Внеклассное мероприятие "Мир начинается с детства" для учащихся 5-6 классов
методическая разработка по праву (6 класс) на тему

Король Ирина Григорьевна

Возраст участников: 12 - 13 лет

Цель:

1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.

2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

• познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

• на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;

• помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka_razrabotka.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Мир начинается с детства"

для учащихся 5-6 классов

Форма: конкурсная программа

Возраст участников: 12 - 13 лет

Цель:

1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.

2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

• познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

• на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;

• помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход мероприятия.

Звучит «Лунная соната»Бетховена. Ведущий читает сказку «Как Светик появилась на свет».

Ранним весенним утром, когда все на земле ещё спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку. 
- Почему ты такая бледная? – спросил луч. 
- Потому что я не настоящая девочка, а мечта, - ответила малышка. 
- Чья мечта? – удивился луч. 
- Мама и папа мечтают обо мне во сне, - объяснила девочка.
- Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч.
- Я исчезну, когда мама и папа проснутся, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, - заплакала девочка.
- Не плачь, - попросил луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.
Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала розовая крохотная малышка и громко плакала: «Мама! Мама!»
Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на руки, крепко прижала к себе и воскликнула:
- Это самая красивая девочка в мире!
Вдруг к ней пришла тревожная мысль.
- Чья эта чудесная малышка? Как она здесь появилась?
- Неважно, откуда появилась эта малышка, главное – это новая жизнь. Каждый ребёнок имеет право на жизнь, - торжественно произнёс папа, и мама с ним согласилась.

Ведущий: Ваши родители тоже мечтали о появлении на свет своего ребёнка. И ваше рождение для них – самое важное и счастливое событие в их жизни. Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит даже одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Ведущий 1. Тема сегодняшней встречи «Мир начинается с детства».

Ведущий 2: Как вы только что услышали, ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых.

Ведущий 1:Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе общество стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка.

Ведущий 2:Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни.

Ведущий 1: Ребенок верит в любовь, силу и добро взрослых.

- Скажите, кто, прежде всего, проявляет заботу о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?

Конечно, ваши родители, семья.

Ведущий 2:Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной задачей считают защиту детей.

Ведущий 1:Сегодня мы с вами поговорим об основных личных правах человека.

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: «Имею право!»

Ведущий 2. Как вы думаете, что такое права человека? (Правила, по которым живут люди в стране)

(Права человека- принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага)

Ведущий 1:Предлагаем вам не только поговорить о ваших правах и свободах, но и принять участие в конкурсной программе.

Команды, займите места за столиками!

(Представление членов жюри)

Ведущий 2: Давайте вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка?Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром.
   В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.
И только в конце XIX — начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый.
В 1959 г. принимается Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей. (Слайд 1, 2

Ведущий 1:Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенция о правах ребенка.

(игрокам) Возникает вопрос, до какого возраста человек является ребенком?

из Конвенции о правах ребёнка:

1: Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

2: Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Ведущий 1:Государство взяло на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

Конкурс: «Полет на воздушном шаре».

Инструкция.

Представьте, что вы - аэронавты, путешествующие на воздушном шаре. Набрав высоту, шар вдруг начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав ребенка. Нужно оставить только три из них, чтобы шар вновь набрал высоту.

Карточки:

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

                           Вопросы для обсуждения игры.

1.Почему вы оставили только эти три права?

2.Какое они имеют значение для вас?

Ведущий 2:Помимо прав у каждого человека есть обязанности и ответственность. Права тесно связаны с обязанностями.

Ведущий 1:Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл права.

Конкурс «Права литературных героев»(используется мультимедийная презентация)

1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу?

(«Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»)

2. Какой литературный герой мог пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилья?

(«Заюшкина избушка», «Три поросенка»)

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?(«Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребенка на заботу? («Двенадцать месяцев» мачеха послала сироту в декабрьскую стужу в лес за подснежниками и приказала не возвращаться без них обратно)

5. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщины, совершает похищение молодой красавицы с целью вступления в брак, нарушая право на неприкосновенность и свободу? («Царевна-лягушка»)

6. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница»)

Вопрос болельщикам:

В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»?

(«Золушка» Мачеха и сестры не разрешали Золушке поехать на бал, а заставляли ее переделать много домашних дел)

Ведущий 2:Именно права человека делают нас людьми. Наши права – это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство. Права важны для каждого человека.

