Урок на природе
материал по обж (5, 6, 7 класс)

Голод Надежда Валентиновна

"Мы идем в поход" 6 класс ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pohod_na_mohovoe.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Туристический  поход  на озеро Моховое.

Класс-6"Кто куда, а мы в поход»

Цели:

  1. Обобщение правил безопасного поведения во время активного отдыха на природе                        
  2. Развивать навыки самоконтроля при подготовке к походу.
  3. Прививать интерес к предмету, учить беречь время, воспитывать любовь к родному краю.
  4. формировать осознанно-правильное отношение к природе, к своему здоровью.

Вид урока: Урок обобщения и закрепления изученного материала.

Учебно-материальное обеспечение:   карточки контроля на каждого ученика, памятки.            

Задачи:

1. - Воспитание чувства коллективизма, формирование навыка совместных действий;

- формирование навыков правильного поведения на улице, в лесу, воспитание бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение;

2. - Развивать и обогащать словарный запас: слова – предметы: турист, котелок, рюкзак, компас; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать;

4. - Соблюдать правила безопасного поведения во время игр, избегать возможных травм;

- совершенствовать двигательные способности детей, направленные на укрепления здоровья, развивать выносливость организма;

- способствовать освоению простейшим туристическим умениям и навыкам: совершать пеший поход, двигаться по установленной дистанции с рюкзаками; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия;

-Как вы думаете, для чего мы изучаем данные темы?

- Всегда ли легко применить полученные знания на практике?

-Отчего это зависит?

Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу!

А урок у нас будет необычный

Выполняя данные задания мы сможем повторить материал, проверить наши знания, применить наши знания на практике, выявим самых активных, сообразительных, с которыми не страшно будет отправится в любой поход.

Место и время сбора: площадка перед школой в 09.30. Старт в 10.00

Предварительная работа.

• Проведение беседы с детьми (правила поведения на природе)

Перед походом:

• Выбираются  дежурные, которые отвечают за организацию костра, стола, • Проверить одежду, обувь, наличие головных уборов

• Ознакомить детей с картой-схемой маршрута.

•Провести инструкцию по охране жизни и здоровья детей при проведении похода

Инструкция:

http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifНельзя уходить из лагеря без предупреждения взрослых.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifПри появлении любых признаков заболеваний школьники должны сказать об этом взрослым.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifОхапки хвороста лучше связывать верёвкой и переносить за спиной.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifНельзя перерубать топором толстые ветви и сучья поперёк, лучше отпилить.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifНельзя рубить ветки на камнях или на полувесе, когда ветка опирается на другие ветви, потому что топор может отскочить.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifПилы и топоры должны храниться в определённом, хорошо просматриваемом месте, они нуждаются в регулярной проверке и текущем ремонте.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifДежурный по кухне должен быть в обуви и брюках и иметь костровые рукавицы.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifВо время приготовления и раздачи пищи рядом с костром могут находиться только дежурные.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifНельзя пищу заносить в палатку, оставлять остатки чая и пищи в открытой посуде - это привлекает пчёл и ос.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifВсе работы, связанные с огнём, проводятся в специально оборудованном месте.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifНельзя сидеть и лежать на земле, лучше - на туристическом коврике или бревне.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifНельзя отставать и забегать вперёд руководителя.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifПо возвращении с маршрута необходимо доложить дежурному, сделать запись в журнале контроля выхода групп.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifНеобходима жёсткая дисциплина, распоряжения  руководителя, старшего по группе и дежурного выполняются беспрекословно.
http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/bluebull.gifСоблюдение распорядка дня работы экспедиции - необходимое условие для нормального труда и отдыха

• Проведение беседы с детьми: о маршруте, длительности похода, об одежде и еде, о программном содержании.

Приготовить аптечку: йод, зеленка, бинт, вата, спирт, жгут.

Оборудование:

1. Салфетки, полотенце

2. Клеенка, покрывало.

3. Фотоаппарат.

4. Свисток, мячи, кегли

5. Часы.

6. Бумага, спички, нож, топорик

Ход похода:

Руководитель:

Итак, постройтесь, друзья.

В поход отправляться уже нам пора.

Дорожка эта не легка,

Схема – карта  поможет дойти нам туда.

Ждут нас, ребята, чудеса!

Что ж, все готовы?  В путь, детвора!

     Рассмотрев предварительно направление движения по карте-схеме дети вместе с руководителями  отправляются в путь, рюкзаки – у детей на плече. По пути сбавляется темп движения и детям дается возможность понаблюдать за природой. Ребята идут спокойно в среднем темпе. По дороге дети выполняют задания на закрепление  умения ориентироваться по компасу и местным предметам.

Закрепим наши познания в новом конкурсе под названием «Ориентирование»

    На земле чертится два круга, в которые по очереди встают игроки команд (начиная с первой пары). Ведущий называет сторону света, оба участника должны одновременно повернуться в соответствующую сторону. Как только один из пары ошибается, очко даётся команде второго участника, а в круг вызываются следующее игроки.

