Рабочая программа по ОБЖ 8-9 классы
рабочая программа по обж (8 класс)

Рабочая программа по учебнику ОБЖ под редакцией Ю.С.Шойгу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_8-9k21.docx71.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8, 9 классов составлена на основе:

1.Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

3.Основной образовательной программы основного общего образования «Владыкинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»;

4.Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, курсов внеурочной деятельности, утвержденного МОУ «Владыкинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»;

5. Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 классы.» Под общей редакцией Ю.С.Шойгу; М:. «Просвещение» 2021 г».        

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.

1. Патриотическое воспитание:

- осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, истории, ценностям и культуре многонационального народа

России, любовь к родному языку, своему краю, идентификация себя в качестве гражданина России), укрепление чувства ответственности и долга перед

Родиной;

2. Гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, гражданской позиции и культуре, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми, стремление к

взаимопониманию и взаимопомощи;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Духовно-нравственное воспитание:

 развитие нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других людей, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

Эстетическое воспитание:

- формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни, развитие творческих способностей;

5. Ценности научного познания:

- формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения на процесс взаимосвязанного развития человека, природы и общества, развитие способности к эмоционально-ценностному освоению окружающей действительности;

6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;

- осознание ценности жизни, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, модели индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

7. Трудовое воспитание:

- укрепление ответственного отношения к учебе, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности;

8. Экологическое воспитание:

- развитие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в повседневных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности должны отражать:

1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:

определять свойства рассматриваемых явлений (предметов, событий);

находить общий признак нескольких явлений (предметов, событий) и объяснять их схожесть;

самостоятельно выбирать и обосновывать критерии для классификации явлений (предметов, событий);

выделять явления (предметы, события) из общего ряда других явлений (предметов, событий), группировать их по определенным признакам, сравнивать и классифицировать;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, на основе сравнения явлений

(предметов, фактов, событий), выделяя при этом общие признаки;

интерпретировать учебную информацию в контексте решаемой задачи;

делать вывод на основе всесторонней оценки и критического анализа разных точек зрения, самостоятельно его аргументировать;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

обозначать символами и знаками явления (предметы, события);

моделировать изучаемый объект, создавать (преобразовывать) абстрактный или реальный образ (схему) явления (предмета, события) для решения учебных и познавательных задач; 3) смысловое чтение:

        ориентироваться         в         содержании         текста,         понимать         его         смысл,

структурировать;

выделять в тексте информацию, соответствующую учебным целям;

определять и резюмировать главную идею текста;

критически оценивать содержание и форму текста;

4) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для получения результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;

5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций, прогнозировать их трансформацию при изменении действующих факторов;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

2. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями:

6) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

ясно представлять и формулировать свою учебную цель;

анализировать собственные образовательные результаты (определять

степень достижения цели, находить проблемы и выдвигать версии их решения);

вносить коррекцию в свою учебную цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать новые учебные задачи для достижения поставленной цели деятельности, обосновывать их логическую последовательность;

7) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:

определять необходимые действия для успешного решения учебной и познавательной задачи и составлять последовательность их выполнения;

аргументировать выбор методов решения учебных и познавательных задач, находить (выбирать из предложенных учителем) необходимые ресурсы для их выполнения;

составлять план решения учебных и познавательных задач (выполнения проекта, проведения исследования и т.п.);

8) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и своей учебной деятельности;

с использованием критериев осуществлять самоконтроль своей деятельности по достижению планируемого результата;

находить затруднения в процессе достижения результата и выбирать средства для их устранения в соответствии с изменяющейся ситуацией;

9) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

- определять степень выполнения учебной задачи по заданным критериям; анализировать возможность решения учебной задачи имеющимися

средствами;

10) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности:

анализировать и определять степень успешности собственной учебной и познавательной деятельности и деятельности других обучающихся в процессе взаимопроверки;

принимать обоснованное решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

делать осознанный выбор в ситуации учебной неопределенности.

