Методическая разработка урока ОБЖ: Воинская дисциплина, ее сущность и значение
план-конспект урока по обж

Харитонов Евгений Валерьевич

Тема урока: "Воинская дисциплина, ее сущность и значение"

Класс: 10 класс (в рамках раздела "Основы воинской службы").

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, беседа, анализ документов).

Оборудование: Проектор, экран, Конституция РФ (выдержки), Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (выдержки), мультимедийная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distsiplina.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока ОБЖ: Воинская дисциплина, ее сущность и значение

Тема урока: "Воинская дисциплина, ее сущность и значение"

Класс: 10 класс (в рамках раздела "Основы воинской службы").

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, беседа, анализ документов).

Оборудование: Проектор, экран, Конституция РФ (выдержки), Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (выдержки), мультимедийная презентация.


I. Цели урока

Категория

Цель

Обучающие (Предметные)

* Сформировать четкое представление о сущности и содержании воинской дисциплины. * Изучить основные требования, предъявляемые к военнослужащим согласно Уставам.

Развивающие (Метапредметные)

* Развитие умения анализировать нормативно-правовые документы. * Формирование навыков сопоставления воинской и общественной дисциплины.

Воспитательные (Личностные)

* Воспитание уважения к воинскому долгу и закону. * Формирование сознательного отношения к необходимости соблюдения строгой дисциплины в Вооруженных Силах.


II. Технологическая Карта Урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы, методы и приемы

Формируемые УУД и результат

1. Организационный момент. Мотивация

3 мин

Приветствие. Постановка проблемного вопроса: "Может ли армия эффективно функционировать без дисциплины? Почему?"

Участвуют в беседе, осознают важность темы, формулируют проблему урока.

Фронтальная беседа.

Личностные: Смыслообразование.

2. Актуализация знаний

5 мин

Опрос: * Что такое "воинский долг"? * Что такое "Вооруженные Силы РФ" и какова их основная задача? * Какие существуют виды ответственности (дисциплинарная, уголовная)?

Вспоминают основные понятия из предыдущих тем.

Фронтальный опрос.

Познавательные: Структурирование знаний.

3. Изучение нового материала (Сущность и значение)

20 мин

3.1. Определение и Сущность (7 мин): Дает определение воинской дисциплины (ВД) по Уставу. Подчеркивает, что ВД — это строгое и точное соблюдение законов, Уставов и приказов. 3.2. Значение ВД (5 мин): Объясняет, что ВД является основой боеготовности. Сравнение: завод vs армия. 3.3. Основа ВД (8 мин): Анализ Устава: Сознательность (осознание долга) и Личная ответственность – основа ВД. Разбор требований (безусловное повиновение, исполнительность).

Записывают определение ВД и ее основные принципы. Участвуют в обсуждении примеров, сопоставляют армию и гражданскую жизнь.

Объяснительно-иллюстративный. Анализ нормативных документов.

Познавательные: Анализ текста Устава, выделение главного. Регулятивные: Целеполагание (понимание, что нужно знать).

4. Закрепление. Анализ ситуаций

10 мин

4.1. Анализ устава (5 мин): Просит найти в Уставе конкретные статьи, регулирующие права и обязанности, связанные с дисциплиной. 4.2. Ситуационный тренинг (10 мин): Предлагает 2-3 кейса (например, отказ выполнить приказ, нарушение формы одежды, опоздание). Группы должны определить вид нарушения и возможную ответственность.

Работают с распечатками Устава. В группах анализируют предложенные ситуации, аргументируют свое решение, ссылаясь на закон или Устав.

Групповая работа. Решение ситуационных задач (кейсов).

Познавательные: Сравнение, классификация, аргументация. Коммуникативные: Выработка общего мнения.

5. Рефлексия и Домашнее задание

2 мин

Подводит итоги. Оценка работы. Вопрос: "Как ВД в армии соотносится с дисциплиной в школе?" ДЗ: Подготовить краткое сообщение о воинской чести и ее связи с дисциплиной.

Оценивают свою работу. Записывают домашнее задание.

Фронтальная беседа.

Регулятивные: Самооценка.


III. Основное содержание урока (Ключевые понятия)

1. Сущность воинской дисциплины

Воинская дисциплина (ВД) — это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, общевоинскими уставами и приказами командиров (начальников).

  • Основа ВД:
  • Сознательность: Основана на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества.
  • Личная ответственность: Готовность отвечать за свои действия и бездействие.

2. Значение воинской дисциплины

Воинская дисциплина является фундаментом и основой боевой готовности Вооруженных Сил.

Значение

Объяснение

Боевая готовность

Без безусловного подчинения приказу невозможно выполнить боевую задачу, особенно в условиях современного боя.

Сплоченность коллектива

Дисциплина обеспечивает четкое взаимодействие, взаимопомощь и чувство локтя в подразделении.

Защита прав

Строгое соблюдение Уставов защищает не только интересы службы, но и права самих военнослужащих (через соблюдение установленного порядка).

3. Требования Уставов

Согласно Уставу внутренней службы ВС РФ, воинская дисциплина обязывает военнослужащего:

  • Знать и строго соблюдать законы и Уставы.
  • Беспрекословно подчиняться командирам (начальникам).
  • Быть бдительным, хранить государственную и военную тайну.
  • Стойко переносить тяготы и лишения воинской службы.

IV. Методические примечания

  1. Сравнение: Для лучшего понимания сущности ВД следует постоянно сравнивать ее со школьной или трудовой дисциплиной, подчеркивая безусловность исполнения приказа в армии.
  2. Документальная основа: Обязательно используйте в работе распечатки или слайды с конкретными статьями Устава о воинской дисциплине и правах командира на применение дисциплинарных взысканий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНКУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА: ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ

Изучение раздела цитологии в курсе «Общая биология» представляет определенную сложность для студентов. Содержание раздела отличает множество понятий, «сухой» и сложный для усвоения фактический материа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА:ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»ТЕМА:    ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНФЕРЕНЦИИ по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров»

Конференция является одним из активных методов обучения студентов профессиональной деятельности при помощи более глубокого изучения дисциплин профессионального цикла. Конференция не мыслима без информ...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Информатика и ИКТ". Тема "Виды и формы информации"

Методическая разработка урока  по учебной дисциплине "Информатика и ИКТ". Тема "Виды и формы информации"...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Английский язык» “What is tolerance? Am I tolerant? How to be tolerant?”

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности обучающегося в процессе поликультурного образования. Важнейшей ценностной доминантой ин...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе  по теме "Международное значение русского языка"...

Урок "Воинская дисциплина, её сущность и значение"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКАТема: Воинская дисциплина, ее сущность и значениеКласс: 8Вопросы для изучения:Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению тре...