Место подвигу в наше время
план-конспект занятия по обж (8 класс)

Максим Владимирович Щербаков

Открытый урок посвящен воспитанию патриотизма обучающихся. Не случайно он называется "Место подвигу в наше время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Место подвигу в наше время33.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 ИМЕНИ 5-ОЙ  ОРЛОВСКОЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА КРАСНОЗНАМЕННОЙ ОРДЕНОВ СУВОРОВА И КУТУЗОВА СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ Г. ОРЛА

Открытое занятие

ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по теме:

«Место подвигу в наше время»

(8 классы, 14-15 лет)

Учитель ОБЖ

Щербаков Максим Владимирович,

тел. 89534767759,

sherb.maksim@yandex.ru

Орел, 2019 г.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - ОБЖ

Класс  -  8

Тема урока – « Место подвигу в наше время »

 Цель: Сформировать представление учащихся о героях нашего времени.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Формировать знания учащихся о грамотном оказании помощи человеку, с учетом сложившейся обстановки, с учетом возможного ущерба личной безопасности и риска для тех, кто нуждается в помощи.

- развивать умение принимать быстрое и правильное решение, улучшать концентрацию и внимание, правильно расставлять приоритеты.

-Понимать учебную задачу урока  и стремиться её выполнять на практике;

- выдвигать предположения и доказывать их;

- отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- Воспита-ние в учащихся мужества и ответственности перед родиной и близкими людьми, готовности прийти в любой момент на помощь людям.

Словарь урока:

Ресурсы урока: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-х классов под редакцией        А.Т. Смирнова- М.: Просвещение, 2014. Рабочая тетрадь.

 http://ruheroes.ru/alina-gusakova-i-denis-fyodorov-na-strashnom-pozhare-spasli-3-x-chelovek/

https://enciklopediya-tehniki.ru/istoriya/podvig-detey-spasshih-iz-uzhasnogo-pozhara-lyudey-v-hakasii.html

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап.

 Организацион-ный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Объяснить детям, что внеурочное занятие будет выглядеть, как соревнование двух команд. Учащиеся делятся на группы. Условно - команды. "Спасатели" и "МЧС".

Ребята, я хочу почитать вам отрывок из стихотворения одного нашего известного поэта, который может послужить прологом к теме сегодняшнего внеурочного занятия.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Учащиеся делятся на команды, выбирают «секретаря» игры (фиксирует и подсчитывает результаты).

Эдуард Асадов — Неприметные герои

Я часто слышу яростные споры,
Кому из поколений повезло.
А то вдруг раздаются разговоры,
Что, дескать, время подвигов прошло.

Учащиеся слушают стихотворение.

2 этап. Мотивация

(создание проблемной ситуации)

Лишь на войне кидают в дот гранаты,
Идут в разведку в логово врага,
По стеклам штаба бьют из автомата
И в схватке добывают «языка»!

А в мирный день такое отпадает.
Ну где себя проявишь и когда?
Ведь не всегда пожары возникают
И тонут люди тоже не всегда!

Что ж, коль сердца на подвиги равняются,
Мне, скажем прямо, это по душе.
Но только так проблемы не решаются,
И пусть дома пореже загораются,
А люди пусть не тонут вообще!

И споры о различье поколений,
По-моему, нелепы и смешны.
Ведь поколенья, так же как ступени,
Всегда равны по весу и значенью
И меж собой навечно скреплены...

Учащиеся слушают стихотворение.

- Ребята, какие чувства у вас вызвало данное стихотворение?

- Ребята, а какие выводы можно сделать исходя из содержания данного стихотворения?

Учащиеся высказываются.

Секретарь фиксирует (с помощью учителя) ответы команд

3 этап. Актуализа-ция знаний.

- Скажите, пожалуйста, а сегодня есть место подвигу в нашей жизни?

Учащиеся высказываются.

Секретарь фиксирует (с помощью учителя) ответы команд.

4 этап.