                         Ведущий 1: Викторина «Право»

Команды по очереди отвечают на вопрос. Если команда затрудняется с ответом, можно просить помощи у зала, но получаете меньшее количество баллов.

1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

1) от самого ребенка;

2) от его родителей;

3) от государства.

2. Право на выбор занятий и объединения есть:

1) у каждого;

2) только у взрослых;

3) у учащихся школ.

3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если:

1) с этим согласны его родители;

2) это не приносит вреда государству;

3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества.

4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста:

1) 8 лет;

2) с 10 лет;

3) 12 лет;

4) 16 лет.

Ведущий 2:Конкурс «Песни о правах»

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет речь.

1. «В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие)

2. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний)

3. «Наташка-первоклашка» (право на образование)

Ведущий 1:

Пока вы все - ученики,

Учите уроки , подавайте дневники.

Досугу – час, а в школе все вниманье.

Используете вы право на… (образование)

Ведущий 2:

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны/

Поэтому, чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

Ведущий 1:А сейчас предлагаем обсудить важные вопросы, появившиеся с момента появления первых школ и учащихся в них: «Что школьники могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?».

Ведущий 2:Без ясного ответа на эти вопросы жизнь в школе превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Ведущий 1:Школа – это часть государства. Каждый школьник имеет свои права и обязанности.

Ведущий 2:В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся? Как он называется, ребята?

Ответ: Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Ведущий 1: Как вы думаете, можно ли права отделять от обязанностей?

Ответ: Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.

Ведущий 2: Конкурс «Права и обязанности». Распределите в два столбика права и обязанности школьника.

1.Уважение мнений всех учащихся и учителей.

2. Бесплатное образование.

3. Удобное рабочее место.

4. Посещение школы в предназначенное для этого время.

5.Активное приобретение знаний.

6. Защита личной собственности.

7.Примерное поведение на уроках и переменах.

8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.

9. Бережное отношение к школьному имуществу.

10. Сотрудничество с учителями.

Ответ: Права: 2, 3, 5, 6, 10. Обязанности: 1, 4, 7, 8, 9

Ведущий1:А пока команды выполняют задание,конкурс для болельщиков

Выбрать только те предложения, которые приемлемы для класса:

1.Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

2.Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

3. В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.

5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

6. В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее.

7. В классе должен быть вожак, и все должны ему подчиняться.

8. Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.

9. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.

10.Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

11.Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.

12.Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.

13.Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

14.Вести себя хорошо только на перемене, а на переменах можно баловаться и шалить.

Ведущий 1:Конкурс «Домашнее задание»

-Представители каждой команды читают стихи о правах детей.

Ведущий 1:Наша игровая программа закончилась. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Подведение итогов.

Ведущий 2:Права важны для каждого человека и для страны в целом. Но права и свободы нуждаются в бережном отношении.

Ведущий 1:Необходимо с детства научиться пользоваться своими правами, помня, что твои права не должны нарушать прав другого человека и приносить ему вред. А для этого нужно быть добрыми детьми, и тогда не надо прилагать усилий для выполнения своих прав, это будет происходить само собой, без всяких усилий с вашей стороны.

(Звучит песня «Дорога добра»)

Используемая литература:

1.С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в современной школе», Воронеж, 2006

2.Г.Г. Кулинич «Сценарии мероприятий и праздников», М. «ВАКО», 2007

3.Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок» №7/2007

4.Разработки занятий по программе «Основы здорового образа жизни» (7-9кл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 классов Игра «Устами младенцев»

Внеклассное мероприятие по математике  для учащихся 7-8 классов Игра «Устами младенцев»...

Разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальный марафон", для учащихся 8-9 классов

Разработка интеллектуального марафона, который я подготовила для учащихся 8-9 классов, проводилась среди школ нашего района.Цель игры: ·        Неформальный срез зна...

Внеклассное мероприятие "Математически ринг" для учащихся 5-6 классов

Материал содержит план-конспект и презентацию....

внеклассное мероприятие :" Наш Тютчев" для учащихся 5-8 классов

Прекрасный материал для знакомства с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева...

Общешкольное внеклассное меропритие "Золотая осень" для учащихся 5-6 классов

Вашему вниманию предлагаю праздник Осени для учащихся 5-6 классов. За неделю до игры, каждый класс получает приглашение для участия и домашнее задание:   Придумать название и эмблему кома...

Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов

Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...