Конспект урока
план-конспект урока по праву (11 класс) на тему

Котунов Игорь Владимирович

Конспект урока в 11 классе по предмету "Человек.Общество.Право." на тему: "Социальная стратификация и мобильность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chop_11.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

План урока № 11

Предмет:   Человек. Общество. Право.

Тема урока:  Социальная стратификация и мобильность 

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный, совершенствование ЗУН, обобщающий, контрольный

Методы: беседа, составление схем, работа с учебником

Цели урока: 

              Обучающая: изучить теорию стратификации общества, рассмотреть основные социальные группы

              Развивающая: уметь различать признаки социальных классов, отличать открытое и закрытое общество, характеризовать их

              Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию

Оборудование: интерактивное

Межпредметные связи: история

Основные понятия, которые должны знать учащиеся в конце урока: стратификация, классы, страты, мобильность и ее разновидности, миграция.

Ход урока.

Оргмомент:  Проверка посещаемости по журналу

Повторение домашнего задания:

Работа по карточкам (на соответствие терминов и понятий, составление схем)

План изложения нового материала.

  1. Социальная стратификация
  2. Социальная мобильность

Основные моменты изложения нового материала:

  1. Стратификация – совокупность больших групп людей (страты), расположенных иерархически по критериям социального неравенства: доход, власть, образование и престиж. Автор теории Питирим Сорокин.

Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли.

Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя — 9 лет, полная средняя —11, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий.

                                Исторические типы стратификации

Закрытое общество                                                Открытое общество

(переход из одной страты в                                          (допускаются свободные

другую практически не возможен)                                      переходы)

1Рабство                                                                                          1Классы

2Касты

3Сословия

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне и пр.)

Класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

Высший класс

Средний класс

Низший класс

Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Нижний — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.

Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряду рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т. п.

2. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. 

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто — вниз.

                                               Виды мобильности

Межпоколенная                                                                       Внутрипоколенная

 (дети в сравнении с родителями)                                     (социальная карьера)

                                                   Типы мобильности

Вертикальная                                                                     Горизонтальная

Восходящая                                                                   географическая мобильность

Нисходящая

Мобильность может быть: индивидуальной и групповой, добровольной и принудительной. (подумайте над примерами)

Задание: Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этих суждений? (1 на выбор)

• Богатства желают, бедности избегают.

• Богатыми люди становятся по желанию, а бедными — по принуждению.

• К «новым бедным» относят самую образованную часть общества —интеллигенцию, которая в развитом обществе всегда входит в средний и высший класс.

• Бедность — это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

Вопросы для закрепления (рефлексия):

  1. Приведите примеры индивидуальной принудительной и и добровольной мобильности, групповой.
  2. Приведите примеры мобильности из сказок.

Домашнее задание: Домашнее задание §27, учить конспект. Подобрать примеры из школьного курса литературы представителей высшего, среднего, низшего классов с указанием автора и названия книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...