«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
классный час (5 класс) на тему

Цель классного часа – познакомить учащихся в лёгкой и интересной форме с основными правами и свободами на основе Всеобщей декларации прав человека; научить применять их в жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_cheloveka.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель классного часа – познакомить учащихся в лёгкой и интересной форме с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.

Вступительное слово учителя: Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы : Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и , к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… В конце концов людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать… А чтобы соблюдать, нужно познакомиться с её статьями.

Учитель показывает слайды презентации и знакомит учащихся с первыми двумя статьями декларации. Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными данной Декларацией. А какие же права есть у каждого из нас , мы узнаем вместе с литературными героями. Все мы в детстве читали сказку про Красную Шапочку. И помним, как она пошла к бабушке отнести пирожков в соседнюю деревню. Но по пути ей встретился серый волк. Он захотел съесть Красную Шапочку, да только девочка была знакома со Всеобщей декларацией прав человека и объяснила волку, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. А это герои сказочной повести Толстого «Приключения Буратино». Однажды злой Карабас Барабас, доктор кукольных наук, схватил Буратино, отнёс в кладовую театра и повесил на гвоздь. Но Буратино знал содержание статьи 4 Декларации и напомнил хозяину кукольного театра о том, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах. Карабас Барабас очень плохо относился к своим куклам. Постоянно грозил им семихвостой плёткой. Но однажды Арлекин прочитал статью 5 Декларации о том, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному отношению. На следующем слайде мы видим героев произведения К. Чуковского «Бармалей». Этот кровожадный  разбойник чуть не скушал маленьких детей. Но к счастью Тани и Вани в Африку на аэроплане прилетел доктор Айболит, который просветил Бармалея о том, что согласно 6 статьи Декларации « каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищён законом» Все мы помним русскую народную сказку «Царевна – лягушка». Стрела Ивана-царевича попала в грязное болото и подхватила её лягушка – квакушка, которая превращалась  в красивую Василису Премудрую. Однако царь заставил сына жениться на ней, поскольку в 7 статье Декларации указывается на то, что все люди равны перед законом  и имеют право на равную защиту от дискриминации. А теперь обратимся к стихотворению С. Маршака «Багаж». Дама сдала в багаж вместе с картиной, корзиной, картонкой маленькую собачонку, но приехав на нужную станцию, вместо своей собачонки она получила огромного взъерошенного пса не той породы. Дама оказалась просвещена о существовании стать 8 Декларации, в которой говорится о том, что в случае нарушения основных прав, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда. А это герои сказки «Алладин и волшебная лампа». Алладин выпускает на свободу джина из кувшина, поскольку согласно статье 9 Декларации «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» . На этом слайде, мы видим героев произведения «Карлсон, который живёт на крыше». Ворчливая домоуправительница Фрекен Бок постоянно придиралась к Малышу, многое ему запрещала, была с ним невероятно строга. Пока, однажды человечек с пропеллером на спине не объяснил ей, что каждый человек имеет право на справедливое и беспристрастное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения.

Закрепление. Учитель: А теперь разделимся на 4 группы. Каждая группа получает задание на рабочих листах, которое выполняет в течение 3-х минут и затем озвучивает свой ответ. Играет музыка «На крутом берегу».

1 группа выполняла задание по мотивам сказки Андерсена «Гадкий утёнок». Звучит ответ на вопросы: Все ли герои сказки относятся друг к другу по братски? Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему? Должны ли все герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения? (слайд)

2 группа работала по мотивам сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Какое право нарушила ведьма в этой сказке? Чьи права ещё были нарушены?(слайд)

3 группа должна раскрасить и написать имена героев сказок, права которых были нарушены.(слайд)

4 группа выполняла задание по мотивам сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка! Ответ группы по заполнению таблицы.(слайд)

Заключительно слово учителя: На Земле живут не похожие друг на друга люди. Разные по цвету кожи и возрасту, по взглядам на мир, по вероисповеданию и материальному положению, культуре и традициям. Но все люди обладают равными правами, все люди достойны уважения. Поэтому, я призываю вас к толерантности и терпимости в общении с другими людьми. А закончить классный час я хочу словами кота Леопольда, сказанными им по прочтении Всеобщей декларации прав человека «Ребята, давайте, жить дружно!»

В конце учитель каждому ребёнку раздаёт буклет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека. Права ребенка

Права человека. Права ребенка...

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

Урок права 11 класс. Права человека: теория и практика.

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель историиМБОУ СОШ №49 г. Мурманск Цель урока:- способствовать развитию правовой компетентнос...

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

Контрольный срез знаний по обществознания 7 класс по теме: "Права человека. Человек и закон".

Материал может быть использован для проверки знаний учащихся 7 класса на уроках обществознания по теме: "Права человека. Человек и закон"....