3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

11) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:

участвовать в совместной деятельности, выполняя определенную роль;

строить позитивные взаимоотношения в процессе учебного сотрудничества;

принимать позицию собеседника, понимать его точку зрения, аргументацию;

определять свои действия и действия партнера, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою идею;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

организовывать учебное взаимодействие в группе (принимать правила обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, выделять общую точку зрения в дискуссии, договариваться о результатах);

12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:

отбирать и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (диалог в паре, в группе и т.д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

использовать невербальные средства и наглядные материалы, подготовленные самостоятельно или отобранные под руководством учителя;

13) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции):

целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и познавательных задач с помощью средств ИКТ;

использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа с соблюдением правил информационной безопасности.

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения модели индивидуального безопасного поведения и опыте ее применения в повседневной жизни.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, сгруппирована по учебным модулям и должны отражать:

Модуль   1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:

объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чѐм их сходство и различия;

раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);

приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;

классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности – люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения; - раскрывать общие принципы безопасного поведения.

Модуль   2 «Безопасность в быту»:

объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;

классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);

знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

знать правила вызова экстренных служб и ответственность за ложные сообщения;

соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;

безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);

безопасно действовать при опасных ситуациях в лифте, на лестничной площадке и лестничном марше и в других местах общего пользования, соблюдать правила эксплуатации мусоропровода;

безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.

Модуль   3 «Безопасность на транспорте»:

классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);

соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;

предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте;

безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном).

Модуль   4 «Безопасность в общественных местах»:

характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения;  

безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;

эвакуироваться из общественных мест и зданий;

соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);

распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);

безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера;

знать правила информирования экстренных служб.

Модуль   5 «Безопасность в природной среде»:

раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значения экологии для устойчивого развития общества;

помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;

безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);

соблюдать правила безопасного поведения на природе;

безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;

объяснять правила безопасного поведения на водоѐмах в различное время года;

характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;

знать и применять способы подачи сигнала о помощи.

Модуль   6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:

раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни;

характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;

сформировать         негативное         отношение         к         вредным         привычкам

(табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);

раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);

приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;

безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);

характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера;

оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.

Модуль   7 «Безопасность в социуме»

приводить примеры межличностного и группового конфликта;

характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;

характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля));

приводить примеры манипуляций и способов противостоять манипуляциям (например, вовлечение в преступную, асоциальную, деструктивную деятельность, в том числе в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности);

соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);

соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;

безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях;

распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодѐжных увлечений.

Модуль   8 «Безопасность в информационном пространстве»:

приводить примеры информационных и компьютерных угроз;

характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет, предупреждать риски и угрозы в Интернете;

предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;

владеть принципами безопасного использования Интернета;

характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).

Модуль   9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:

объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;

сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;

распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;

безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов;

безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;

объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль   10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:

характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации;

объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;

характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера;

объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;

владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных обязанностей;

информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.  

         Содержание учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности

 

Тема

Содержание темы

Модуль   1 «Культура безопасности в современном обществе»

Введение

Цель и задачи предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека.

Понятия «опасность», «безопасность», «риск».

Источники опасности и их классификация.

Смысл понятия «Культура безопасности жизнедеятельности».

Общие принципы безопасного поведения.

Правила         поведения         в опасных         и         чрезвычайных

ситуациях

Сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций.

Уровни взаимодействия человека и окружающей среды.

Механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию.

Угрозы безопасности и общие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль   2 «Безопасность в быту»

Основные опасности в быту.         Отравления.         Первая помощь при отравлениях

Основные источники опасности в быту.

Бытовые         отравления         и         причины         их возникновения.

Классификация ядовитых веществ и их опасности.

Признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи.

Правила комплектования и хранения домашней аптечки

Основные опасности в быту. Травмы

Бытовые         травмы         и         правила         их предупреждения.

Приемы и правила оказания первой помощи.

Правила         безопасности при         обращении         с         газом, электричеством.         Места

общего пользования

Правила обращения с газовыми и электрическими приборами.

Правила поведения в лифте, а также при входе и выходе из него.

Правила эксплуатации мусоропровода.

Приемы и правила оказания первой помощи.

Пожарная безопасность в жилых помещениях

Пожар и факторы его развития.

Условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия.

Первичные средства пожаротушения.

Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

Проникновение         в         дом злоумышленников

Меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом.

