5-10 класс Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни
статья по обж

Жилкин Александр Юрьевич

Лекция "Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zhilkin_a.yu_._yanvar_24_g.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Формирование ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни

Совещание при директоре

Учитель ОБЖ – Жилкин А.Ю.

Январь, 2024 г.

«Забота о здоровье  обучающихся – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» -

 писал А.В.Сухомлинский.

           В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у большинства людей на планете. Особую тревогу испытываем за самых беззащитных граждан – детей. И сейчас все более важным становиться вопрос о получении нужных знаний, чтобы оберегать себя и своих детей. Подготовиться к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Подробно разъяснять и четко следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными). С развитием социальной и экономической обстановки в мире с каждым годом все больше и больше прибавляется экстремальных и чрезвычайных ситуаций, требующих от нас, немедленных, но верных решений. Это и участившиеся взрывы, наводнения, выбросы нефтегазовой промышленности, разнообразие новых видов мошенничества, заполонение разума людей сектантскими поверьями, и конечно, угроза терроризма. Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди населения. На состоянии здоровья сказывается тяжелая экологическая ситуация, изменение приоритетов людей в отношении к себе и окружающим, несбалансированное питание, недостаточный уровень знаний в области заботы о здоровье.                                                                                                          Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей и подростков правильно заботиться о нем. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования» и ряде других документов отмечается огромный потенциал школы в развитии у учащихся знаний и формировании умений, направленных на сохранение здоровья. Под основами здорового образа жизни мы понимаем начальные знания и умения в области ухода за организмом, организации режима дня, безопасного поведения, которые необходимы для укрепления его здоровья. Считая, что современный ребенок, развивающийся в веке компьютеризации, информатизированности, для своей безопасной жизнедеятельности обязан знать все необходимые правила, быть самостоятельным, ответственным. Задача взрослых – родителей и педагогов подготовить к встрече с различными ситуациями, вооружить необходимыми знаниями как можно раньше.

           «Культура ЗОЖ» – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

«Формирование культуры ЗОЖ» – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

 Считаю, что  слепым и слабовидящим детям  необходимо ещё больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и  выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому влиянию, повышенному травматизму. Нередко, ребенок с нарушением зрения не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Только в тесном контакте родители, учителя и воспитатели, врачи, дефектологи и другие многочисленные специалисты смогут помочь таким детям.

           Урок ОБЖ является большой базой для проведения коррекционной работы. Коррекционные задачи:

 - развитие всех психических функций;

- формирование навыка самоконтроля;

- воспитание эмоциональной адекватности поведения;

 - воспитание мотивации к обучению и общению; - воспитание базовых эмоций личности.

           Большое внимание в программе ОБЖ в нашей школе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи. Вот далеко не полный перечень тем, которые усваиваются в курсе ОБЖ в 5-10 классах: 

- понятие здорового образа жизни, его составляющие; - значение двигательной активности и закаливания организма;

-значение рационального питания для здоровья подростка;

-об отрицательном влиянии табачного дыма на организм курящего и окружающих;

- о влиянии алкоголя на умственные и физические способности человека. -понятие о рациональном питании; - последствия для здоровья наркомании и токсикомании.

- о значении для здоровья психологической уравновешенности;

- о воздействии стресса на человека;

- значение соблюдения режима учебы и отдыха для обеспечения и укрепление здоровья;

- способы профилактики утомления и переутомления;

- формы взаимоотношений со взрослыми, со сверстниками;

-способы профилактики заболеваний;

-влияние вредных привычек на здоровье подростков; - представление о принципах и методике закаливания;

- понятие о привычках здорового образа жизни - факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

            Ребята усваивают понятия, за счет их многократной четкой подачи, систематического повторения в каждой четверти, на каждом году обучения. Разнообразие форм и методов, которые можно использовать на данных уроках, стимулируют к получению знаний. Обучающиеся могут рассказать о полученных знаниях на уроках, поделиться своим опытом по данной теме. Школьники учатся различать типы опасных ситуаций (на воде, дороге, опасные ситуации на улице, криминогенные ситуации), и выбрать типы правильных решений. Могут устно проследить цепочку последствий в той или иной ситуации. Уделяется большое внимание вопросам понимания и распознавания опасных ситуаций. Для обучающегося с ОВЗ  необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применения и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний. Это для ребенка с ОВЗ очень трудно. На уроках применяю как традиционные так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная,  групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания на организацию различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта. Так же на уроках ОБЖ использую элементы сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации, наглядные схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении.

           Чтобы «правильное» знание помогло выбору «правильного» поведения, нужна мотивация, побуждение к действию, другие подходы и методы. Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей. Формирование ценностных ориентации, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества. На занятиях даю возможность высказаться всем желающим учащимся и поощряю любую активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, воли, настойчивости. Ученикам коррекционной школы в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые. Как же рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя, о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, о необходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания? Обучение учащихся здоровому образу жизни имеет свою специфику. Она основывается как на общих образовательных принципах, так и на психологическом подкреплении поведения школьников, способствующему сохранению здоровья.

           В целях совершенствования форм и методов организации уроков по формированию здорового образа жизни я применяю методы, которые ориентированы на самостоятельность, творческую активность подростков и дает возможность ощутить свою социальную значимость, получить опыт взаимодействия со сверстниками.

Нельзя пренебрегать работой по формированию здорового образа жизни и во внеурочное время.

Важнейшим направлением по внеурочной деятельности слепых и слабовидящих детей является спортивно-оздоровительные мероприятия. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности при организации спортивно-оздоровительных мероприятий обеспечивает усиление оздоровительного эффекта. В данном случае дети применяют приобретенные на уроках знания, способы и физические упражнения, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физкультурой.

Для реализации программы по формированию здорового образа жизни во внеурочной деятельности в образовательных учреждениях должны быть предусмотрены спортивные секции и кружки, проведение просветительской работы с учениками  по вопросам здорового образа жизни, а также проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на регулярной основе.

Большую пользу приносят детям кружки, отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям. И в этом основная задача ложится как на плечи родителей, так и школы. Задача взрослых – помочь детям сориентироваться в выборе секции или кружка. Во внеурочное время учащиеся активно участвуют в спортивных секциях и кружках (танцы, художественная самодеятельность).

Внеклассные мероприятия могут быть реализованы как: декады здорового образа жизни; спортивные мероприятия в школе; участие в спортивных соревнованиях; выставки плакатов и рисунков о здоровом образе жизни; акции, спортивные эстафеты; внеклассные занятия; классные часы, посвящённые здоровому образу жизни; проведение ролевых игр; беседы; ситуативные практикумы; интегрированные занятия; рисование, выпуск газет, плакатов по здоровому образу жизни; просмотр тематических презентаций.

От совместной работы специалистов общеобразовательных учреждений и родителей по формированию здорового образа жизни ожидаются следующие результаты:

- потребность в занятиях физической культурой и спортом;

- негативное отношение к вредным привычкам и инфекционным

заболеваниям;

- ценностное отношение к здоровью;

- установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном

поведении и поступках;

- готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе

использования навыков личной гигиены.

Знания, навыки и привычки в области охраны и укрепления здоровья, приобретённые в раннем возрасте, впоследствии позволят повысить уровень культуры здорового образа жизни, что отразится на гармоничном развитии личности и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью....

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью

Доклад выступления на городском семинаре "Крупицы творчества"...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни.

Мы боремся. За здоровье. За здоровый образ жизни. Вернее, большая часть населения делает вид, что борется. Поэтому, к великому сожалению, статистика наличия хронических заболеваний, количества курящих...

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни...

«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов

Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...