Конспект урока на тему: Профилактика неинфекционных заболеваний.
план-конспект урока по обж (9 класс)

Смирнов Антон Александрович

Цель: сформировать у учащихся понимание причин возникновения неинфекционных заболеваний, их основных факторов риска и мер профилактики.

Задачи:

  • изучить основные группы неинфекционных заболеваний и их распространённость;
  • выявить ключевые факторы риска (курение, алкоголь, неправильное питание, гиподинамия, стресс);
  • освоить методы и принципы первичной и вторичной профилактики;
  • развивать навыки анализа информации, критического мышления и ответственного отношения к здоровью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Магнитная средняя общеобразовательная школа

Агаповского муниципального округа

Челябинской области

Конспект урока

по теме: Профилактика неинфекционных заболеваний.

9 класс

Разработчик:

Смирнов Антон Александрович

Учитель ОБЗР


Цель: сформировать у учащихся понимание причин возникновения неинфекционных заболеваний, их основных факторов риска и мер профилактики.

Задачи:

  • изучить основные группы неинфекционных заболеваний и их распространённость;
  • выявить ключевые факторы риска (курение, алкоголь, неправильное питание, гиподинамия, стресс);
  • освоить методы и принципы первичной и вторичной профилактики;
  • развивать навыки анализа информации, критического мышления и ответственного отношения к здоровью.

Продолжительность занятия: 40 минут.
Оборудование: презентация, раздаточные материалы (карточки с факторами риска и заболеваниями, статистические данные ВОЗ), проектор, интерактивная доска, маркеры, бумага для работы в группах.

Ход занятия:

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин)

Учитель:
«Сегодня мы поговорим о том, что угрожает здоровью человека чаще всего — о неинфекционных заболеваниях. По данным ВОЗ, именно они являются причиной более 70% смертей в мире.
— Как вы думаете, какие заболевания относятся к неинфекционным?
— Почему они возникают? Можно ли их предотвратить?»

Обсуждение в формате «мозгового штурма».

Учитель:
«Неинфекционные заболевания — это болезни, которые не передаются от человека к человеку, развиваются постепенно и часто связаны с образом жизни. Их профилактика — это прежде всего ответственность каждого из нас».

3. Актуализация знаний (3 мин)

Фронтальный опрос:

  1. Что такое инфекционные заболевания? Чем они отличаются от неинфекционных?
  2. Какие вредные привычки вы знаете? Как они влияют на здоровье?
  3. Что такое здоровый образ жизни?

4. Изучение нового материала (15 мин)

Презентация «Неинфекционные заболевания: причины и профилактика»

1. Основные группы неинфекционных заболеваний:

  • Сердечно-сосудистые (инфаркт, инсульт, гипертония).
  • Онкологические (рак лёгких, желудка, кожи).
  • Хронические респираторные (ХОБЛ, астма).
  • Сахарный диабет.

2. Факторы риска:

  • Управляемые: курение, алкоголь, неправильное питание, низкая физическая активность, стресс.
  • Неуправляемые: возраст, наследственность, пол.

3. Профилактика:

  • Первичная: предотвращение возникновения заболеваний (ЗОЖ, отказ от вредных привычек, вакцинация от ВИЧ и гепатита).
  • Вторичная: раннее выявление (диспансеризация, скрининги).
  • Третичная: реабилитация после заболевания.

5. Практическая работа в группах (10 мин)

Задание:
Каждая группа получает карточку с описанием случая (например, «Мужчина, 45 лет, курит, работает в офисе, питается фастфудом, не занимается спортом»).

Необходимо:

  1. Определить возможные заболевания из группы неинфекционных.
  2. Выявить факторы риска.
  3. Предложить меры профилактики.

Пример карточки:
«Девушка, 17 лет, учится в 11 классе, готовится к экзаменам, много нервничает, питается неправильно, спит по 5–6 часов, не занимается спортом».

Обсуждение результатов от каждой группы.

6. Тестирование (5 мин)

Интерактивный тест (можно использовать онлайн-платформу или бумажные бланки):

  1. Какое заболевание НЕ относится к неинфекционным?
    а) Инфаркт
    б) Сахарный диабет
    в) 
    Грипп
    г) Рак лёгких
  2. Какой фактор риска является неуправляемым?
    а) Курение
    б) 
    Наследственность
    в) Неправильное питание
    г) Гиподинамия
  3. Что такое первичная профилактика?
    а) Лечение заболевания
    б) Реабилитация после болезни
    в) 
    Предотвращение возникновения заболевания
    г) Ранняя диагностика
  4. Какое из перечисленных действий является мерой профилактики сердечно-сосудистых заболеваний?
    а) Курение
    б) 
    Регулярная физическая активность
    в) Употребление фастфуда
    г) Отказ от диспансеризации
  5. Какой процент смертей в мире, по данным ВОЗ, приходится на неинфекционные заболевания?
    а) 30%
    б) 50%
    в) 
    Более 70%
    г) 90%

Самопроверка по ключу на экране.

Ключ: 1 – в, 2 – б, 3 – в, 4 – б, 5 – в.

7. Рефлексия и подведение итогов (3 мин)

Вопросы классу:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие факторы риска вы можете контролировать уже сейчас?
  • Как вы будете применять полученные знания в повседневной жизни?

Учитель:
«Профилактика неинфекционных заболеваний — это не просто рекомендации врачей, а осознанный выбор в пользу здоровья. Ваше здоровье сегодня — это ваше будущее завтра».

8. Домашнее задание

На выбор:

  1. Подготовить памятку «5 шагов для профилактики неинфекционных заболеваний» для школьной стенгазеты.
  2. Провести мини-исследование: проанализировать свой образ жизни и выявить возможные факторы риска, предложить меры по их устранению.
  3. Написать эссе на тему: «Почему профилактика заболеваний — это ответственность не только государства, но и каждого человека?»

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

ОБЖ_8 класс_17-Профилактика неинфекционных заболеваний

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 8 классов средней школы....

Конспект урока на тему "Система прецедентов. Профилактика преступности в России"

Конспект урока на тему "Система прецедентов. Профилактика преступности в России"...

Классный час в 5 классе по теме "Профилактика простудных заболеваний"

Презентация по теме "Профилактика простудных заболеваний" разработана с учетом требований ФГОС О УО для обучающихся по АООП вариант 9.1...

Конспект урока на тему "Профилактика простудных заболеваний" по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности"

Конспект урока на тему "Профилактика простудных заболеваний" по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" можно использовать для обучения детей с умеренной и тяже...

План-конспект урока по теме "Заболевания органов дыхательной системы"

План-конспект урока отражает основные методы и приемы объяснения данной темы на уроках биологии в 8 классе...