Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс
рабочая программа по обж (9 класс)

Каштанов Максим Геннадьевич

Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс. УМК Виноградова Н.Ф.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Аксеновская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Согласовано

Зав. Кафедры

Учителей физкультуры и ОБЖ

_____________/ С.В. Конова/

Протокол №_

От «_»_____ 2021 г.

Утверждаю

Директор

МОУ «Аксеновская СОШ»

_________________/ М.Г. Каштанов/

  Приказ от  «_ »___ 2021 г. № ___

Рабочая программа по

Основам безопасности жизнедеятельности

8-9 классы (ФГОС ООО)

к учебнику Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин, М.: Вента-Граф, 2021 г.

Программу составил: Каштанов М.Г.

с. Аксеново 2021 г

Пояснительная записка

       Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по ОБЖ утвержденного приказом Минобразования России от 05. 03 2004 г. № 1089.
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 27.12.2012г. №273-ФЗ.
  3. Авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин, М.: Вента-Граф, 2021 г.
  4. Образовательная программа МОУ «Аксеновская СОШ»
  5. Учебный план МОУ «Аксеновская СОШ»на 2021-2022 учебный год.
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования в 2021-2022 учебном году.

     Так как в учебном плане 9 класса 34 учебных недели, авторская программа будет выполнена за счет объединения часов в теме Национальная безопасность Российской Федерации.

Актуальность изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения извержения вулканов и пр.); к техногенным –аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным - экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым – ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды);к дорожным -ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.

В условиях чрезвычайных ситуаций может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат- недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого основной идеей конструирования данной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов. Которые направленны на анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий, которые в этих ситуациях необходимо совершить.

         Цели и задачи изучения предмета.

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе направленно на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

       Основными задачам изучения данной предметной области являются следующие:

  1. Осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;
  2. Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;
  3. Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;
  4. Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

·ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.

· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

· ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.

·  ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

·ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

· ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Место учебного курса ОБЖ в учебном плане:

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9 классах из расчета 1 час в неделю (всего 35 часов в год - 8 классе, 34 часа в год - 9 классе).

Требования к результатам обучения основам безопасности жизнедеятельности

Личностными результатами обучения в 8–9 классах являются:

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие способности и готовности к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых жизненных установок, социальных компетенций.

Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:

  • анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;
  • сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
  • планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • формирование научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний;
  • освоение основных понятий и научной терминологии;
  • использование методов познания и исследования, принятых в данной науке.

Планируемые результаты образовательной деятельности.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

•• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;

использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8–9 классов содержит следующие разделы.

8 класс

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности.

Это нужно знать

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности.

Окружающая среда и безопасность.

Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.

Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте.

Здоровый образ жизни. Что это?

Зависит ли здоровье от образа жизни? Образ жизни. Слагаемые здоровья.

Физическое здоровье человека. Значение физической культуры для здоровья человека. Что такое физическое здоровье. Физическая культура и служба в армии. Закаливание — способ тренировки организма. Виды закаливания. Правила гигиены.

Расширение кругозора. Русская баня и здоровье. Примеры закаливания.

Правильное питание. Характеристика жиров, белков и углеводов. Режим питания. Правила питания. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.

Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая.

Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Влияние воли на эмоциональное состояние человека. Правильная организация жизнедеятельности. Воздействие шумов на организм человека. Компьютер

и здоровье. Информационная безопасность.

Социальное здоровье человека. Что такое социальное здоровье человека. Общение. Правила коммуникации. Учение — социально важная деятельность. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.

Расширение кругозора. Дети- Маугли.

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана.

Определение репродуктивного здоровья. Половое созревание. Особенности развития мальчиков и девочек (юношей и девушек). Риски старшего подросткового возраста.

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.

Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Можно ли тушить пожар самостоятельно? Правила эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Чрезвычайные ситуации в быту. Залив жилища. Опасное электричество. Первая помощь при электротравмах. Утечка газа. Отравление угарным газом. Бытовая химия. Правила хранения в помещении опасных жидкостей. Правила поведения с немаркированными ёмкостями. Отравление ядохимикатами. Первая помощь при отравлении опасными жидкостями и ядохимикатами.

