Конспект урока на тему: Профилактика неинфекционных заболеваний.
план-конспект урока по обж (9 класс)
Цель: сформировать у учащихся понимание причин возникновения неинфекционных заболеваний, их основных факторов риска и мер профилактики.
Задачи:
- изучить основные группы неинфекционных заболеваний и их распространённость;
- выявить ключевые факторы риска (курение, алкоголь, неправильное питание, гиподинамия, стресс);
- освоить методы и принципы первичной и вторичной профилактики;
- развивать навыки анализа информации, критического мышления и ответственного отношения к здоровью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Магнитная средняя общеобразовательная школа
Агаповского муниципального округа
Челябинской области
Конспект урока
по теме: Профилактика неинфекционных заболеваний.
9 класс
Разработчик:
Смирнов Антон Александрович
Учитель ОБЗР
Цель: сформировать у учащихся понимание причин возникновения неинфекционных заболеваний, их основных факторов риска и мер профилактики.
Задачи:
- изучить основные группы неинфекционных заболеваний и их распространённость;
- выявить ключевые факторы риска (курение, алкоголь, неправильное питание, гиподинамия, стресс);
- освоить методы и принципы первичной и вторичной профилактики;
- развивать навыки анализа информации, критического мышления и ответственного отношения к здоровью.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Оборудование: презентация, раздаточные материалы (карточки с факторами риска и заболеваниями, статистические данные ВОЗ), проектор, интерактивная доска, маркеры, бумага для работы в группах.
Ход занятия:
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин)
Учитель:
«Сегодня мы поговорим о том, что угрожает здоровью человека чаще всего — о неинфекционных заболеваниях. По данным ВОЗ, именно они являются причиной более 70% смертей в мире.
— Как вы думаете, какие заболевания относятся к неинфекционным?
— Почему они возникают? Можно ли их предотвратить?»
Обсуждение в формате «мозгового штурма».
Учитель:
«Неинфекционные заболевания — это болезни, которые не передаются от человека к человеку, развиваются постепенно и часто связаны с образом жизни. Их профилактика — это прежде всего ответственность каждого из нас».
3. Актуализация знаний (3 мин)
Фронтальный опрос:
- Что такое инфекционные заболевания? Чем они отличаются от неинфекционных?
- Какие вредные привычки вы знаете? Как они влияют на здоровье?
- Что такое здоровый образ жизни?
4. Изучение нового материала (15 мин)
Презентация «Неинфекционные заболевания: причины и профилактика»
1. Основные группы неинфекционных заболеваний:
- Сердечно-сосудистые (инфаркт, инсульт, гипертония).
- Онкологические (рак лёгких, желудка, кожи).
- Хронические респираторные (ХОБЛ, астма).
- Сахарный диабет.
2. Факторы риска:
- Управляемые: курение, алкоголь, неправильное питание, низкая физическая активность, стресс.
- Неуправляемые: возраст, наследственность, пол.
3. Профилактика:
- Первичная: предотвращение возникновения заболеваний (ЗОЖ, отказ от вредных привычек, вакцинация от ВИЧ и гепатита).
- Вторичная: раннее выявление (диспансеризация, скрининги).
- Третичная: реабилитация после заболевания.
5. Практическая работа в группах (10 мин)
Задание:
Каждая группа получает карточку с описанием случая (например, «Мужчина, 45 лет, курит, работает в офисе, питается фастфудом, не занимается спортом»).
Необходимо:
- Определить возможные заболевания из группы неинфекционных.
- Выявить факторы риска.
- Предложить меры профилактики.
Пример карточки:
«Девушка, 17 лет, учится в 11 классе, готовится к экзаменам, много нервничает, питается неправильно, спит по 5–6 часов, не занимается спортом».
Обсуждение результатов от каждой группы.
6. Тестирование (5 мин)
Интерактивный тест (можно использовать онлайн-платформу или бумажные бланки):
- Какое заболевание НЕ относится к неинфекционным?
а) Инфаркт
б) Сахарный диабет
в) Грипп
г) Рак лёгких - Какой фактор риска является неуправляемым?
а) Курение
б) Наследственность
в) Неправильное питание
г) Гиподинамия - Что такое первичная профилактика?
а) Лечение заболевания
б) Реабилитация после болезни
в) Предотвращение возникновения заболевания
г) Ранняя диагностика - Какое из перечисленных действий является мерой профилактики сердечно-сосудистых заболеваний?
а) Курение
б) Регулярная физическая активность
в) Употребление фастфуда
г) Отказ от диспансеризации - Какой процент смертей в мире, по данным ВОЗ, приходится на неинфекционные заболевания?
а) 30%
б) 50%
в) Более 70%
г) 90%
Самопроверка по ключу на экране.
Ключ: 1 – в, 2 – б, 3 – в, 4 – б, 5 – в.
7. Рефлексия и подведение итогов (3 мин)
Вопросы классу:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие факторы риска вы можете контролировать уже сейчас?
- Как вы будете применять полученные знания в повседневной жизни?
Учитель:
«Профилактика неинфекционных заболеваний — это не просто рекомендации врачей, а осознанный выбор в пользу здоровья. Ваше здоровье сегодня — это ваше будущее завтра».
8. Домашнее задание
На выбор:
- Подготовить памятку «5 шагов для профилактики неинфекционных заболеваний» для школьной стенгазеты.
- Провести мини-исследование: проанализировать свой образ жизни и выявить возможные факторы риска, предложить меры по их устранению.
- Написать эссе на тему: «Почему профилактика заболеваний — это ответственность не только государства, но и каждого человека?»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"
В уроке использованы множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

ОБЖ_8 класс_17-Профилактика неинфекционных заболеваний
Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 8 классов средней школы....
Конспект урока на тему "Система прецедентов. Профилактика преступности в России"
Конспект урока на тему "Система прецедентов. Профилактика преступности в России"...

Классный час в 5 классе по теме "Профилактика простудных заболеваний"
Презентация по теме "Профилактика простудных заболеваний" разработана с учетом требований ФГОС О УО для обучающихся по АООП вариант 9.1...
Конспект урока на тему "Профилактика простудных заболеваний" по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности"
Конспект урока на тему "Профилактика простудных заболеваний" по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" можно использовать для обучения детей с умеренной и тяже...

План-конспект урока по теме "Заболевания органов дыхательной системы"
План-конспект урока отражает основные методы и приемы объяснения данной темы на уроках биологии в 8 классе...

