможные проблемы реализации

Статья, посвящённая анализу положительных и отрицательных сторон современного учебника английского языка...

Информационное пространство современного учебника русского языка

Информационное пространство современного учебника русского языка...

Самоизоляция - современный учебник ОБЖ

                                                      ...