Разумная предосторожность. Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Что делать, если произошло нападение. Самооборона.

Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище.

Опасные игры. Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.

Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Несъедобные для человека грибы. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Правила грибной кулинарии. Первая помощь при отравлении грибами.

Дикие животные. Насекомые. Гроза в лесу. Правила поведения при грозе.

Расширение кругозора. Ядовитые растения. Мифы о грибах. Опасные земноводные.

Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде, причины возникновения. Правила отдыха на воде, правила катания на лодке. Помощь утопающему. Помощь человеку, оказавшемуся в полынье. Правила зимней рыбалки.

Современный транспорт и безопасность.

Транспорт в современном мире.

Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Транспорт какисточник опасности. Опасные игры на дорогах. Дорожно-транспортное происшествие: причины и последствия. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при травмах: как остановить кровотечение, как наложить шину.

Расширение кругозора. Водитель в чрезвычайной ситуации.

Опасные ситуации в метро. Правила поведения в метро: движение на эскалаторе; ожидание поезда; в вагоне.

Авиакатастрофы. Подготовка к полёту. Правила поведения на борту авиалайнера. Пожар на борту самолёта. Разгерметизация самолёта. Аварийная посадка.

Расширение кругозора. Права командира авиалайнерав экстренных ситуациях.

Железнодорожная катастрофа. Действия в случае крушения поезда.

Безопасный туризм

Обеспечение безопасности в туристских походах.Туризм — отдых, связанный с преодолением трудностей.Объективные и субъективные трудности туристского похода. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Безопасное место длябивуака. Правила безопасного поведения в случае, когдатурист отстал от группы. Туризм и экология окружающейсреды.

Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Подготовка к походу. Правила безопасного поведения вводном походе. Узлы в туристском походе.

Расширение кругозора. Как правильно выбрать для похода рюкзак. Вязание узлов (исторический экскурс).

9 класс

Когда человек сам себе враг.

Курение убивает! Опасности курения: что содержит в себе сигаретный дым. Почему курение мешает учению. Физическое состояние подростков-курильщиков.

Расширение кругозора. История табака и курения.

Алкоголь и здоровье. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. Как уберечь себя от алкоголизма.

Расширение кругозора. Как на Руси относились к алкоголю.

Скажем наркотикам — нет! Что такое наркотики и наркомания. Воздействие наркотика на организм человека.

Токсикомания- страшная зависимость.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила эвакуации.

Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели и оползни. Снежные лавины.

Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные пожары. Правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях.

Расширение кругозора. Ураган Фифи.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Виды радиационно- опасных объектов. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида. Расширение кругозора. Из истории техногенных катастроф.

Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм, егоистоки и причины. Крайние проявления экстремизма. Что такое терроризм, его проявления. Правила поведения во время взрыва и после него. Как вести себя в плену у террористов. Как вести себя во время спецоперации по освобождению заложников.

Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.

Национальная безопасность Российской Федерации.Что такое национальная безопасность. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Практические работы

  • Подготовка программы закаливания для человека, который часто болеет простудными заболеваниями.
  • Изучение физических упражнений, которые помогают снять напряжение разных групп мышц.
  • Составление рациона питания с учётом соотношения белков, жиров и углеводов.
  • Анализ соотношения своего роста и веса.
  •  Анализ информации на этикетках продуктов. Изучение правил пользования газовыми и электрическими приборами; знакомство с устройством и принципом действия пожарного крана; знакомство с устройством углекислотного и воздушно-пенного огнетушителей.
  • Психологическая подготовка к встрече с преступником; знакомство с подручными предметами, которые можно использовать как средство защиты от нападения. Отработка линии поведения в чрезвычайной ситуации (злоумышленник пытается проникнуть в квартиру). Отработка приёмов проведения искусственного дыхания.
  • Составление графика движения в туристском походе; составление программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в ситуации автономного пребывания в природе.
  • Освоение разных видов узлов.
  • Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах.
  •  Анализ положений Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
  • Анализ положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Проектная деятельность (примерные темы)

