Место норм этики и права в профессиональной деятельности социального педагога
статья ( класс) по теме

Квятковская Ольга Станиславовна

Эссе, мои размышления о правах социального педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Место норм  этики и права в профессиональной деятельности социального педагога»

(Эссе)

Сеятели разумного, доброго, вечного

Воспитатель сам должен быть воспитан.

                                                           (К. Маркс)

Здравствуйте, хочу представиться, я, Квятковская Ольга Станиславовна, социальный педагог ГБОУ школы №217 Красносельского района. Работаю в данной должности совсем недавно, но мне она очень нравится. Когда я шла на данную должность совсем мало знала о том, что мне предстоит  делать.  Но знала одно, что и роднит нас просто с педагогом, что объектом нашего внимания будет ребёнок, его развитие и становление в обществе.  Кто же такой социальный педагог, какими нормами этики и права он должен обладать? Над этими вопросами я хочу и поговорить.

Как же дать точное определение, кто такой социальный педагог? Если мы заглянем в толковый словарь, то «социальный» - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Таким образом, социальный педагог — человек, деятельность которого направлена на …. Многие направления, какие сейчас я постараюсь разобрать.

Одним из первых направлений,  это взаимодействие школы и учащихся, а также их родителей. Ведь для того чтобы занять какое-то положение в социуме, нужно получить хоть чуточку знаний и умений. Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным.

Во-вторых, я бы сказала, что  социальный педагог является связующим звеном между школой и окружающим её миром. Договориться о совместных действиях и мероприятиях, постараться уладить конфликтную ситуацию между родителями и педагогами, организовать встречу школьников с нужными людьми и в нужное время. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, полицией, со службами сопровождения. Он везде и всегда должен представлять и защищать интересы ребёнка в государственных учреждениях, различных комиссиях, административных органах.

На мой взгляд, я должна успеть везде, и это, действительно, так, потому что социальный педагог объединяет в себе воспитателя, социального работника, педагога дополнительного образования, психолога, педагога, организатора воспитательной деятельности и в чём-то - юриста. А если юриста, значит, он должен соблюдать определенные нормы этики и права в своей профессиональной деятельности.

Под этическими нормами понимаются социально и профессионально значимые качества личности социального педагога, стиль его поведения и общения, нравственные идеалы и личностные ориентации, необходимые для профессиональной деятельности.

Этические нормы и профессиональные стандарты являются неделимым целым подготовки социальных педагогов, так как составляют системообразующую основу профессии.

Социальный педагог должен хорошо быть ознакомлен со своими должностными инструкциями,  под рукой всегда должны быть все законы и выписки из них, которые он обязан использовать при беседе с  детьми, родителями и  педагогами. Также должен знать основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экономическую, демографическую, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; навыки анализа и программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику. Способствовать реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча, пропаганде здорового образа жизни.

Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение и педагога стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребенка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.

Социальный педагог не похож на школьного учителя или другого работника школьного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность, общаться с семьей, "трудиться" в микрорайоне, где нет привычной ситуации с распределенным школьным режимом, наличием авторитетов, а есть семья, «тусовка», разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым. Где есть свои правила, но социальный педагог должен  быть компетентен во всех вопросах и найти ниточку взаимодействия с обществом.

В процессе работы, я понимаю, часто сложны взаимоотношения социального педагога со школой и учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Очень часто классные руководители не понимают и не ведут работы со сложными учениками, а ведут сразу к социальному педагогу, который, по их мнению, «должен сразу привести их в чувства». Но все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми. Поэтому я считаю, что норма этики должна быть на высоком уровне не только у социального педагога, но и у любого учителя, ведь дети не виноваты, в том, что у учителя  иногда плохое настроение, поэтому он на них повышает голос. Когда ученик действительно не понимает, а  учитель говорит, что он должен был понять.
                Судьба социального педагога во многом зависит от школы и успех последней прямо связан с умелыми действиями социального педагога.

     Поэтому  я  считаю, что социальный педагог в виду своей компетентности, должен проводить работу и разъяснять права и обязанности, а также работать с детьми, родителями и педагогами, которые должны помогать решать  проблемы учащихся.

Кроме того, социальный педагог — носитель информации и социального опыта, которые он посредством специфических методов и приемов должен передавать коллегам.

Поэтому важнейшим требованием к организации профессиональной социально-педагогической деятельности является его постоянное самообразование. Активное познание окружающего мира через различные формы взаимодействия с социальной действительностью и трансформировать собственные знания и опыт в достояние других людей, которые в силу различных причин не могут самостоятельно получить адекватную информацию об окружающем мире,- обязательная составляющая профессионально-этического кодекса социального педагога.

Я считаю, что социальный педагог должен уважать личность, с которой работает. Одной из важных составляющих работы является  развитие принципов самопомощи и взаимопомощи, он должен выявить и развить уже имеющиеся внутренние  резервы учащегося или семьи. Социальный педагог не должен быть постоянной опорой, на которую ученик  и педагог будет опираться всю школьную жизнь. Я считаю, что это формирует иждивенческую позицию. Задача социального педагога состоит в том, чтобы научить человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, восстанавливать связи с социумом, с группой, с самим собой, мобилизовав все имеющиеся внутренние возможности и резервы.

Нормы профессиональной этики социального педагога, работающего с людьми, чьи возможности здоровья и социализации ограниченны, являются «внутренним профессиональным цензором», позволяющим соотносить свои действия и поступки с неким нравственным эталоном, образцом, контролировать свою профессиональную компетентность. Не случайно многие этические нормы, которые вырабатывались на всем протяжении исторического периода становления и развития профессиональной социально-педагогической деятельности, направлены не только на объект деятельности (лиц с ограниченными возможностями), но и на личностную сферу специалиста, к его субъективному «Я».

На мой взгляд, в личностном стержне социального педагога обязательно должно присутствовать чувство собственного достоинства, иначе он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать того же у ребёнка, нуждающегося в помощи. А ведь именно чувство собственного достоинства есть обязательное условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. И важнейшим является умение любить. Красивых и успешных детей любить легко, на это способен почти каждый. А вот позаботится  о забитых, неухоженных, колючих подопечных способен далеко не каждый.

Профессия социального педагога важна и актуальна для общества, ведь этот специалист помогает детям найти своё место в жизни, свою дорогу. Благородна высокая цель работы соцпедагога – помочь «трудным» детям стать полноправными членами общества. Но все это невозможно без знания законов и норм этики в профессиональной деятельности.

Несмотря на все сложности, проблемы, где-то неудачи, а где-то порой и не знание законов, которых  очень много, мне интересна эта работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа Специфика профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении

Министерство образования Московской областиГосударственное образовательное учреждение высшегоПрофессионального образованияМосковский Государственный областной гуманитарный институтФакультет: соц...

Описание профессиональной деятельности социального педагога

Представляю описание   моей профессиональной деятельности в должности социального педагога....

Экспертная оценка профессиональной деятельности социального педагога

Презентация содержит материал, раскрывающий направления работы социального педагога специальной /коррекционной / школы-интерната VIII вида и рекомендуется для ознакомления  специалистам - э...

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога

предложен ряд нормативно-правовых актов по защите прав ребенка....

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...

Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля"

Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля”....