       Все мы умеем делать «бумажные самолётики». Сейчас каждый возьмёт по листу и сделает себе такой самолётик (дети начинают мастерить). По завершению не забудьте подписать имя конструктора то есть своё имя. Готовы? Молодцы! А сейчас проверим ваши «эстребители» на дальность полёта. На земле чертится прямая длинная линия, дети встают в одну шеренгу, интервал 1,5 метра. По сигналу ведущего все пускают свои самолётики в полёт. Даётся несколько попыток. Выигрывает тот, чей самолётик улетел дальше всех. Выигравшему ученику достаётся приз.   Готовы? «ПУСК!!!»

 Пикник.

Привал. Приготовление еды.

Провести технику безопасности при  разведении костра.

Правила предосторожности при разведении  костра:

    Прежде, чем разжигать костер в лесу, Необходимо окопать выбранное для костра место, убрать на расстояние не менее 10 метров находящийся вблизи будущего костра мусор, сухую траву. Дети ищут подходящее место, подготавливают дрова (в растопку идут самолётики из предыдущей игры).

Гасят костер после приготовления пищи, обогрева или ночлега, заливая кострище водой и вороша угли до тех пор, пока не перестанут дымить и шипеть (наглядно продемонстрировать).

 Нельзя бросать горящие спички, непогашенные окурки.

В сухой и жаркий период костры следует разводить вблизи воды. Перед разведением костра необходимо снять с земли растительный слой. При уходе костер гасят, заливают водой и засыпают землей. 

Пикник

Продукты  собирать в складчину, чтобы каждый нашел на столе «более вкусную» еду, принесенную другими участниками.

Во время еды проводится викторина о природе (некоторые ответы комментировать, при необходимости задавать наводящие вопросы).

Какой хищник любит малину? (Медведь)

Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным. Жир греет и питает спящего медведя)

Что означает пословица «Волка ноги кормят»? (Волк стережет свою добычу в засаде, а догоняет ее бегом)

Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка)

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. При линьке они сбрасывают старую кожу)

Всегда ли рак движется назад? (Плавает рак задом, но к пище всегда устремляется вперед)

Какая из птиц, живущих в наших краях, летает; быстрее всех? (Стриж).

Птенцы какой птицы никогда не видели своей матери? (Птенцы кукушки. Она подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц).

Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

Где у кузнечика уши? (Орган слуха у кузнечика помещается в голенях передней пары, ног)

Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (многие насекомые, например бабочка: яичко, гусеница, очка)

Растут ли деревья зимой? (Нет)

Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Ряби-осины, клена)

Что делают мелкие птички, когда днем заметят сову? (Собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока ее не прогонят)

Как паук узнает, что к нему в паутину попалась добыча? (Попавшая в паутину муха трясет паутину, и паук чувствует движение нитей паутины)

У какой рыбы нет чешуи? (У сома)

Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы - у них нет век, змеи — у них веки срослись)

Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они летают за насекомыми, которых холодный воздух прибивает к земле)

Куда зайцу бежать удобнее, в гору или с горы? (В гору. У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, поэтому в гору заяц бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову)

Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

 Спортивные и подвижные командные игры

Отдохнув, участники опять могут играть в подвижные и спортивные игры. Можно провести футбольный матч (2 тайма по 6-8 минут, с перерывом на отдых).

     Отлично! Поздравляем победителей и лучших бомбардиров!

Прежде чем перейдём к следующим конкурсам и эстафетам давайте узнаем или может быть вспомним, какие опасности могут нас ожидать на открытом палящим солнце. Рассказать детям о признаках и первых симптомах солнечного и теплового удара. Оказания первой медицинской помощи при тепловом или солнечном ударе.

 Игра «Не сходя с места»

Участники становятся в круг. По кругу с всё более нарастающим темпом передается мяч. При этом игроки должны стоять на одном месте. Если кто-либо из игроков роняет мяч, он выбывает из игры и покидает круг. Таким образом, расстояние между игроками все больше увеличивается. Выигрывает участник, последним оставшийся в игре (в зависимости от количества играющих можно использовать 2-3мяча).

Мяч в кругу

Игроки образуют круг. Водящий с мячом — в центре круга. Водящий пытается выбить (ногами) мяч из круга. А игроки мешают ему сделать это, отбивая мяч. Если водящему все же удается выбить мяч из круга, новым водящим становится игрок, пропустивший мяч, а прежний водящий занимает его место.

Игроки в кругу должны стаять друг от друга на расстоянии не менее вытянутой руки.

Для игры можно выбрать не одного, а 2—3 водящих. При этом игра может проводиться как с одним, так и с двумя мячами.