Правила поведения с малознакомыми людьми.

        Правила         поведения         при         попытке

проникновения в дом посторонних.

Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения

Классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения.

Правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах.

Порядок действий при авариях на коммунальных системах.

Модуль   3 «Безопасность на транспорте»

        Правила         дорожного

движения

Правила дорожного движения и их значение.

Условия обеспечения безопасности участников дорожного движения.

Безопасность пешехода

Правила         дорожного         движения         для пешеходов.

Дорожные знаки для пешеходов.

Дорожные         ловушки         и         правила         их предупреждения.

Световозвращающие элементы и правила их применения.

Безопасность пассажира

Правила         дорожного         движения         для пассажиров.

Обязанности пассажиров наземного общественного транспорта.

Ремень         безопасности         и         правила         его применения.

Порядок действий пассажиров при различных происшествиях на наземном общественном транспорте.

Правила поведения пассажира мотоцикла.

Безопасность водителя

Правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных средств передвижения.

Дорожные знаки для водителя велосипеда.

Правила         подготовки         велосипеда         к пользованию.

Сигналы велосипедиста.

Дорожно-транспортные происшествия.         Алгоритм действий при ДТП

Дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения.

Основные факторы риска возникновения ДТП.

Порядок         действий         очевидца         дорожнотранспортного происшествия.

Порядок         действий         при         пожаре         на транспорте.

        Пассажиры         на

различных видах транспорта

Особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного).

Обязанности пассажиров отдельных видов транспорта.

Порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта.

Элементы         первой помощи при чрезвычайных ситуациях на транспорте

Первая помощь и последовательность ее оказания.

Приемы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате ЧС на транспорте

Модуль   4 «Безопасность в общественных местах»

Основные опасности в общественных местах

Общественные места и их характеристики.

Потенциальные источники опасности в общественных местах.

Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними.

Действия         при возникновении         массовых

беспорядков, паники и толпы

Массовые         мероприятии         и         правила подготовки к ним.

Порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей.

Порядок действий при попадании в толпу и давку.

Пожарная безопасность в общественных         местах. Действия         при         обрушении

зданий

Порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара.

Порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий.

Безопасность         в общественных         местах.

Основные риски в ситуациях криминогенного характера

Опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах.

Оборудование мест массового пребывания людей.

Порядок действий в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.

Порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.

Модуль   5 «Безопасность в природной среде»

Классификация характеристика

        чрезвычайных         ситуаций

природного характера

и

Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация.

Автономные условия и подготовка к ним.

Автономные условия, их особенности и опасности.

Правила подготовки к длительному автономному существованию.

Порядок действий при автономном существовании в природной среде.

Правила ориентирования на местности.

Природные пожары, их виды и опасности.

Факторы и причины возникновения пожаров.

Порядок действий при нахождении в зоне природного пожара.

Сигналы         бедствия способы их подачи

и

Порядок действий при потере ориентировки в лесу.

Способы подачи сигналов бедствия.

Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями.

Распознавание растений и грибов

Правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными.

Порядок действий при встрече с дикими животными.

Порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых.

Отличия съедобных грибов и растений от ядовитых.

Правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями.

        Правила         безопасного

поведения в горах

Устройство гор и классификация горных пород.

Правила безопасного поведения в горах.

Снежные лавины, их характеристики и опасности.

Порядок действий при попадании в лавину.

Камнепады, их характеристики и опасности.

Порядок действий, необходимых для снижения рисков камнепада.

Сели, их характеристики и опасности.

Порядок действий при попадании в зону селя.

Оползни, их характеристики и опасности.

Порядок действий при начале оползня.

        Правила         безопасного

поведения на водоемах

Общие правила безопасного поведения на водоемах.

Правила купания в подготовленных и неподготовленных местах.

Порядок действий при обнаружении тонущего человека.

Правила поведения при нахождении на плавсредствах.

Правила поведения при нахождении на льду.

        Порядок         действий         при         обнаружении человека в полынье.

Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами

Наводнения, их характеристики и опасности.

Порядок действий при наводнении.

Цунами, их характеристики и опасности.

Порядок действий при нахождении в зоне цунами.

Правила         безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе

Ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности.

