Главные вкладки

    Статья по праву на тему:
    Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога


    предложен ряд нормативно-правовых актов по защите прав ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sayt.docx34.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога

    Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.

    Профессиональные знания социального педагога включают знание нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку).

    В своей профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется следующими документами:

    Международные нормативно-правовые документы

    • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
    • Конвенция ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.)

    Федеральные законы РФ

    • Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями)
    • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

    Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

    1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

    •  пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
    •  профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
    • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

    Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    • Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
    • Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

    1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

    2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

    3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

    4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

    • На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии <…>
    • Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра.

    Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями <…>][1]

    • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013 г.)
    • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 02.07.2013 г.)
    • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ред. от 02.07.2013 г.)
    • Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
    • Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» (действующая редакция от 01.09.2013 г.)
    • Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

    [Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

    • Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.
    • Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

    Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

    1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака: на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта <…>][2]

    • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

    [Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

    Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

    1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

    2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

    3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
    5) оправдывающая противоправное поведение;

    6) содержащая нецензурную брань;

    7) содержащая информацию порнографического характера;

    8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.][3].

    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей" http://www.rg.ru/2013/06/30/deti-site-dok.html - comments#comments
    • Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
    • Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"

    [Статья 53.4. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

    1. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя: социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

    2. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

    3. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования][4].

    • Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О полиции"
    • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних" http://www.rg.ru/2012/03/02/neswovershennoletnye-dok.html - comments#comments
    • Федеральный государственный образовательный стандарт
    • Указ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг."
    • Указ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (07.05.2012 г.)

    Государственные программы

    • Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России
    • Государственная программа РФ "Развитие образования 2013-2020 гг."
    • Государственная программа РФ "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 гг.
    • Государственная программа РФ "Развитие физической культуры и спорта" (2013 г.)
    • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (2012 г.)

    Нормативно-правовые документы Нижегородской области

    • Закон Нижегородской области от 28.12.2004 № 158-З «О мерах социальной поддержки многодетных семей»
    • Постановление Правительства Нижегородской области от 31.12.2004 № 303 «О порядке реализации Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-З «О мерах социальной поддержки многодетных семей»
    • Закон Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование»
    • Постановление Правительства Нижегородской области от 16.05.2006 № 173 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты детям из малоимущих семей ежегодной единовременной выплаты к началу учебного года и ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием»
    • Закон Нижегородской области от 24.11.2004 № 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей"
    • Постановление Правительства Нижегородской области от 17.12.2004 № 271 «О порядке реализации Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 130-З «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей»
    • Закон Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области»
    • Постановление Правительства Нижегородской области от 23.12.2004 № 288 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного опекунского пособия и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
    • Закон Нижегородской области от 30.12.2005 № 224-З  «О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемных семей на территории Нижегородской области»
    • Постановление Правительства Нижегородской области от  21.06.2006 № 201 «О Порядке предоставления материального обеспечения и мер социальной поддержки приемным семьям на территории Нижегородской области»
    • Постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 №315 (ред. от 25.12.2012 № 938) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
    • Целевая программа «Нижегородская семья» на 2011-2014 годы»,  утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области от 18.08.2010 №513
    • Региональная программа «Бесстрашное детство» утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 16 февраля 2011 года № 97.
    • Закон от 9 марта 2010 года № 23-З «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области».
    • Стратегия государственной молодежной политики Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства региона № 934 от 21.11.2011, министерством спорта и молодежной политики Нижегородской области в 2012 году внесены изменения в региональный Закон «О молодежной политике в Нижегородской области»
    • Постановление Правительства Нижегородской области от 3 сентября 2010 года № 574 «Об утверждении Положения о порядке отобрания ребенка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».
    • Постановление Правительства Нижегородской области от 28 декабря 2006 года № 446 "О Порядке направления несовершеннолетних граждан с девиантным поведением, проживающих на территории  Нижегородской области, на обучение и содержание в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа иного субъекта Российской Федерации"
    • Закон Нижегородской области № 141-Фз от 31.10.2012 г. «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области»http://www.rg.ru/2012/12/10/nizhnovgorod-zakon141-reg-dok.html - comments#comments
    • Приказ Министерства образования Нижегородской области и Министерства здравоохранения Нижегородской области от 16 сентября 2013 г. N 2076/2284 "Об организации межведомственной работы с обучающимися по профилактике употребления психоактивных веществ в муниципальных и государственных образовательных организациях Нижегородской области"
    • Приказ минобразования и минздрава Нижегородской области от 20.11.2013 N 2588/2851 "Об организации добровольного анонимного социально-психологического и иммунохроматографического тестирования обучающихся образовательных организаций Нижегородской области на предмет немедицинского потребления наркотиков и других токсических веществ"
    • Распоряжение правительства нижегородской области от 04.10.2013 № 2044-р "Об утверждении Плана мероприятий по проведению информационной кампании против насилия и жестокости в средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации в Нижегородской области на 2013-2014 годы"

    Кроме того, специалист сферы воспитания должен отслеживать изменения в нормативно-правовых актах, касающихся образования и воспитания детей и молодежи. Систематически необходимо обновлять нормативную базу через различные информационные источники: Интернет, публикации в средствах массовой информации, официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления, сборники нормативных документов и т.д.

    Пакет законодательных и нормативно-правовых актов по данной проблеме может быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения или в единой информационной базе.

    Названные законодательные акты не исчерпывают всего многообразия нормативно-правовых документов, регулирующих социально-педагогическую деятельность.


    Требования к социальным педагогам

    Руководители образовательных учреждений на основе должностных обязанностей социального педагога (приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.10 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»») разрабатывают и в установленном порядке утверждают должностную инструкцию социального педагога.

    При определении ведущих направлений социально-педагогической деятельности в учебно-воспитательном учреждении необходимо, прежде всего, учитывать особенности окружающей среды, в которой расположено учреждение, его основные цели и задачи, традиции и обычаи, специфику детского, педагогического коллектива, их взаимоотношения, существующую систему воспитательно-образовательной деятельности, личностные потребности детей, педагогов и родителей.

    Извлечения из приказа Mинздравсоцразвития России от 26.08.10 г. N 761н.

    1 октября 2010 г. вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638.[5]

    Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика", "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы.



    [1]Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. Доступ через www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149753/

    [2]Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Доступ через http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/?frame=1

    [3]Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Доступ через http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148988/

    [4]Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Доступ через http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148988/

    [5]Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н. Доступ через http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    курсовая работа Специфика профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении

    Министерство образования Московской областиГосударственное образовательное учреждение высшегоПрофессионального образованияМосковский Государственный областной гуманитарный институтФакультет: соц...

    Описание профессиональной деятельности социального педагога

    Представляю описание   моей профессиональной деятельности в должности социального педагога....

    Экспертная оценка профессиональной деятельности социального педагога

    Презентация содержит материал, раскрывающий направления работы социального педагога специальной /коррекционной / школы-интерната VIII вида и рекомендуется для ознакомления  специалистам - э...

    Место норм этики и права в профессиональной деятельности социального педагога

    Эссе, мои размышления о правах социального педагога....

    Методическая разработка обучающего семинара «Нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования»

    В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация с...

    Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

    В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...

    Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля"

    Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля”....