Целепола-гание и планирование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, давайте определим тему нашего сегодняшнего занятия:

(... - и ЦЕЛЬ занятия ...)

Цель: узнать о подвигах и смелых поступках учеников школ России.

Задачи:

1. Разобраться, какими качествами должен обладать ученик, способный встать на защиту человека в экстремальной ситуации.

2. Отработать навыки оказания первой медицинской помощи в полевых условиях с помощью подручных средств.

                          План урока:

   1. Юные кавалеры Ордена Мужества.

   2. Личные качества, которые должен развивать спасатель.

   3. Конкурс капитанов.

   4. Соревнование команд.

   5. Подведение итогов мероприятия.

   6. Награждение победителей.

Учащиеся формулируют

тему занятия.

Учащиеся формулируют

цель и задачи занятия.

Секретарь фиксирует

 ( с помощью учителя) правильную постановку

цели и задач занятия.

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

- Ребята, давайте попробуем привести примеры, которые могут послужить образцом проявления гражданской ответственности. Какие примеры врезались в нашу память, может быть, кто-то наблюдал в жизни мероприятия по оказанию ПМП, спасению людей в сложной ситуации?

- Я тоже хочу привести примеры мужества и отваги граждан нашей страны, и это будут маленькие герои, но с большим сердцем. Это такие же мальчики и девочки, школьники, которые могли бы сидеть рядом с вами, за соседней партой. Заранее предупрежу - не все примеры личного мужества заканчиваются благополучно для самих героев...

Пауза. Внимание детей на экран. Слайд №1

Ваня Макаров (8 лет) г . Ивдель (см. справочные материалы)

 

Кобычев Максим (14 лет)

Амурская область

Чернова Юлия (10 лет), Белгородская область

Данил Садыков (12лет )

 г. Набережные Челны.

Секретарь фиксирует

(с помощью учителя) ответы учащихся.

Учащиеся слушают сообщение учителя, смотрят слайды.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

- Как вы могли убедиться, ребята, героические поступки совершаются людьми (в данном случае, детьми) в порыве настоящего мужества, по зову сердца. Требуют полной самоотдачи и, иногда, к сожалению, самопожертвования.

- Как вы считаете, можно ли совершить подвиг, соблюдая все меры личной безопасности?

 - Ребята, а какими качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий герой?

(мужеством, храбростью, доблестью, самоотверженностью, смелостью, силой духа, силой воли....)

 - А как нам можно развить в себе данные качества?

(заниматься спортом, закаляться, т.е. укреп-лять свое здоровье и развивать свое тело; развивать свои способности и укреплять зна-ния; делать то, что востребовано обществом и хорошо получается, тем самым - повышать самооценку; и, как итог,  развивать волю к по-беде, обозначать  себя, как лидера, занимать активную гражданскую позицию.)

- Отлично, с личными качествами разобрались, теперь я предлагаю на практике отработать решительные действия по оказанию пострадавшим ПМП.

- Для участия в конкурсе капитанов я прошу команды выдвинуть своего представителя для участия в первом, силовом, конкурсе. (Гиря 16 кг.)

 - Я предлагаю выбрать среди команд представителей для соревнования в первой (постановочной) ситуации, которая может нам встретиться в жизни. Мы должны быть всегда наготове и укреплять наши знания и навыки по оказанию ПМП.  

1. Оказание реанимационной помощи при утоплении (отсутствует дыхание и нет сердцебиения).

2. Спасение пострадавшего из горящего помещения.

3. (При наличии времени) Закрытый (полный, без смещения, поперечный) перелом.

Учащиеся высказываются.

Секретарь фиксирует (с помощью учителя) ответы команд.

Учащиеся выступают, демонстрируют силу и выносливость.

Секретарь фиксирует (с помощью учителя) результаты конкурса.

Учащиеся выступают, демонстрируют навыки ПМП.

Секретарь фиксирует (с помощью учителя) действия участников команд.