Порядок действий при ураганах, бурях и смерчах.

Грозы, их характеристики и опасности.

Порядок действий при попадании в грозу.

Безопасное         поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана

Землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности.

Порядок действий при землетрясении.

Порядок действий при попадании под завал во время землетрясения.

Порядок действий при нахождении в зоне извержения вулкана.

Экология и ее значение для устойчивого развития общества

        Смысл         понятий         «экология»         и

«экологическая культура».

Значение экологии для устойчивого развития общества.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Модуль   6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»

Общие представления о

Смысл понятий «здоровье» и «здоровый

здоровье

образ жизни», их содержание и значение для человека.

Факторы, влияющие на здоровье человека.

Элементы здорового образа жизни.

Ответственность за сохранения здоровья.

Инфекционные заболевания

Понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения.

Механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них.

Порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия).

Мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения.

Неинфекционные заболевания

Понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация.

Факторы         риска         неинфекционных заболеваний.

Меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них.

Диспансеризация и ее задачи.

Психическое здоровье и психологическое благополучие

Понятие «психическое здоровье» и «психологическое благополучие».

Современные модели психического здоровья и здоровой личности.

Стресс и его влияние на человека.

Меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.

Первая         помощь         и самопомощь         при

неотложных состояниях

Понятие «первая помощь» и обязанность по ее оказанию.

Универсальный алгоритм оказания первой помощи.

Назначение и состав аптечки первой помощи.

Порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях.

Приемы         психологической         поддержки пострадавшего.

Модуль   7 «Безопасность в социуме»

        Общение         –         основа

социального взаимодействия

Общение и его значение для человека.

Способы организации эффективного и позитивного общения.

Приемы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе.

Признаки конструктивного и деструктивного общения, факторы и причины развития конфликта.

Конфликты в процессе общения

Понятие «конфликт» и стадии его развития.

Условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов.

Безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций.

Правила поведения для снижения риска конфликта, и порядок действий при его опасных проявлениях.

Способ разрешения конфликта с помощью третье стороны (модератора).

Манипуляция и способы противостоять ей

Манипуляции в ходе межличностного общения.

Приемы распознавания манипуляций и способы противостояния ей.

Опасные         проявления конфликтов и манипуляций.

        Действия         в         сложных

ситуациях

Опасные формы проявления конфликта:

агрессия, домашнее насилие и буллинг.

Приемы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них.

Безопасное поведение и современные         увлечения молодежи

Современные молодежные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения.

Правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.

Модуль   8 «Безопасность в информационном пространстве»

Безопасность в цифровой

        Понятие         «цифровая         среда»,         ее

среде

характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз

        Риски         и         угрозы         при         использовании

Интернета.

Общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве.

Опасные программы и явления цифровой среды

Опасные программы и приложения и их разновидности.

Опасные явления цифровой среды.

Правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде.

        Опасный         контент         и

опасные люди

Основные виды опасного и запрещенного контента в Интернете и его признаки.

Приемы распознавания опасностей при использовании Интернета.

Правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы).

Деструктивные         течения и защита от них

Деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности.

Правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.

Безопасное поведение

Положительные возможности цифровой среды.

Противоправное поведение в Интернете.

Правила поведения в цифровой среде.

Модуль   9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»

Основы противодействия экстремизму

Понятие «экстремизм», его содержание, причины, возможные варианты проявления экстремизма и их последствия.

Роль государства, общества и личности в противодействии экстремизму.

Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму.

Основы противодействия терроризму

Понятие « терроризм», его содержание, причины, возможные варианты проявления терроризма и их последствия.

Цели и формы проявления террористических актов, их последствия.

Роль государства, общества и личности в противодействии терроризму.

Основы общественно-государственной системы противодействия терроризму.

Уровни террористической опасности.

Контртеррористическая операция и ее цели.

        Роль         личности         в

противодействии терроризму

Признаки вовлечен деятельность.

ия в террористическую

Правила

антитеррористического поведения.

Основы контртеррористической безопасности

Основы         контртеррористической безопасности.

Признаки угроз и подготовки различных форм терактов, правила безопасного поведения в условиях их совершения.

