Урок-деловая игра по теме "Уголовный процесс"
методическая разработка по праву (10 класс) на тему

Девяткина Елена Николаевна

Урок разработан для старших классов с углубленным изучением права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ugol_pr.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – деловая игра по теме: «Уголовный процесс. Разбирательство уголовного дела в суде»

(2 ч)

Цели урока: 

- обобщить и углубить представление учащихся об основных особенностях и этапах Уголовного процесса;

- сформировать у учащихся правильное представление об актуальности, важности Уголовно - процессуального права;

- закрепить у учащихся теоретические знания и практические навыки в организации и проведении судебного заседания по уголовному делу;

- научить пользоваться нормативными материалами, выработать умение выступать в суде, навыки в оформлении документов, в сборе и оценке доказательств по делу

использовать знания и умения в решении практических ситуаций;

развивать навыки исследовательской работы и творческие способности учащихся, умение отстаивать собственную точку зрения;

- активизировать мышление учащихся;

- Воспитывать чувство уважения к закону;

- повышать общий уровень правовой культуры.

- развивать умение работы с компьютером и мультимедийным оборудованием.

Ход урока:

Этап урока

Вид работы

Время

Подготовительный этап

- Изучение стадий уголовного процесса, справочных и нормативных материалов, образцов уголовно-процессуальных документов с целью формирования уголовного дела по конкретному обвинительному заключению.

- Участники команд по мере изучения курса «Уголовного процесса» составляют соответствующие их полномочиям документы, исходя из предложенного преподавателем обвинительного заключения: постановление о возбуждении уголовного дела, протокол личного досмотра, протоколы допросов, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановления о назначении экспертиз, заключения экспертов, характеристику на обвиняемого и другие процессуальные документы.

- Из оформленных уголовно-процессуальных документов под руководством преподавателя формируется уголовное дело.

- определяются участники игры и распределяются между ними роли.

- Команда судей, изучив материалы дела, выносит постановление о назначении уголовного дела к слушанию и составляет проект приговора.

Основной этап

1.Орг. момент.

Команды занимают места в соответствии с ролью.

1-3

2. Вступительное слово учителя.

1.Сообщение темы и целей игры. 2.Постановка проблемного задания: «Выяснить основные отличия Уголовного процесса от Гражданского».

3.Выделение основных этапов Уголовного процесса.

3

3.Задание на урок

Составить протокол судебного заседания

4. Фронтальный опрос

Вопросы для фронтального опроса:

1. На какие части подразделяется судебное заседание?

2. Каков порядок вынесения приговора?

3. Какие вопросы должны быть разрешены судом при вынесении приговора?

4. Какие составные части входят в приговор?

5. Для чего ведется протокол судебного заседания?

6. В каких случаях уголовное дело рассматривается судьей единолично?

7. По каким уголовным делам участие прокурора в судебном заседании необязательно?

8. В каких случаях привлекаются присяжные заседатели.

5

5. Судебное производство

1 стадия – подготовительная Председательствующий открывает судебное заседание и оглашает, какое дело подлежит рассмотрению.

- Секретарь докладывает явку вызванных лиц.

- Свидетели временно удаляются из зала.

-Оглашается состав суда. Выясняется, нет ли отводов составу суда.

- Подсудимому разъясняются его права.

-Председательствующим выясняется вопрос о наличии ходатайств у подсудимого, его защитника. Заявленные ходатайства разрешаются.

10

2 стадия - Судебное разбирательство

Для экономии времени оглашается только итоговая часть обвинительного заключения, т.е. в чем суть обвинения. Самая главная роль принадлежит председательствующему. Ему необходимо правильно и последовательно провести судебный процесс, исследовать все необходимые доказательства по делу, устранить из процесса все ненужное.

- Исследование доказательств по делу,.

- Прения сторон,

15-20

6.Вынесение вердикта присяжными заседателями

В качестве присяжных заседателей выступают учащиеся параллельного класса.

5-6 мин

7. Вынесение приговора

Суд удаляется на совещание для вынесения приговора. Проект приговора должен быть подготовлен заранее, и поэтому через две-три минуты, необходимые для уточнения проекта, оглашается приговор.

