Рабочая программа по ОБЖ 10-11 класс
рабочая программа по обж (10, 11 класс)

Программа разработана на основе ФГОС СОО, Основной образовательной программы МБОУ, Программы "Основы безопасности жизнедеятельности авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_10-11kl_2021-2023.docx523.87 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\003.jpg

   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ     УЧЕБНОГО КУРСА.

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности является формирование следующих умений:

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• ориентация в системе моральных норм и ценностей;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения при чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;

• уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности является формирование следующих УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временнớй перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

• учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Ученик получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргумента

Предметные результаты изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» отражают:

1) приобретение знаний о современном уровне культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; 3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

     1. Тестовые задания (7- 15 мин).

     2. Устный опрос  (7-15 мин)

     4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)

Средства контроля и оценки результатов обучения:

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 балловЗнания и уменияобучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получаетобучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получаетобучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший20- 44% от максимально возможного количества баллов.

                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 105 часов на 2 года обучения:1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе. Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне. Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение  с учащимися (гражданами мужского пола), не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья, учебных сборов в течение 5 дней -35 часов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства- 16.

Раздел 1.Основы комплексной безопасности - 9.

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 6.

  1. Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде.

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

1.2. Обеспечение личной безопасности на дорогах.

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

1.3.  Пожарная безопасность.Правила личной безопасности при пожаре.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные  причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мерпожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.4. Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года.

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах. Безопасный отдых у воды.

1.5.  Обеспечение личной  безопасности в различных бытовых ситуациях.

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

1.6. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Тема2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций - 2.

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия.Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

 Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия.Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины ихвозникновения и возможные последствия.Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно-опасном, на химически-опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Тема3. Современный комплекс проблем безопасности военного характера - 1.

3.1.Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона.Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства. Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 1.

Тема 4. Нормативно-правовая база по защите населения - 1.

4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

Раздел3. Основы противодействия терроризму и экстремизму

 в РФ - 6.

Тема 5. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности общества и государства--1.

5.1.  Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности общества и государства.Принципы и направления противодействию терроризму и экстремизму. Духовно-нравственные основы противодействиятерроризму и экстремизму.

Терроризм экстремизм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической и экстремистской деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Тема 6.Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ – 3.

6.1.  Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № _5-ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116). Предназначение, структура и задачи НАК.

6.2. Контртеррористическая операция и условия её проведения.Контртеррористическая операция, ее предназначение и условияпроведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции.

6.3. Роль и место ГО в противодействии терроризму. Применение ВС РФ в борьбе с терроризмом внутри и за пределами страны.

   Цели и задачи ГО. Гуманитарная помощь пострадавшему населению. Руководство гражданской обороной. Структура МЧС.

Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом. Пресечение террористических актов в воздушной и вводной среде.

Тема 7.Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности-1.

     7.1. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта-1.

8.1. Правила безопасного поведения при угрозе теракта.

Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 14.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни - 10 .

Тема 9. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний – 2.

9.1.Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

9.2.Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Тема 10. Здоровый образ жизни и его составляющие  - 4.

10.1.Здоровый образ жизни. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение дляздоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни.

 Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

10.2 .Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
     Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияниебиологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

10.3.Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — этозаболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.

10.4. Правила личной гигиены.

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Тема 11. Нравственность и здоровье – 4.

11.1.Нравственность и ЗОЖ.

Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

11.2. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры по их профилактике.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

11.3.Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИД е. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

11.4. Семья в современном обществе.Законодательство и семья.

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи - 4.Тема 12. Первая помощь при неотложных состояниях – 4.

12.1. Первая  помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца.

       Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой  помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

12.2. Первая помощь при ранениях.Основные правила оказания первой помощи.Правила остановки артериального кровотечения.

Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.

12.3. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего.Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

12.4. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота,при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.

Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия, первая помощь.Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, первая помощь.Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая помощь.Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая помощь.Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой помощи.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства – 75.

Раздел 6. Основы обороны государства – 31.  

Тема13. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны - 7.

13.1. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

13.2. Основные виды оружия и его поражающие факторы.
Современные средства поражения, поражающие факторы.Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Высокоточное оружие.

13.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

    13.4.        Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

13.5.         Средства индивидуальной защиты.

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

13.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

13.7.        Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности учащихся.

 Тема 14. Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества – 3.

14.1.История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
Организация вооруженных сил Московского государства вXIV—XVвв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

 14.2.  Дни воинской славы России.

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

14.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Тема 15. Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации – 8.

15.1. Сухопутные войска.

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

15.2. Воздушно- космические силы.

Воздушно-космические силы (ВКС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС и войск ПВО.

15.3. Воздушно- космические силы.

Вооружение и военная техника ПРО.

15.4. Военно-морской флот.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

15.5. Ракетные войска стратегического назначения.
Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состави предназначение.Вооружение и военная техника.

