Рабочая программа "Право"
рабочая программа по праву на тему

Рыжков Роман Леонидович

Рабочая программа для специальности "Бухгалтерский учёт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo_buh_108.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Право

2012 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)

Организация-разработчик: ГОБПОУ Усманский промышленно-технологический колледж

Разработчик:

Рыжков Роман Леонидович, преподаватель социально-экономических  дисциплин  Усманского промышленно-технологического колледжа

Заключение

2


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ        4
    ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ        6
    ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ        11
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ        12
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Право

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
образовательной программы специальностей СПО социально-экономического
профиля и обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают
право в объеме 108 часов.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • формирование правосознания и правовой культуры, социально-
    правовой активности, внутренней убежденности в необходимости
    соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом
    общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
    достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам
    другого человека, демократическим правовым институтам,
    правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
    возможностях правовой системы России, необходимых для
    эффективного использования и защиты прав и исполнения
    обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных
    знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и
    законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в
    обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а
    также учебных задач в образовательном процессе;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному
    принятию правовых решений, сознательному и ответственному
    действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с
требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего
(полного) общего образования базового уровня.

В программу включено профессионально направленное содержание,
необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы,
формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Приоритетным направлением является формирование правовой
компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках
учебной и внеучебной деятельности.

Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся
учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков
самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том
числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения
правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.

Программа может использоваться другими образовательными

4


учреждениями профессионального и дополнительного образования,
реализующими образовательную программу среднего (полного) общего
образования.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
    образовательной программы:
     дисциплина относится к группе профильных
    общеобразовательных дисциплин общеобразовательного цикла.
  2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
    дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории
    (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия,
    судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок
    принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения
    брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника
    предпринимательской деятельности, порядок получения платных
    образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные
    условия приобретения гражданства; особенности прохождения
    альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных
    органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые
    формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере
    отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
    ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
    обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической
    помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
    жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов
    реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
    событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника
    конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника,
    потребителя, супруга, абитуриента);

5


- механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в
России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека,
формы и процедуры избирательного процесса в России;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количест во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:

индивидуальное проектное задание

6

внеаудиторная самостоятельная работа

48

Итоговая аттестация дифференцированного зачета

6


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Право»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Правовое регулирование общественных отношений.

27

Введение

Юриспруденция как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации

2

1

Тема 1.1. Право в системе социальных норм.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.

4

2

Тема 1.2. Право и

Основные формы права.

8

2

законодательство.

Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

Контрольная работа по темам 1.1-1.2.

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Частное и публичное право. Систематизация права. Особенности развития системы права и системы законодательства в современных условиях. Роль правовой информации в познании права. Право и мораль: общее и особенное. Пределы действия законов. Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции. Виды противоправных поступков.

12

Раздел 2. Основы конституционного права Российской Федерации

47

Тема 2.1. Основы государственного права.

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть.

12

1

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.

2

7


Тема 2.2. Конституционные основы правового статуса личности.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

12

2

Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан.

3

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие. Формы и процедуры избирательного процесса.

2

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

2

Тема 2.3. Основы конституционного процесса РФ.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

4

2

Контрольная работа по темам 2.1.-2.3.

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Институт президентства. Местное самоуправление. Принципы избирательного процесса. Права и обязанности налогоплательщика. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Адвокатура. Нотариат. Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики. Организация деятельности милиции в РФ. Социально-экономические права граждан. Политические права граждан. Личные права граждан. Правовые основы деятельности адвокатов. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ.

18

Раздел 3. Отрасли российского права.

76

Тема 3.1. Гражданское право и процесс.

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц.

16

2

Гражданско-правовые договоры. Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права.

3

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

2

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.

2

Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.

3

8


Тема 3.2. Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор

6

2

Права и обязанности родителей и детей

2

Тема 3.3. Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения

14

3

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения

2

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

Тема 3.4. Административное право.

Административное право и административные правоотношения. Административные правоотношения. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях.

6

2

Тема 3.5. Уголовное право и уголовный процесс.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

12

2

Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.

2

Контрольная работа по темам 3.1-3.5.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Наследование по закону и по завещанию. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Наследование по закону и по завещанию. Материальная ответственность работников и работодателей. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Защита права собственности в РФ. Договор возмездного оказания услуг. Право на интеллектуальную собственность. Защита прав потребителей. Право на образование в РФ. Право на труд в РФ. Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения. Правовое регулирование заработной платы в РФ. Наказания, понятие цели и виды.

Выполнение индивидуального проектного задания по темам: «Составление трудового договора», «Составление искового заявления в суд», «Составление договора о полной материальной ответственности», «Составление договора купли-продажи».

20

9


Раздел 4. Международное право и его особенности.

12

Тема 4.1. Международное гуманитарное право.

Понятие международного гуманитарного права. Международные стандарты в области прав человека.

8

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

4

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

10


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по Праву

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Власов Ю.В. Нотариат в РФ Учеб.- метод. пособие. - М: ЮРАИТ-М, 2006. - 143 с.
  2. Кашанина Т.В., Сизикова Н.М. Основы права: Учебник. - М.: Юрайт, 2010. -413с. Серия: учебники для средних специальных учебных заведений.
  3. Маилян С.С., Эриашвили М.И., Петров Н.В., Косякова Н.И., Маркина Э.В., Эриашвили М.И., Петрик М.Ю., Кирсанов А.Л. Правоведение: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008- 319 с. Серия: профессиональное образование.
  4. Мелихова Л.В. Основы права: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008-416 с.
  5. Никитин А.Ф. Правоведение 10-11 кл.: Учебник. - М.: Просвещение, 2010. - 360 с. Серия: история.
  6. Шкатулла В.И. Основы правовых знаний: учеб. пособие.- М.: Изд-во Форум, 2008. - 320 с.

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации - М.: 1993.
  2. Степное Уложение Республики Калмыкия. - Элиста.:1994.
  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ.
  4. Гражданский кодекс РФ ч. 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.
  5. Гражданский кодекс РФ ч. 2 от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.
  6. Гражданский кодекс РФ ч. 3 от 26.11.2001г. № 146-ФЗ.
  7. Гражданский кодекс РФ ч. 4 от 18.12.2006г. № 230-ФЗ.
  8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ.

11


  1. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г. №
    195-ФЗ.
  2. Уголовный        кодекс от 13.06.1996г. № 63-ФЗ.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ
  4. Соловьев А.А.Правоведение: конспект для колледжей и ПТУ.
  5. Законодательство для бухгалтера: приложение к журналу
    «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Учрежден издательским
    домом «Панорама».
  6. Справочник кадровика: журнал руководителя кадровой службы.
    Учрежден Издательским домом "Медиа Про".
  7. Человек и Закон: правовой журнал. Учрежден Министерством
    юстиции Российской Федерации и ООО «Журнал «Человек и Закон».
  8. «Электронная        библиотека. Право России»
  9. Справочная система «Консультант-плюс.»
  10. «Федеральные органы исполнительной власти» - сайт.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство)

тестирование

характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу

домашняя работа, индивидуальное проектное задание

объяснять взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской

домашние задания

12


службы

различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом

домашние работы, индивидуальное проектное задание

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности

тестирование

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью

Домашняя работа

анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации

Контрольная работа

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав

индивидуальные задания, домашние работы

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права

индивидуальные задания, контрольная работа

решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций)

индивидуальное проектное задание, контрольная работа

Знания:

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника налогоплательщика, потребителя, супруга, абитуриента);

контрольная работа, домашняя работа, индивидуальные задания

механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России

Домашняя работа, индивидуальное проектное задание

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...