2-3 мин

Заключительный этап

1. Вопросы учителя

- Каким может быть приговор?

- Когда приговор вступает в законную силу?

(После вынесения приговора он не сразу вступает в законную силу. У подсудимого есть 10 дней для обжалования приговора, а у стороны обвинения – тот же срок для его опротестования. В том случае, если ни жалоба, ни протест не были поданы, через 10 дней приговор вступает в силу. Если жалоба или протест все-таки были поданы, то дело поступает в суд кассационной инстанции. Там дело рассматривается не по существу, а с формальной стороны, с точки зрения соблюдения уголовно-процессуального закона)

3-5 мин на каждый вопрос

2. Ответы на вопросы поставленные начале урока

Перечислить основные особенности уголовного процесса. Объяснить чем он отличается от гражданского.

3. Подведение итогов.

- Преподаватель выслушивает оценку своей деятельности участниками игры, а также мнение по делу, замечания, поправки, предложения. В случае допущения учащимися, ошибок педагог обращает на них внимание, внося свои замечания и исправления. Оценки могут быть выставлены на этом занятии или на следующем после проверки протоколов судебного заседания, составленных по ходу игры другими ребятами.

При наличии свободного времени

4.Доп. вопросы

Вспомните фильм «Место встречи изменить нельзя». В одной из серий у Шарапова пропало дело, и Жеглов объясняет ему всю серьезность положения.

(отрывок из фильма)

Почему же подследственный будет готов отдать 10 лет жизни за любую бумажку из своего дела? На самом деле, конечно, не за любую бумажку, а за документ, имеющий важное значение для уголовного судопроизводства. Представьте себе, что при обыске на квартире подозреваемого в совершении убийства обнаружен пистолет; его изъятие должно быть оформлено протоколом. Если потом этого протокола в уголовном деле не окажется, вынесение обвинительного приговора станет весьма затруднительным.

при наличии свободного времени

11. Д/з

1.Закончить протокол судебного заседания.

2. Составить развернутый план по теме «Уголовный процесс»

Приложения

Ход судебного заседания

1. Судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело по обвинению _____________________________________________________________________________ в совершении преступления, предусмотренного ст. _______ УК РФ.

2. Секретарь судебного заседания докладывает о явке в суд подсудимого, защитника, свидетелей. Решается вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся свидетелей.

3. Явившиеся свидетели до начала допроса удаляются из зала судебного заседания.

4. Устанавливается личность подсудимого и своевременность вручения ему копии обвинительного заключения.

5. Объявляется состав суда и разъясняются права подсудимому, разъясняется ст. 51 Конституции РФ.

6. Председательствующий опрашивает подсудимого, его защитника о наличии ходатайств. Заявленные ходатайства разрешаются.

7. Судебное следствие объявляется открытым. Оглашается обвинительное заключение.

8. Председательствующий спрашивает подсудимого, признает ли он себя виновным. 9.Устанавливается порядок исследования доказательств по делу: допрос подсудимого, свидетелей и исследование письменных материалов дела. Производится допрос подсудимого (он дает показания).

10. Свидетели по одному приглашаются в зал судебного заседания, предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, делают подписку об этом у секретаря судебного заседания, дают показания, отвечают на вопросы суда, подсудимого, защитника. Затем суд исследует письменные материалы дела.

11. Оглашаются характеристика на подсудимого, протокол личного досмотра, заключение экспертизы и т.д.

12. После рассмотрения всех доказательств председательствующий опрашивает подсудимого, защитника, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно. В случае заявления ходатайств о дополнении судебного следствия суд разрешает их.

13. Судебное следствие объявляется законченным.

14. Объявляются судебные прения. Слово предоставляется защитнику (выслушивается его речь).

15. Подсудимому предоставляется последнее слово.

16. Присяжные удаляются для вынесения вердикта.

16.Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора

17. Оглашается приговор. Судебное заседание объявляется законченным.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по уголовному делу 19432 по обвинению _________________________________________ в совершении преступления, предусмотренного ст. __________________ УК РФ.

Настоящее уголовное дело 19432 возбуждено по факту _____________________________________________________________________________

Проведенным по настоящему делу предварительным следствием установлено следующее:

13 марта около 9 часов (точное время в ходе предварительного следствия не установлено) на трамвайной остановке «ул.Инзенс кая», расположенной в Железнодорожном районе г.Ульяновска, Карасев В.В. обнаружил наркотическое средство опий в количестве 0,28г., помещенное на одном отрезке целлофана, которое положил на хранение во внутренний карман своего пиджака, таким образом незаконно приобрел данное наркотическое средство без цели сбыта в крупном размере. Данное наркотическое средство Карасав В.В. незаконно хранил при себе до 10 часов 15 минут того же дня. В указанное время возле дома 13 по ул. Инзенская г. Ульяновска он был задержан сотрудниками милиции и доставлен в Железнодорожный РОВД г. Ульяновска, где в ходе личного досмотра в установленном законом порядке у него было обнаружено и изъято вязкое вещество коричневого цвета, помещенное на одном отрезке целлофана, которое согласно заключению химической экспертизы 1000 от 01.04.99 года является наркотическим веществом опий, вес которого после высушивания до постоянной массы составил 0,28 г. в соответствии со Списком наркотических веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков РФ по состоянию на 01.08.95 года, перечень 1, пункт 131.

Допрошенный в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч. 1 УК РФ, Карасев В.В. свою вину признал полностью и показал, что 13 марта 1999 г. около 9 часов он находился на трамвайной остановке «ул.Инзенская», ожидал трамвай. Подойдя к частным домам, расположенным напротив остановки, он нагнулся и увидел в кустах полиэтиленовый пакетик из-под сигарет, в котором что-то было завернуто. Подняв его, он обнаружил в нем отрезок целлофана с веществом коричневого цвета с характерным запахом мака. Он понял, что данное вещество является наркотическим средством опий, и решил взять его себе для личного потребления. Данное вещество он положил во внутренний карман пиджака, и в это время к нему подошли сотрудники милиции, которые его задержали и в Железнодорожном РОВД досмотрели. В ходе личного досмотра у него было изъято данное наркотическое средство.

Вина Карасева В.В. в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч.1 УК РФ, кроме полного признания своей вины, в ходе предварительного следствия полностью доказана и подтверждается показаниями свидетелей и другими материалами уголовного дела, а именно: показаниями свидетеля Савельева Я.В. о том, что 13 марта 1999 года его пригласили в Железнодорожный РОВД присутство вать при досмотре гражданина, представив шегося Карасевым Вадимом Владимировичем. В ходе личного досмотра данного мужчины милиционеры обнаружили и изъяли у него из левого внутреннего кармана пиджака один целлофановый отрезок с вязким веществом коричневого цвета. Карасев В.В. пояснил, что данное вещество является наркотиком - «ханкой» и принадлежит оно ему для личного потребления.

Карасев В.В. ранее судим: в 1984 году по ст. 144 ч.2, ст. 208 ч.3, 40 УК РФ к 2 годам лишения свободы, судимость погашена. Согласно выписке из сводной таблицы заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков РФ об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств от 04.06.97 года к крупным размерам наркотического средства опий, необходимого для привлечения лица к уголовной ответственности, относится от 0,1 до 10 г опия.

Согласно ст.ст. 61,63 УК РФ, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих наказание обвиняемого Карасева В.В., не имеется.

На основании изложенного Карасев Вадим Владимирович совершил преступление, предусмотренное ст.228 ч.1 УК РФ, то есть незаконные приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.

ПРИГОВОР

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обвинению Карасева Вадима Владимировича, ПРИГОВОРИЛ: признать виновным в совершении преступления, предусмот ренного ч.1 ст. 228 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на один год. На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком на один год шесть месяцев. Меру пресечения оставить - подписку о невыезде.

Судья: подпись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»

11 класс. Математика.  Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Урок - деловая игра «Швейная фабрика». Тема : «Производственный техно¬логический процесс изго¬товления одежды». (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

Занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Программа для 9  класса по профильному труду:  швейное дело....

Урок - деловая игра «Швейная фабрика». Тема : «Производственный техно¬логический процесс изго¬товления одежды». (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

Занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Программа для 9  класса по профильному труду:  швейное дело....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...