1) «Витамины — это жизнь»;

2) «Одиночество — путь к социальному нездоровью человека», «Наши предложения: как улучшить психическое здоровье человека», «Медиасреда — не навреди!»;

3) «Опасные игры»;

4) «Растения и грибы таят опасности», «Безопасное поведение на природе»;

5) «История великих кораблекрушений», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле»;

6) «Как укрыться от непогоды» (конструирование укрытия от непогоды в лыжном и пешем туристском походе);

7) «Отношение к пьянству в России в разные исторические эпохи», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в карикатуре»; 8) «Как смягчить последствия природных чрезвычайных ситуаций»;

9) «Техногенные катастрофы»;

10) «Служба в Вооружённых Силах России как часть борьбы за национальную безопасность страны».

Методы и формы работы: дискуссия, диалог, обсуждение, работа в группах, задания на анализ и дифференциацию, анализ, рассказ-объяснение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в 8 классе. ФГОС( 1 час в неделю, всего -35 часа)

(составлено на основе программы Н.Ф.Виноградовой, Д.В.Смирнова «ОБЖ: 8-9 классы»,- М.:Вентана-Граф. И учебника «ОБЖ» для 8- 9 классов авторского коллектива в составе Н.Ф.Виноградовой, Д.В.Смирнова, Л.В.Сидоренко, А. Б. Таранина)

Дата

Тема урока

Домашнее задание:

Раздел. Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (2 часа)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

1

Это нужно знать. Немного истории.

Учебник стр.4-8,сообщение по желанию «Спартанское воспитание для современного призывника»

2

Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.

Учебник стр.9-10,выучить схему «ОБЖ», плакат «Спасем планету Земля!»

Раздел. Здоровый образ жизни. Что это?  (2 часа)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

3

Зависит ли здоровье от образа жизни?

Учить схемы на стр. 17

4

Физическое здоровье.

Учебник стр.18-25, сообщение «Закаливание организма»

Правильное питание (3 часа )

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

5

Что такое правильное питание? Белки, жиры и углеводы.

Учебник стр.26-32. Сообщение- презентация «Витамины- это жизнь!» .

6

Проблемы экологии питания.

Учебник стр.33-38. Презентация этикетки продукта с опасными пищевыми добавками.

7

Поговорим о диете.

Подсчитать килокалорий одного чизбургера.

Психическое здоровье человека (2 часа)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

8

Психическое здоровье- эмоциональное благополучие человека.

Учебник стр.43-44

9

Воздействие шумов на организм человека. Работа на компьютере.

Учебник стр.45-49. Составить памятку «Правила общения с компьютером»

 Социальное здоровье человека (1 час)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

10

Что такое социальное здоровье.

Учебник стр. 50.Сообщение по теме.

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана (3 часа)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

11

Что такое репродуктивное здоровье.

Учебник стр.51-53. Сообщение на тему

 « Особенности развития девочек и мальчиков»

12

Риски старшего подросткового возраста.

Повторение материала

13

Обобщение. Тестовая работа.

--------------------

Раздел. Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни (5 часов)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

14

Как вести себя при пожаре. Причины и последствия  пожаров.

Учебник стр.56-61( повторить правила)

15

Средства пожаротушения.

Учебник стр.61-66.Составить памятку «Работа с огнетушителем»

16

Чрезвычайные ситуации в быту. Отравление газом.

Учебник стр.67-68.Составить перечень возможных причин, которые могут привести к пожару в Вашем доме.

17

Правила безопасности при пользовании бытовой химией, ядохимикат.

Учебник стр. 69- 72. Составить памятку «Первая помощь при отравлении ядохимикатами

18

Залив жилища. Опасное электричество. Правила пользования электроприборами.

Учебник стр.72-74. Нарисовать план Вашей квартиры с обозначением мест возможных протечек воды.

Разумная предосторожность. Опасные игры (2 часа)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

19

Как выбрать место для отдыха. Как вести себя на улице

Учебник стр.75-84.(задание на стр.84)

20

Опасные игры.