Рефлексия

- Давайте подведем итоги нашего занятия.

НАГРАЖДЕНИЕ (мотивирующий момент), чествование победителей.

- Проигравших сегодня нет, все со мной согласны?

- Если вам понравилось сегодняшнее мероприятие, поднимите обе руки вверх!

-Занятие окончено, до новых встреч!

   Секретарь игры подводит итоги соревнования...

Приложения:

 (вынесены за рамки конспекта с учетом требуемого организатором объема в 4 страницы):

Юные герои:

Ваня Макаров 

Ване Макарову из Ивделя сейчас восемь лет. Год назад он спас из реки свою одноклассницу, которая провалилась под лёд. Глядя на этого маленького мальчика – рост чуть больше метра и вес всего 22 килограмма – трудно представить, как он один смог вытащить девочку из воды. Ваня рос в детдоме вместе с сестрой. Но два года назад его усыновили, он попал в приемную семью Надежды Новиковой (а ведь у женщины уже было четверо своих детей). В дальнейшем Ваня планирует пойти учиться в кадетскую школу, чтобы потом стать спасателем.

 

Кобычев Максим 

Пожар в частном жилом доме в поселке Зельвено Амурской области вспыхнул поздним вечером. Обнаружили пожар соседи с большим опозданием, когда из окон горящего дома повалил густой дым. Сообщив о пожаре, жители принялись тушить пламя, заливая его водой. К тому моменту в комнатах горели вещи и стены строения. Среди тех, кто прибежал на помощь, был 14-летний Максим Кобычев. Узнав, что в доме есть люди, он, не растерявшись в сложной ситуации, проник в дом и вытащил на свежий воздух женщину-инвалида 1929 года рождения. Потом, рискуя собственной жизнью, вернулся в горящее строение и вынес мужчину 1972 года рождения.

Чернова Юлия (10 лет), Белгородская область

Трагедия разыгралась в одном из домов села Призрачного Прохоровского района Белгородчины в начале февраля 2017 года. Юля Чернова, была старшей дочерью в многодетной семье. В роковой день Юля осталась дома, чтобы приглядывать за младшими детьми. Но внезапно из-за короткого замыкания электропроводки на веранде в доме начался пожар, который быстро охватил дом. Братишки и сестрёнки Юли, испугавшись, спрятались под кровати и шкафы — верная смерть! В это время старшая 10-летняя Юля пыталась потушить огонь водой, но пламя перегородило выход из дома. Решение было принято быстро — Юля кулаком разбила оконное стекло и успела не только вытолкнуть из огня всех пятерых детей, но и выбросить на снег одеяло и несколько тёплых вещей. Когда девочка увидела, что к ней на помощь бежит сосед, она потеряла сознание. К счастью, взрослые успели спасти и саму Юлю.

Данил Садыков 

12-тилетний подросток, житель города Набережные Челны, погиб, спасая 9-тилетнего школьника. Трагедия произошла 5 мая 2012 года на бульваре Энтузиастов. Примерно в два часа дня 9-тилетний Андрей Чурбанов решил достать пластиковую бутылку, упавшую в фонтан. Неожиданно при контакте с водой его ударило током, мальчик потерял сознание и упал в воду.

Все кричали «помогите», но в воду прыгнул только Данил, который в этот момент проезжал мимо на велосипеде. Данил Садыков вытащил пострадавшего на бортик, но сам получил сильнейший удар током. Он умер до приезда скорой помощи.
Благодаря самоотверженному поступку одного ребёнка, другой ребёнок остался жив.

За проявленное мужество и самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях Данил Садыков награждён Орденом Мужества. Посмертно.  Награду вручал председатель Следственного Комитета РФ. Вместо сына ее получил отец мальчика – Айдар Садыков

Раздел "Первая Медицинская Помощь"

1. Оказание реанимационной помощи при утоплении            (отсутствует дыхание и нет сердцебиения).