       А сейчас настало время проверить, как хорошо вы знаете растительный и животный мир (флору и фауну). Задание следующее: одной команде необходимо назвать животных на букву «Б», другой команде растения на эту же букву. Игра продолжается до тех пор, пока у одной из команд не закончатся версии. Затем наоборот и меняется буква.

      Последняя игра называется «словесный волейбол». Мяч перебрасывается через центр круга. При этом игрок называет слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет по смыслу глагол или прилагательное. Например: птица – летит. Кто говорит бессмыслицу, тот выходит из игры.

 Путь домой

Руководитель:

Ну, что же, детвора,

Отправляться нам пора.

Спасибо вам за веселье, игры и угощенье.

Сборы в дорогу (затушить костер, убрать чисто место стоянки, проверить рюкзаки). Дети и взрослые прощаются и отправляются домой.

     Чтобы путь домой для уставших путешественников был веселым,  по дороге устроить песенный конкурс или  спеть какую-нибудь песню. Сочинять песню можно по очереди. Идущий впереди поет первую строчку, следующий участник поет вторую строчку в рифму к первой и т. д.

6. Рефлексия

Вот и подошел к концу наш поход. Чем можно измерить глубину озера, глубину мыслей, знаний? Я сегодня постаралась измерить глубину Ваших знаний. А теперь посоветуйтесь и решите, кто был самым активным в сегодня?.

Приложение 1

Сектор «Бивак»

Задание № 1.

  1. Приготовить костер для приготовления пищи
  2. Собери рюкзак для похода по равнинной местности

Задание № 2.

  1. Приготовить костер для обогрева
  2. Собери рюкзак для водного похода.

Задание № 3.

  1. Приготовить костер для подачи сигнала и освещения бивака
  2. Собери рюкзак для похода в горы

Тестирование

Приложение 1

Задание № 1.

1. Что необходимо сделать, прежде чем разводить костер? Выберите ответ:

а) следует дождаться хорошей погоды;
б) следует выбрать и расчистить место;
в) следует вымыть руки;
г) таких правил не существует.

2. С какой стороны пней и деревьев любят строить свои жилища муравьи? Выберите ответ:

а) с северной стороны;
б) с восточной стороны;
в) с западной стороны;
г) с южной стороны

Задание № 2.

1. Где категорически запрещается разжигать костер? Выберите ответ:

а) таких ограничений не существует;
б) в хвойных молодняках;
в) на участках с сухим тростником, камышом, мхом, травой;
г) на вырубках, на торфяниках, в лесу

2. С какой стороны на сосне обычно растут лишайники и мхи? Выберите ответ

а) с северной стороны;
б) с восточной стороны;
в) с западной стороны;
г) с южной стороны.

3адание № 3.

1. Какое считается лучшее топливо для костра? Выберите ответ

а) бензин, керосин;
б) молодые деревья;
в) сухостой сосны, ели;
г) валежник березы.

2. С какой стороны ствола сосны выступает смола? Выберите ответ;

а) с северной стороны;
б) с восточной стороны;
в) с западной стороны;
г) с южной стороны.

ПРИЛОЖЕНИЕ (Анкета)

Дорогой Друг !

 Вот уже на протяжении многих лет неотъемлемой частью жизни некоторых людей является туризм. И, конечно же, если ты ходил хоть раз в поход, для тебя это не секрет. Вот поэтому я бы хотела узнать твоё мнение.

  1. Участвовал ли ты когда-нибудь в тур.походах?
  • да
  • нет
  1. Если участвовал, то в каких?
  • пеший
  • горный
  • водный
  • другое …
  1. Что именно для тебя значит туризм?
  2. Играет ли для тебя какую-нибудь роль состав группы?
  • да
  • нет
  1. Плохая группа - это…
  2. Хорошая группа - это…
  3. Как по твоему, важен ли выбор маршрута?
  • да
  • нет
  1. Ты бы пошёл
  • в места с красивой природой и достопримечательностями
  • в любую местность, лишь бы было сложно
  • куда угодно
  1. Туризм - это…
  • спорт
  • отдых и развлечение
  • вся жизнь
  1. С какой целью ты ходишь в походы?
  • уехать куда угодно от цивилизации
  • испытать острые ощущения, самоутвердиться
  • увеличить свои спортивные достижения
  • пообщаться с определёнными людьми
  • увидеть новые географические объекты
  • найти материалы для научной работы
  • другое …
  1. Если бы у тебя был выбор между заграничным туризмом и походами, куда бы ты поехал?

Пол:
Возраст :
Фамилия (по жел.):
 Спасибо!

Я буду ходить в поход, для того, чтобы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Особенности природы Урала, 8 класс

Конспект урока "Особенности природы Урала", 8 класс...

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Презентация к уроку ИЗО "Природа цвета" Урок 1: "Черное и белое"

Презентация  содержит материал о хроматических и ахроматических цветах с определениями и рисунками....

Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)

Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе  русских поэтов 19 века....

Всероссийский экологический урок Тема урока: «Береги природу, человек!»

Цели урока:1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельно...