Методическая разработка урока ОБЖ: Сердечно-легочная реанимация (СЛР)
план-конспект урока по обж
Тема урока: "Алгоритм оказания первой помощи. Сердечно-легочная реанимация"
Класс: 8–10 класс
Место урока в системе: Раздел "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" (Раздел "Оказание первой помощи").
Форма урока: Практико-ориентированный урок-тренинг.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока ОБЖ: Сердечно-легочная реанимация (СЛР)
Тема урока: "Алгоритм оказания первой помощи. Сердечно-легочная реанимация"
Класс: 8–10 класс
Место урока в системе: Раздел "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" (Раздел "Оказание первой помощи").
Форма урока: Практико-ориентированный урок-тренинг.
Оборудование: Учебные манекены-тренажеры для СЛР с индикацией правильности выполнения (например, "Максим", "Гоша" или аналоги), секундомер, перчатки, аптечка (муляж), проектор, экран, мультимедийная презентация.
I. Цели урока
Категория | Цель |
Обучающие (Предметные) | * Сформировать знания об основных признаках клинической смерти и алгоритме вызова помощи. * Отработать практический навык проведения СЛР (соотношение компрессий и вдохов, правильное положение рук и глубина нажатия). |
Развивающие (Метапредметные) | * Развитие умения принимать ответственные решения в стрессовой ситуации. * Развитие навыков самоконтроля при выполнении сложных действий. |
Воспитательные (Личностные) | * Воспитание ответственности, гуманности и готовности оказать помощь пострадавшему. |
II. Технологическая Карта Урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы, методы и приемы | Формируемые УУД и результат |
1. Организационный момент. Мотивация | 3 мин | Приветствие. Постановка проблемного вопроса: "Что делать, если человек внезапно потерял сознание и не дышит?" Демонстрация короткого видеоролика о важности навыков СЛР. | Осознают личную значимость темы. Формулируют цели урока: научиться спасать жизнь. | Фронтальная беседа, видеометод. | Личностные: Смыслообразование, гуманность. |
2. Актуализация знаний | 7 мин | Опрос: * Признаки жизни и признаки клинической смерти. * Правило "Остановись, Оцени, Помоги" (О-О-П). * Алгоритм вызова скорой помощи. | Отвечают на вопросы, вспоминают и проговаривают алгоритм действий до начала реанимации. | Фронтальный опрос. | Познавательные: Структурирование информации. |
3. Изучение нового материала (Теория СЛР) | 10 мин | 3.1. Демонстрация: Пошаговая демонстрация на манекене (принцип C-A-B): * Compression (компрессии): место, глубина (5-6 см), частота (100-120/мин). * Airway (дыхательные пути): запрокидывание головы. * Breathing (дыхание): техника "рот в рот" (соотношение 30:2). 3.2. Комментарии: Акцентирование на безопасности (перчатки, оценка обстановки). | Внимательно смотрят демонстрацию. Ведут конспект, зарисовывают схему положения рук. Задают вопросы о нюансах техники. | Объяснительно-иллюстративный. Метод показа. | Познавательные: Анализ, причинно-следственные связи. |
4. Основной этап. Практикум (Тренировка СЛР) | 20 мин | 4.1. Разделение: Делит класс на пары или тройки (по количеству манекенов). 4.2. Задача: Каждая пара/тройка выполняет полный цикл СЛР в течение 2 минут на манекене. Контролирует правильность выполнения (по показаниям индикаторов манекена). | Ученики отрабатывают СЛР: * Вызов помощи (проговаривают). * Компрессии (30 нажатий). * Вдохи (2 вдоха). * Смена ролей (через 2 минуты). | Групповая работа. Метод практического упражнения (тренинг). | Регулятивные: Самоконтроль, коррекция действий по индикаторам. Предметные: Формирование психомоторного навыка. |
5. Анализ результатов и обратная связь | 3 мин | Запрашивает данные с тренажеров (средняя глубина, частота). Обсуждение: "Какие трудности возникли при соблюдении ритма? Что было самым сложным?" | Обсуждают результаты, сравнивают свои ощущения с требованиями (например, чувство усталости, сложность поддержания ритма). | Эвристическая беседа. Анализ данных тренажера. | Познавательные: Оценка эффективности действий. |
6. Рефлексия и Домашнее задание | 2 мин | Подведение итогов. Оценка работы. ДЗ: Изучить правила остановки кровотечений. | Оценивают свое участие и готовность применить навык. Записывают домашнее задание. | Фронтальная работа. | Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения материала. |
III. Методические примечания к этапу Практикума (СЛР)
1. Использование манекенов-тренажеров
Ключевой элемент урока — объективная оценка действий учащегося.
- Индикация: Учитель должен объяснить, как работают индикаторы манекена (звуковой сигнал, лампочка), показывая правильную глубину компрессии (5–6 см) и частоту (100–120/мин).
- Соблюдение гигиены: Обязательное использование перчаток и/или дезинфицирующих салфеток для обработки лицевой части манекена после каждого учащегося.
2. Распределение времени и ролей
- "Золотой стандарт": Эффективная СЛР должна проводиться не более 2 минут одним человеком из-за физической нагрузки. Учитель должен строго контролировать время, чтобы ученики учились оперативно меняться.
- Ролевая игра: В тройке можно назначить:
- Реаниматор 1: Выполняет компрессии и вдохи.
- Реаниматор 2: Контролирует время и готовится к смене.
- Наблюдатель: Фиксирует ошибки и вызывает "Скорую помощь" (проговаривает алгоритм вызова).
3. Фокус на последовательности (Алгоритм C-A-B)
Важно, чтобы ученики запомнили современный алгоритм, который начинается с компрессий, а не с проверки дыхательных путей:
- C (Circulation – Компрессии): Обеспечение кровообращения.
- A (Airway – Дыхательные пути): Обеспечение проходимости.
- B (Breathing – Искусственное дыхание): Обеспечение вентиляции легких.
IV. Критерии оценки практического навыка
Критерий | Отлично (5) | Хорошо (4) | Удовлетворительно (3) |
Техника компрессий | Правильное место (центр грудины), глубина (5-6 см), частота (100-120/мин). | Есть незначительные отклонения по частоте/глубине. | Существенные отклонения, техника неэффективна. |
Соотношение | Строгое соблюдение соотношения 30 компрессий : 2 вдоха. | Небольшие нарушения соотношения (31:2 или 29:2). | Грубое нарушение соотношения или пропуск вдохов. |
Вызов помощи | Четкое проговаривание алгоритма вызова "112" до начала СЛР. | Вызов проговорен, но нечетко или с задержкой. | Вызов помощи не осуществлен или не проговорен. |
Этот урок-тренинг позволяет перевести теоретические знания о СЛР в стабильный практический навык, что является ключевой целью предмета ОБЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...