Правила поведения при совершении

террористических актов

Порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налет, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства.

Модуль   10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»

Взаимодействие государства,         общества, личности         в         обеспечении

безопасности 

Понятие «национальная безопасность» и ее содержание.

Факторы, от которых зависит состояние национальной безопасности.

Оборона страны

История развития армии в России.

Назначение и структура Вооруженных сил Российской Федерации.

Воинская обязанность и воинская служба.

Гражданская оборона. Действия при сигнале «Внимание всем!»

Предупреждение         и ликвидация         чрезвычайных ситуаций         различного

характера

Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций.

Правила поведения при химической аварии.

        Единая         государственная         система предупреждения и ликвидации ЧС

                             

                      Календарно-тематическое планирование по ОБЖ в 8-9 классах

п/п

Название модуля и темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе

4

1-2

Тема 1. Введение

2

3-4

Тема 2. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

2

Модуль 2. Безопасность в быту

7

5-6

Тема 1. Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь при отравлениях

2

7

Тема 2. Основные опасности в быту. Травмы

1

8

Тема 3. Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего пользования

1

9

Тема 4. Пожарная безопасность в жилых помещениях

1

10

Тема 5. Проникновение в дом злоумышленников

1

11

Тема 6. Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения

1

Модуль 3. Безопасность на транспорте

7

12

Тема 1. Правила дорожного движения

1

13

Тема 2. Безопасность пешехода

1

14

Тема 3. Безопасность пассажира

1

15

Тема 4. Безопасность водителя

1

16

Тема 5. Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действий при ДТП

1

17

Тема 6. Пассажиры на различных видах транспорта.

1

18

Тема 7. Элементы первой помощи при чрезвычайных ситуациях на транспорте

1

Модуль 4. Безопасность в общественных местах

6

19

Тема 1. Основные опасности в общественных местах

1

20

Тема 2. Действия при возникновении массовых беспорядков, паники и толпы

1

21-22

Тема 3. Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий

2

23-24

Тема 4. Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях криминогенного характера

2

Модуль 5. Безопасность в природной среде

10

25

Тема 1. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.

1

26

Тема 2. Сигналы бедствия и способы их подачи

1

27

Тема 3. Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями.Распознавание растений и грибов

1

28

Тема 4. Правила безопасного поведения в горах

1

29

Тема 5. Правила безопасного поведения на водоёмах

2

31

Тема 6. Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами

1

32

Тема 7. Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе.

1

33

Тема 8. Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана

1

34

Тема 9. Экология и её значение для устойчивого развития общества

1

                                          9 класс

Модуль 6. Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний

10

1-3

Тема 1. Общие представления о здоровье

3

4

Тема 2. Инфекционные заболевания

1

5

Тема 3. Неинфекционные заболевания

1

6

Тема 4. Психическое здоровье и психологическое благополучие

1

7-10

Тема 5. Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях

4

Модуль 7. Безопасность в социуме

7

11

Тема 1. Общение – основа социального взаимодействия

1

12

Тема 2. Конфликты в процессе общения

1

13

Тема 3. Манипуляция и способы противостоять ей

1

14-15

Тема 4. Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях

2

16-17

Тема 5. Безопасное поведение и современные увлечения молодёжи

2

Модуль 8. Безопасность в информационном пространстве

6

18

Тема 1. Безопасность в цифровой среде

1

19

Тема 2. Опасные программы и явления цифровой среды

1

20-21

Тема 3. Опасный контент и опасные персоны

2

22

Тема 4. Деструктивные течения и защита от них

1

23

Тема 5. Безопасное поведение

1

Модуль 9. Основы противодействия экстремизму и терроризму

7

24

Тема 1. Основы противодействия экстремизму

1

25

Тема 2. Основы противодействия терроризму

2

27

Тема 3. Роль личности в противодействии терроризму

1

28

Тема 4. Основы контртеррористической безопасности

1

29-30

Тема 5. Правила поведения при совершении террористических актов

2

Модуль 10. Взаимодействие личности, общества и государствав обеспечении безопасности жизни и здоровья населения

4

31-32

Тема 1. Взаимодействие государства, общества, личностив обеспечении безопасности

2

33

Тема 2. Оборона страны

1

34

Тема 3. Предупреждении

1

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...