Освободить легкие от воды, расположив пострадавшего на колене лицом вниз, нажав на нижнюю часть грудной клетки. Уложить пострадавшего на спину, согнуть (поднять) ему ноги, осмотреть полость рта и носа, убедиться, что его воздухопроводящие пути свободны для прохождения воздуха. Максимально запрокинуть назад его голову, раскрыть рот, затем очистить салфеткой ротовую полость от слюны и приступить к выполнению искусственного дыхания. На открытый рот пострадавшего положить носовой платок (майку), зажать ему нос, сделать глубокий вдох и с силой выдохнуть в рот пострадавшего. По линии, соединяющей соски пострадавшего, найти левее центра грудины (2-3 пальца) расположение сердца и приступить к непрямому массажу сердца

(скрестив ладони) с частотой до 120 надавливаний в минуту и циклом 2 вдоха на 30 надавливаний. До восстановления самостоятельного дыхания и сердечной активности, либо приезда бригады скорой помощи.)

2. Спасение пострадавшего из горящего помещения.

Защитить органы дыхания ватно-марлевой повязкой, либо описанной тканью (в полевых условиях). По возможности намочить одежду, проникнуть в помещение в положении лежа, минимизировать воздействие на организм токсичных продуктов горения, забрать пострадавшего.

После того, как пострадавший будет вынесен на свежий воздух, следует:

Вызвать бригаду неотложной помощи;

Уложить пострадавшего на ровную, твердую поверхность на бок;

Расстегнуть стесняющую дыхание одежду (тугие воротники пояса), снять с шеи все украшения.

Дать понюхать ватку с нашатырным спиртом, растереть виски.

При отсутствии дыхания начать искусственную вентиляцию легких, при отсутствии сердцебиения – сердечно-легочную реанимацию.

Охладить места ожогов, наложить стерильную повязку, сверху - пакет со льдом.

3. (При наличии времени) Закрытый (полный, без смещения, поперечный) перелом.

Первую помощь необходимо начать с обработки и бинтования раны (если есть) во избежание инфицирования. Для этого нужно ее обработать антисептиком и наложить стерильную повязку.

Для оказания помощи необходимо выполнить основное действие – зафиксировать поврежденную часть тела или конечность. Необходимо найти материал, для изготовления специальной шины. Основным материалом должно быть что-то твердое, способное закрепить поврежденную конечность или часть тела так, что они останутся неподвижными. Для этого необходимо зафиксировать подвижные суставы сверху и снизу от места травмы (правило двух суставов).

Место повреждения следует охладить – прикладывать лед на травму, при необходимости заменяя его. Холод помогает уменьшить боль и отек.

При сильной боли следует найти анальгетики, как в таблетках, так и в инъекциях, которые можно вколоть чуть выше или ниже травмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Краеведческая работа "В жизни всегда есть место подвигу"

Автор: Гусарова ВикторияМесто учёбы: ученица 8 класса МОУ гимназия Московской области  г. Павловского ПосадаНаучные руководители: Минаева Е. Ю.- организатор ОБЖ...

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме «В жизни есть место подвигу?!» Психология природы подвига

Основой организации учебного процесса на интегрированном уроке «обществознание-психология» являются положения гуманистической психологии, включающей некоторые аспекты позитивной части экзи...

В жизни человека всегда есть место подвигу. Подвиги жителей Республики Бурятия

Данный классный час посвящен героям большим и маленьким, героям давно минувших лет и героям нашим современникам. В ходе классного часа создается лента времени, посмотрев на которую мы понимаем, что у ...

Урок Мужества"Место подвигу в наше время"

Классный час, посвященный Дню Героев России...

Урок мужества, посвященный 9 декабря - Дню Героя России "Место подвигу в наше время"

Урок мужества, посвященный 9 декабря - Дню Героя России "Место подвигу в наше время"...

Есть место подвигу в наше время

Ежегодно в мире происходит около пяти миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребёнок. Но есть люди, которые помогают сп...