Конспект по праву
план-конспект урока по праву (9 класс) на тему

Конспект урока по праву в 9 классе. Тема : Права несовершеннолетних 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_pravu.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по праву в 9 класс

Тема: ПРАВА НЕСОВЕРШЕННЛЕТНИХ

Цели урока:

  1. познакомить  учащихся с международными документами о правах ребенка;
  2. познакомить учащихся с правами ребенка, закрепленными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;
  3. научить распознавать свои права
  4. воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;
  5. развивать способность реализовывать права в повседневной жизни;
  6. научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не нарушать права другого человека;
  7. развивать творческие способности учащихся.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:

1)права ребенка, закрепленные в международных документах;

2)Личные и  имущественные права ребенка;

3) реализация и защиты прав ребенка.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ НА УРОКАХ:

  1. работа с текстом учебника, словарем и документами ( Конвенция о правах ребенка, статьи СК РФ и  ГК РФ) ;
  2. составление схем ( личные и имущественные права ребенка, дееспособность несовершеннолетних; осуществление защиты прав несовершеннолетних);
  3. умение выбрать главное и правильно формулировать выводы;
  4. умение отстаивать свою точку зрения;
  5. умение применять полученные знания в конкретных ситуациях ( выполнение практических заданий);

 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

декларация, конвенция, национальные меньшинства, органы местного самоуправления, наследование, нотариус, органы опеки и попечительства, опека; попечительство, усыновление.

 ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

обращение к понятиям- государство, суд, прокуратура, дееспособность, эмансипация, договор, сделка, несовершеннолетние.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека (1 на парту), сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка (1 на парту); выборка статей СК РФ и ГК РФ (на каждую парту); подборка заданий ( на каждую парту); ватман ( 2 шт); маркер ,(1 шт).

ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя.

     Сообщение темы и определение задачи урока – рассмотрение основных вопросов урока через изучение теоретического блока и практических заданий.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Прежде чем мы начнем знакомиться с законами закрепляющими права и обязанности несовершеннолетних

Юля получила инд. зад. найти в словаре определение понятий:

Конвенция – договор, соглашение по какому –то специальному вопросу, имеющее обязательную для тех  г – в. К – рые к нему присоединились

Декларация – провозглашение не имеет обязательной силы, это рекомендации, в ней провозглашаются основные принципы, программные положения

        Кодекс – свод законов или совокупность правил, убеждений.

      На предыдущем уроке  ребята ответили на предложенный вопрос

Актуальна ли проблема прав человека в России и в мире целом ?

Ответ – 100% да

Также было предложено узнать какие документы защищают права несовершеннолетних

 Кто справился с этим заданием?

Прошу назвать эти документы:

Международные –

  1. всеобщая декларация прав человека 1946 год
  2. Декларация прав ребенка 1959 года
  3. конвенция о правах ребенка 1989 года

Российские –

  1. конституция РФ 1993
  2. семейный кодекс 1996
  3. гражданский кодекс 1996

          Знакомство учащихся с международными документами по правам ребенка ( особое внимание уделить Конвенции о правах ребенка 1989 г. – см. приложения 1, 2).

  1. Организация работы с документом.

                   ВОПРОСЫ:

  1. Как вы считаете, какое из прав, определенных Конвенцией, является самым важным для ребенка?
  2. Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас?
  3. Взять из Конвенции 1-2 права. Что могло бы произойти, если бы их отняли у ребенка?
  4. Инсценизация учащимися конфликтной ситуации

 ( Читать ситуацию стр 53 Подарки Александра …..).

                     

        

                      ВОПРОСЫ К СИТУАЦИИ:

  1. как произошел этот конфликт? Почему?
  2. Что чувствуют действующие лица?
  3. Счастливый ли был конец?
  4. Как этот конфликт мог быть предотвращен?
  5. Какие другие концовки могли бы быть?
  6. Какие и чьи права были  проигнорированы? (см. Конвекцию о правах)

    Выводы:     

     -  права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.

Выход из конфликта

                         - совместный поиск решения, которое учитывало бы права    всех участников конфликта.

№ 3

              Знакомство учащихся с основными правами ребенка, закрепленными в СК РФ и ГК РФ ( работа с документами).

1.Организация  работы со статьями вышеуказанных кодексов (вместе с учителем составить в тетрадях схему).

Личные права детей

СК РФ, ст 54-59

Имущественные права ребенка СК РФ, ст. 60

Право жить и воспитываться в семье

Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих

Право знать своих родителей

Право на имущество, полученное в дар

Право на их заботу, на совместное с ними проживание

Право на имущество, полученное в порядке наследования

Право на воспитание своими  родителями, обеспечения  его интересов, всестороннее развитие

Доходы, полученные ребенком

 Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками

Имущество, приобретенное на собственные средства ребенка

Право на защиту своих прав и законных интересов

Право выражать свое мнение

Право на имя, отчество и фамилию

Право на изменение имени и фамилии

Дееспособность – это способность своими действиями приоретать права и обязанности

Правоспособность – права и обязанности с рождения

ГК РФ, ст. № 26, 27, 28.

                               малолетних

С момента рождения до

6 лет

 С 6 лет до 14 лет

Несовершеннолетних

С  14 лет до 18 лет

Дееспособность не полная

Полностью лишены гражданской дееспособности

Вправе самостоятельно совершать:

сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверение либо государственной регистрации

 Вправе самостоятельно совершать:

Все правовые действия от их имени могут совершать только родители и опекуны

мелкие бытовые сделки

Все сделки, которые могут совершать малолетние, распоряжаться своими доходами

Сделки по распоряжению средствами, полученными ими от законных представителей или с их согласия от третьих лиц

Авторское право

Ответственность за сделки несут родители, усыновители, опекуны.

Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

Они же отвечают за вред, причиненный малолетними

С 16 лет – членство в кооперативе

Самостоятельно несут имущественную ответственность и за причиненный ими вред

Полна дееспособность может наступить до 18 лет при вступлении в брак

Эмансипация ГК, ст. 27

Закрепление материала: практическая работа ( Приложение № 6)

  1. Вопрос – Защита прав ребенка.
  2. Составить схему в тетрадь

Осуществление защиты прав ребенка

Семейное законодательство   - Семья, родители.

Государственная забота – 1. дошкольные учреждения, школа,  

                                               внешкольные детские учреждения

2 органы опеки и попечительства

 3 суды, прокуратура.

4. Конституция РФ

Международное право –  1. Конвенция о правах ребенка

  1. декларация прав ребенка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Правила безопасного поведения при землетрясении" 7 класс

Учебные вопросы урока:Как подготовиться к землетрясению;Как вести себя во время землетрясения;Как действовать после землетрясения....

Презентация к конспекту занятия "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."

Прдеставленная презентация содержит демонстрационный материал, который можно использовать во время проведения занятия по теме "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."...

Презентация к конспекту занятия "Правила поведения в общественном транспорте."

Презентация содержит иллюстративный материал по теме "Правила поведения в общественном транспорте."...

Конспект урока «Правила безопасной работы на кухне».

обучить учащихся технике безопасности при работе на кухне с режущими инструментами и с кипятком, развивать память и внимание....

Конспект урока "Права человека"

Урок по теме "Права человека"...

Конспект урока «Права человека»»

Данный конспект урока рассчитан для учащихся 5-9 классов...

Конспект урока "Права человека" 9 класс

конспект урока по теме "Права человека" 9 класс...