15.6.  Воздушно-десантные войска.
      Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

15.7. Спецназ России.

 Спецназ, состав и предназначение. Физическая подготовка. Традиции спецназа.

15.8. Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ.

Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Национальная гвардия Российской Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Тема 16. Боевые традиции Вооружённых Сил России – 2.

16.1.  Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

16.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей иподразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

Тема 17. Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства – 2.

17.1. Основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств.Основные задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.

17.2.  Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России.     Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС Российской Федерации.

 Тема 18. Символы воинскойчести – 3.

18.1.  Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства, славы.

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

18.2.         Ордена почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.

18.3.        Военная форма одежды.

Предназначение  военной  формы  одежды  и  знаков  различия военнослужащих, их воспитательное значение.

Тема 19. Воинская обязанность – 6.

19.1. Основные понятия о воинской обязанности.Организация воинского учета.

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.

19.2.        Первоначальная постановка граждан на воинский учет.Обязанности граждан по воинскому учету
Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

19.3.Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.Профессиональный психологический отбор и его предназначение.
Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.

19.4.        Обязательная и добровольная  подготовка  граждан  к военной  службе.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе

19.5.  Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям.Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности.Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям.Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.

19.6.        Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.

Раздел 7. Основы военной службы – 44.  

Тема 20. Особенности военной службы - 2.

20.1.Правовые основы военной службы.Статус военнослужащего.

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего.

20.2.  Общевоинские уставы.

Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.Предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.  Основное предназначение Строевого Устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.

Тема 21.   Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества - 2.

21.1.         Воинская деятельность: виды, особенности, требования.

Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия.Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил ирода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности.Общие требования воинской деятельности, устойчивость, внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения.Морально-психологические требования, психологическая совместимость военнослужащих.

21.2.Основные обязанности военнослужащих.

Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются.

Тема 22. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации – 1.

22.1.  Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.

Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части.Военная присяга, ее роль и значение для каждого военнослужащего.Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги.Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения.Предназначение ритуала и порядок его проведения.

Тема 23. Прохождение военной службы по призыву – 2.

23.1. Призыв на военную службу.Порядок прохождения военной службы.

   Сроки призыва. Освобождение от призыва. Прохождение военной службы. Состав и воинские звания военнослужащих.  

23.2.  Размещение и быт военнослужащих.

    Помещения в казарме.  Быт военнослужащих.

Тема 24. Прохождение военной службы по контракту – 2.

24.1.Особенности военной службы по контракту.

Условия контракта. Воинские должности по контракту. Права и льготы контрактников.  

24.2. Альтернативная гражданская служба.

 Направление, организация, прохождение и увольнение с альтернативной гражданской службы.

Тема 25. Учебные сборы(5 дней) - 35.

Практическое закрепление полученных знаний в области подготовки к военной службе.

Всего часов – 105.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 10 КЛАСС.

   № модуля,

раздела,

темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Модуль 1

Основы безопасности личности, общества и государства

10

Раздел 1

Основы комплексной безопасности

6

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

3

Тема 2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

2

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

1

Раздел 2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

Тема 4

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера

1

Раздел 3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

3

Тема 5

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности общества и государства

1

Тема 7

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности

1

Тема 8

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

1

Модуль 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

5

Раздел 4

Основы здорового образа жизни

5

Тема 9

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2

Тема 10

Здоровый образ жизни и его составляющие

3

Модуль 3

Обеспечение военной безопасности государства

35

Раздел 6

Основы обороны государства

20

Тема 13

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

7

Тема 14

Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества

3

Тема 15

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации

8

Тема 16

Боевые традиции Вооружённых Сил России

2

Раздел 7

Основы военной службы

35

Тема 25

Учебные сборы

35

         Всего – 70 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  НА 11  КЛАСС.

   № модуля,

раздела,

темы

    Наименование модулей, разделов, тем

      Количество часов

Модуль 1

Основы безопасности личности, общества и государства.

6

Раздел 1

Основы комплексной безопасности.

3

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

3

Раздел 3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

3

Тема 6

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

3

Модуль 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

9

Раздел 4

Основы здорового образа жизни.

5

Тема 10

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

Тема 11

Нравственность и здоровье.

4

Раздел 5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

4

Тема 12

Первая помощь при неотложных состояниях.

4

Модуль 3

Обеспечение военной безопасности государства.

20

Раздел 6

Основы обороны государства.

11

Тема 17

Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

2

Тема 18

Символы воинской чести.

3

Тема 19

Воинская обязанность.

6

Раздел 7

Основы военной службы.

9

Тема 20

Особенности военной службы.

2

Тема 21

Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества.

2

Тема 22

Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.

1

Тема 23

Прохождение военной службы по призыву.

2

Тема 24

Прохождение военной службы по контракту.

2

         Всего – 35 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...