Учебник стр.85-90

Раздел. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (4 часа)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

21

Лес – это серьезно. Ядовитые растения и грибы. Правила сбора.

Памятка «Я иду в лес»

22

Поведение в лесу при встрече с опасными животными. Если гроза застала в лесу.

Учебник стр. 98-104, сообщение по теме

23

Умение отдыхать на воде.  Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания.  

Учебник стр.105-112

24

Правила поведения на льду.

Учебник стр.113-116, памятка

Раздел. Современный транспорт и безопасность (7 часов)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

25

Транспорт в современном мире.

Учебник стр.11,кроссворд по теме

26

Чрезвычайные ситуации на дорогах.  Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.  

Сообщение «Опасные игры на дорогах и помощь пострадавшим при ДТП»

27

Опасные ситуации в метро.

Учебник стр.131-133, сочинение по теме

28

Авиакатастрофы.

Практикум «Аварийная посадка»

29

Особенность железнодорожного транспорта.

Учебник стр. 140-143,сообщение по теме

30

 Правила поведения при крушении поезда, возникновении пожара.

Учебник стр. 140-143,сообщение по теме

31

Террористические акты на транспорте.

Учебник стр.144-146

Раздел. Безопасный туризм (4 часа)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

32-33

Обеспечение безопасности в туристических походах.

Учебник стр.148- 160

34

Правила безопасного поведения в водном походе

Повторение

35

Обобщение и систематизация учебного материала за курс.

Контроль знаний.

------------------

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

№ п/п

Дата

Раздел, тема

Домашнее задание

Раздел. Когда человек сам себе враг (8 часов).

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

Почему курят подростки?

Стр.182-1883

Чем опасен сигаретный дым?

Стр.183-185

Влияние курения на растущий организм

Стр.185-187, сообщение по статистике табакокурения

Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков.  

Стр.188-190

Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем.

Стр.190-195, сообщение по теме

Что такое наркотики и наркомания?  

Стр.196-198

Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания

Стр.199-200

Обобщение и систематизация учебного материала по теме « Когда человек сам себе враг»

повторение

Раздел. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика (16 часов)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Стр.202-206, повторение материала

Система оповещения. Общие правила эвакуации.  

Стр.206-207

Природные ЧС. Что такое землетрясение, его признаки. Правила поведения во время землетрясения.  

Стр.207-213, сообщение

Извержение вулкана. Поведение во время извержения вулкана.  

Стр.214-215, сообщение

Что такое сели и оползни. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.  

Стр.216-220, сообщение

Ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.  

Стр.220-224, памятки по ТБ

Причины возникновения наводнений. Действия перед наводнением и при наводнении.  

Стр.224-226, презентация о видах наводнений

Природные пожары, их причины.   Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.  

Стр.227,

Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.  

Стр.227-231

Обобщение и систематизация учебного материала по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». Тестовая работа № 1.

повторение

Причины и виды техногенных ЧС.  

Стр.232-233

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.  

Стр.233-237,сообщение

Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ.

Стр.238-240

Аварии на гидродинамических объектах.  

Стр.240, сообщение по теме

Проект «Техногенная катастрофа»

            Кроссворд по теме на выбор

Обобщение и систематизация учебного материала по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».

повторение

Раздел. Противодействие экстремизму и терроризму. Национальная безопасность Российской Федерации - (8 часов)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

Что такое экстремизм и терроризм.  

Стр.242-247

Как снизить угрозу теракта.

Стр.247-251,буклет

Правила поведения во время взрыва и после него.  

Стр.252-254, памятка

Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.  

Стр.252-253

Как вести себя во время спецоперации по освобождению заложников.

Стр. 254-255

    Особенности проведения спецопераций.

Сообщение по теме

    Взрывы в жилых домах- теракты.

Стр.255-258

Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.  

Стр.259-264

Раздел. Национальная безопасность Российской Федерации ( 2 часа)

Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.

Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.

33

Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Стр.265-267,повторение

34

Обобщение и систематизация изученного материала по темам: «Противодействие экстремизму и терроризму. Национальная безопасность Российской Федерации».

Тестовая работа № 2

повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...